На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психические процессы и состояния - Мотивационно-волевая сфера
Психические процессы и состояния - Мотивационно-волевая сфера
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психические процессы и состояния
Когнитивная сфера
Мышление и речь
Эмоционально-чувственная сфера
Мотивационно-волевая сфера
Характеристика психических состояний человека
Все страницы

 


2.5 Мотивационно-волевая сфера


Теоретические сведения
Понятие мотива в психологии.
Понятие мотива используется не только в научном знании, но и в повседневной жизни как понятие живого литературного языка. В лингвистических словарях оно определяется как побудительная причина поступка. Для того чтобы понятие отвечало требованиям научного определения, необходимо уточнить его существенные признаки, раскрывающие природу явления. Когда же мы обращаемся к природе побудительных причин человеческих поступков, оказывается, что она может быть различна. Что-то сделать, совершить какие-то действия нас могут побудить наши убеждения, биологические потребности (например, голод) или социальные (например, потребность в общении), интерес к чему-либо или даже удар электрическим током. Все эти побудительные факторы имеют разную природу. Можно ли их все считать мотивами? Очевидно, что отразить в одном определении природу всех побудительных факторов невозможно. Тогда что следует понимать под мотивом, если не любую побудительную причину поведения?
В современной психологии сложились разные взгляды на причинность поведения, их краткий обзор представлен в следующем параграфе. В отечественной традиции на протяжении ХХ столетия сложилось два основных подхода к пониманию мотива. Первый рассматривает мотив как относительно устойчивое свойство личности, в основе которого лежит эмоционально переживаемая потребность, в значительной степени осознаваемая и побуждающая к деятельности. В таком понимании мотив является частью личности, связан с личностными ценностями и мировоззрением в целом, с представлениями о себе и самооценкой. Второй понимает мотив как ситуативное побуждение, то есть желание или намерение что-то сделать здесь и сейчас, в основе которого лежат как личностные мотивы, так и ситуативные стимулы. Иногда эти подходы дифференцируют как личностный мотив и ситуационный мотив.
Очевидно, что не все побудительные факторы попадают в оба эти определения. Поэтому для всех факторов, обладающих побудительной силой, в психологии принято наиболее широкое понятие «мотивационные образования». К ним относятся инстинкты, влечения, склонности, потребности, мотивы и побуждения, ценности и нормы, убеждения и установки, др. Вся совокупность мотивационных образований личности или деятельности называется мотивацией. В психологии может идти речь, например, о мотивации учебной деятельности, труда, игры, общения, т.д., мотивации правового или девиантного поведения, но также и мотивации личности, например, конкретного человека или людей одного психологического типа, одной профессии, т.д. Вместе с тем, понятие «мотивация» имеет ещё одно значение - это процесс формирования побуждения, в результате которого у человека возникает желание что-то сделать, совершить.
Любой мотив или мотивация имеет две стороны - содержательную и динамическую. В содержательной стороне отражена суть переживаемой потребности, в чём именно нуждается человек, а также личностный смысл деятельности и поступков, соотнесённый с ценностями и идеалами человека. То есть что человеку надо, к чему именно он стремится, зачем ему надо то, к чему он стремится. Содержательная сторона мотива и мотивации всегда связана с мировоззрением личности, а оно в свою очередь, связано с социокультурной ментальностью, с социальными представлениями, имеющимися в обществе на данном историческом этапе его развития.
В динамической стороне отражена сила эмоционального переживания, устойчивость стремления, скорость актуализации мотива в реальной ситуации. То есть насколько сильно человеку это надо, насколько неизменно, постоянно его стремление, насколько быстро оно вызывает какие-то действия с его стороны.
