На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Опыт проведения супервизорских групп для педагогов-психологов образовательных учреждений
Опыт проведения супервизорских групп для педагогов-психологов образовательных учреждений
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Гаврилова Анна Валерьевна, Ковалева Марина Александровна
МБОУ СОШ № 1, Центр « Содействие», Азов

Супервизия как организованная форма психологической практики в виде кружков и школ возникла чуть меньше 100 лет назад, в 20-х годах пошлого столетия [1]. Появилась супервизия в психоаналитической практике, развивается в рамках гештальт-терапии, системного анализа, поведенческой терапии [2]. Традиционно супервизия рассматривается как метод теоретического и практического повышения квалификации специалистов, одна из форм обучения начинающих психологов, а также обмен мнениями опытных специалистов по поводу отдельных клиентских случаев, получение обратной связи по проделанной специалистом работе, включая обсуждение, что можно было сделать по-другому, как улучшить. В настоящее время существует множество взглядов на супервизию, в зависимости от целей, формы работы, опыта специалистов: например, дидактическая супервизия [3], осуществляемая дистанционно Интернет-супервизия [4].

Процесс супервизии способен устранить эмоциональное напряжение или регресс, избавить специалистов от профессионального одиночества. Эта форма работы также способна повысить эффективность рабочего процесса и устранить последующие ошибки в нём, за счет глубокого всестороннего анализа ситуации специалистов.
В Азовском ППМС центре «СоДействие», организованном при Управлении Образования, уже третий год ежемесячно нами организуется и проводится групповая супервизия для азовских педагогов-психологов образовательных учреждений.
Фокусы в работе супервизорских групп подробно освещены И.В. Пышинской, в нашем случае, это прежде всего фокус на системе консультирования, а именно на понимании клиента, действий психолога, отношений клиент-консультант [3].
До настоящего времени было проведено 18 групповых супервизий, в каждой из которых участвовало 10-16 педагогов-психологов, имеющих разный опыт своей психологической деятельности от нескольких месяце до 30 лет. Целью супервизорской группы прежде всего являлась профилактика профессионального выгорания педагога-психолога, эмоциональная поддержка сообщества педагогов-психологов, а также повышение профессионального уровня психологов, компетентности, взаимообмен информацией, опытом. При первичной организации в рамках азовской городской образовательной системы такой форма работы, были сомнения как к этому отнесутся, насколько будут заинтересованы, готовы добровольно участвовать специалисты. На первой встрече всеми участниками группы были предложены и приняты групповые правила (конфиденциальность, безопасное и некритичное общение, уважение к мнению говорящего, не перебивать, правило СТОП и др.), у группы отмечалось непонимание, что такое супервизия, так как многие пришли с методическими вопросами, отчетами, ассоциируя супервизорскую групповую работу с методическим объединением психологов.
Когда мы начинали работу супервизорской группы, мы имели общее представление об этой форме работы из методической литературы и из опыта проведения другими специалистами супервизорских групп. Но в процессе нашего двухлетнего опыта, практика показывает, что в настоящее время структура организации работы нашей супервизорской группы складывается следующим образом: один из ведущих специалистов является организатором ежемесячных групповых встреч и ведущим группы, в функции которого включаются слежение за соблюдением групповых правил, соблюдение регламента времени, сбор и прояснение запросов участников супервизорской группы. Первый круг посвящен сбору запросов от участников группы, последний - даче обратной связи от процесса и результатов работы. Специалист предъявляющий запрос проясняет, в какой форме он хотел бы получить супервизию: помочь разобраться со своим эмоциональным состоянием, анализ процесса его работы, используемые стратегии, методики, расширение знаний более эффективных подходов. Работа каждой супервизорской группы строится в зависимости от наличия количества запросов участников и на основе партнёрских отношений. Затем, на основе голосования специалистов определяется последовательность работы с запросами.
