На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Организация проектного дистанционного обучения с использованием информационных технологий
Организация проектного дистанционного обучения с использованием информационных технологий
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Павлушков Александр Рудольфович канд. ист. наук, доцент ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики ФСИН» г. Вологда, Вологодская область

Аннотация: в статье изложен авторский опыт проектного обучения в дистанционной форме, что особенно актуально в современных условиях. Раскрыта технология преподавания, алгоритм и особенности проектной деятельности на основе изучения гуманитарных дисциплин. Отражены преимущества, возможности и трудности при осуществлении проекта. Акцентируется внимание на защите проекта. Даются рекомендации по эффективной организации проектной деятельности.
Ключевые слова: проектное моделирование, проектное обучение, дистанционная форма обучения, информационные ресурсы, первоисточники.

 

Проектное моделирование как вид творческой деятельности стал использоваться достаточно давно, при этом всегда подчеркивался его скрытый потенциал для формирования познавательных способностей обучающихся [1, с. 3-5]. В условиях массового перехода на дистанционный режим наметилась тенденция внедрения таких форм работы, которые бы позволяли учащимся оптимальным образом усвоить учебный курс. Использование проектного дистанционного обучения является отражением данного процесса. Дистанционное обучение дает определенные преимущества при работе над проектом, поскольку повышается оперативность взаимодействия преподавателя с обучающимся посредством специальных информационных программ. Они позволяют видеть весь процесс подготовки проекта, контролировать его, делать коррекцию. Следовательно, дистанционное обучение постепенно превращается в самостоятельную форму деятельности, а информационные инструменты становятся важнейшим элементом образования любого уровня [2, с. 3-6].
Подготовка проекта по дисциплинам гуманитарного профиля имеет свои особенности, обусловленные прежде всего характером их преподавания. Они ориентированы скорее не точность ответа (в буквальном смысле), а на развитие умений критически мыслить, анализировать информацию философского характера. Сложность такой работы представляется в умении извлекать из рассуждений мыслителей конкретные положения. Дополнительную трудность представляют исторические тексты (первоисточники), которые построены по сложившимся национально-историческим канонам. Требуются дополнительные усилия на разъяснение того, как необходимо работать с первоисточником, фиксировать и обрабатывать информацию. 
На примере дисциплины «история политических и правовых учений» рассмотрим, как происходит реализация дистанционного проектного обучения.
Сложность, с которой столкнулся автор, заключалась в объективном оценивании знаний студентов в условиях перехода на дистанционную форму обучения. Разумеется, применение тестов не игнорировалось, они по-прежнему использовались для проверки знаний студентов на семинарах. Однако тестирование не может дать полноценную картину об уровне подготовки студента [3]. Даже применение различных типов тестовых заданий не позволяет компенсировать преимущество «живого общения», с помощью которого можно определить глубину приобретенных знаний. Кроме того, любой тест - это определенный стресс для студента. Даже подготовленный студент может ошибиться или не успеть, так как зажат строгими временными параметрами. Индивидуальные особенности студентов в данном случае практически не учитываются. Накладывает отпечаток и стереотипы ответов, которые сложились в условиях массового тестирования обучающихся.
Своеобразным компромиссом разрешения этой проблемы может служить сочетание тестирования с подготовкой проекта по определенной теме. Если тест позволяет определить общий уровень знаний и владения базовыми понятиями, то проект ориентирован прежде всего на проверку глубины знаний, формирование навыков научно-исследовательской работы.
Под проектом в данном случае понимается разработка определенной темы (проблемы), которая бы выступала в качестве некой модели социальной организации государства на основе обращения к политико-правовым идеям мыслителей прошлого и современных исследователей. Главный акцент в исследовательской работе над проектом делается на изучение государственных и правовых институтов путем обращения к первоисточникам (конкретным трудам философов, государственных деятелей, ученых, а также законодательным актам конкретной исторической эпохи, решениям органов власти). Рассматривая государство, анализируется прежде всего его формы (правления, устройства, режима), структура высших органов власти, взаимодействие власти и общества, отношения центральных и территориальных органов управления, присутствие элементов демократии. В свою очередь, анализ источников права направлен на изучение социально-регулирующей роли права, чьи интересы оно отражало, какие задачи преследовали нормы права и морали. В итоге формируется представление о теоретической государственно-правовой модели управления. Задача исследователя выявить не только ее черты, но продемонстрировать ее достоинства и недостатки, актуальность, возможность применения в тех исторических условиях.
