На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Исторический аспект изучения детей с ОВЗ и основы оказания им психолого-педагогической помощи
Исторический аспект изучения детей с ОВЗ и основы оказания им психолого-педагогической помощи
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

План

1. Дети с ОВЗ содержательная характеристика понятия с позиции разных авторов.
2. Оказание индивидуальной помощи детям с ОВЗ - история вопроса.

 

1. Дети с ОВЗ содержательная характеристика понятия с позиции разных авторов

 

По мнению Т. В. Егоровой, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, с психическими, физическими отклонениями, которые препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Очень часто под «людьми с ограниченными возможностями» в психолого-педагогической литературе понимают людей, у которых имеются какие либо ограничения в повседневной жизнедеятельности, из-за физических, психических или сенсорных дефектов.
Как считает Гуслякова Л. Г. люди с ограниченными возможностями здоровья, это те «кто не имеет возможности выполнять определенные обязанности или функции по причине особых физических или психических состояний или немощности. Это состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным».
Дети с ОВЗ лишаются доступности в получении информации. Они становятся скованными в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, такие дети лишаются возможности овладения многообразием человеческого опыта, остаются вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, из-за чего негативно формируются высшие психические функции.
В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
1. Недуг - аномалия связанная с психологическими, либо физиологическими, либо анатомическими структурами;
2. Ограниченные возможности – любое ограничение, в результате потери способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность, которая считается нормальным для человека;
3. Недееспособность (инвалидность) – какое-либо следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, из-за которого у человека возникают препятствия или ограничения в выполнении им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).
В соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.), под термин инвалид понимается лицо, у которого существует нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Анализ исследований Малофеевой Т., Васина С. в настоящее время, каждый десятый в населении нашей планеты, то есть более 500 миллионов человек имеют какие-либо ограничения в обыденной жизни, причиной которых являются физические, психические или сенсорные дефекты. Среди этого количества людей, не менее 150 миллионов дети.
Быстрый рост инвалидности во многих странах мира связан с тем, что усложняются производственные процессы, увеличиваются транспортные потоки, военные конфликты, ухудшается экологическая обстановка, а также увеличивается количество людей, которые имеют вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики, токсические вещества) и др. причинами.
В общем можно сказать о том, что среди дошкольников от 15 % до 25 % детей страдают хроническими заболеваниями; 53 % школьников имеют ослабленное здоровье, а свыше 1/3 детей 13– 17 лет – хронические заболевания.
По мнению Д. А. Быкова, дети с ОВЗ – это дети, имеющие психические и (или) физические нарушения, которые имеют ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
М. Р. Романов, к «детям с нарушениями в развитии» относит детей, у которых отклонения в физическом и психическом развитии, приводит к нарушению общего развития.
Депутатами Государственной Думы РФ был принят федеральный закон, который направлен на защиту детей с ОВ. Закон вводит такую формулировку вместо термина «с отклонениями в развитии» в ряд действующих федеральных законов, в частности «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О физической культуре и спорте в РФ».
Как отмечают авторы этого законопроекта, термин «с отклонениями в развитии» традиционно в нашей стране ассоциируется с таким нарушением состояния здоровья, как «умственная отсталость», и не учитывает возрастные особенности. Вследствие этого в раннем возрасте у детей формируется комплекс неполноценности, что в дальнейшем влечет за собой значительные проблемы для его семейной, социальной, образовательной или профессиональной интеграции и адаптации. Во многих развитых стран и в документах Всемирной организации здравоохранения, категория таких граждан, обозначается термином «лица с ограниченными возможностями здоровья».
В психолого-педагогической литературе существует несколько понятий той категории детей, относящиеся к системе специального образования.
Дети с отклонениями в развитии - дети, которые отстают в физическом и психическом развитии из-за органического поражения ЦНС и в результате нарушения деятельности разных анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
Дети с отклонениями в развитии - это те дети, у которых имеются психические, физические и т. п. отклонения, но степень их выраженности ограничивает их возможности в меньшей степени, чем у детей с нарушениями в развитии.
Дети с ОВЗ - дети, которые из-за нарушений в развитии пользуются социальными льготами и пособиями. Этих детей обычно называли детьми - инвалидами. Сейчас в психолого-педагогической литературе чаще используется термин «проблемные дети».
Разные профессиональные подходы, по своему подразделяют классификации.
Самыми распространенными основаниями считают: причину нарушения; вид нарушения с последующей конкретизацией его характера; последствие нарушения, которое может сказаться в жизни человека.
Т. В. Егоровой описана более общая классификация, основой которой являются указанные выше категории нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
– телесное (соматическое) нарушение (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
– сенсорное нарушение (слух, зрение);
– нарушение деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Здесь различаются следующие категории детей с нарушениями в развитии:
– дети, у которых нарушен слух (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
– дети, у которых нарушено зрение (слепые, слабовидящие);
дети с нарушениями речи;
дети с умственной отсталостью;
дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);
– дети с отклонениями опорно-двигательного аппарата;
– дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
– дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
В итоге, можно сказать о том, что термин ограничение (возможностей) в широком смысле является универсальным, собирательным, применяемым на сегодняшний день. Этот термин обозначает физический, психический недостаток, который в англо-американской профессиональной речевой среде обозначается как - handicap (ограничение, препятствие). Понятие ограничения в психолого-педагогической литературе рассматривается с разных точек зрения и по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, которые имеют отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. Согласно этому, понятие дети с ОВЗ позволяет рассматривать данную категорию, как лица имеющие функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, нарушений в развитии, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к главным потребностям индивида, в результате негативных стереотипов, предрассудков, которые выделяют нетипичных людей в социокультурной системе.