На сегодняшний день нет однозначного определения, что такое групповая супервизия. Считается, что супервизор - это специалист, не включенный в процесс отношений психолога и клиента. Тогда в нашей супервизорской группе можно сказать несколько супервизоров, т.е. более опытных специалистов, которые являются наставниками для начинающих психологов. В тоже время используются партнерские отношения, взаимообмен между равными по опытности специалистами, что некоторые авторы называют интервизорской групповой работой. Мы не стали придерживаться категорично какого-либо формата работы нашей группы супервизия или интервизия, так как наша практика показала, что возможно и полезно совмещать разные форматы работы, если в результате все специалисты, участвующие в супервизорской группе профессионально развиваются и становятся сами супервизорами для вновь пришедших молодых специалистов.
В процессе первых встреч выяснилось, что только 40 % психологов имеют навыки психотерапии. При обучении в ВУЗе, психологов обучают больше теоретическим основам консультирования, диагностированию и психокоррекции, а практическим навыкам психотерапии в психологическом формате можно обучиться только в частных негосударственных образовательных организациях. Однако педагогу-психологу приходится в процессе работы встречаться с различными сложными темами: кризисные эмоциональные состояния обучающихся, нарушение детско-родительских отношений, переживания горя и потери ребенком, разводы родителей, суициды и тенденция к суицидальному поведению. В процессе проведения супервизорских групп было замечено, что специалисты, не владеющие элементами психотерапии, имеют более размытие границы, используют свои интерпретации, проекции, видят чаще причины трудностей, предъявляемых коллегой поверхностно, в горизонтальной плоскости. А специалисты более опытные, владеющие психотерапевтическими методами и навыками отслеживают феномены, предъявляющего запрос специалиста, происходящие во время рассказа, более способны проникаться в глубину причин, вызывающих трудности в работе специалиста. Обладают более глубоким видением, более чувствительны к предъявляемой проблематике, а значит работа в групповой супервизии проходит более быстрее и эффективнее. Часто в процессе супервизии выявляется, что начинающие психологи недостаточно представляют себе, что такое контакт с клиентом и как его устанавливать, как сохранять нейтральность, эмоционально не включаться, то есть отслеживать перенос клиента и свой контрперенос, чтобы не привносить своё личное в процесс работы с клиентом и не разрушаться после встречи с клиентом, заражаясь эмоционально.
Запросы, которые выносятся специалистами на супервизию: повышение мотивация к школьному обучению детей и подростков; работа с группами риска, девиантное поведение (алкоголизм, табакокурение, употребление ПАВ) детей и подростков; нарушение детско-родительских отношений; работа с кризисными психо-эмоциональными состояниями (переживание горя и потерь, буллинг, суицидальные тенденции, страхи, агрессия, тревожность и т.д.) детей и подростков; работа с детьми с ОВЗ (СДВГ, аутизм, УО, ЗПР и т.д.) и родителями; конфликтные отношения между педагогом и обучающимся и его родителем; половая дезидентификация подростков; получение поддержки из-за переживания психолога о личной безопасности при работе с группами риска (административная, уголовная ответственность); получение поддержки из-за неудовлетворенности психолога отсутствием или недостаточной поддержкой со стороны администрации учреждения. Самый высокий процент (46 %) запросов, предъявляемых психологами на супервизорских группах связано с негативными эмоциональными переживаниями из-за недопонимания многими руководителями ОУ границ ответственности и возможностей психолога, отсутствие поддержки со стороны администрации ОУ, обесценивания работы психолога, и в результате, отсутствие у 30 % психологов своего рабочего кабинета. Так же многие психологи ДОУ отмечают, что во время отпусков воспитателей администрация учреждения заставляет дополнительно выполнять работу воспитателей.
Эмоциональное и физическое напряжение вызывает тот факт, что в школах, где обучающихся бывает от 600 до 1500 человек, у психолога не хватает времени для личного общения с обучающимися и их родителями из-за большого объема текущей и отчетной документации. При этом один школьный психолог должен быть в курсе событий жизни желательно каждого ребенка, что приводит к внутренней неудовлетворенности специалиста из-за невозможности в таких условиях образовательной системы получить не только количественные, но и качественные результаты своей деятельности, следствием чего может стать профессиональное выгорание.
