Н.В. Захарова, учитель начальных классов МБУ школа №1, Тольятти (Россия) И.А. Самсонова, педагог-психолог Регионального социопсихологического центра МБУ школа №1, Тольятти (Россия)
Детская популяция в настоящее время состоит из трёх больших групп: нормально развивающиеся дети; одарённые дети; дети с нарушениями в развитии различной степени, то есть дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребёнка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе. Дети, с которыми мы работаем, имеют недоразвитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы. У них гораздо дольше остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет им общество. Поэтому они с трудом входят в контакт со сверстниками и взрослыми, имеют различные виды нарушений поведения, социально-педагогическую запущенность, стойкие трудности в обучении. Это дети группы риска. Необходимо учитывать и то, что особенностью ребёнка с ОВЗ младшего школьного возраста является неумение осознать свои трудности, переживания, причины их появления. Всё это обуславливает гнев, страх, обиду, неуверенность в себе. От того, насколько успешным или неуспешным будет пребывание их в школе, во многом зависит формирование самооценки, характер взаимоотношений в обществе. Школьные трудности у детей с неустойчивой психикой способны стать фактором, повышающим риск наркогенного заражения: ребёнок, не сумев реализовать свою потребность в социальном признании за счёт учебной деятельности, нередко начинает искать иные способы самоутверждения, такие, как употребление психоактивных веществ (курение, алкоголь, наркотики). Поэтому очень важно научить младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья распознавать причины, вызывающие проблемы в жизни, а также сформировать уверенность в том, что он способен справиться с трудностями, добиться поставленной цели. В процессе нашей работы возникло противоречие: несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны школы. Педагогическая идея - укрепление веры детей в свои силы, в свои возможности, свою способность преодолеть возникающие трудности. Цель работы: развитие умения у детей с ограниченными возможностями здоровья рефлексировать собственные поступки и самостоятельно решать возникающие проблемы.
Задачи:
- расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
- формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
- развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
- пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний.
В своей работе мы используем здоровьесберегающий подход, психотерапевтические технологии, информационно-коммуникативные технологии, гуманноличностную технологию Ш.А. Амонашвили.
Принципы педагогического взаимодействия:
- Понимание. Уважение к ребенку и его собственному «Я», признание права ученика быть активным субъектом учебного и воспитательного процесса.
- Природосообразность. Позиция, которая выражается в умении видеть за любыми внешними проявлениями ребенка черты живого, но сложного человека, имеющего право на индивидуальность, в умении не подавить человеческое профессиональным.
- Поддержка. Внутренняя установка на доброе начало, возрастание веры педагога в потенциалы личности и возможности их раскрытия, обогащения.
Методы, которые используем в работе с детьми:
- созидающие (методы убеждения и упражнения);
- стимулирующие (методы поощрения и порицания);
- корректирующие (методы попечения и управления).
По результатам психолого-педагогической диагностики каждое полугодие определяются направления фронтальной и индивидуальной коррекционной работы в процессе обучения и воспитания учащихся. В данной работе прослеживается тесная связь учителя и психолога и используется:
- Система специальных развивающих упражнений, позволяющих повысить уровень развития психических процессов, обеспечивающих учебные достижения школьника.
- Психопрофилактика проходит в нескольких направлениях:
- интегрированные внеклассные мероприятия;
- классные часы, направленные на адаптацию к школе, развитие познавательной сферы, обучению общению;
- тренинги по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
- групповые занятия, основная цель которых - помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни.
- Психотерапевтические технологии: арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия.
- Школа для родителей.
Для детей данной категории на базе нашей школы существуют:
- специальные классы (КРО) на начальной ступени обучения в общеобразовательной школе;
- общеобразовательные классы, где обучаются дети с ОВЗ;
- совместная внеурочная работа для детей с ОВЗ и их сверстников (кружки, секции, различные мероприятия).
В такой инклюзивной системе возможен переход ребёнка на тот вид интеграции, который адекватен его состоянию. Во 2 классе КРО была создана воспитательная система «Пчёлки», основу которой составляют системообразующие виды деятельности - игровая, физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая. Для укрепления связи класса со сверстниками из других учебных коллективов в процессе совместного проведения различных мероприятий был задействован воспитательный потенциал внешкольных учреждений: подростковый клуб «Старт», творческое объединение «Рукодельница» ДТДиМ, библиотека №19, спортивная секция «Лыжные гонки» СДЮСШОР 1, ДЮСШ №12 «Венец», ресурсный центр, Центр «Семья», ТОС №7. За время обучения в начальных классах КРО ребята не только активно участвуют в различных мероприятиях на уровне школы, города, области, но и занимают призовые места. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации. Практически любой психолог, учитель скажет, что начало пятого класса - сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа - сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
- очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
- непривычное расписание (новый режим);
- много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
- новые дети в классах;
- новый классный руководитель;
- проблемы со старшеклассниками.
Дети целым классом переходят на следующую ступень обучения. Это облегчает адаптацию к средней школе, так как межличностные отношения со сверстниками уже налажены, коллектив сформирован. Но с сентября в класс приходят новые учащиеся, и среди них дети с ОВЗ. Вот тут начинаются трудности в адаптации учащихся. В МБУ школе №1 г.о.Тольятти ребята с ОВЗ успешно адаптируются среди своих новых одноклассников, хотя черты взаимоотношений этих учащихся своеобразны: адаптивные механизмы у них не имеют достаточно развитых интеллектуальных и эмоционально-волевых возможностей для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков. В школе для ребят с ОВЗ действует полный вид интеграции. Учащиеся по 1-2 человека включаются в обычные классы, при этом они обязательно получают коррекционную помощь по месту обучения. По ряду причин учителя, работающие с детьми с ОВЗ, сталкиваются с серьезными психологическими проблемами. В помощь педагогам среднего и старшего звена проводятся:
- лектории и обучающие семинары для учителей;
- оформление папки на школьном сайте с рекомендациями по работе с детьми с ОВЗ;
- проведение индивидуальных консультаций;
- «Круглый стол» по преемственности;
- тренинги с педагогами, направленные на снятие синдрома эмоционального выгорания педагогов и коррекцию эмоционального напряжения.
При работе с детьми с ОВЗ мы стараемся найти индивидуальный подход к каждому ученику, поэтому в нашем образовательном учреждении решаются задачи, которые позволяют:
- создавать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- обеспечивать диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
- преодолевать негативные особенности эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
- постепенно повышать мотивацию ребёнка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности.
Список литературы
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: HI I ЭНАС, 2003.
- Гордеюк Т.Н., Егошкина Л.И. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах. Волгоград: Учитель, 2009.
- Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс! М. Генезис, 2007.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Спб.: Речь, 2003.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СбП., Речь, 2007.
Источник: Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 1920 декабря 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова - Ульяновск: SIMJET, 2013. - 582 с. |