На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Проблема общения и доверия в кибер-пространстве: риски виртуальной среды и психологическая безопасность
Проблема общения и доверия в кибер-пространстве: риски виртуальной среды и психологическая безопасность
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Бугаева Н.Б. (Киев)

Глобализация охватывает все сферы жизни современного общества. Интернет, с одной стороны, является результатом общеглобализационного процесса, проявляющегося наиболее ярко в сфере виртуального пространства, с другой стороны, цифровые технологии, сами по себе, являются средством глобализации мирового сообщества.
Интернет открывает перед пользователями неограниченное информационное поле, предоставляя виртуальную свободу и широкие коммуникативные возможности. Однако киберпространство нельзя считать всего лишь виртуальной альтернативой реальности или неким параллельным пространством, поскольку оно давно стало полноправной частью реального мира, расширившего границы существования современного общества.

Сегодня, наравне с привычными составляющими каждого реального общества, существуют виртуальные сообщества, личности, учебные заведения, исследовательские научные лаборатории, консультационные и информационные центры, культурно- просветительские и развлекательные учреждения (виртуальные музеи, туристические маршруты, по которым можно совершить 3D прогулку, виртуальные кинотеатры, площадки для индивидуальных или сетевых игр, виртуальные казино и т.д.), виртуальное творчество (например, потоковый векторный рекордер), виртуальный рынок (товаров, недвижимости, труда), виртуальная валюта, виртуальные города и «населяющие» их виртуальные люди или фантастические существа, создающие уникальные социальные сообщества, развивающиеся по собственным законам и правилам.
Несмотря на неоспоримые позитивные стороны интернета, широкое распространение цифровых технологий явилось причиной возникновения рисков, связанных с психологической безопасностью кибер-среды. Несформированность в обществе культуры пользования современными техническими средствами коммуникаций и несоблюдение элементарных правил безопасной работы в Сети интернет, создают ряд проблем психологического, социального и правового характера. Анонимность, виртуальная свобода (трансформация образа) и специфическая безопасность киберпространства (использование ников и наличие возможности мгновенного прерывания контакта по желанию пользователя), оказывают существенное влияние на особенности формирования коммуникативной составляющей сетевого сообщества.


Взаимопроникновение двух реальностей явилось причиной возникновения рисков, связанных с психологической безопасностью. К таким рискам относятся:
● нежелательный контент (отсутствие контроля за данными, размещаемыми в Глобальной сети, содержащими материалы дезинформационной, агрессивной или противозаконной направленности). Пользователи интернета не всегда способны оценить уровень достоверности и безопасности информации, размещённой в цифровом пространстве. В настоящее время актуализировались информационные войны, глобальным оружием которых выступает дезинформация или искажение реальных данных. Психологическое воздействие на человека осуществляется, при этом, как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума. Жертвами информационной войны становятся, прежде всего, мирные жители, которым, в результате профессионально организованной информационной атаки, наносится глубокая психологическая травма.

Нежелательный контент, также содержат:

• ресурсы агрессивной направленности (пропагандирующие насилие, экстремизм, терроризм, ксенофобию, национальную, классовую, социальную нетерпимость и неравенство):
агрессия в сети (сетевые оскорбления и клевета, например, против известных людей – артистов, политиков и др.);
кибербуллинг – травля человека с использованием цифровых технологий, для чего создаются специальные сайты, где преследователи размещают материалы неправдивого характера и прошедшие цифровую обработку изображения, компрометирующие и оскорбляющие жертву. Сложность фильтрации сообщений, регулярность атак и анонимность преследователей наносят серьёзную психологическую травму жертве;
• гриферы – интернет-хулиганы, создающие невыносимые условия командам сетевых игроков или отдельным игрокам (в особенности начинающим), повреждая персонажей, блокируя функции и т.д.).


