На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическая поддержка и активизация потенциала семьи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Психологическая поддержка и активизация потенциала семьи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

О. А. Мухина
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, Каменск-Уральский

Ключевые слова: психология; дети с ограниченными возможностями здоровья; психологическая поддержка; тренинг.


Введение

В настоящее время проблема успешной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в нашей стране является одной из актуальных. Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, сталкиваются с множеством жизненных трудностей. Чтобы успешно справиться с проблемами, им необходимы психологическая поддержка и помощь, способствующие активизации потенциала семьи.


Материалы и методы

За год через Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями города Каменска-Уральского проходит более 800 чел., включая детей группы риска. Центр оказывает консультативную и реабилитационную помощь несовершеннолетним и их родителям. Одним из видов деятельности центра является оказание психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, их социализацию, адаптацию к окружающей среде. Психологическая поддержка и помощь оказываются и родителям ребенка с ОВЗ. В целом задачей центра является активизация потенциала семьи в реабилитации ребенка с ОВЗ.
Основными направлениями работы психолога являются консультативное, психодиагностическое, профилактически-просветительское, коррекционно-развивающее. В ходе консультаций проводится диагностика детско-родительских отношений, выявляются проблемы и намечаются пути их решения. Коррекционная работа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений. С этой целью с 2013 г. проводятся групповые занятия с семьей: тренинг для родителей «Гармония» [1], тренинг для родителей и детей «Связующая нить» [2]. В тренингах используется игротерапия как метод психологической реабилитации [3]. Для родителей разрабатываются и выдаются подробные рекомендации по обучению, воспитанию и развитию ребенка в дальнейшем. Задачи профилактической и просветительской работы связаны с повышением уровня психологических знаний и навыков родителей в воспитании и обучении детей.


Результаты

Тренинги создают благоприятный психоэмоциональный климат в семьях с детьми с ОВЗ, формируют положительные установки участников друг к другу, укрепляют отношения между родителями и ребенком [2]. В процессе занятий родители начинают относиться к своим детям с пониманием, создается атмосфера приятия, в которой ребенок может чувствовать себя в безопасности. Ребенок может проявлять себя, получая у родителей поддержку, он учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки. Во время этих тренингов дети и родители становятся ближе, знакомятся с другими семьями, делятся опытом и поддерживают друг друга, выстраивая дружеские отношения для дальнейшего самостоятельного общения. Проводимую работу с семьями в целом можно считать достаточно успешной. Результативность и эффективность программы тренинга выявляются путем обследования в ходе беседы, наблюдения, проведения опросов участников в начале тренинга и по его окончанию.


Заключение

Проведение тренингов для родителей с детьми с ОВЗ, повышение уровня психолого-педагогической компетентности взрослых помогают активизировать потенциал семьи для успешной реабилитации ребенка.
1. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии : Практикум по формированию адекватных отношений. М. : Гном-Пресс, 1999. 64 с.
2. СартанГ. Н. Тренинг самостоятельности у детей. М. : Сфера, 1998. 53 с.
3. Репринцева Г. И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями // Вестн. ПиКРР. 1997. № 1. С. 52-61.

Источник: Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии : А437 материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 4-5 апреля 2019 г. / отв. ред. И. А. Ершова, М. Е. Пермякова ; Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 158 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.