На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Особенности работы социального педагога с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии
Особенности работы социального педагога с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

Социальный педагог призван решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием детей-инвалидов и больных детей. Особенности детей с различными отклонениями в развитии могут быть связаны с физическими или психическими недостатками. К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. К группе психических отклонений относятся задержка психического развития, умственная отсталость детей, или олигофрения, нарушение речи, а также эмоционально-волевой сферы ребенка (крайняя форма этого вида - аутизм). Изучение воспитанников социальным педагогом предполагает выявление причин заболевания, отставания в развитии и обучении. На следующем этапе происходит определение форм и методов индивидуальной работы.

Социальному педагогу во взаимодействии с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями необходимо создать атмосферу психологической комфортности, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение. Важной задачей является помощь социального педагога в организации лечения больных детей. Социальным педагогом осуществляется организация трудового воспитания и обучения больного ребенка. При этом необходима направленность на то, чтобы в процессе труда дети-инвалиды могли проявлять свои способности. Социальный педагог оказывает помощь в социализации детям, обучающимся на дому.
Социальному педагогу, работая в школе, часто приходится сталкиваться с дезадаптацией больных детей по причине школьного невроза. Невроз - невротическое состояние ребенка, возникающее в результате обиды, ущерба, нанесенного словом или жестом. Социальный педагог совместно с психологом помогает гармонизировать взаимоотношения таких детей с окружающими.
Одной из задач социально-педагогической деятельности является консультирование родителей детей-инвалидов по поводу того, как приучать ребенка к самообслуживанию, развивать стремление к знаниям. Социальный педагог предоставляет родителям информацию о комплексе социальных услуг. Он занимается поиском спонсоров при направлении ребенка-инвалида на лечение за рубеж, оказывает помощь в приобретении тренажеров, инвалидных колясок, лекарств. Социальный педагог содействует выделению денежных сумм и путевок в санатории и дома отдыха, оказанию различного вида гуманитарной помощи, закрепляет детей-инвалидов за магазинами с обеспечением гарантированного набора основных продуктов питания, комплектов детской одежды и обуви, бытовой техники, мебели.
Социальный педагог призван помогать детям-инвалидам адаптироваться к окружающему миру. Для этого он разрабатывает и проводит с детьми узкоцелевые программы «Личная гигиена», «Я в быту», «Я в автобусе», «Я в магазине» и т. д. Еще одна задача социального педагога - помощь в преодолении трудностей общения.
Социальный педагог составляет совместно с психологом, лечащим врачом и родителями программу реабилитации больного ребенка. При этом важна выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребенком, поэтому социальный педагог ко - ординирует данную работу, а также следит за соблюдением прав ребенка.
Для коррекции эмоционального состояния, развития творческих способностей в настоящее время широко используются различные виды искусства. Игротерапия используется для коррекции разбалансированной коммуникативной, опорно-двигательной или эмоционально-волевой сферы ребенка. В процессе игры ребенок подчиняется правилам, а значит добровольно противостоит непосредственным импульсам. У ребенка формируется воображение. Эффективной формой является сказкотерапия, помогающая снять накопившееся психическое напряжение. Посредством сказкотерапии можно также работать с агрессивными, застенчивыми детьми. Метафорическое, сказочное воздействие активизирует личностные ресурсы, «пробуждает» сознание, открывает новые возможности его взаимодействия с окружающим миром. Куклотерапия - использование кукольной драматизации. Взрослые разыгрывают кукольный спектакль, в котором вводят конфликтные и значимые для ребенка ситуации, предлагая ему как бы со стороны оценить их. Детей, проявляющих тревогу, страх, переживших стресс, травмы, полезно привлекать к представлению с применением метода биодрамы (все действующие лица в нем - звери). Распределив между собой роли, дети разыгрывают спектакль. Терапевтический групповой процесс, основанный на драматической импровизации, называется классической психодрамой. Широко используется коррекционно-развивающая физкультура (дети выполняют различные посильные упражнения). Посредством музыкальной терапии (пение, игра на музыкальных инструментах, ритмическая декламация, сеансы музыкальной релаксации) можно добиться улучшения общего состояния ребенка с соматическими и психическими отклонениями. В танцевальной терапии используются относительно спонтанные движения с целью более глубокого познания собственного тела. В работе с детьми-ин- валидами можно использовать методику Вероники Шерборн (развитие через движение). Арттерапия способствует более полному выражению своих желаний, составляет часть психологической помощи. По мнению автора этой методики, образы художественного творчества отражают подсознательные процессы, в том числе страхи и конфликты. Рисование под музыку формирует навыки саморегуляции. Можно рекомендовать ребенку задания на определенную тему при работе с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация. Библиотерапия - метод воздействия на ребенка, его переживания, чувства посредством чтения книг. Подбираются литературные произведения, в которых описаны страхи детей, переживания стрессовых ситуаций, но найден выход из них. Например, это книги Б.Житкова, В.Осеевой. Социальному педагогу необходимо учитывать лечебное и воспитательное воздействие на ребенка, оказываемое природой, организовывать прогулки для больных детей.
В Центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации осуществляется комплексная психологическая, социальнопедагогическая и медицинская помощь детям с особенностями психофизического развития. Основные направления деятельности коррекционно-развивающего Центра следующие: диагностическое (уточнение диагноза), психокоррекционное (целенаправленная помощь в преодолении или ослаблении имеющихся нарушений развития), оздоровительное, учебно-воспитательное, социально-правовое, консультационное, научно-методическое, социально-аналитическое и просветительское.
Подводя итог, можно выделить такие требования к социально-педагогической деятельности в связи с реализацией задач по защите права ребенка на охрану здоровья, как гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и бережного отношения к страдающим и больным детям.


