Матекина Татьяна Викторовна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова» г. Новочеркасск, Ростовская область Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс - это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход к образованию принято называть - инклюзивное образование. Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство понятие «инклюзивное образование».
Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [6, с. 2]. Закон «Об образовании» закрепляет не только понятие, но и ряд важных механизмов, усиливающих инклюзивный потенциал российского образования.
Процесс возникновения и становления инклюзивного образования в мире включает несколько важных этапов. Начиная с середины XX века, предпринимаются поиски путей совместного обучения детей с отклонениями в развитии с обычными сверстниками. Мировое сообщество, ориентированное на демократические основы общества, призывает реформировать, так называемую «медицинскую модель», когда дети с отклонениями в развитии в процессе образования помещаются в специализированные образовательные учреждения. Предлагается не изолировать детей с особыми образовательными потребностями, а интегрировать их в социальную среду. Усилия мирового педагогического сообщества относительно концепции интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями, привели к тому, что в 1994 году под эгидой ЮНЕСКО на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в г. Саламанка (Испания) были провозглашены принципы инклюзивного образования. «Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними» [5, с. 11].
В Саламанской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» были, впервые на международном уровне, провозглашены принципы инклюзивного образования: - каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний; - каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности; - необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей; - лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей, с целью удовлетворения этих потребностей [1, с. 12].
В образовательных учреждениях реализация принципов инклюзивного образования основана на базовых формах, приемах, подходах: - адаптивная образовательная среда (возможность обучения в помещениях образовательного учреждения, технические средства и технологии обучения); - индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с особыми образовательными потребностями; - психолого-педагогическое заключение образовательного учреждения для лиц с особыми образовательными потребностями; - компетентность преподавателя в области образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации; - повышение квалификации преподавателей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования; - рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с образовательными стандартами; - индивидуальная образовательная траектория в обучении; - социальная реабилитация в образовательном учреждении и вне его; - психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации; - ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса; - сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи.
Таким образом, основными принципами инклюзивного образования являются: доступность, гуманность, индивидуально-личностный подход, социализация, психолого-медико-педагогическое сопровождение. Реализация и развитие инклюзивного образования, согласно основным принципам инклюзивного образования требует, колоссальной работы для определения задач инклюзивного образования.
Создание определенных условий для включения лиц с особыми образовательными потребностями в массовую образовательную среду образовательного учреждения является задачами инклюзивного образования, к которым можно отнести: - создание образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей как общих, так и лиц с особыми образовательными потребностями; - обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с нарушением развития с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов; - разработка методического обеспечения с учетом специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения образовательных задач, что будет способствовать успешному обучению; - интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций; - обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции лиц с особыми образовательными потребностями в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам; - повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с лиц с особыми образовательными потребностями различной специфики и выраженности; - формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к лицам с особыми образовательными потребностями.
Можно выделить «ряд условий, способствующих реализации инклюзивного образования: устойчивая государственная социальная политика, ориентированная на разработку и реализацию концепций, программ и технологий интеграции в отношении всех членов общества, независимо от уровня их психофизического развития; государственная социальная политика направленная на материальную поддержку семей, имеющих детей с ОВЗ; разработка законодательной базы интегрированного (инклюзивного) образования; формирование толерантного отношения в обществе к лицам с ограниченными возможностями; своевременное выявление онтогенетических отклонений, реализация практик ранней интервенции и проведение коррекционно-развивающих мероприятий, начиная с дошкольного возраста; развитие социально-медицинских центров помощи детям с проблемами, где все сложные дети могли бы получать не только квалифицированную медицинскую и психологическую поддержку, но и находить занятия по интересам; создание европейского уровня эргономики вновь возводимых зданий, общественного транспорта, учитывающих и потребности детей с ОВЗ» [2, с. 13]. В настоящее время практически во всех образовательных учреждениях присутствует контингент учащихся с отклонениями в развитии, поэтому актуализируется разработка педагогических технологий по оказанию им психолого-педагогической помощи. Необходимо разработать систему образовательных мероприятий, которая позволит организовать интегрированную коррекционно-развивающую работу, что в свою очередь будет способствовать максимальной реализации потенциальных возможностей таких учащихся.
На сегодняшний момент в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями: - дифференцированный подход в обучении детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях; - интегрированный подход в обучении детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях; - адаптивный подход, основанный на концепциях адаптации. На его основе можно разрабатываются модели психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса.
В основу концепции психолого-педагогической помощи должен быть положен системный подход, который включает: - доступность (полноценный доступ к образованию по месту жительства для каждого ребенка); - личностный подход (разработка и реализация образовательных траекторий, в том числе и индивидуальных; - социализация и социальная интеграция учащихся.