 

2. Оказание индивидуальной помощи детям с ОВЗ - история вопроса

 

На сегодняшний день в России здоровье граждан имеет критическое состояние. Фундаментальные исследования многих авторов, указывают на кризисное состояние здоровья у людей разного возраста, особенно у детей. В странах всего мира, отмечается рост населения с ограниченными возможностями. В конце XX столетия, количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличилось в 2 раза. Для детей с ОВЗ необходимо создавать специальные условия жизнедеятельности для того, чтобы они могли участвовать в жизни общества наравне с людьми без отклонений и результате этого ощущать себя полноценными.
В случае, когда общество оставляет инвалида без внимания и поддержки, то он может попасть во власть физических недугов, которые определяют его характер, его отношения с людьми, собственное семейное положение, уровень его образования, карьеру. При оказании заботы и уважения к таким людям, влияние инвалидности отступает на второй или даже третий план.
Дети и подростки с отклонениями в развитии, которые в дальнейшем препятствуют развитию, обучению, в силу нарушений, которые они имеют необходима преимущественно индивидуальная помощь, потому что у таких детей возникает очень много проблем и препятствий, которые сложнее будет решить в группах, а индивидуальная помощь детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья дает значимые результаты.

Понятие «индивидуальная помощь» является междисциплинарным, так как это понятие можно встретить в медицинской, педагогической, психологической литературе для обозначения различной по содержанию, форме и продолжительности деятельности, которое направленно на изменение внешних или внутренних состояний людей при взаимодействии со специалистом в диадном режиме.
Становление индивидуальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде теснейшим образом связано с историей европейских университетов, средневековой Европы. Если строить точную генеалогию, данное понятие происходит из Великобритании и зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и Кембридже. В России, воспринявшей германскую модель университетов, индивидуальной помощи лицам с особыми потребностями не было.
В современной ситуации помимо элитных учебных заведений, индивидуальная помощь в образовании особенно интенсивно распространяется в дистантном (в будущем самом массовидном) обучении. На настоящий момент в России пятьдесят семь вузов включены в эксперимент по дистантному образованию.
Термин индивидуальная помощь отмечается в работах таких авторов как, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель, М. Монтессори А. Представители гуманистического подхода Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс внесли огромный вклад в разработку сущности и технологии оказания помощи. Авторы экзистенциально-гуманистического подхода Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, Ялом и др. а также ученые гештальт-психологии (Дж. Морено, Ф. Перлз и др.), психоанализа (З. Фрейд), бихевиоризма (А. Бандура, Дж. Вольпе, М. Джоунс, Дж. Роттер, Б.Ф. Скиннер и др.). Разработкой технологии оказания помощи людям занимались такие социологи, как Р. Банг, Н. Ф. Басов, Л. Хааг, Е. И. Холостова, М. В. Фирсов, в работах педагогов А. В. Мудрика, М. В. Шакуровой, В. Р. Ясницкой, Н. Н. Михайловой, С. М. Юсфина и др.

Современная социально-педагогическая литература рассматривает индивидуальную помощь с нескольких позиций:
1. С позиции помощи в решении проблем, которые возникают у человека;
2. С позиции педагогической поддержки;
3. С позиции педагогического сопровождения.

Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), это люди, которые имеют нарушения в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и т. д. Люди с ОВЗ мало мобильны и у них отмечается ограничения в возможности полноценной жизни: сидеть, ходить, обслуживать себя и т. п.
Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» гласит о том, что люди имеющие ограниченные возможностями здоровья, должны получить образование в форме обычного обучения в общеобразовательных учреждениях, интегрированного обучения, обучения на дому и обучения в условиях стационарного лечебного учреждения.
Данные многих авторов подтверждают, что в последние годы увеличивается рождение детей с различными отклонениями в развитии, которые сказываются на их образ жизни, особенности строения личности и возможности обучения. Для оказания индивидуальной помощи детям с ОВЗ создаются коррекционные кабинеты, которые финансируются бюджетом РФ. Данные кабинеты обслуживают одно или несколько образовательных учреждений, общее число классов (групп) в которых должно быть не более 40, а количество учащихся с ОВЗ не менее 12.
Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья успешно воспринимали программу обучения в общеобразовательном учреждении, таким детям требуется индивидуальная помощь, которую также осуществляет педагог - наставник - тьютор.
Впервые в России профессия - тьюторство появляется в 80-е годы XX века. На сегодняшний момент, из-за того, что увеличивается численность людей с ОВЗ, подобная индивидуальная помощь в обучении таких детей очень популярна Нехватка специализированных образовательных учреждений выражается в низкой коммуникативной возможности, что влияет на развитие ребенка с нарушениями. Тем не менее, в общеобразовательных учреждениях у учителя нет возможности уделять внимание детям с ОВЗ больше, чем другим детям, поэтому тьюторство является особыми видом помощи.
Тьютор помогает ребенку в успешной адаптации в новой обстановке: свободный доступ ребенка в школу и класс, организация рабочего дня по времени в зависимости от индивидуальных особенностей.
В общеобразовательных учреждениях процесс обучения тесно связан с умением взаимодействовать со сверстниками, вследствие этого тьютор должен создавать благоприятные условия для
ребенка, чтобы настроить эмоциональную отдачу от всех участников. Коммуникацию осуществляют с помощью осуществляется диалогов и дискуссий, в ходе которых все участники могут выразить свои мысли, используя вербальные и невербальные средства общения, а дети с особыми образовательными потребностями учатся правильно их понимать и корректно реагировать.
У тьютора существует ряд задач:
– Первая задача заключается в том, что тьютор на своем примере должен показывать как правильнее вести себя с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как обучать ребенка взаимодействовать с другими детьми, и как развивать у них коммуникативные качества для успешной социализации;
– Вторая задача состоит в том, тьютор проводит индивидуальные занятия с детьми когда он не усвоил материал, отслеживает динамику обучения, создает взаимосвязь знаний, которые он получил для того, чтобы успешно применять их в повседневной жизни;
– Третья задача заключается во взаимодействии тьютора со специалистами узкого профиля (психологами, логопедами, неврологами, инструктором лечебно-физической культуры) для плодотворного комплексного воздействия на детей с ОВЗ;
– Четвертая задача состоит в том, что тьютор должен составлять индивидуальный маршрут процесса образования таких детей, которая будет основываться на особенностях здоровья, возрастных особенностях ребенка с ОВЗ, использовать нетрадиционные методы обучения;
– И наконец, пятая задача, суть которой состоит в том, чтобы мотивировать ребенка на получение новых знаний, применяя различные стимулы повышающие работоспособность.
Главным направлением работы тьютора является индивидуальные и групповые консультации. С помощью этих консультаций, можно обсуждать проблемы с родителями, сверстниками и учителями, предоставлять информацию о патологии ребенка, его психических особенностей, способах взаимодействия с окружающей средой и окружающими людьми.
Существенным критерием работы тьютора является выполнение обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья самоорганизации, самостоятельности. Дети должны уметь выразить себя посредством различных увлечений, хобби, которые развивают его творческие способности, воображение, мышление.

 

Вывод по лекции

Разные авторы дают различные определения понятию «люди с ограниченными возможностями здоровья», но в основе всех определений лежат одни и те же причины, в результате которых у людей существуют те или иные ограничения в жизнедеятельности.
Одним из главных достоинств индивидуальной помощи является то, что оно дозволяет целиком адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, выслеживать каждое его действие и операцию при решении конкретной задачи; наблюдать за его продвижением от незнания к знанию, корректировать вовремя необходимые моменты в деятельности обучающегося, учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно и все время вести контроль затраченных сил, работая в оптимальное для себя время.
Тьюторство - это важная часть современного образовательного процесса, потому что тьютор решает множество задач для успешного обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Тьютор - это координатор, который в ходе учебной деятельности детей, формирует личность детей с ОВЗ и является посредником между узкими специалистами и преподавателями. Зная особенности патологии ребенка, строит образовательный процесс, чтобы все полученные знания усваивались. Тьютор является посредником между ребенком с ограниченными возможностями здоровья и окружающими людьми, также может помочь в адаптации к непривычной среде, людям, формирует объективное мнение о происходящих событиях и помогает социализироваться.

Вопросы для самопроверки
1. Какова сравнительная содержательная характеристика понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья».
2. В чем сущность тьютерской помощи детям с ограниченными возможностями здоровья?
Литература и Интернет-ресурсы [8, 3, 10, 1, 2].

Источник: Артеменко О. Н., Звездина Н. А. А Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям: учебное пособие (курс лекций). – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 141 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.