Психические процессы и состояния
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психические процессы и состояния
Когнитивная сфера
Мышление и речь
Эмоционально-чувственная сфера
Мотивационно-волевая сфера
Характеристика психических состояний человека
Все страницы

2.1 Сенсорно-перцептивная сфера

Теоретические сведения

Любой акт взаимодействия человека с окружающим миром опирается на чувственную представленность его ближайшей среды, которая включает в себя общую ориентировку, оценку местоположения объектов, их физических свойств, ситуативной значимости, поведенческого, символического и эстетического смысла. Эта первичная информация является основой для появления и функционирования высших форм психической деятельности, которые выходят за пределы непосредственной реальности [Белопольский В.И., 2003]. Первичная информация порождается сенсорно-перцептивной сферой, которая представлена ощущением и восприятием.
Ощущение - это психический процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений [Субботин В.Е., 2002]. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На нём отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущения. Ощущения является первичным материалом психического образа.

Классификации ощущений.

Выделяют две наиболее известные классификации ощущений: по органам чувств и в зависимости от вида и расположения рецепторов.
Классификация ощущений по органам чувств [Кураев Г.А., 2001] включает в себя: кинестетическую и вестибулярную чувствительность, кожную и болевую чувствительность, вкусовые ощущения, обоняние, слуховую чувствительность и зрительные ощущения.
Кинестетическая и вестибулярная чувствительность - функция данной группы ощущений состоит в информировании индивида о его собственных движениях и положении в пространстве. Одна из основных функций системы вестибулярных ощущений - обеспечить устойчивую основу для зрительного наблюдения. Когда мы двигаемся, то наша голова тоже приходит в движение. Если бы не было компенсаторных механизмов, то мы бы видели мир, как это бывает в процессе съёмки на камеру на ходу или на бегу - изображение прыгало бы и дрожало. Рефлекторный механизм заключается в том, что зрительная система получает необходимую вестибулярную информацию, так как вестибулярные канальцы связаны с мышцами глаз.
Кожная и болевая чувствительность - кожная чувствительность обеспечивает человека информацией о том, что соприкасается с его телом. Те части тела, которыми непосредственно чаще всего соприкасаемся с миром обладают наибольшей чувствительностью (это ладони, кончики пальцев, губы и язык). Современные исследователи различают четыре разновидности кожной чувствительности: ощущение давления, тепла, холода и боли. Для различных типов кожных ощущений существуют свои специализированные рецепторы. Что касается болевых ощущений, то нет единого мнения относительно специальных болевых рецепторов.
Вкусовые ощущения - основной функцией данного вида ощущений является информация о качестве вещества, которое человек собирается употребить внутрь. Основные вкусовые качества - кислота, солёность, сладость и горечь. Остальные вкусовые ощущения вызываются сочетанием этих четырёх.
Обоняние - обеспечивает человека информацией о химических взвесях в воздухе.
Слуховая чувствительность - даёт информацию о поведении удалённых объектов посредством волновых колебаний среды. Основные характеристики звуковых волн - амплитуда и частота. Они изначально являются физическими, но при воздействии на нас трансформируются в психические. Чем больше амплитуда звуковой волны, тем громче для нас звук, чем больше его частота - тем выше (тоньше) нам звук кажется. Г ромкость и высота являются основными сенсорными характеристиками звука.
Зрительные ощущения - зрение является основным источником информации для человека. Сетчатка глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать чёрно-белую картину мира. Колбочки имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивает цветовое зрение.
Согласно другой классификации, ощущения делятся на три вида в зависимости от расположения рецепторов [Сидоров П.И., Парняков А.В., 2002]:
- экстерорецептивные (ощущения, получаемые от рецепторов на поверхности тела, отражают свойства предметов и явлений окружающей среды);
- интерорецептивные (ощущения, получаемые от рецепторов, находящихся во внутренних органах, отражают состояние внутренней среды организма);
- проприоцептивные (ощущения, получаемые от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставах и дают информацию о движении и положении тела).
Общие закономерности ощущений [Сидоров П.И., Парняков А.В., 2002]. Разные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими свойствами, к которым относятся: качество, интенсивность, длительность.
Качество - главная особенность какого-либо ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Так, например, слуховые ощущения отличаются по тембру, громкости, зрительные - по насыщенности, цветовому тону.
Интенсивность - количественная характеристика ощущения. Определяется силой раздражителя и функциональным состоянием анализатора.
Длительность - определяется временем воздействия на рецептор, а также силой раздражителя и функциональным состоянием анализатора.
Основные характеристики ощущений [Субботин В.Е., 2002]. К основным характеристикам относятся диапазон чувствительности, дифференциальный порог чувствительности, оперативный порог различимости сигналов, психофизический закон Вебера-Фехнера, временной порог, пространственный порог, латентный период реакции.
Диапазон чувствительности: представлен нижним и верхними абсолютными порогами чувствительности.
Нижний абсолютный порог - минимальная сила воздействия, при которой возникает едва заметное ощущение. Чем ниже порог, тем выше чувствительность. Факторы, влияющие на высоту порога: возраст, заболевания, профессия, пол, особенности темперамента, различные физиологические состояния и другие.
Верхний абсолютный порог - максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор.
Дифференциальный порог - в рамках этого порога рассматривается закон М. Вебера. Закон гласит, что увеличение интенсивности раздражителя, способное вызвать едва заметное увеличение интенсивности ощущения, всегда составляет определенную часть от минимальной величины раздражителя.
Оперативный порог различимости сигналов - это та величина различения между сигналами, при которой точность и скорость различения, при которой точность и скорость достигают своего максимума.
Психофизиологический закон Вебера - Фехтнера - описывает зависимость интенсивности ощущения от силы раздражителя. Закон гласит, что при изменении величины раздражителя в геометрической прогрессии, чувствительность изменяется в арифметической. Г еометрическая прогрессия - когда последующий член получается путем умножения предыдущего на постоянное число. Арифметическая прогрессия - когда следующий член получается путем прибавления к предыдущему постоянного числа.
