Психические процессы и состояния - Мотивационно-волевая сфера |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | ||||
Страница 5 из 6
|
Мотивационная сфера личности. |
Мотивационная сфера личности - это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых мотивационных образований, выступающих в виде многоуровневого, иерархически организованного и в достаточной степени интегрированного целостного образования личности.
Из определения очевидно, что мотивационная сфера имеет системное строение, и в зависимости от возраста и зрелости личности эта система может быть более или менее сложно организована. Мотивационная сфера обладает рядом характеристик, по которым можно судить о степени её сформиро- ванности, её содержательных и структурных особенностях.
Ведущей её характеристикой является иерархизированностъ, то есть соподчинённость мотивов и других мотивационных образований по смыслу и значимости. Мотивационную иерархию нельзя понимать как линейную, как своего рода «лестницу, уходящую ввысь». А.Н. Леонтьев [Леонтьев А.Н., 2001] назвал её многовершинной, то есть имеющей гораздо более сложное системное строение, чем простой линейный ряд мотивов, где вышележащий мотив обладает большей значимостью, чем нижележащий. Мотивы, имеющие больший личностный смысл, занимают более высокие этажи этой иерархии, являясь системообразующими факторами и объединяя в связку группу мотивов, согласованных с ними в смысловом отношении. Ведущие системообразующие мотивы мотивационной иерархии определяют общую мотивационную направленность личности.
Широта мотивационной сферы отражает качественное разнообразие мотивационных образований на каждом уровне иерархии и в системе в целом. По мере развития личности, освоения ею разных видов деятельности, её мотивационная сфера становится шире и разносторонней. Человеку с широкой мотивационной системой интересны многие сферы практики, вместе с тем, избыточно широкая сфера может говорить о том, что интересы человека поверхностны и скоротечны, он не осваивает деятельность глубоко, то есть является тем, что принято называть дилетантом. Однако и слишком узкая мотивационная сфера содержит свои угрозы. Если человек мотивационно направлен только на одну сферу практики, только на одну деятельность, то какие-либо нарушения, проблемы в этой деятельности или внезапная утрата смысла этой деятельности может погрузить его в кризис смыслового вакуума.
Гибкость мотивационной системы проявляется в том, насколько широк спектр способов реализации одного личностно значимого мотива. Если стремление к творчеству в смысловом отношении связано только с живописью, то это говорит об узости мотива. Если же оно может реализовываться в других видах творчества или вообще в любых практиках, то это широкий мотив.
В мотивационной сфере соединены мотивы приближения и избегания, явные и латентные, смыслообразующие и мотивы-стимулы, внешние и внутренние мотивы деятельности.
Понятие воли в психологии. |
Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
В психологии принято разделять произвольные действия на преднамеренные и волевые. Когда человек принял решение что-либо сделать, то есть у него есть намерение, которое он осуществляет, он совершает преднамеренной действие, оно не обязательно связано с преодолением каких-либо трудностей, тогда как волевое действие - преднамеренное, но требующее приложения усилий для преодоления внешних или внутренних препятствий. Таким образом, всякое волевое действие является по сути преднамеренным, но не каждое преднамеренное действие - волевое.
Волевое действие всегда предполагает выбор и принятие решения, приложение усилий в процессе реализации некого плана, при этом непосредственное удовольствие, эмоциональное удовлетворение от совершения действия отсутствует. Однако, после завершения работы и достижения положительного результата человек, как правило, испытывает моральное удовлетворение, связанное с усилением веры в себя и повышением самооценки.
Волевой акт содержит несколько элементов (этапов) и включает мотивационные, когнитивные и собственно волевые компоненты. Сначала у субъекта возникает побуждение что-то сделать, осуществляется выбор предполагаемой цели. Однако в актуальной ситуации, могут «столкнуться» два и более побуждений, направляющих на цели разной направленности, степени трудности и временной отсроченности. Чаще всего о полноценном волевом акте речь идёт тогда, когда мотивация типа «хочу», то есть стремление к чему-то эмоционально значимому и привлекательному, сталкивается с мотивацией типа «надо», то есть пониманием необходимости каких-то действий, являющихся значимыми для человека, но эмоционально непривлекательными, поскольку предполагают необходимость напряжения усилий и отсутствие непосредственного удовольствия.
Например, у студента желание весело провести время с друзьями может противостоять намерению подготовиться к ближайшему семинару по психологии. Последнее предполагает необходимость потратить время, совершить интеллектуальные усилия, и если мотивация учебной деятельности студента в целом слаба, то осуществление выбора в пользу «надо» может не состояться и волевой акт не будет успешным.
Фаза принятия решения и сосредоточение на одной цели - принципиальный момент волевого акта, после которого предполагается исполнение намеченного до получения желаемого результата. Принятие окончательного решения и исполнение задуманного сопровождается совершением волевого усилия. Волевое усилие - это специфическая форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Оно особенно необходимо на начальном этапе исполнения, когда человек стремится сосредоточиться на деятельности, и на этапе возникновения усталости и угасания мотивации, когда, например, приходится бороться с рассеянностью, сонливостью.
