На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Влияние эмоциональной депривации на развитие ребёнка
Влияние эмоциональной депривации на развитие ребёнка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Корчагина Дарья Александровна магистрант Научный руководитель Романова Юлия Владимировна канд. пед. наук, доцент, преподаватель
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область

Семейные отношения и проблемы семьи сегодня требуют к себе наибольшего внимания. Установлено, что огромное значение в формировании личности ребенка в раннем детстве играет семья: взаимоотношения между родителями и ребенка, взаимоотношения между родителями, эмоциональный климат в семье. На сегодняшний день наблюдается развитие многих общественных проблем - ухудшение материального благополучия значительной доли населения, рост безработных, что негативно сказывается на уровне жизни людей. В нашей стране огромное число детей, которые совсем или частично были лишены родительской заботы и любви, из - за чрезмерной загруженности родителей на работе, алкоголизма, наркомании или других заболеваний.


В России насчитывается около 67 тысяч детей, воспитывающихся в детском доме, и 27 тысяч детей учится в школах - интернатах. Если посмотреть на статистику, то она ужасает: только 10% детей, выросших в детском доме, могут устроиться в жизни, остальные же выпускники детдомов страдают от алкоголизма, становятся преступниками, либо кончают жизнь самоубийством [9]. Данные обстоятельства свидетельствуют об огромном числе детей, растущих с отсутствием взаимосвязи с близкими и родными людьми, любви, заботы, и различной стимуляции.
Когда на протяжении долгого времени и в нужной степени не удовлетворяются основные (жизненные) психические потребности ребенка, это приводит к возникновению психической депривации.
Термин «депривация» произошёл от английского слова deprivation, и переводится как лишение или потеря. Эмоциональная депривация -самый трудный и распространенный вид такого состояния.
Умственному процессу развития человека всегда уделялось много внимания, при этом эмоциональная часть личности остается без особого внимания, подхода и обучения.
В отечественной психологии психическая депривация как психологический феномен исследовалась В. С. Мухиной, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, А.М. Муфтеевой, Л.Н. Севостьяновой, В.В. Лебединским, М.И. Буяновым, В.И. Лебедевым и др.
И большая часть этих авторов занималась исследованием именно материнской и эмоциональной депривации.
Идея данного исследования заключалась в том, что психическая депривация, возникшая в детстве, в дальнейшем, по мере формирования личности ребёнка приводит к малоразвитым процессам познания, наблюдается слабое внимание, ухудшение памяти, отставание в учебе, проблеме взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, такие дети не умеют играть и общаться в команде, в склонности к асоциальному поведению, меньшей ответственности, агрессии, отсутствии стимулов и целеустремленности.
Американским психологом Абрахамом Маслоу было выделено два вида депривации: не основных (не базовых) потребностей и основных (базовых) потребностей. Депривация не основных потребностей имеет незначительное воздействие на организм человека, её можно легко заменить и она не приводит к серьезным последствиями. Депривация основных (базовых) потребностей человека - угрожает жизненным ориентирам человека, его защитным механизмам, веры в себя, препятствует его самореализации, что приводит к тому, что человеку очень трудно, а иногда и невозможно удовлетворить свои базовые нужды [8].
Можно прийти к выводу о том, что если для ребенка целевой предмет является символом любви, безопасности либо другой базовой потребности, то депривация будет иметь негативные последствия для развития его личности. С обратной стороны дети, которые чувствуют доверие к окружающему миру, которые ощущают себя нужными, любимыми, ощущают заботу к себе со стороны близких людей, будут очень легко переносить случаи депривации, так как они не будут воспринимать её как угрозу своим самым главным потребностям [8].
В подтверждение данной мысли психологом Абрахамом Маслоу был приведён пример из жизни: двое деток захотели съесть мороженое, но их мама отказалась его покупать. Если первый ребёнок, когда мама ему отказала в мороженном, почувствовал, что просто лишился удовольствия скушать сладкое, то второй ребенок почувствовал себя не любимым, так как «покупка мороженного» для него было символом любви мамы. В случае с первым ребенком депривация не считается угрожающей и не имеет серьёзные последствий для психики ребёнка. В случае со вторым ребенком, где отказ был воспринят как отказ в любви мамы, депривация рассматривается как фрустрирующая [8].
