Мизюрова Эльвира Юрьевна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова» г. Саратов, Саратовская область
Ключевые слова: творческая личность, уровни обучения, творчество, мотивация, интерактивные методы, творческие качества.
Для выявления природы творческой личности, ее существенных характеристик, прежде всего, необходимо понять, какого специалиста должна готовить высшая школа. В настоящее время в обществе наблюдается социальный заказ на творческую личность, т.е. человека, способного думать по-новому, самостоятельно ставить перед собой задачи, цели, предлагать нестандартные решения, сопротивляться рутинному подходу, ориентироваться более на будущее, чем на прошлое, - одним словом, человека с «вирусом новизны» [1]. Учебный процесс высшей школы оперирует неограниченным множеством понятий и поисков, находящихся в определенных внутренних и внешних связях мыслительной сферы студентов. Эти множества задаются определенным дидактическим образом, ограниченным, отобранным в зависимости от целей обучения, степени подготовки студентов, их возрастного и физиологического состояния. В этой связи необходимо более подробно рассмотреть уровни обучения. Изучение того или иного предмета не происходит на каком-то одном уровне. Наиболее эффективно учебный процесс протекает тогда, когда более высокие уровни сложности опираются на менее сложные. Если этого нет, то могут возникнуть такие явления, как изучение без достаточного основания или формальное обучение, дающее знание без понимания. В работах Я.А. Пономарева [2] творчество развивается по этапам, эти этапы становятся структурными уровнями его организации. Уровень от уровня отличается степенью перехода совершаемых обучающимся действий. По работам Д.Б. Богоявленского [3] интеллектуальная активность предстает в виде организации, состоящей из трех уровней: стимульно- продуктивного, эвристического, креативного. Первый уровень - пассивный - при котором - новая деятельность у одних обучающихся пока еще нова и сложна, вызывает интерес и доставляет удовольствие, у других бурный интерес. Но по мере овладения этой деятельностью она воспринимается монотонной, интерес иссякает и интеллектуальную деятельность уже ничто не стимулирует. Второй уровень - эвристический. Обучающихся этого уровня отличает проявление в той или иной степени интеллектуальной инициативы, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворительных результатов деятельности. Третий уровень - креативный. Обучающимся свойственно самостоятельно ставить проблемы, заниматься углубленным анализом на основе решения всего одной лишь задачи. Автор статьи указывает на существование определенных педагогических стереотипов, мешающих реализации задач интеллектуального воспитания обучающихся. Первый их них в тех или иных вариациях основан на следующем убеждении: «Главный показатель эффективности обучения - это уровень усвоения знаний, умений, навыков». Разумеется, это важно, но вопрос в другом: достаточны ли они для реализации поставленной задачи? Думаем, что нет. На наш взгляд, в формировании критериев оценки эффективности образовательных процессов следует учитывать компетентность, инициативу, творчество, саморегуляцию, уникальность склада ума. Речь идет об определенной системе интеллектуальных качеств, характеризующих уровень развития индивидуальных интеллектуальных возможностей. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены уровни творческого саморазвития студентов на разных этапах их личностного становления. За основу выделения уровней творческого саморазвития взяты качественные показатели, отражающие основные компоненты структуры личности: - характер творческого замысла; - адекватность самооценки творческих возможностей; - степень самостоятельности в выполнении творческого задания. Данные критерии не исчерпывают всего многообразия качественных характеристик личности, но в контексте проблематики нашего исследования являются наиболее значимыми. На основе их соотношения в структуре творческой деятельности были определены уровни творческого саморазвития студента. Начальный. Не верит в собственные возможности, не умеет и не желает выполнять творческие задания. Низкий. Сомневается в собственных возможностях, выполняет творческие задания под руководством преподавателя и осуществляет их только репродуктивным способом. Средний. Нуждается в дополнительных стимулах при выполнении творческих заданий, при реализации замысла включает отдельные элементы нового; предпочитает работать в микрогруппе, не решаясь брать творческую инициативу на себя. Высокий. Верит в свои возможности и способности, иногда завышая их самооценку. Способен на создание широкого спектра самостоятельных замыслов, которые не всегда находят адекватное творческое воплощение, поэтому для их практической реализации нуждается в дополнительной информации. Креативный. Адекватно оценивает собственные возможности и способности. При подходе к творческим заданиям находит нестандартные решения и воплощает их в самостоятельные, оригинальные, полностью завершенные проекты. Индивидуальные различия обучаемых проявляются в умственных способностях, в морально-этической и эмоционально-волевой направленности личности (характер, культура поведения, поступки, потребности, идеалы, интересы) «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто может к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением», - справедливо указывал А. Дистервег [4]. На основе анализа различных подходов к индивидуальным различиям обучающихся автор статьи выделяет следующие типологические группы обучаемых. Так, для первой группы характерным