Показ сцен пыток, издевательств и убийств в интернете и на телеэкранах может провоцировать вспышку насилия в реальной жизни. Так, казнь Саддама Хусейна, широко освещаемая в СМИ, вызвала серию насильственных действий и смертей по неосторожности среди детей и подростков, игравших в Саддама. Существует феномен хэппислеппинг (Happy slapping – радостное похлопывание), возникший в Великобритании и получивший широкое распространении в молодёжной среде разных стран (хулиганское развлечение тинэйджеров, совершающих насильственные действия в отношении соучеников или случайных прохожих, снимающие их на видеокамеру и размещающие сцены издевательств в Интернете).
• ресурсы пропагандирующие асоциальное поведение, ненадлежащую рекламу, нездоровый образ жизни (наркотики, алкоголь, психотропные вещества) и информационные материалы, способные причинить вред здоровью (например, цифровые наркотики (аудионаркотики) – аудиофайлы, содержащие бинауральные стереоволны или же видеофайлы, вызывающие изменённое состояние сознания, способны оказывать негативное влияние на людей с неустойчивой психикой или страдающих эпилепсией); опасные развлечения, распространяемые через интернет (проглатывание молотой корицы без воды, втягивание презерватива носом, трейнсерфинг, руфрайдинг – езда на крышах поездов и электричек (руфрайдеры стремятся совершить как можно большее число прыжков между вагонами движущихся товарных поездов и электричек. Наивысшей степенью мастерства считается научиться перепрыгивать с одного поезда на другой в момент достижения составом наибольшей скорости). Общение с единомышленниками происходит в социальных сетях, где экстремалы охотно делятся опытом). Видеоотчёты опасных экспериментов выкладываются в интернет-пространстве.
• ресурсы, содержащие порнографию, пропагандирующие промискуитет и небезопасный секс (например, знакомства через интернет с целью поиска партнёра на одну ночь – «On Night Stand»; кибер дейтинг (от англ. дейтинг, свидание) – популярностью пользуется анонимный геолокационный кибер спид-дейтинг (когда пользователь, с целью быстрого знакомства, отмечает на интерактивной карте своё местонахождение, ища, таким образом «анонов» – анониманых партнёров, находящихся территориально рядом); киберсекс с несовершеннолетними и т.д.
• ресурсы аутоагрессивной направленности (игры с асфексией или «собачий кайф»; самоповреждения (Self-injury – самоущерб или self-harm – самовред) – наиболее распространены у подростков); киберсуицид – разновидность группового или индивидуального самоубийства, совершаемого в результате использования интернет-ресурсов: коммуникативный киберсуицид (сетевое общение суицидально настроенных лиц, ранее не знакомых между собой и объединяющихся с целью совершения коллективного самоубийства после заключения между ними договора через интернет), киберсуицид (совершение суицида с использованием полученных с помощью интернета сведений о способах и средствах самоубийства), аддиктивный киберсуицид (совершение аутоагрессивных действий, спровоцированных интернет-зависимостью: он-лайн гемблингом, он-лайн лудоманией, киберсексуальной или киберкоммуникативной зависимостью и т.д.), он-лайн киберсуицид (совершение самоубийства в реальном времени, перед web-камерой или обсуждение в чате процесса самоубийства, совершаемого пользователем ПК.
● раскрытие конфиденциальной информации в Социальных сетях – сообщение своего имени и имен членов семьи, адреса проживания и учёбы своих близких, номера телефонов, места прогулок и время возвращения домой, время отсутствия взрослых дома, планов на отпуск и т.д. Следует учитывать, что фотографии со страниц с закрытым доступом могут стать достоянием общей Сети, а личная информация, размещённая на страницах пользователей, попасть в руки злоумышленников.