В последние годы в России активно развивается процесс интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ОВЗ. Существуют различные модели интеграции. Одна из них, более распространенная в России, предполагает обучение детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа. Другим вариантом интегрированного образования является обучение детей с ОВЗ в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. В этом случае обучение лиц с особыми образовательными потребностями, расположенных по месту жительства родителей, позволяет проживание и воспитание в семье, обеспечивает общение с нормально развивающимися детьми, что способствует оптимизации социальной адаптации и интеграции в общество. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении [2, с. 90]. Мировая практика инклюзивного образования показывает, что, начиная с 1970-х годов, за рубежом ведется также разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями. В современном образовательном пространстве стран Европы и США широкое распространение получили несколько подходов: (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики с ограниченными возможностями общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия, подразумевает реформирование школ и перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения. Анализ практики внедрения концепции «интеграции» в систему общего образования детей с ОВЗ во многих странах мира Великобритании, Германии, Дании, Канаде, Италии, США, Швеции показывает, что первые попытки совместного обучения детей не всегда были успешными [4, с. 23].
Проблемами внедрения интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования явились следующие: - неготовность общества в целом к интеграционным процессам, к взаимодействию и принятию данной категории детей; - негативное восприятие, а нередко и полное неприятие, педагогами общеобразовательных школ новой для них роли и ответственности; - отсутствие в традиционной системе образования системы специальных образовательных услуг и условий для детей с ОВЗ.
Однако ряд стран Европы, США, Япония, как наиболее развитые страны мира, смогли развить идею инклюзивного образования и создать для реализации инклюзивного образования, наряду с имеющейся системой специального образования, параллельную образовательную среду в системе массового образования. Кроме этого, городская инфраструктура была сделана максимально доступной для лиц с ограниченными возможностями, были сняты информационные и иные барьеры, которые ограничивали возможности участия этой категории населения в социальной жизни [1, с. 10]. В настоящее время в развитии инклюзивного образования действует так называемая «социальная модель», в которой акцент смещается в сторону готовности общества и школы. Модель «нормализации», как и «социальная» модель подразумевают максимально полное включение детей с ограниченными возможностями в жизнь общества. В соответствии с данным положением, в школьную программу должно входить обучение определенным фундаментальным навыкам и приемам в том числе и тех, которые связаны с возможностью выбора профессии, позволяющих учащемуся по окончании школы стать независимым, а также навыками, которые позволят ему интегрироваться в общество на основе взаимодействия со всеми людьми: с нарушениями в развития или без них. Реализация данных моделей рассматриваются сегодня в системе образования зарубежных стран (Англии, США, Швеции) с позиции функционального и интегрированного подходов. В функциональном подходе большое внимание уделяется адаптации среды к возможностям, созданию системы социальных связей, развитию способностей, детей с особыми образовательными потребностями. Сторонники интеграции утверждают, взаимодействие ребенок - общество может состояться, если ребенок с особенностями развития будет учиться в обычной общеобразовательной школе вместе с обычными детьми. Заметим, что понятия интеграция и инклюзия имеют значительное различие: интегрированное обучение рассматривает ребенка с ОВЗ как проблему. Чтобы он соответствовал школьной программе и вписался в общество, его нужно изменить, реабилитировать. При этом окружающие не обязаны подстраиваться под него. Например, глухой ребенок должен носить слуховой аппарат и учиться говорить, а его сверстники и учителя не будут осваивать язык жестов и другие невербальные формы взаимодействия. Инклюзивное образование меняет не ребенка с ОВЗ, а подход к нему. В основе этого подхода лежит утверждение, что все дети разные, и система школьного образования должна удовлетворять индивидуальные потребностей всех учащихся, как здоровых, так и с нарушениями развития. Инклюзия подразумевает гибкое, ясное, доступное обучение, которое позволяет ученикам осваивать программу с разной скоростью и в разных объемах.
Но и инклюзивное образование, по нашему мнению, преждевременно считать универсальной моделью образования, поскольку: - качественная инклюзия - «дорогое удовольствие», часто неподъемное для бюджета многих стран; - выбор психолого-педагогической поддержки должен быть оптимальным в каждом индивидуальном случае: для некоторых детей это будет инклюзивный класс, для других - профильная школа, для третьих - коррекционная школа; - образовательный процесс не должен страдать при реализации инклюзивного обучения, каким бы ценным и полезным с гуманистической точки зрения ни был опыт общения с особым сверстником.
В то же время мы уверены, что инклюзивное образование вносит большой вклад в развитие гуманистического общества, и многим детям оно открывает возможности развития, которые были бы недоступны им в специальном учреждении.
Список литературы 1. Алёхина С.В. Инклюзивное образование: история и современность / С.В. Алёхина. - М.: Первое сентября, 2013. - 33 с. 2. Малофеев Н.Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - №2. - С. 86-94. 3. Мамедова Л.В. Педагогика и психология инклюзивного образования / Л.В. Мамедова, Ю.В. Кобазова. - Нерюнгри: Изд-во ТИ (ф) С ВФУ, 2015. - 112 с. 4. Ливенцева Н.А. Проблемы практической реализации инклюзивного образования в США и странах Европы / Н.А. Ливенцева // Современная зарубежная психология. - 2012. - №1. - С. 20-29 [Электронный ресурс]. 5. Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года [Электронный ресурс]. 6. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ [Электронный ресурс]. Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 июня 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 308 с.
|