является усвоение полного объема знаний, достаточная осмысленность их, умение применять для выработки новых практических навыков, умение самостоятельно решать возникшие проблемы. Для обучаемых второй группы свойственно усвоение полного объема знаний, достаточная осмысленность их, умение применять их для формирования новых практических умений и навыков, способности решать возникшие проблемы с помощью преподавателя. Обучаемые, отнесенные к третьей группе, не всегда самостоятельно усваивают обязательный объем знаний, у них отмечается отсутствие достаточной осмысленности знаний, неумение применять их для формирования новых практических навыков и умений, они испытывают затруднения в решении проблем, задач. Интеграция знаний через творчество студентов дает возможность успешно поддерживать мотивацию [5]. Процесс воспитания молодежи - одна из главных трудноуловимых граней повседневной педагогической деятельности. Можно представить, как сложно «замотивировать» современных студентов, у которых появились новые ценности в жизни, которые мы, старшее поколение, порой не принимаем. Все чаще встречаем студента с эгоцентрической позицией и настроением, многие обучающиеся живут по принципу: «меня не трогайте, и я никого не трону» [6]. На кафедре «Иностранные языки и культура речи» СГАУ разработаны интерактивные методические указания по основным разделам грамматики современного английского языка, предназначенные для формирования у обучаемых продуктивных грамматических навыков, а также для контроля и самоконтроля их сформированности. В качестве инструментальной среды для разработки электронных материалов применяется система MOODLE (Modular Object-Oriented Distance Learning Environment), которая обладает широкими возможностями, как в организации учебного процесса, так и в работе с мультимедиа-данными, что во многом определило ее выбор для использования в учебном процессе по английскому языку. Анализ показал, что регулярное использование информационных технологий по английскому языку приводит к повышению академической успеваемости и учебной успешности обучаемых, а, как известно, именно академическая успеваемость и учебная успешность являются основными критериями оценки учебной деятельности студентов. Таким образом, в группах, где используются информационные технологии, студенты стали относиться к изучению английского языка с большей ответственностью и интересом, у них возрастает познавательная и коммуникативная активность, повышается работоспособность. Об этом свидетельствуют и благоприятные отзывы студентов о применении информационных технологий в учебном процессе: в ходе личных бесед с обучаемыми на вопрос: «Помогают ли вам в изучении иностранных языков компьютерные технологии?» положительно ответили более 80% из них [7]. Методика коллективно-творческого дела является наиболее теоретически обоснованной и практически опробованной в среде обучения иностранному языку. Коллективно-творческое дело - это, прежде всего, полное взаимодействие обучающихся и педагога в процессе деятельности, это достигается благодаря постоянной работе преподавателя по сплочению смешанной группы, созданию в ней атмосферы доброжелательности и уважительного отношения друг к другу. Также следует отметить творческую составляющую, которая развивает творческие способности, нестандартное и критическое мышление, мотивацию, т.е. полное задействие всех в процессе коллективно-творческого дела, рефлексию - анализ и подведение итогов деятельности [8].
Таким образом, детальный анализ по данной проблеме указывает на то, что степень полноты самостоятельности, поиска и создания продукта определяет уровни творчества. В основу определения этих уровней заложены следующие критерии: - интерес к творческой деятельности; - стремление заниматься творческой деятельностью; - выполнение творческих работ по заданию преподавателя; - собственная инициатива в творческой деятельности. Без определения уровней развития творческих способностей студентов мы не можем проверять и регулировать действия механизма творческой деятельности, вносить определенные коррективы во все звенья его взаимодействия.
Список литературы 1. Мурахтанова Л.И. Модернизация обучения иностранным языкам в вузе. Монография / Л.И. Мурахтанова, К.А. Рокитянская, Э.Ю. Мизюрова [и др.]. - Саратов: Наука, 2010. - 155 с. 2. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с. 3. Богоявленский Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества / Д.Б. Богоявленский // Вопросы психологии. - 1976. - №4. - С. 69-79. 4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей: Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. - М., 1956. - 374 с. 5. Мизюрова Э.Ю. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку в аграрном вузе / Э.Ю. Мизюрова // Фундаментальные и прикладные исследования в высшей аграрной школе: сборник научных статей. Вып. 1. - Саратов: ЦеСАин, 2014 - С. 12-15. 6. Мизюрова Э.Ю. Педагогические условия адаптации студентов младших курсов к обучению в аграрном вузе / Э.Ю. Мизюрова // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза: сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции - Саратов: ЦеСАин, 2017. - С. 76-78. 7. Мизюрова Э.Ю. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам / Э.Ю. Мизюрова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - Т. 13. №2 (5). - С. 1100-1103. 8. Мизюрова Э.Ю. Коллективная творческая деятельность на занятиях по иностранному языку в аграрном вузе / Э.Ю. Мизюрова // Профильная школа - 2020. - Т. 8. N°6 - С. 59-62.
Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары : Среда, 2022. - 340 с. |