Из приведённого примера очевидны две основные функции воли - побуждение и торможение. Побудительная функция показывает активность, а не реактивность субъекта. Реактивное поведение - это поведение как реакция на стимулы внешней среды, когда человек эмоционально вовлекается в ситуацию и действует, не задумываясь о своих желаниях и смыслах. Активное волевое поведение - это поведение на основе своих смыслов, выборов, решений, порой вопреки тому, к чему побуждает ситуация. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании тех проявлений активности, которые субъект считает нежелательными или неприемлемыми в актуальной ситуации. Это сдерживание нежелательных эмоций, мыслей, слов, побуждений, поступков. Обе функции проявляются в любом волевом акте, подкрепляя друг друга [Рубинштейн С.Л., 2000].
Волевые качества личности. |
Воля как психическая функция проходит путь от построения простейших произвольных движений до формирования сложных волевых качеств. В психологии изучены и описаны волевые качества, необходимые как для активизации желаемых действий, так и для торможения нежелательных. Среди основных волевых качеств можно назвать силу воли, настойчивость, решительность, целеустремлённость, выдержку, самообладание, др. Иногда говорят о положительных (желаемых) и отрицательных (нежелаемых) волевых качествах.
Сила воли востребована на всех этапах волевого акта, однако становится наиболее очевидной при столкновении с препятствием. Именно величина препятствия, которое способен преодолеть человек, определяет силу его воли. Иногда таким препятствием становится искушение.
Настойчивость - это способность постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивость не позволит человеку остановиться после неудачи, поддаться сомнениям или противодействиям недоброжелателей.
Решителъностъ - умение принимать быстрые, твёрдые и обоснованные решения и претворять их в жизнь. Обычная импульсивность - это не решительность, поскольку импульсивные действия, хоть и быстрые и даже могут быть твёрдыми, но они не бывают обоснованными, то есть взвешенными. Решительный человек может колебаться, взвешивая аргументы, но решение всегда принимается своевременно и колебания прекращаются.
Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на предполагаемый результат деятельности. Она может проявляться как стратегическая, то есть субъект видит цели своей жизни и организует её в соответствии с ними, не отступая и не идя на компромиссы, и как тактическая, или оперативная, то есть субъект способен удерживать сознание на цели текущей деятельности и не отключаться от неё в процессе исполнения.
Выдержка - это способность затормозить действия, чувства, мысли, реакции, которые расцениваются субъектом как неадекватные или нежелательные. Особенно трудно удержаться от импульсивного действия в эмоционально напряженной обстановке, например, в переполненном душном салоне автобуса.
Самообладание - это способность к самоконтролю и самооценке своего поведения в актуальной ситуации. Поставленные цели будут реализованы, лишь при условии, что личность контролирует свою деятельность и себя в процессе деятельности. В зависимости от самооценки проявление и адекватность контроля существенно изменяются. Так, заниженная самооценка ведет к тому, что человек будет преувеличивать свои отрицательные черты, может потерять веру в себя и совсем отказаться от деятельности.
К отрицательным волевым качествам относятся такие, как лень, упрямство, робость, разгильдяйство, ротозейство, трусость, другие [Ильин Е.П., 2000; Рубинштейн С.Л., 2000].
Единая система мотивационно-волевой регуляции. |
Мотивация и воля являются регуляторными психическими функциями и выступают как взаимосвязанные части единой системы регуляции поведения личности. Воля, не обладая собственным психическим содержанием, выступает как особый механизм, который обеспечивает высший личностный, осознанный уровень регуляции поведения и деятельности. Как показали исследования авторов московской психологической школы, при недостатке мотивационного побуждения воля выполняет задачу усиления смысла предстоящей деятельности и привлечения дополнительных ресурсов мотивации волевыми действиями.
У каждого человека на протяжении жизни формируется индивидуальная система мотивационно-волевой регуляции, в которой мотивационные образования, личностные смыслы, представления личности о себе, её волевые качества и стиль волевой регуляции образуют неповторимую конструкцию, уникальную характеристику человека как субъекта.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие существуют подходы к пониманию и определению мотива в отечественной психологии?
2. Каковы две стороны мотивации, что они отражают?
3. Какие виды мотивов выделил А.Н. Леонтьев?
4. Какие группы мотивационных теорий существуют в зарубежной психологии, как каждая из них объясняет причинность поведения?
5. Что такое мотивационная сфера личности, каково её строение?
6. В чём отличие волевых действий от произвольных?
7. Какие элементы входят в структуру волевого акта?
8. Что представляет из себя волевое усилие?
9. Каковы основные функции воли?
10. Чем сила воли отличается от настойчивости?
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |