Трищина Т. И., Филимонова Н. И. Калининград, Балтийский федеральный университет имени И.Канта Барановичи, Барановичский государственный университет
В условиях модернизации системы образования Республики Беларусь особые требования предъявляются к подготовке будущих специалистов к осуществлению педагогической деятельности. Реализация основополагающих подходов к обновлению содержания образования, его целей и задач создаёт условия для обеспечения необходимого качества профессиональной подготовки в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Современные условия общественного развития требуют того, чтобы студенты обладали высоким уровнем профессиональной готовности, познавательными потребностями, интересами. Поэтому важным является подход к их подготовке как единому процессу воспитания и обучения, в ходе которого происходит разностороннее развитие и самоутверждение личности, формирование профессиональной готовности, личностных качеств. В связи с этим перед профессорско-преподавательским составам возникает задача формирования и развития профессиональнозначимых компетенций будущих педагогов, способных ориентироваться в сложных социально-культурных обстоятельствах, профессионально ориентироваться в быстроменяющихся условиях окружающей действительности. Вопросы компетентности рассматриваются в исследованиях многих авторов, предлагающих различные подходы к решению проблемы её становления и развития.
Следует подчеркнуть, что исследователи понимают компетентность как: - интегративное свойство личности (Н. В. Кузьмина); - мотивированная способность (Дж. Равен); - характеристика личности (С. Г. Вершловский, Ю. Н. Кулюткин); - совокупность коммуникабельных, конструктивных, организаторских умений личности (В. А. Сластенин); - личное качество субъекта, совокупность умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения в своей работе (Л. И. Панарин).
Обобщая различные контексты понятий «компетентность» в психолого-педагогической литературе его можно определить, как способность педагога решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности, с использованием знаний, профессиональных умений и навыков, личностных ценностей и жизненного опыта. Анализ научной психолого-педагогической литературы позволяет рассматривать профессиональную компетентность педагога как готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Компонентами готовности будущих педагогов к осуществлению педагогической деятельности являются: когнитивный, деятельностный, креативный, психологический, мотивационный [1, с.390]. Основными критериями готовности будущего педагога к осуществлению педагогической деятельности являются: владение необходимыми знаниями, умениями, навыками; гибкость мышления и поведения в зависимости от ситуации; техническая оснащенность; способность к профессиональной рефлексии; осознание необходимости инновационной деятельности; согласованность личных целей с инновационной деятельностью; готовность к преодолению трудностей и неудач.
Следовательно, формирование у будущих педагогов профессиональных компетенций возможно при соблюдении следующих педагогических условий: - организация целенаправленного процесса личностно ориентированного обучения с целью роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого будущего специалиста; - разработка и применение специальных программ, заданий, тестов, педагогических ситуаций; - организация текущего контроля за состоянием готовности студентов; - анализ сформированности системы профессиональных компетенций по этапам [2, с.41].
В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности будущих педагогов являются не только специальные знания, владение информацией и педагогическими технологиями, но и способность увидеть в каждом обучающимся индивидуальные особенности. Будущий педагог должен уметь хорошо ориентироваться в педагогических технологиях, вырабатывать собственную профессиональную стратегию, реально оценивать свои возможности в педагогической деятельности. Таким образом, профессиональная компетентность педагога — это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными мотивами его деятельности, и способностью к развитию своего творческого потенциала.
Литература:
1. Жабаков, В. Е. Профессионально-педагогическая подготовка специалиста в области физической культуры / В. Е. Жабаков // Личность. Культура. Общество: Междисциплинарный научно-практический журнал социальных и гуманитарных наук. — 2009. — Том. XI — С. 399-403. 2. Тесленко В. И., Залезная Т. А. Условия эффективного управления системой профессиональной подготовки будущего учителя в педагогическом вузе / В. И. Тесленко, Т. А. Залезная // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 9. — С. 40-43.
Источник: Актуальные проблемы профессионального образования в Республике Беларусь и за рубежом: материалы III Международной научно-практической конференции, Витебск: В 3-х т. / Витебский филиал Международного университета «МИТСО»; редкол.: А.Л. Дединкин (гл. ред.) [и др.]. - Витебск, 2016. - Т.1. - 494 с.
|