Временной порог - минимальная длительность воздействия раздражителя, которая необходима для возникновения ощущения.
Пространственный порог - определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Так, например, определяется острота зрения
Латентный период реакции - временной промежуток от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.
Формы изменения чувствительности и процессы взаимодействия анализаторов.
Выделяют две формы изменения чувствительности [Годфруа Ж., 1992]:
Адаптация - изменение чувствительности анализатора под влиянием его приспособления к действующему раздражителю. Наступает, когда организм в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации научается игнорировать какой-то повторный или постоянный раздражитель.
Сенсибилизация - повышение чувствительности к воздействию ряда раздражителей. Повторение стимула ведет к более сильной активации организма и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу.
Взаимодействие анализаторов называется синестезия. Синестезия - изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств. Так, например, раньше в театрах выдавали кислые леденцы. Это было обусловлено знанием о том, что воздействие кислым на вкусовые рецепторы обостряет работу зрительного и слухового анализатора.
Восприятие (перцепция) - это процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является интерпретация окружающего нас мира как совокупности предметов и событий [Субботин В.Е., 2002].
Особенности организации восприятий:
1. Принцип фигуры и фона: суть его заключается в том, что любой образ или предмет, воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком - то фоне. Выделение фигуры и фона является начальной стадией перцептивной сегрегации. Перцептивная сегрегация - это разбиение некоторой группы объектов на отдельные объекты.
2. Принцип заполнения пробелов - проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром.
3. Принцип объединения - суть заключается в том, что элементы могут объединяться по разным признакам, например, как близость, сходство, непрерывность или симметрия. По принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. По принципу сходства нам легче объединять похожие элементы. Согласно принципу непрерывности, элементы будут организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Согласно принципу симметрии, форма будет восприниматься как правильная при наличии одной или нескольких осей симметрии.
Выделяется несколько видов восприятий [Крысько В.Г., 1998; Субботин В.Е., 2002; Сидоров П.И., Парняков А.В., 2002]:
Восприятие глубины и удалённости предметов - для понимания того, что происходит во внешнем мире мало распознавать предметы. Нужно знать локализацию предмета. Эта проблема восприятия будет рассмотрена на примере зрения. Это связано с тем, что именно зрительный анализатор является ведущим в жизни человека (до 90% обрабатываемой человеком информации приходится на зрительную сенсорно-перцептивную систему. Во-вторых, зрительное восприятие гораздо лучше изучено в сравнении с остальными. Один из основных вопросов восприятия глубины и удалённости предметов состоит в том, почему и за счёт чего мы видим мир трёхмерным, если на сетчатке глаза мы имеем плоское (двухмерное) изображение. Поможет ответить на этот вопрос выявление признаков глубины и удалённости. Выделяют бинокулярные и монокулярные признаки глубины и удаленности:
- Бинокулярные признаки - это признаки, связанные с соотношением изображений или проекций объекта на сетчатки разных глаз. Эти признаки существуют за счет того, что мы видим и смотрим двумя глазами. Так как глаза находятся на некотором расстоянии друг от друга, то каждый глаз смотрит на объект с разных позиций и видит его под разным углом. Это различие в видении каждым глазом называется бинокулярным параллаксом. Кроме того, из-за различия в направлениях видения каждым глазом отображения предметов на каждой из сетчаток тоже будет разным, следовательно, и картинки на сетчатках глаз получаются неодинаковые. Это различие в сетчаточных изображениях называется бинокулярной диспарантностью.
- Монокулярные признаки - мы можем удалённость и глубину даже одним глазом. Например, люди, слепые от рождения на один глаз видят мир трёхмерным. Значить существуют признаки удалённости и глубины, связанные с изображением, получаемым одним глазом. К этим признакам относится линейная перспектива, суперпозиция, относительный размер предметов и градиент текстуры.
Линейная перспектива - признак удалённости, который отражает тот факт, что прямые линии как бы сходятся, удаляясь от нас.
Признак суперпозиции - признак удалённости, позволяющий ответить на вопрос какой из предметов ближе: заслоняющий или заслоняемый. Разумеется, заслоняющий.
Относителъный размер - признак удалённости, отражающий факт, что два одинаковых по размеру предмета, находящиеся на различном расстоянии от наблюдателя дают различные по размеру отображения на сетчатке.
Градиент текстуры - чем дальше от нас некая точка пространства, тем плотнее «упакованы» её элементы.
Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности. При этом специального анализатора времени нет.
Восприятие последователъности явлений - опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену явлений, а также связано с представлениями о настоящем, прошлом и будущем. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно повторяется, то его восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.
Восприятие длителъности явлений - доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 секунд и то с помощью специальной тренировки в различении микроинтервалов времени.
Восприятие темпа - это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса.
Восприятие ритма - это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.
Восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объекта или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение прежде всего воспринимают: характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание), форму движения (прямолинейное, криволиней-
ное, круговое, дугообразное), амплитуду (размах) движения, направление движения, продолжительность, скорость, ускорение.


Вопросы для самоконтроля


1. Дайте определение понятий ощущение и восприятие. Чем отличаются друг от друга ощущение и восприятие.
2. Какие классификации ощущений Вы знаете?
3. Назовите и охарактеризуйте общие закономерности ощущений?
4. Перечислите основные характеристики ощущений?
5. Назовите и охарактеризуйте формы изменения чувствительности и процесс взаимодействия анализаторов?
6. Охарактеризуйте особенности организации восприятия?
7. Охарактеризуйте виды восприятия?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.