На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Особенности организации инклюзивного образования
Особенности организации инклюзивного образования
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Матекина Татьяна Викторовна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова» г. Новочеркасск, Ростовская область

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс - это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход к образованию принято называть - инклюзивное образование. Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство понятие «инклюзивное образование».

Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [6, с. 2]. Закон «Об образовании» закрепляет не только понятие, но и ряд важных механизмов, усиливающих инклюзивный потенциал российского образования.

Процесс возникновения и становления инклюзивного образования в мире включает несколько важных этапов. Начиная с середины XX века, предпринимаются поиски путей совместного обучения детей с отклонениями в развитии с обычными сверстниками. Мировое сообщество, ориентированное на демократические основы общества, призывает реформировать, так называемую «медицинскую модель», когда дети с отклонениями в развитии в процессе образования помещаются в специализированные образовательные учреждения. Предлагается не изолировать детей с особыми образовательными потребностями, а интегрировать их в социальную среду.
Усилия мирового педагогического сообщества относительно концепции интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями, привели к тому, что в 1994 году под эгидой ЮНЕСКО на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в г. Саламанка (Испания) были провозглашены принципы инклюзивного образования.
«Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними» [5, с. 11].


В Саламанской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» были, впервые на международном уровне, провозглашены принципы инклюзивного образования:
- каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
- каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
- необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
- лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей, с целью удовлетворения этих потребностей [1, с. 12].


В образовательных учреждениях реализация принципов инклюзивного образования основана на базовых формах, приемах, подходах:
- адаптивная образовательная среда (возможность обучения в помещениях образовательного учреждения, технические средства и технологии обучения);
- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с особыми образовательными потребностями;
- психолого-педагогическое заключение образовательного учреждения для лиц с особыми образовательными потребностями;
- компетентность преподавателя в области образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
- повышение квалификации преподавателей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
- рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с образовательными стандартами;
- индивидуальная образовательная траектория в обучении;
- социальная реабилитация в образовательном учреждении и вне его;
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
- ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса;
- сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи.


Таким образом, основными принципами инклюзивного образования являются: доступность, гуманность, индивидуально-личностный подход, социализация, психолого-медико-педагогическое сопровождение.
Реализация и развитие инклюзивного образования, согласно основным принципам инклюзивного образования требует, колоссальной работы для определения задач инклюзивного образования.


Создание определенных условий для включения лиц с особыми образовательными потребностями в массовую образовательную среду образовательного учреждения является задачами инклюзивного образования, к которым можно отнести:
- создание образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей как общих, так и лиц с особыми образовательными потребностями;
- обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с нарушением развития с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
- разработка методического обеспечения с учетом специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения образовательных задач, что будет способствовать успешному обучению;
- интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции лиц с особыми образовательными потребностями в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с лиц с особыми образовательными потребностями различной специфики и выраженности;
- формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к лицам с особыми образовательными потребностями.


Можно выделить «ряд условий, способствующих реализации инклюзивного образования: устойчивая государственная социальная политика, ориентированная на разработку и реализацию концепций, программ и технологий интеграции в отношении всех членов общества, независимо от уровня их психофизического развития; государственная социальная политика направленная на материальную поддержку семей, имеющих детей с ОВЗ; разработка законодательной базы интегрированного (инклюзивного) образования; формирование толерантного отношения в обществе к лицам с ограниченными возможностями; своевременное выявление онтогенетических отклонений, реализация практик ранней интервенции и проведение коррекционно-развивающих мероприятий, начиная с дошкольного возраста; развитие социально-медицинских центров помощи детям с проблемами, где все сложные дети могли бы получать не только квалифицированную медицинскую и психологическую поддержку, но и находить занятия по интересам; создание европейского уровня эргономики вновь возводимых зданий, общественного транспорта, учитывающих и потребности детей с ОВЗ» [2, с. 13].
В настоящее время практически во всех образовательных учреждениях присутствует контингент учащихся с отклонениями в развитии, поэтому актуализируется разработка педагогических технологий по оказанию им психолого-педагогической помощи. Необходимо разработать систему образовательных мероприятий, которая позволит организовать интегрированную коррекционно-развивающую работу, что в свою очередь будет способствовать максимальной реализации потенциальных возможностей таких учащихся.


На сегодняшний момент в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированный подход в обучении детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях;
- интегрированный подход в обучении детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- адаптивный подход, основанный на концепциях адаптации. На его основе можно разрабатываются модели психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса.


В основу концепции психолого-педагогической помощи должен быть положен системный подход, который включает:
- доступность (полноценный доступ к образованию по месту жительства для каждого ребенка);
- личностный подход (разработка и реализация образовательных траекторий, в том числе и индивидуальных;
- социализация и социальная интеграция учащихся.


