Страница 3 из 6
2.3 Мышление и речь
Теоретические сведения Мышление является интегративным психическим процессом и его компонентами являются многие другие процессы [Ушаков Д.В., 2002]. Мышление - это опосредованное (основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований) и обобщённое познание объективной реальности [Рубинштейн С.Л., 2009]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что мышление характеризуется рядом особенностей: - всегда имеет опосредованный характер; - опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества; - исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; - является отражением связей и отношений между предметами в словесной форме; - связано с практической деятельностью. Физиологические основы мышления [Крысько В.Г., 1998]. Процесс мышления - это сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. В обслуживании процесса мышления принимает участие вся кора. В основе процесса мышления находятся сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Эти связи и составляют основу процесса мышления. Мышление обеспечивается системами функционально объединённых нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои коды. Нейронные коды принимают участие в решении конкретных умственных задач и мыслительных операций. При принятии решений образуются функциональные системы, отвечающие за уровни принятия решений. Суть работы функциональной системы заключается в том, что кора головного мозга определённым образом реагирует на конкретное внешнее событие и эти реакции сопоставляются с реальным психологически процессом переработки информации. Деятельность функциональных систем психики, конкретные уровни принятия решений и проявление определённых вызванных потенциалов (реакций разных зон коры головного мозга на конкретное событие) и являются психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности. Основные операции как стороны мыслительной деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна (2009), к операциям мышления относят: сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления - опосредования, то есть раскрытия всё более существенных объективных связей и отношений. Сравнение - часто является первичной формой познания (вещи сначала познаются путём сравнения). Сравнения при сопоставлении вещей вскрывает их тождество и различия. Выявляя тождество одних вещей и различие других, сравнение приводит к классификации. Анализ - мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Синтез - восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Абстракция - выделение, вычленение и извлечение одной какой- нибудь стороны, свойства, момента, явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных. Обобщение - является существенной стороной мыслительной деятельности. Это мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков. Именно абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идёт ко всё более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Понятие, суждение, умозаключение являются формами абстрактного мышления [Сидоров П.И., Парняков А.В., 2002]. Понятие - форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная словом. В понятии соединяются все представления человека о предмете. Суждение - форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания. Суждения делятся на конъюнктивные (соединительные), дизъюнктивные (разделительные), им- пликативные (условные). Соединительные суждения - включают в себя другие суждения и соединяются связкой «и». Например, апельсин и яблоко - фрукты. Разделительные суждения - включают в себя суждения, разделяемые связкой «или». Условные суждения - включают в себя суждения, объединяемые связкой «если..., то...». Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. То есть, умозаключение - это опосредованное знание. Для получения умозаключений используются следующие методы мышления: - индукция - рассуждение идёт от частного знания к общим положениям; - дедукция - ход рассуждений идёт от более общего знания к частному; - по аналогии - переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете. Стратегии мышления и решение проблемных ситуаций. В наших каждодневных попытках адаптироваться к окружающей действительности важную роль играет решение проблемных ситуаций и задач. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности мы столкнулись с чем-то незнакомым, непонятным, пугающим и т.д. Задача вытекает из проблемной ситуации и не сводится к ней. Решение задач включает в себя 4 последовательных этапа, согласно А.Р. Лурия [Годфруа Дж., 1992]: 1) изучение условий задачи. Выясняется сущность возникшего вопроса и определяются важные данные, которые могут быть использованы для его решения; 2) создание общего плана предполагаемых действий; 3) необходимо наметить тактику осуществления плана действий. Она включает выбор того или иного конкретного метода осуществления конкретных действий; 4) найденное решение сопоставляется с исходными данными, и в случае, если оно с ними не согласуется, умственная деятельность продолжается. В процессе решения проблемы для ограничения количества выдвигаемых гипотез и управления очередностью их перебора используются следующие стратегии мышления: 1) случайный перебор - метод проб и ошибок. Поиск ведётся не систематично. Варианты решения проблемы подбираются случайно. 2) рациональный перебор (конвергентное мышление) - осуществляется на основе отсечения более вероятных неверных вариантов решения проблемы. 3) систематический перебор (дивергентное мышление) - проверяются все возможные варианты решения проблемы. Дивергентное мышление обычно свойственно творческим личностям. Такие люди способны образовывать новые комбинации из элементов, которые известны большинству людей, но они привыкли их использовать определённым образом. Виды мышления [Годфруа Дж., 1992; Сидоров П.И., Парняков А.