Трудность классификации потребностей и мотивов заключается в том, что их нельзя непосредственно наблюдать, поэтому любые классификации так или иначе носят гипотетический характер. Исключение (и единственная зона согласия разных авторов) - это выделение группы органических потребностей. Они достаточно очевидны.
Абрахам Маслоу предложил пирамиду потребностей, в которой выделил 5 групп (уровней) потребностей:
1) физиологические потребности;
2) потребность в безопасности;
3) в принадлежности и поддержке;
4) в уважении и признании;
5) в самооактуализации.
Все потребности он делит на две глобальные группы - потребности дефицита (1, 2, 3 уровни) и потребности роста (4 и 5 уровни).
Генри Мюррей создал классификацию потребностей (он рассматривал мотивы и потребности как единое явления, не делая между ними различия), которая оказалась одной из наиболее удачных, и сегодня является очень востребованной в научном познании. Он выделил первичные и вторичные потребности, отнеся к первым потребности в воде, пище, сексе (с ними человек рождается), а ко вторым - психогенные потребности, которые формируются в процессе социального взаимодействия (например, потребность в достижениях, независимости, уважении, власти, агрессии, т.д.).
Согласно Г. Мюррею мотивы также делятся на мотивы приближения и избегания. Мотив приближения - это стремление к активному поиску предмета удовлетворения потребности, побуждение к действиям, направленным на сближение с объектом удовлетворения потребности (например, мотив достижения, мотив присоединения). Мотив избегания - это стремление дистанцироваться от объекта, который может привести к нежелательному исходу, побуждение к действиям, направленным на удаление от объекта, содержащего угрозу для удовлетворения потребности (например, мотив избегания неудачи, мотив избегания отвержения) [Хекхаузен Х., 2003].
Алексей Николаевич Леонтьев [Леонтьев А.Н., 2001] делит мотивы на номинальные и реально действующие. Номинальный мотив - это мотив знаемый, он не имеет функции побуждения и смыслообразования, но может использоваться как мотивировка, благовидный предлог, может присутствовать в виде стереотипного идеала, который, однако, лишен личностного смысла. Реально действующий мотив - это мотив, побуждающий к деятельности, являющийся действительной причиной поведения человека.
Реально действующие мотивы могут быть мотивами-стимулами и смыслообразующими мотивами. Мотив-стимул - это побудитель из внешней среды, который «динамизирует» деятельность, но лишён личностного смысла. Например, поведение может строиться, подчиняясь требованиям внешней необходимости или общепринятых образцов, не определяясь при этом собственными жизненными отношениями и потребностями субъекта. С.Л. Рубинштейн пишет: «Люди часто поступают так или иначе, потому что так делают «все» ... с поведением в этом случае дело обстоит так же, как с одеждой, когда действует власть моды: «так носят» равносильно императивному «носи, как носят»» [Рубинштейн С.Л., 2000].
Смыслообразующий мотив - это мотив, побуждающий к деятельности и придающий ей личностный смысл. Смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место в системе мотивов, даже если они не влияют прямо на конкретные действия. В конкретной ситуации они могут оставаться «за занавесом», определяя деятельность в целом или даже ряд деятельностей. Смыслообразующий мотив всегда связан с представлениями человека о себе и своей жизни, он дает ощущение внутренней необходимости действия [Леонтьев А.Н., 2001].
Психологические теории мотивации.
Хайнс Хекхаузен [Хекхаузен Х., 2003], обобщая научное наследие психологии мотивации Х1Х - ХХ в.в., выделил 4 взгляда на причинность поведения, которые сформировались за этот период в западной психологии.
1. Объяснение поведения, исходя из личностных диспозиций (свойств личности) при полном или частичном игнорировании влияния ситуации. Практически, это сведение теории мотивации к теории личности. Сторонники этого подхода основываются на том наблюдении, что в одной и той же ситуации разные люди ведут себя по-разному, в схожих ситуациях один и тот же человек поступает однотипно, и если ситуация повторяется, то человек часто ведет себя так же, как раньше. Из этого делается вывод, что причины поступков человека кроются в его личностных особенностях. Например, человек общается, потому что общительный, говорит правду, потому что честный, т.д. На таких позициях стояли сторонники диспозициональной теории личности, такие как Г. Оллпорт, Ф. Лерш, Р. Кэттелл, В. Штерн, др.
2. Объяснение поведения на основе ситуативного фактора. Сторонники этого подхода считают, что человек всегда испытывает давление со стороны ситуации. Нельзя, например, всех людей изначально разделить на честных и нечестных, часто они становятся таковыми именно в определенной ситуации, например, в ситуации экзамена. Из этого делается вывод, что для понимания мотивации надо изучать ситуативные факторы, особенности стимулов, а также особенности реагирования на эти стимулы разных людей. На этих позициях стоят сторонники бихевиоризма и психологии научения: Э. Торндайк,
Э. Толмен, Л. Халл, Б. Скиннер, Н. Миллер.
3. Объяснение поведения на основе взаимодействия личностных диспозиций и ситуации. Авторы, разделяющие эту точку зрения, считают, что крайние варианты не отражают поведение нормального человека в жизненной ситуации. Если человек действует только на основе личностных диспозиций вне зависимости от ситуации, то это из области психопатологии. Если только на основе ситуативных стимулов, то это автоматизированное поведение. Нормальное поведение человека в обычной жизни располагается где-то между этими полюсами. Курт Левин предложил теорию поля, в которой доказывает, что поведение человека подчиняется формуле: V=f(P,U), то есть поведение (V) есть функция актуального состояния субъекта (Р) и воспринимаемого им актуального состояния ситуации (S). Следовательно, необходимо изучать и личностные особенности, и различия в поведении людей в тех или иных ситуациях. На этих позициях в психологии стоят К Левин (теория поля), Г. Мюррей (теория психогенных потребностей), Л. Фестингер (теория когнитивного диссонанса), Д. МакКлелланд, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен (модели мотивации достижения), др.
4. Объяснение поведения на основе взаимодействия личностных и ситуативных факторов и с учетом социокультурных норм и возможностей осуществления деятельности. Личностные особенности не являются 100%-но врожденными, они формируются на основе социокультурных особенностей развития личности и социокультурных возможностей осуществления деятельности. Длительный дефицит возможностей ограничивает развитие личностных диспозиций и возможностей поведения. Поведенческое поле ограничивает поведение формами, соответствующими данному месту и времени, и именно различия в возможностях осуществления деятельности влияют на развитие мотивов. Из этого делается вывод, что надо понимать социокультурную среду и учитывать ее при изучении личностных и ситуативных факторов поведения человека. В зарубежной психологии одним из первых, кто высказал эту точку зрения, стал Дж. Камински.
В отечественной психологии одной из первых научных работ по проблеме мотивации можно считать книгу профессора Петражицкого «О мотивах человеческих поступков», вышедшую в 1904 г. Интерес к этой проблеме в тот же период проявляет психолог А.Ф. Лазурский, который, анализируя волевой процесс, выделил в нем «силу и слабость желаний и влечений», «наклонность к борьбе мотивов», «ясность, определенность желаний», то есть элементы, имеющие мотивационную природу. В дальнейшем мотивацией в связи с теорией установки занимался Д.Н. Узнадзе, в связи с теорией отношений - В.Н. Мясищев. С.Л. Рубинштейн, который развивал потребностный подход к мотивации, впервые рассмотрел мотивы в связи с конкретными видами деятельности, при этом мотивы им связывались с общественноисторическим развитием, общественным характером деятельности человека, подчеркивалось отличие сознательной человеческой деятельности от инстинктивного поведения животного [Рубинштейн С.Л., 2000].
А.Н. Леонтьев ввёл понятие «опредмечивания потребности», совершенно по-новому объясняя механизм формирования мотива. В развиваемой им теории деятельности он делает акцент на осознанности мотивов, в противовес веяниям теории инстинктов, психодинамическим и бихевиористским теориям, вводит понятие личностного смысла и смыслообразующей функции мотива. В научной школе А.Н. Леонтьева мотив и мотивация рассматриваются как элементы структуры деятельности [Леонтьев А.Н., 2001]. С этих позиций разработана системно-динамическая модель мотивации М.Ш. Магомед- Эминова [Ильин Е.П., 2000].