В последние годы в России активно развивается процесс интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ОВЗ. Существуют различные модели интеграции. Одна из них, более распространенная в России, предполагает обучение детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа. Другим вариантом интегрированного образования является обучение детей с ОВЗ в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. В этом случае обучение лиц с особыми образовательными потребностями, расположенных по месту жительства родителей, позволяет проживание и воспитание в семье, обеспечивает общение с нормально развивающимися детьми, что способствует оптимизации социальной адаптации и интеграции в общество.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении [2, с. 90].
Мировая практика инклюзивного образования показывает, что, начиная с 1970-х годов, за рубежом ведется также разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями.
В современном образовательном пространстве стран Европы и США широкое распространение получили несколько подходов: (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion).
Мэйнстриминг предполагает, что ученики с ограниченными возможностями общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.
Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них.
Включение, или инклюзия, подразумевает реформирование школ и перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Анализ практики внедрения концепции «интеграции» в систему общего образования детей с ОВЗ во многих странах мира Великобритании, Германии, Дании, Канаде, Италии, США, Швеции показывает, что первые попытки совместного обучения детей не всегда были успешными [4, с. 23].


Проблемами внедрения интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования явились следующие:
- неготовность общества в целом к интеграционным процессам, к взаимодействию и принятию данной категории детей;
- негативное восприятие, а нередко и полное неприятие, педагогами общеобразовательных школ новой для них роли и ответственности;
- отсутствие в традиционной системе образования системы специальных образовательных услуг и условий для детей с ОВЗ.


Однако ряд стран Европы, США, Япония, как наиболее развитые страны мира, смогли развить идею инклюзивного образования и создать для реализации инклюзивного образования, наряду с имеющейся системой специального образования, параллельную образовательную среду в системе массового образования. Кроме этого, городская инфраструктура была сделана максимально доступной для лиц с ограниченными возможностями, были сняты информационные и иные барьеры, которые ограничивали возможности участия этой категории населения в социальной жизни [1, с. 10].
В настоящее время в развитии инклюзивного образования действует так называемая «социальная модель», в которой акцент смещается в сторону готовности общества и школы. Модель «нормализации», как и «социальная» модель подразумевают максимально полное включение детей с ограниченными возможностями в жизнь общества. В соответствии с данным положением, в школьную программу должно входить обучение определенным фундаментальным навыкам и приемам в том числе и тех, которые связаны с возможностью выбора профессии, позволяющих учащемуся по окончании школы стать независимым, а также навыками, которые позволят ему интегрироваться в общество на основе взаимодействия со всеми людьми: с нарушениями в развития или без них.
Реализация данных моделей рассматриваются сегодня в системе образования зарубежных стран (Англии, США, Швеции) с позиции функционального и интегрированного подходов. В функциональном подходе большое внимание уделяется адаптации среды к возможностям, созданию системы социальных связей, развитию способностей, детей с особыми образовательными потребностями.
Сторонники интеграции утверждают, взаимодействие ребенок - общество может состояться, если ребенок с особенностями развития будет учиться в обычной общеобразовательной школе вместе с обычными детьми.
Заметим, что понятия интеграция и инклюзия имеют значительное различие: интегрированное обучение рассматривает ребенка с ОВЗ как проблему. Чтобы он соответствовал школьной программе и вписался в общество, его нужно изменить, реабилитировать. При этом окружающие не обязаны подстраиваться под него. Например, глухой ребенок должен носить слуховой аппарат и учиться говорить, а его сверстники и учителя не будут осваивать язык жестов и другие невербальные формы взаимодействия.
Инклюзивное образование меняет не ребенка с ОВЗ, а подход к нему. В основе этого подхода лежит утверждение, что все дети разные, и система школьного образования должна удовлетворять индивидуальные потребностей всех учащихся, как здоровых, так и с нарушениями развития. Инклюзия подразумевает гибкое, ясное, доступное обучение, которое позволяет ученикам осваивать программу с разной скоростью и в разных объемах.


Но и инклюзивное образование, по нашему мнению, преждевременно считать универсальной моделью образования, поскольку:
- качественная инклюзия - «дорогое удовольствие», часто неподъемное для бюджета многих стран;
- выбор психолого-педагогической поддержки должен быть оптимальным в каждом индивидуальном случае: для некоторых детей это будет инклюзивный класс, для других - профильная школа, для третьих - коррекционная школа;
- образовательный процесс не должен страдать при реализации инклюзивного обучения, каким бы ценным и полезным с гуманистической точки зрения ни был опыт общения с особым сверстником.


В то же время мы уверены, что инклюзивное образование вносит большой вклад в развитие гуманистического общества, и многим детям оно открывает возможности развития, которые были бы недоступны им в специальном учреждении.


Список литературы
1. Алёхина С.В. Инклюзивное образование: история и современность / С.В. Алёхина. - М.: Первое сентября, 2013. - 33 с.
2. Малофеев Н.Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - №2. - С. 86-94.
3. Мамедова Л.В. Педагогика и психология инклюзивного образования / Л.В. Мамедова, Ю.В. Кобазова. - Нерюнгри: Изд-во ТИ (ф) С ВФУ, 2015. - 112 с.
4. Ливенцева Н.А. Проблемы практической реализации инклюзивного образования в
США и странах Европы / Н.А. Ливенцева // Современная зарубежная психология. - 2012. - №1. - С. 20-29 [Электронный ресурс].
5. Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года [Электронный ресурс].
6. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ [Электронный ресурс].
Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 июня 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 308 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.