При разработке проекта серьезное внимание уделяется плану, построению логичной и последовательной структуры ответа. Как правило, план согласуется несколько раз. Как правило типичными ошибками студентов являются формальный подход, отсутствие полного понимания темы, неумение ее актуализировать и формулировать проблему. При ответах студенты часто ограничиваются выборкой фрагментов с различных сайтов, компилируя найденную информацию в единый текст. Внешне такой текст выглядит вполне «гладким», но не убедительным, поскольку отсутствует аналитическая работа.
Опыт нескольких лет показал, что важно заранее учесть и прописать все требования к проекту: как внешние (оформление), так и содержательные. Правильное оформление проекта - это часть организационной культуры. Глубина содержания работы раскрывается через умения анализировать источники, выделять главные идеи, делать выводы.
Одним из критериев оценивания проекта является научность работы, что предполагает обращение к первоисточникам (текстам оригиналов), их конспектирование, анализ. Информационные ресурсы интернета дают прекрасную возможность справиться с этой задачей относительно легко. То, на что ранее требовалось огромное количество времени (а это наиболее ценный ресурс, с точки зрения требований современной жизни), теперь возможно произвести гораздо быстрее. Интернет позволяет оперативно увидеть тексты большинства законодательных актов, труды мыслителей на протяжении многих веков. Подчеркнем, что именно самостоятельная работа с первоисточником позволяет оценить навыки исследовательской работы. Проект должен сопровождаться выводами, ссылками на мнения авторитетных ученых, авторской оценкой излагаемой проблемы. Обязательным требованием является наличие презентации проекта.
Как правило, большинство проектов после предварительной проверки преподавателем дорабатываются с целью устранения выявленных замечаний. Обычно это делается за месяц до начала сессии, что позволяет успешно сдать экзамен. При проверке проекта самое пристальное внимание уделяется соответствию его требованиям. Все замечания фиксируются и обосновываются письменно. Предварительная работа отнимает много времени и сил у преподавателя, но она позволяет провести экзамен организованно и эффективно.
Таким образом, к итоговой аттестации по изучению и освоению учебного курса студент представляет два продукта: презентацию и текст проекта.
Итогом проделанной работы является публичная защита проекта перед студентами. Выступающий демонстрирует презентацию проекта (требования к ней должны быть единые для всех) и выступает с докладом (не более 15 минут). Студенты задают вопросы докладчику. Последний, в свою очередь, также может задать вопросы присутствующим. Интересные проекты всегда вызывают закономерный отклик аудитории.
Студенты, выступающие в роли слушателей, ставят оценку докладчику по специально разработанной шкале. Таблица с установленными критериями выдается каждому студенту, по которым идет оценивание проекта. Учитываются различные показатели: наглядность, доступность, качество оформления, логичность изложения, глубина ответа, наличие выводов, количество использованных источников. Преподаватель суммирует оценки, подводит итог, высказывает собственное мнение и выставляет общую оценку. Она озвучивается сразу, либо по окончании экзамена.
Если речь идет о магистратуре, важно оценить также преподавательские умения выступающего: способность заинтересовать и работать с аудиторией, подачу материала, доступность изложения и т. д. Это делает непосредственно сам преподаватель, учитывая мнение студентов.
Таким образом, проектная модель обучения позволяет сформировать у студентов (магистрантов) различные необходимые практические компетенции (педагогические, управленческие, научно-исследовательские). Такая работа сложна, так как требует особой организации и дополнительных ресурсов, но в условиях дистанционного обучения позволяет эффективно решать вопросы полноценного усвоения знаний и умений.

Список литературы
1. Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования) / Н.Н. Нечаев: дис. ... д-ра психол. наук - М.: МГУ, 1987. - 259 с.
2. Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации / сост. В.И. Овсянников. - М.: Альфа, 2001. - 230 с.
3. Соломченко М.А. Проблемы оценки знаний студентов с помощью тестирования / М.А. Соломченко // Казанский педагогический журнал. - 2009. - №9-10. - С. 54-59.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.