Вопросы к семинарскому занятию


1. Опираясь на пособие П.А. Шептенко и Г.А. Ворониной «Методика и технология работы социального педагога» (тема 16), ответьте, какие можно выделить группы детей с отклонениями в развитии?
2. Какие специфические особенности характерны для умственно отсталых детей?
3. Какой комплекс социальных услуг оказывается больным детям?


Задания к семинарскому занятию


1. Посмотрите и проанализируйте отрывок видеофильма о методике Вероники Шерборн.
2. Составьте плана программ для работы с детьми-инвалидами: «Личная гигиена», «Я в магазине» (работа в группах).


Вопросы для самоконтроля


1. Как социальный педагог может повлиять на трудовое воспитание больного ребенка?
2. Какие права ребенка защищает социальный педагог, помогая социальной реабилитации ребенка-инвалида?
3. Что такое классическая психодрама?
4. Каким образом в процессе игры формируется произвольное поведение ребенка?


Проблемные вопросы и задания


1 . Согласны ли вы с утверждением о том, что необходима интеграция ребенка-инвалида в классе с обычными детьми?
2. Докажите необходимость социально-педагогической помощи детям, обучающимся на дому.
3. Обоснуйте актуальность социальной защиты детей-инвалидов. Назовите ее различные направления.
4. Почему арттерапия ускоряет общий процесс терапии?
5. Какие методы работы, групповые или индивидуальные, наиболее эффективны при использовании социально-педагогической терапии/


Задания по УИРС, НИРС


1. Методом анкетирования выясните, насколько хорошо осведомлены родители детей-инвалидов о социальных услугах, которые они имеют право получить в государственных учреждениях.
2. С целью выявления степени агрессивности у больного ребенка проведите проективную методику «Рисунок несуществующего животного».
3. Подготовьте реферат на тему «Социально-педагогическая защита права ребенка на охрану здоровья».
4. Разработайте памятку «Ребенок попал в беду».
Рекомендуемая литература
1. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.
3. Дубровский А.А. Лечебная педагогика. - М., 1989.
4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. - М., 1994.
5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. - М., 1999.
7. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998.
8. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. - М., 2000.
9. Семенова Е.И. Арттерапевтические технологии в работе с деть- ми-инвалидами // Сацыяльна-педагапчная работа. - 2003. - N° 4. - С.81-90.
1 0. Социальная работа с ребенком и семьей. - Минск, 2000.
11. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. - М., 1996.
12. Шептенко П.А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.

Источник: Методика работы социального педагога: Метод. рек. / Авт.- сост. М54 М.В. Салтыкова-Волкович. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 63 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.