На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Формирование компетентности будущих педагогов к осуществлению педагогической деятельности
Формирование компетентности будущих педагогов к осуществлению педагогической деятельности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Трищина Т. И., Филимонова Н. И.
Калининград, Балтийский федеральный университет имени И.Канта
Барановичи, Барановичский государственный университет


В условиях модернизации системы образования Республики Беларусь особые требования предъявляются к подготовке будущих специалистов к осуществлению педагогической деятельности. Реализация основополагающих подходов к обновлению содержания образования, его целей и задач создаёт условия для обеспечения необходимого качества профессиональной подготовки в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
Современные условия общественного развития требуют того, чтобы студенты обладали высоким уровнем профессиональной готовности, познавательными потребностями, интересами. Поэтому важным является подход к их подготовке как единому процессу воспитания и обучения, в ходе которого происходит разностороннее развитие и самоутверждение личности, формирование профессиональной готовности, личностных качеств.
В связи с этим перед профессорско-преподавательским составам возникает задача формирования и развития профессиональнозначимых компетенций будущих педагогов, способных
ориентироваться в сложных социально-культурных обстоятельствах, профессионально ориентироваться в быстроменяющихся условиях окружающей действительности.
Вопросы компетентности рассматриваются в исследованиях многих авторов, предлагающих различные подходы к решению проблемы её становления и развития.


Следует подчеркнуть, что исследователи понимают компетентность как:
- интегративное свойство личности (Н. В. Кузьмина);
- мотивированная способность (Дж. Равен);
- характеристика личности (С. Г. Вершловский, Ю. Н. Кулюткин);
- совокупность коммуникабельных, конструктивных, организаторских умений личности (В. А. Сластенин);
- личное качество субъекта, совокупность умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения в своей работе (Л. И. Панарин).


Обобщая различные контексты понятий «компетентность» в психолого-педагогической литературе его можно определить, как способность педагога решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности, с использованием знаний, профессиональных умений и навыков, личностных ценностей и жизненного опыта.
Анализ научной психолого-педагогической литературы позволяет рассматривать профессиональную компетентность педагога как готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Компонентами готовности будущих педагогов к осуществлению педагогической деятельности являются: когнитивный, деятельностный, креативный, психологический, мотивационный [1, с.390].
Основными критериями готовности будущего педагога к осуществлению педагогической деятельности являются: владение необходимыми знаниями, умениями, навыками; гибкость мышления и поведения в зависимости от ситуации; техническая оснащенность; способность к профессиональной рефлексии; осознание необходимости инновационной деятельности; согласованность личных целей с инновационной деятельностью; готовность к преодолению трудностей и неудач.


Следовательно, формирование у будущих педагогов профессиональных компетенций возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
- организация целенаправленного процесса личностно ориентированного обучения с целью роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого будущего специалиста;
- разработка и применение специальных программ, заданий, тестов, педагогических ситуаций;
- организация текущего контроля за состоянием готовности студентов;
- анализ сформированности системы профессиональных компетенций по этапам [2, с.41].

В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности будущих педагогов являются не только специальные знания, владение информацией и педагогическими технологиями, но и способность увидеть в каждом обучающимся индивидуальные особенности. Будущий педагог должен уметь хорошо ориентироваться в педагогических технологиях, вырабатывать собственную профессиональную стратегию, реально оценивать свои возможности в педагогической деятельности.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога — это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными мотивами его деятельности, и способностью к развитию своего творческого потенциала.


Литература:


1. Жабаков, В. Е. Профессионально-педагогическая подготовка специалиста в области физической культуры / В. Е. Жабаков // Личность. Культура. Общество: Междисциплинарный научно-практический журнал социальных и гуманитарных наук. — 2009. — Том. XI — С. 399-403.
2. Тесленко В. И., Залезная Т. А. Условия эффективного управления системой профессиональной подготовки будущего учителя в педагогическом вузе / В. И. Тесленко, Т. А. Залезная // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 9. — С. 40-43.

Источник: Актуальные проблемы профессионального образования в Республике Беларусь и за рубежом: материалы III Международной научно-практической конференции, Витебск: В 3-х т. / Витебский филиал Международного университета «МИТСО»; редкол.: А.Л. Дединкин (гл. ред.) [и др.]. - Витебск, 2016. - Т.1. - 494 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.