Мотивационная сфера личности.

Мотивационная сфера личности - это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых мотивационных образований, выступающих в виде многоуровневого, иерархически организованного и в достаточной степени интегрированного целостного образования личности.
Из определения очевидно, что мотивационная сфера имеет системное строение, и в зависимости от возраста и зрелости личности эта система может быть более или менее сложно организована. Мотивационная сфера обладает рядом характеристик, по которым можно судить о степени её сформиро- ванности, её содержательных и структурных особенностях.
Ведущей её характеристикой является иерархизированностъ, то есть соподчинённость мотивов и других мотивационных образований по смыслу и значимости. Мотивационную иерархию нельзя понимать как линейную, как своего рода «лестницу, уходящую ввысь». А.Н. Леонтьев [Леонтьев А.Н., 2001] назвал её многовершинной, то есть имеющей гораздо более сложное системное строение, чем простой линейный ряд мотивов, где вышележащий мотив обладает большей значимостью, чем нижележащий. Мотивы, имеющие больший личностный смысл, занимают более высокие этажи этой иерархии, являясь системообразующими факторами и объединяя в связку группу мотивов, согласованных с ними в смысловом отношении. Ведущие системообразующие мотивы мотивационной иерархии определяют общую мотивационную направленность личности.
Широта мотивационной сферы отражает качественное разнообразие мотивационных образований на каждом уровне иерархии и в системе в целом. По мере развития личности, освоения ею разных видов деятельности, её мотивационная сфера становится шире и разносторонней. Человеку с широкой мотивационной системой интересны многие сферы практики, вместе с тем, избыточно широкая сфера может говорить о том, что интересы человека поверхностны и скоротечны, он не осваивает деятельность глубоко, то есть является тем, что принято называть дилетантом. Однако и слишком узкая мотивационная сфера содержит свои угрозы. Если человек мотивационно направлен только на одну сферу практики, только на одну деятельность, то какие-либо нарушения, проблемы в этой деятельности или внезапная утрата смысла этой деятельности может погрузить его в кризис смыслового вакуума.
Гибкость мотивационной системы проявляется в том, насколько широк спектр способов реализации одного личностно значимого мотива. Если стремление к творчеству в смысловом отношении связано только с живописью, то это говорит об узости мотива. Если же оно может реализовываться в других видах творчества или вообще в любых практиках, то это широкий мотив.
В мотивационной сфере соединены мотивы приближения и избегания, явные и латентные, смыслообразующие и мотивы-стимулы, внешние и внутренние мотивы деятельности.

Понятие воли в психологии.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
В психологии принято разделять произвольные действия на преднамеренные и волевые. Когда человек принял решение что-либо сделать, то есть у него есть намерение, которое он осуществляет, он совершает преднамеренной действие, оно не обязательно связано с преодолением каких-либо трудностей, тогда как волевое действие - преднамеренное, но требующее приложения усилий для преодоления внешних или внутренних препятствий. Таким образом, всякое волевое действие является по сути преднамеренным, но не каждое преднамеренное действие - волевое.
Волевое действие всегда предполагает выбор и принятие решения, приложение усилий в процессе реализации некого плана, при этом непосредственное удовольствие, эмоциональное удовлетворение от совершения действия отсутствует. Однако, после завершения работы и достижения положительного результата человек, как правило, испытывает моральное удовлетворение, связанное с усилением веры в себя и повышением самооценки.
Волевой акт содержит несколько элементов (этапов) и включает мотивационные, когнитивные и собственно волевые компоненты. Сначала у субъекта возникает побуждение что-то сделать, осуществляется выбор предполагаемой цели. Однако в актуальной ситуации, могут «столкнуться» два и более побуждений, направляющих на цели разной направленности, степени трудности и временной отсроченности. Чаще всего о полноценном волевом акте речь идёт тогда, когда мотивация типа «хочу», то есть стремление к чему-то эмоционально значимому и привлекательному, сталкивается с мотивацией типа «надо», то есть пониманием необходимости каких-то действий, являющихся значимыми для человека, но эмоционально непривлекательными, поскольку предполагают необходимость напряжения усилий и отсутствие непосредственного удовольствия.
Например, у студента желание весело провести время с друзьями может противостоять намерению подготовиться к ближайшему семинару по психологии. Последнее предполагает необходимость потратить время, совершить интеллектуальные усилия, и если мотивация учебной деятельности студента в целом слаба, то осуществление выбора в пользу «надо» может не состояться и волевой акт не будет успешным.
Фаза принятия решения и сосредоточение на одной цели - принципиальный момент волевого акта, после которого предполагается исполнение намеченного до получения желаемого результата. Принятие окончательного решения и исполнение задуманного сопровождается совершением волевого усилия. Волевое усилие - это специфическая форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Оно особенно необходимо на начальном этапе исполнения, когда человек стремится сосредоточиться на деятельности, и на этапе возникновения усталости и угасания мотивации, когда, например, приходится бороться с рассеянностью, сонливостью.
Из приведённого примера очевидны две основные функции воли - побуждение и торможение. Побудительная функция показывает активность, а не реактивность субъекта. Реактивное поведение - это поведение как реакция на стимулы внешней среды, когда человек эмоционально вовлекается в ситуацию и действует, не задумываясь о своих желаниях и смыслах. Активное волевое поведение - это поведение на основе своих смыслов, выборов, решений, порой вопреки тому, к чему побуждает ситуация. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании тех проявлений активности, которые субъект считает нежелательными или неприемлемыми в актуальной ситуации. Это сдерживание нежелательных эмоций, мыслей, слов, побуждений, поступков. Обе функции проявляются в любом волевом акте, подкрепляя друг друга [Рубинштейн С.Л., 2000].