В., 2002]: - теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений; - практическое - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач; - дискурсивное - опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия; - интуитивное - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействия предметов и явлений объективного мира; - репродуктивное (воспроизводящее) - на основе образов и представлений, взятых из каких - либо источников; - продуктивное (творческое) - мышление на основе творческого воображения; - наглядно-действенное - вид мышления, который опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, где происходит реальное преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами; - наглядно-образное - осуществляется на основе образов, представлений (то есть вторичных образов) того, что человек воспринимал раньше. В отличие от наглядно-действенного мышления здесь происходит преобразование ситуации только в плане её внутреннего, субъективного образа, но при этом возможен подбор необычных сочетаний предметов и их свойств; - абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются. При наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении мысленные операции осуществляются с той информацией, которую даёт нам чувственное познание при непосредственном восприятии конкретных предметов. Абстрактно-логическое мышление позволяет создавать отвлечённую и обобщённую картину ситуации в виде мыслей (понятий, суждений, умозаключений), которые выражаются словами. Таким образом, абстрактно-логическое мышление тесно взаимосвязано с таким психическим процессом, как речь, хотя по происхождению и функционированию они являются относительно независимыми реальностями. Речь - это процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык - это средство общения живых существ друг с другом. Свойства речи: 1) содержательность - определяется количеством выраженных в ней мыслей и чувств; 2) понятность - достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в определенных местах пауз и ударений; 3) выразительность - связана с эмоциональной насыщенностью; 4) воздейственность - заключается в влиянии на мысли, чувства, волю других людей. Функции речи: 1) функция выражения - в речи мы полнее представляем свои чувства, переживания; вообще речь расширяет возможности общения; 2) функция воздействия - способность человека с помощью речи побуждать других к действию; 3) функция сообщения - состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов и фраз; 4) функция обозначения - способность человека с помощью речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. В качестве самостоятельных видов речи выделяются: 1) Экспрессивная речь - это процесс высказывания посредством устной или письменной речи. Начинается с замысла (план высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свёрнутым характером и переходит в стадию развёрнутого устного или письменного внешнего высказывания. 2) Импрессивная речь (процесс понимания речевого высказывания: устного или письменного) - начинается с восприятия сообщения, затем проходит стадию декодирования и завершается формированием во внутренней речи схемы сообщения и его понимания. 3) Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она не доступна прямому наблюдению и отличается свёрнутостью. Теории речи [Годфруа Дж., 1992; Крэйн У., 2007]: 1. Теории научения - ребенок научается говорить методом обусловливания и подражания речи родителей. 2. Преформистские теории - существует некая структура, наследственно заложенная в мозгу, которая определяет врожденную способность каждого говорить. 3. Релятивистские теории - считают, что речь и язык можно рассматривать только в контексте той или иной культуры, поскольку в каждом языке есть определенная структура, адаптированная к специфическим нуждам представителей соответствующей культуры. 4. Конструктивистская теория - считается, что наследуется лишь деятельность интеллекта, а познание мира, в котором язык служит лишь одним из способов отображения, формируется при взаимодействии ребенка со средой. Физиологические основы речи [Крысько В.Г., 1998] - представлены периферическими системами обеспечения речи и мозговыми центрами речи. Периферические системы речи: - энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука. К этой системе относятся лёгкие и главная дыхательная мышца - диафрагма. - генераторная система - звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны. - резонаторная система - носоглотка, череп, гортань, ротовая полость, грудная клетка. Мозговые центры речи. Способность человек к анализу и синтезу речи связана с: - левым полушарием головного мозга; - слухоречевой зоной коры больших полушарий - задней частью височной извилины - центром Вернике; - зоной Брока, расположенной в нижних отделах третей лобной извилины. Кроме того, речь обеспечивается функционированием определённых физиологических механизмов: 1) Синтагматические и парадигматические механизмы: синтагматические отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическими, артикуляционными, семантическими). 2) Механизмы восприятия речи - переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован головным мозгом. 3) Механизмы организации речевого ответа - у взрослого человека восприятие и произношение опосредуется внутренними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все операции имеют определённую мозговую локализацию. Речь - это сложная система условных рефлексов. Согласно И.П. Павлову, у людей имеют место быть две сигнальные системы. Первая сигнальная система - это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы. Эта система есть и у животных. Вторая сигнальная система состоит только из слов. Работа этой системы заключается в анализе и синтезе речевых высказываний. Таким образом, основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой является слова (в зрительной и звуковой форме). Звуки и написанные слова сначала для человека являются нейтральными раздражителями. Однако в процессе повторного сочетания с первосигнальным раздражителем они становятся условными речевыми раздражителями.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое мышление? Назовите особенности мышления. 2. Назовите и охарактеризуйте виды мышления? 3. Назовите и охарактеризуйте операции процесса мышления, формы мышления, стратегии мышления? 4. Перечислите и дайте характеристику этапам решения проблемы? 5. Дайте определение понятия речь? 6. Назовите и охарактеризуйте свойства и функции речи? 7. Охарактеризуйте виды речи? 8. Какие теории Вы знаете?
|