Секстинг (от англ. sexting) – пересылка собственных фотографий и сообщений интимного содержания своим друзьям посредством сотовых телефонов, через социальные сети интернета и электронную почту;
Виртуальные романы – раскрытие конфиденциальной информации вследствие чрезмерного доверия партнёру по.
• опасность перевода отношений из виртуального общения в реал – вовлечение через Сеть интернет в деятельность, носящую противозаконный и противоправный характер, высока вероятность стать жертвой преступника; кибергруминг – вовлечение несовершеннолетних в сексуальные отношения.
• аддиктивное (зависимое) поведение:
• веб-сёрфинг (навязчивое блуждание по сети, новостная зависимость, информационный поиск в удалённых базах данных);
• гиперувлечённость индивидуальными или сетевыми играми (компьютерный гемблинг). Компьютерные игры, содержащие агрессивные сюжеты могут вызывать перенесение агрессии из виртуального мира в реальный, что может проявляться в агрессии и аутоагрессии (из-за виртуализации в киберпространстве снимаются запреты и ограничения
морально-этического и социального планов (происходит детабуирование насилия, убийства, разрушения, перестают действовать общественные и правовые законы);
• он-лайн лудомания (патологическая склонность к азартным играм в виртуальных казино);
• киберкоммуникативная зависимость (чрезмерное общение в чатах и участие в телеконференциях);
• киберсексуальная зависимость (непреодолимое влечение к обсуждению сексуальных тем на эротических чатах и телеконференциях, посещению порнографических сайтов и занятий киберсексом);
• аддиктивный фанатизм (музыкальный, спортивный; религиозный и т.д.) и др.
• мошенничество с использованием цифровых технологий:
• интернет мошенничество (продажа несуществующего продукта, фишинг – технология интернет-мошенничества с целью кражи конфиденциальной информации (имён и паролей доступа, данных кредитных карт, интернет-кошельков и т.д.), фарминг – перенаправление трафика с загружаемого пользователем веб-узла на фальшивый клон сайта и др.).
• мошенничество, совершаемое скаммерами (мошенниками, знакомящимися через интернет с целью получения денег обманным путём (для выяснения в процессе общения, финансовых возможностей жертвы, используются онлайновые чаты или интернет- переписка).
• мобильное мошенничество (с использованием мобильных средств коммуникации – сотовых телефонов, смартфонов, коммуникаторов и т.д.).

Не смотря на существующие в настоящее время общие нормы сетевого этикета, касающиеся, в основном, поведения на форумах и в чатах и правил обмена информацией, границы вседозволенности в интернет-пространстве ещё достаточно широки. Этому способствует отсутствие чётко выработанных программ по обеспечению общественной безопасности и созданию механизмов эффективного контроля в Сети, препятствующих проникновению в информационное пространство материалов дезинформационной, агрессивной или противозаконной направленности, легкая доступность сайтов, имеющих возрастные ограничения и отсутствие законов, позволяющих эффективно бороться с лицами, чья деятельность в киберпространстве носит противоправный и антиобщественный характер.

Для обеспечения информационной и психологической безопасности, работа в Сети должна включать различные уровни:
• технический (совершенствование технологий с целью уменьшения неблагоприятного влияния технических информационно-коммуникационных средств на организм пользователя);
• программный (использование средств для защиты от программных интернет-угроз – вирусов, программ-шпионов, фишинг-атак, фарминга и других способов хищения идентификационных данных; применение программ фильтрации, блокировки и родительского
контроля);
• контентный (недопущение попадания в информационное пространство материалов антиобщественной, противозаконной, агрессивной или аутоагрессивной направленности, данных, содержащих личную информацию о пользователях со страниц с закрытым доступом);
• медицинский (превенция и лечение нарушений, вызванных неблагоприятным влиянием информационно-коммуникационных технических устройств на организм человека);
• психолого-педагогический (повышение самоконтроля, самосознания и социальной адаптации, разработку норм и правил поведения в Сетевом сообществе, профилактику противоправного и аддиктивного поведения, формирование навыков безопасной работы в Сети);
• социальный (повышение информационной культуры пользователей, проведение образовательной и просветительской работы среди всех возрастных групп населения);
• административно-правовой (создание и изменение законопроектов, направленных на регулирование вопросов информационной и общественной безопасности, борьбу с экономическими и программно-техническими угрозами и преступлениями).

Внедрение новейших научных разработок и технологий, позволяющих создать уникальный эффект присутствия в киберпространстве, неизбежно приведут к его максимальной реалистичности, поскольку задействуют все анализаторы восприятия человека. Для более эффективного использования информационных, коммуникативных и культурно-образовательных ресурсов, предоставляемых человеку современной интернет- средой, снижения рисков виртуального пространства и обеспечения психологической безопасности, необходимо повышать информационную культуру пользователей Интернета, формируя у них навыки безопасной работы в Глобальной сети, способствовать овладению правилами и нормами поведения в виртуальной коммуникативной среде, всё больше стирающей грань между двумя реальностями.

Источник: Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.