Самая первая и очень важная эмоциональная связь устанавливается во младенчестве между мамой и ребенком, либо ребенком и тем человеком, который заменяет ему маму. Базовые потребности малыша в данном периоде - это чувствовать любовь, принятие и защиту. Это своего рода фундамент для дальнейшего развития чувств и ощущений ребенка. И в случае, если у ребенка отсутствует мама, либо мама есть, но у мамы плохое отношение к своему чаду, она не сдерживает своих негативных эмоций, либо мама «холодная» - избегает физического и эмоционального контакта, то у младенца возникает сильный дефицит такого общения, возникает «материнская депривация» и в последствии это приводит к определенным нарушениям психического здоровья младенца [12]. Такие последствия особенно сильно прослеживаются у детей, которые находятся в детском доме, в семье, где родители алкоголики, наркоманы и ведут асоциальный образ жизни, в многодетной семье, где ребёнок предоставлен «сам себе», в неполных семьях, когда ребёнок воспитывается с одним из родителей, который не уделяет ему должного внимания и не удовлетворяет базовые потребности в любви, защите и признании [7].
Депривация имеет две формы проявления - это явная форма и скрытая форма.
У явной депривации характер очевидный: когда человек длительное время находится в изоляции от общества, долгое время испытывает чувство одиночества, когда ребёнок воспитывается в детском [1].
Скрытая депривация (по Гарри Фредерику Харлоу), или частичная (по Джону Боулби) возникает тогда, когда при благоприятных внешних условиях, нет возможности удовлетворить важные для человека потребности. Согласно Джону Боулби, частичная депривация возникает тогда, когда не было разлучения мамы и ребёнка, но их взаимоотношения по какой-либо причине лишены эмоциональной близости и не удовлетворяют базовые потребности ребёнка [5].
Австрийский психолог, психиатр и мыслитель Альфред Адлер указывал, что если у ребенка нарушена эмоциональная связь с близкими ему взрослыми, то он растет не уверенным в себе и в своем будущем человеком, он чувствует себя слабее и хуже других, жизненные трудности сильно подавляют его. Для воспитанников детского дома характерна низкая самооценка, они чувствуют себя неполноценными, и возникшая в детском возрасте неуверенность в себе лишь укрепляется с возрастом [13].
Российский психолог Виктор Лебединский в своих исследованиях указывал на то, что ребенок, который испытывает эмоциональную депривацию, не имеет мотивации на достижение цели и мотивации на сам процесс, он чувствуют себя беспомощным, и если возникает какое - либо препятствие или трудность, то он бросает занятие, говоря, что он не может, не знает или не умеет [6].
Дети, которые растут в детском доме, начинают испытывать потребность в общении намного позже, чем дети, которые живут в благополучной среде, со своими родными и близкими людьми. Когда возникает общение, то оно протекает более слабо и без интереса, эмоциональные отклики выражаются слабо, возникают с трудом и они быстрее затихают при прекращении инициативы взрослого [7].
Ученые проводили исследования эмоциональной депривации на примере животных для опровержения того утверждения, что ребёнок привязывается к матери только потому, что ей удовлетворяются его первичные физиологические потребности, а именно в получении еды, утоления жажды и т. п. Американский психолог Гарри Харлоу акцентировал на том, что очень мало внимания уделялось экспериментальному исследованию любви. Его опыты с обезьянами получили очень большое признание и помогли глубже понять какое значение играет привязанность и чувство любви в развитии детей [11].
В ходе его эксперимента детёнышей макак- резусов забрали у биологических матерей практически сразу после рождения. Поместили детёнышей в клетку с двумя манекенами, которые должны были заменить им маму, при этом один манекен был сделан из махровой ткани, а другой сделан из проволоки, но у него имелась бутылочка с едой. Как показал эксперимент детёныша больше тянуло к «махровой маме», тактильно приятной. К проволочному манекену детеныш подходил только, для принятия пищи, а затем снова возвращался к «махровой маме». Это показало то, что телесный контакт и удобство более важны для ребенка, чем просто досягаемость еды. И когда создавалась пугающая ситуация, например перед детенышами помещали, бьющего в барабан медвежонка, они в страхе убегали и прятались в углу. И если рядом была «махровая мама», то они бежали и прижимались к ней, отворачивались от пугающего предмета и успокаивались, а позже начинали уже проявлять интерес к чужому предмету, приближались к нему и пытались даже изучать его. Детеныши, оказавшиеся в пугающей обстановке, и без «махровой мамы» всегда замирали в уголке, плакали и кричали. Детеныши, которые росли с «мамой» были более любознательными и менее пугливыми перед опасностями [11].
По итогам данного опыта был сделан вывод о том, что материнская депривация тормозит желание к познанию. И это сказывается как на эмоциональном, так и на интеллектуальном развитии. Заинтересованность во внешнем мире, является обратной стороной чувства эмоциональной безопасности. Она придает личности уверенность, которая очень необходима для желания исследовать и познавать окружающий мир [11].
Самое первое, что начинает чувствовать младенец после рождения - это любовь к матери, это чувство помогает в дальнейшем намного реже испытывать чувство страха или агрессии, и если такие чувства возникают, то при настоящей и серьезной опасности, а не на любой новый раздражитель [12].
Английский психиатр Джон Боулби в своей «теории привязанности» говорит о том, что у ребёнка после того, как он разлучается с матерью, возникают тревожные расстройства, фобии и депрессии. У ребенка в результате, определенных жизненных ситуаций, которые привели к нарушению привязанности, будут образовываться разные реакции, и они будут индивидуальны в зависимости от его врожденных особенностей и социальных обстоятельств. На них так же будут влиять и физиологические различия: например, мальчики реагируют агрессивностью, а девочки тревожностью [3].
190 Актуальные вопросы саморазвития личности:
психолого-педагогический аспект
В исследовательских трудах психоаналитика Рене Арпад Шпиц говорится о том, что у осиротевших детей отсутствуют позитивные эмоции, в процессе взаимодействия со взрослыми дети не сконцентрированы, они менее подвижны. Ребенок, испытывающий депривацию, начинает разговаривать позже своих сверстников, у них не развита мимика и звуковая активность у них плохо сформирована [14].
Если в раннем детстве или в подростковом возрасте возникает материнская депривация то, это приводит к деформации центральной составляющей Я-концепции, которая отражается в безразличии к окружающим, пренебрежительном или враждебном отношении к ним, тревожном поведении и отсутствии уважения к индивидуальным нуждам других людей [4].
При рассмотрении материнской и эмоциональной депривации, стоит так же упомянуть и об отцовской депривации.
Отечественные педагоги и психологи указывали о значимости отца в семейной социализации. Роль отца играет важное значение при воспитании сына. Согласно мнению Татьяны Андреевой (кандидат психологический наук), значимость личности отца, прежде всего в том, что для сына он является эталоном мужчины. Сын копирует модель поведения папы, и тем самым, у мальчика формируются нравственный облик и способы поведения в дальнейшем [2]. На неустойчивую ещё психику ребенка, отцовская депривация оказывает сильное негативное влияние и нарушает его социальное отождествление [10].
Эмоциональные контакты очень важны для всех людей и всех возрастов на протяжении всей их жизни.
Каждому человеку нужны «психологические поглаживания», и если для ребенка они выражаются в теплом физическом контакте, в прикосновениях, объятиях, поцелуях, в словах любви, то взрослый человек может прочувствовать их в добром слове, рукопожатии, улыбке, комплименте.
Список литературы
1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Г. Алексеенкова. - СПб.: Питер, 2009. - 96 с.
2. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
3. Бауманн У.П. Клиническая психология / У.П. Бауманн. - 2 -е изд. - СПб: Питер, 2006 г. - 1312 с.
4. Золотарёва О.С. Влияние депривации на развитие Я-концепции детей подросткового возраста: автореф. дис. ... канд. псих. наук / О.С. Золотарева. - Астрахань, 2007. - 21 с.
5. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага, Авиценум, 1984 - 334 с.
6. Лебединский В.В. Психология аномального развития ребенка / В.В. Лебединский, М.К. Бардышевская // Хрестоматия в 2 т. Т. I. / под редакцией В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. - М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. - 744 с.
7. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова и др. - М.: Гардарики, 2007 г. - 256 с.
8. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 2 -е изд., стер. - СПб.: Питер, 2008 г. - 352 с.
9. Миллиардная Россия. Детские дома
10. Попова С.П. Типология индивидуально-личностных свойств детей и подростков 7-13 лет, находящихся в условиях отцовской депривации и экологического неблагополучия / С.П. Попова
11. Роджер Р.Х. 40 исследований, которые потрясли психологию / Р.Х. Роджер. - Спб.: Прайм- Еврознак, 2003. - 523 с.
12. Фурманов И.А. Психология депривированного ребёнка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 319 с.
13. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3 -е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 607 с.
14. Шпиц Р.А. Поведение депривированных детей: хрестоматия в 2 т. Т. II / Р.А. Шпиц; под редакцией В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. - М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. - 744 с.
Источник: Актуальные вопросы саморазвития личности: психологопедагогический аспект : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Йошкар-Ола, 19 мая 2022 г.) / гл. ред. С.Н. Федорова; Марийский государственный университет. - Чебоксары: Среда, 2022. - 264 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.