В течение 2018 года нами наблюдается тенденция перехода педагогов- психологов из психологической деятельности в другие смежные профессиональные деятельности. Так 12 % психологов прошли переподготовку и перешли работать логопедом и дефектологом, и 19 % специалистов высказали намерения так же пройти переподготовку и поменять свою профессиональную деятельность на другую, более спокойную и безопасную, так как профессия психолога предполагает много ответственности, уголовной в том числе, и при этом низкую заработную плату. Отмечается, что молодые специалисты немного поработав уходят, так как альтруизм, романтизм профессии психолога уходит, а желание помогать детям и их родителям растворяется. Так как сами специалисты от такой каждодневной и напряженной работы эмоционально выгорают и разрушаются, не получая компенсации эмоциональной и материальной.
Как показала двухлетняя практика групповая супервизия сообщества азовских педагогов-психологов является одна из важных форм службы практической психологии г. Азова, где педагоги-психологи имеют возможность не только повышать свой профессиональный уровень, обмениваясь опытом, но также получать возможность профилактики профессионального выгорания, т.к. необходимость работы специалиста нередко проходит в атмосфере межличностных конфликтов, негативных эмоциональных реакций клиентов, в атмосфере переживания человеческих страданий и горя.
Неспособность психолога выдерживать эмоциональное напряжение, профессиональное выгорание угрожает специалисту потерей квалификации и самой способности психолога продолжать свою деятельность. Психологу важно уметь разделять, где реальность клиента, его душевные травмы, переживания, а где реальность самого специалиста, возможно со своими непроработанными травматическими переживаниями, где защиты, проекции клиента, а где возможный контрперенос. Это важно для специалистов, чтобы сохранять нейтральность в отношениях с клиентами и не привносить своего, при этом оставаться самому в ресурсном состоянии, а значит более качественнее и быстрее оказывать психологические услуги.
В настоящее время участие в супервизорских группах, как отмечают сами азовские психологи, является необходимым условием для обеспечения качественной, глубокой и экологичной работы специалиста. Супервизии нужны не только молодым специалистам, но и опытным профессионалам так как они тоже живые люди, которые могут ошибаться, не замечать чего-то, может попросту «замыливаться взгляд». Ресурс работы заключается и в том, что психолог может расширить свое видение ситуации за счет включения в анализ проблемы независимой группы специалистов, что может помочь специалисту выйти из тупика и сформировать свой собственный новый взгляд на ситуацию с клиентом. И в этом случае ценность супервизии, как взгляда со стороны, трудно переоценить. Это также одна из форм обучения начинающих психологов, обмен мнениями опытных специалистов по поводу отдельных трудностей в процессе работы.
Как отмечают все специалисты, групповые супервизии проходят в очень доброжелательной, поддерживающей, теплой атмосфере, так как каждый участник группы по-своему вкладывается в организацию такого безопасного пространства. При такой форме работы специалисты не только обмениваются практическим опытом в работе с детьми, подростками, родителями, но также имеют возможность повысить профессиональную компетентность, обрести новые практические навыки и стратегии, но также получить эмоциональную, человеческую поддержку от коллег психологов.
В заключении хочется заметить, личностное и профессиональное развитие психолога продолжается всю жизнь. Каждый следующий клиент, каждая следующая группа - новая, а это значит, что существует большая вероятность встретиться с чем-то, что еще не переживали, не узнали, не поняли и не приняли - есть куда развиваться и тогда есть профессиональное сообщество, которое может помочь в этом.

Библиография:

1. Супервизия в психологическом консультирования: учеб. пособие / Во- лоскова Н.Н., Енин В.В., Коваленко М.В. - Ставрополь: Сервисшкола, 2006.
2. Залевский Г.В. Психологическая супервизия: современное состояние и перспективы развития / Г. В. Залевский; Том. гос. ун-т. - Томск. 2008.
3. Пышинска И.В. Заметки о дидактической супервизии // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 4. С. 51-57.
4. Меновщиков В.Ю., Постников И.В. Супервизия на дистанции // Консультативная психология и психотерапия. 2011 № 4. С. 40-50.

Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.