Волевые качества личности.

Воля как психическая функция проходит путь от построения простейших произвольных движений до формирования сложных волевых качеств. В психологии изучены и описаны волевые качества, необходимые как для активизации желаемых действий, так и для торможения нежелательных. Среди основных волевых качеств можно назвать силу воли, настойчивость, решительность, целеустремлённость, выдержку, самообладание, др. Иногда говорят о положительных (желаемых) и отрицательных (нежелаемых) волевых качествах.
Сила воли востребована на всех этапах волевого акта, однако становится наиболее очевидной при столкновении с препятствием. Именно величина препятствия, которое способен преодолеть человек, определяет силу его воли. Иногда таким препятствием становится искушение.
Настойчивость - это способность постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивость не позволит человеку остановиться после неудачи, поддаться сомнениям или противодействиям недоброжелателей.
Решителъностъ - умение принимать быстрые, твёрдые и обоснованные решения и претворять их в жизнь. Обычная импульсивность - это не решительность, поскольку импульсивные действия, хоть и быстрые и даже могут быть твёрдыми, но они не бывают обоснованными, то есть взвешенными. Решительный человек может колебаться, взвешивая аргументы, но решение всегда принимается своевременно и колебания прекращаются.
Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на предполагаемый результат деятельности. Она может проявляться как стратегическая, то есть субъект видит цели своей жизни и организует её в соответствии с ними, не отступая и не идя на компромиссы, и как тактическая, или оперативная, то есть субъект способен удерживать сознание на цели текущей деятельности и не отключаться от неё в процессе исполнения.
Выдержка - это способность затормозить действия, чувства, мысли, реакции, которые расцениваются субъектом как неадекватные или нежелательные. Особенно трудно удержаться от импульсивного действия в эмоционально напряженной обстановке, например, в переполненном душном салоне автобуса.
Самообладание - это способность к самоконтролю и самооценке своего поведения в актуальной ситуации. Поставленные цели будут реализованы, лишь при условии, что личность контролирует свою деятельность и себя в процессе деятельности. В зависимости от самооценки проявление и адекватность контроля существенно изменяются. Так, заниженная самооценка ведет к тому, что человек будет преувеличивать свои отрицательные черты, может потерять веру в себя и совсем отказаться от деятельности.
К отрицательным волевым качествам относятся такие, как лень, упрямство, робость, разгильдяйство, ротозейство, трусость, другие [Ильин Е.П., 2000; Рубинштейн С.Л., 2000].

Единая система мотивационно-волевой регуляции.

Мотивация и воля являются регуляторными психическими функциями и выступают как взаимосвязанные части единой системы регуляции поведения личности. Воля, не обладая собственным психическим содержанием, выступает как особый механизм, который обеспечивает высший личностный, осознанный уровень регуляции поведения и деятельности. Как показали исследования авторов московской психологической школы, при недостатке мотивационного побуждения воля выполняет задачу усиления смысла предстоящей деятельности и привлечения дополнительных ресурсов мотивации волевыми действиями.
У каждого человека на протяжении жизни формируется индивидуальная система мотивационно-волевой регуляции, в которой мотивационные образования, личностные смыслы, представления личности о себе, её волевые качества и стиль волевой регуляции образуют неповторимую конструкцию, уникальную характеристику человека как субъекта.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие существуют подходы к пониманию и определению мотива в отечественной психологии?
2. Каковы две стороны мотивации, что они отражают?
3. Какие виды мотивов выделил А.Н. Леонтьев?
4. Какие группы мотивационных теорий существуют в зарубежной психологии, как каждая из них объясняет причинность поведения?
5. Что такое мотивационная сфера личности, каково её строение?
6. В чём отличие волевых действий от произвольных?
7. Какие элементы входят в структуру волевого акта?
8. Что представляет из себя волевое усилие?
9. Каковы основные функции воли?
10. Чем сила воли отличается от настойчивости?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.