На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Влияние типа привязанности к матери и предпочитаемым видом коммуникации у подростков в малых группах
Влияние типа привязанности к матери и предпочитаемым видом коммуникации у подростков в малых группах
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Орлова Юлия Евгеньевна студентка
Волгоградский институт управления (филиал) ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» г. Волгоград, Волгоградская область
Аннотация: статья посвящена изучению взаимосвязи между типом предпочитаемого вида построению межличностных отношений в группах и привязанностью к матери в подростковом возрасте.
Ключевые слова: привязанность, мать, подросток.

Актуальность исследования темы построение межличностных отношений у подростков тем, что межличностные взаимодействия у подростка в группе является приоритетным в идентификации себя, как личности. Туда входят: интимно-личностные отношения, общение со взрослыми, общение со сверстниками, трудовая общественная деятельность и т.
д. Потребность коммуникации у подростка одна из основных. С помощью общения со сверстниками подросток получает возможность оценить уровень своих возможностей в сравнении с другими и найти свое место в группе. Также важно каким способом конкретно подросток выстраивает коммуникацию: императивным, манипулятивным или выстраивая диалог.
Специфика межличностных отношений в подростковом возрасте заключается в том, что именно в данный возрастной период чрезвычайно меняется образ жизни у подростка, так больше общения происходит вне дома, а учебная деятельность уходит на второй план. Построение межличностных отношений со сверстниками помимо обмена информации и знаний, также формируют новые важные для жизни человеческие качества, дает возможность научиться действовать самостоятельно и принимать решения. Таким образом определенный тип построения межличностных коммуникаций, определяет на сколько продуктивнее и легко пройдет данный возрастной период для формирования личности и дальнейшего благополучного построения своей жизни.
На выбор предпочитаемого вида межличностных коммуникация могут повлиять детско-родительские отношения, в том числе определенный тип привязанности к матери, который мы разберем в данной работе.
Теорию привязанности подробно рассматривал Джон Боулби в 1950-х годах, в которой он разбирал всевозможные последствия при том или ином типе. А Мэри Эйнсворт, его сотрудница, позже проводила исследование, получившее название «Незнакомая ситуация». Этот эксперимент помогал выявить признаки, одного из четырёх типов привязанности у детей в возрасте от 12 до 18 месяцев. На сегодняшний день развивает «Теорию привязанности» Карл Хайнц Бриш, который написал ряд соответствующих работ по данной теме.
Эта теория рассказывает о том, что такая переменная величина, как «привязанность», является важным компонентом в формировании личности. Также, на каком этапе развития формируется той или иной тип привязанности и каким образом. Сама привязанность к матери (значимого взрослого) - это сложный процесс, который начинается, возможно ещё до рождения или даже до зачатия, продолжается во время и после родов и длится вплоть до старости человека, включая подростковый период. Получается основная ответственность здесь ложится на родителей, которые воспитывают детей и соответственно на влияют социализация подростков.
Необходимость исследования формы межличностных отношений и взаимосвязью с определенным типом привязанности в детско-родительских отношениях у подростков диктуется насущным социальным запросом на характеристику имеющихся вариантов переживания социализации подростка и выявление факторов, влияющих на них, для определения дальнейших путей коррекционно-развивающего вмешательства с целью улучшения межличностных отношений и формирования личности. Следовательно, исследование данной проблематики представляется весьма актуальным и обусловленным запросами, как теории, так и практики. можно понять силу влияния в нашей жизни общения, причем не важно в какой форме, так как в этом процессе происходит не только взаимообмен информацией, но и социализация личности, удовлетворение психологических потребностей, достижение поставленной цели и многое другое.
Таким образом, мы делаем выводы, что общение - сложный и многогранный процесс, который изучается до сих пор, что подтверждает актуальность выбранной темы. И общение является одним из главных способов коммуникации у подростков, так как в данный период времени происходит сепарация от родительской фигуры и фокус внимания перемещается на социум, который окружает подростка. Такой процесс, как сепарация происходит более экологично, когда у подростка и родительской фигуры более надежный тип привязанности, следовательно и процесс установления межличностных контактов, где сам ребенок может определить себя как идентичную личность во взаимодействии с окружающими его людьми, подростку выстраивать проще, если он получал и получает поддержку от значимого взрослого. Получается, можно найти прямую взаимосвязь между типом привязанностью к матери подростка и тем, какой вид межличностных контактов он предпочитает выстраивать для анализа и возможной дальнейшей корректировке, которая может иметь вид: личной, семейной или групповой психотерапии. А возможно носить профилактический характер, для предотвращения ненадежного типа привязанности, что позволит не доводить до критической точки показателя.
И это имеет место быть, взаимосвязь между типом привязанности ребенка к матери и тем, как подросток выстраивает межличностные контакты со своими сверстниками существует. Главной яркой отличительной чертой подростка между надежным типом привязанности и ненадежным - это, уровень макевиаллизма и уровень одиночества. Разница в том, что у первого типа, подросток доверяет миру и открыт ему, в то время как у дезориентированного и тервожно-устойчивого (выявленных в нашей выборке) чувство одиночества и настороженности к окружающим его людям не покидает. Что оказывает огромное влияние, как на социализацию в подростковый период, так в последствии на всю его жизнь. Также отражается на психологическом состоянии личности. Кроме этих двух показателей, есть другие нашего исследования, которые также детерминируют межличностное общение определенным типом привязанности. Так, например, результаты показывают, что надежный тип имеет низкий уровень соперничества и приспособления, но явно выше уровень сотрудничества и уступка. Это говорит о том, что такие люди открыты окружающей среде, выстраивают равноправные взаимоотношения, с готовностью слышать оппонента, но и при этом отстаивать свою позицию, если того требует ситуация. Тревожно-устойчивый тип привязанности характерен тем, что у него высокие показатели компромисса и соперничества. Средние значение сотрудничества с приспособлением и низкий показатель уступка. Такой подросток не доверяет миру и всегда находится на чеку несмотря на готовность уступать, скорее это имеет выгодный характер, в конфликтной ситуации он будет доминировать, потому что уступать оппоненту не намерен. И наконец, дезориентированный тип имеет также высокие показатели приспособления и уступка, но низким значением Компромисса и соперничества. Исходя из этого, можно предположить, что подросток с таким типом привязанности несмотря на умение приспосабливаться к окружающим, уступать в конфликтах, идти на компромиссы, чувствует полное одиночество и не доверяет никому. (Таблица 1).


Таблица 1

 

Тип привязанности

 

Надежный

Тревожно
устойчивый

Дезориентированный

Макевиаллизм

низкое значение

высокое значение

высокое значение

Переживание
одиночества

низкое значение

высокое значение

высокое значение

Компромисс

среднее значение

высокое значение

низкое значение

Соперничество

низкое значение

высокое значение

низкое значение

Сотрудничество

высокое значение

среднее значение

среднее значение

Уступка

высокое значение

низкое значение

высокое значение

Приспособление

низкое значение

среднее значение

высокое значение


По переменным можно определить методики, по которой проводилось исследование - опросник Джона Боулби, Методика измерения уровня макиавеллизма личности (Мак- шкала), Тест описания поведения К. Томаса в модификации Н.В. Гришиной, Методика диагностики уровня субъективного переживания одиночества Д. Рассела и М. Фергюссона. Метод обработки данных - статистический метод-частотный анализ, описательная статистика.
Таким образом, результат эмпирического исследования подтверждают, что тип привязанности к матери действительно оказывает влияние на построение межличностных контактов у подростков, что влияет на его психологическое состояние, доверию к окружающим его людям и умение разрешать конфликты. Одной из важных задач становится информирование родителей, педагогов и социальных работников о важности привязанности как основополагающей жизни, чтобы эти значения могли использоваться в педагогике и в психотерапии.

Источник: Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства: сборник материалов IX Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Армавир, 8 окт. 2021 г.) / под общ. редакцией И.В. Ткаченко. . - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 176 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.