На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психические процессы и состояния - Когнитивная сфера
Психические процессы и состояния - Когнитивная сфера
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психические процессы и состояния
Когнитивная сфера
Мышление и речь
Эмоционально-чувственная сфера
Мотивационно-волевая сфера
Характеристика психических состояний человека
Все страницы

 

2.2 Когнитивная сфера

Теоретические сведения
Внимание - один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека [Гоноболин Ф.Н., 1999]. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.
Внимание - это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.
Выделяются следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение.
Непроизвольное внимание может возникать:
1) из-за определенных особенностей раздражителя.
К числу таких особенностей относятся:
- сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички);
- неожиданность;
- новизна и необычность;
- контрастность (среди европейцев человек негроидной расы скорее привлечет к себе внимание);
- подвижность. Французский психолог Т. Рибо особенно выделял этот фактор, он считал, что именно благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете [Сол- со Р.Л., 2001].
2) из-за внутренних побуждений личности.
Сюда относятся настроение человека, его интересы и потребности.
Например, столовая скорее привлечет внимание голодного человека, чем остальных прохожих.
Произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия.
Наиболее вероятно произвольное внимание в следующих ситуациях:
1) когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности;
2) когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание;
3) когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано - дело не слишком увлекательное, но необходимое, если хочешь быть хорошим музыкантом;
4) когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) могут даже повышать эффективность работы.
Послепроизволъное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов.
Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий, при этом цель остается. Например, начиная читать книгу, человек не всегда увлекается ей с первой страницы, но далее сюжет захватывает, и чтение проходит уже без всякого самопринуждения.
Основные свойства внимания.
Сосредоточенность (концентрация) - внимание удерживается на каком-либо объекте или деятельности, при этом отвлекаясь от всего остального.
Устойчивость - это длительное удержание внимания, которая повышается, если человек активен при осуществлении действий с предметами или выполнении деятельности. Устойчивость снижается, если объект внимания подвижен, постоянно изменяется.
Объем внимания определяется тем числом объектов, которое человек способен одновременно достаточно ясно воспринять. В настоящее время вопрос об объеме внимания подвергся уже достаточной экспериментальной разработке. Как показали опыты, производившиеся при помощи особого прибора, показывающего нам те или другие зрительные впечатления на очень короткое время (так называемого тахистоскопа), бессвязных зрительных объектов (например, букв) за раз мы можем с полной ясностью и отчетливостью воспринять в среднем от 4 до 6. Эта же цифра характеризует приблизительно и объем нашего слухового внимания; при наиболее благоприятных условиях одним актом внимания мы можем охватить приблизительно 6 последовательных стуков. Объем внимания значительно увеличивается, если нам даются не отдельные, бессвязные элементы, а некоторые отдельные осмысленные комплексы (например, короткие слова). Всякое объединение, всякая форма (слов, букв) увеличивают число элементов, схватываемых одним актом внимания. [Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я., 2001].
Распределение внимания - умение человека выполнять одновременно две или даже более деятельностей, когда человек одновременно сосредоточен на нескольких объектах. Как правило, распределение возникает в том случае, если какая-либо из деятельностей освоена настолько, что требует лишь незначительного контроля.
Переключение внимания - способность человека сосредотачиваться попеременно то на одной, то на другой деятельности (объекте) в связи с возникновением новой задачи.
В развитии внимания выделяют следующие этапы:
1. Первые две недели жизни - проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни - возникновение ориентировочноисследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни - зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.
4. Второй - третий год жизни - развитие произвольного внимания.
5. Четыре с половиной - пять лет - направление внимания на сложные инструкции взрослого.
6. Пять - шесть лет - возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.
7. Школьный возраст - развитие и совершенствование произвольного внимания [Обухова Л.Ф., 2002].
Внимание также имеет и свои недостатки, самым распространенным из которых является рассеянность.
Слово «рассеянность» употребляется в двух смыслах. Этим словом обозначают два вида невнимательности, происходящие от разных причин.
1. Слабость произвольного внимания; следствием ее является чрезвычайно лёгкая отвлекаемость и полная неустойчивость внимания. Слабость очага возбуждения, вызываемого сигналами второй сигнальной системы, обусловливает состояние, когда слабые внешние раздражители отвлекают внимание. Человек ни на чём не сосредоточивается на долгое время, внимание его непрерывно перескакивает с одного на другое. Эти черты наблюдаются очень часто у детей младшего возраста. Всякий взрослый человек способен иногда впадать в такого рода рассеянность, например, в состоянии сильного утомления. Рассеянность может являться постоянной чертой человека, это говорит о дезорганизованности и невоспитанности его внимания.
2. Совершенно иной характер имеет рассеянность во втором смысле. Она выражается в том, что человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, что не способен замечать ничего другого, настолько погружён в свои мысли, что временами перестаёт отдавать себе отчёт в самых элементарных вещах. При такой рассеянности, конечно, нельзя говорить о слабости внимания; наоборот, сила сосредоточения здесь очень велика. Но всё же недостаток внимания имеется: это - неуменье распределять внимание и плохая способность к переключению. У таких людей внимание сильное, но узкое и мало подвижное. Основными причинами этого вида рассеянности являются: во-первых, чрезмерно сильная заторможенность всей коры, кроме участка с оптимальной возбудимостью, и, во-вторых, малая подвижность нервных процессов [Теплов Б.М., 1954].
Пути совершенствования внимания.
1. Рекомендуется приучать себя быть внимательным даже в самой шумной обстановке, в условиях повышенной отвлекаемости.
2. Важно систематически упражняться в одновременном наблюдении за несколькими объектами, при этом уметь отделять главное от второстепенного.
3. Следует тренировать переключение внимания: быстроту перехода с одной деятельности на другую, умение выделять главное, способность изменять порядок переключения (образно это называется выработкой «маршрута восприятия»).
4. Развитию устойчивости внимания способствует наличие волевых качеств. Нужно уметь заставить себя сосредоточиться, когда этого не хочется. Надо чередовать трудные дела с легкими, интересные с неинтересными.
5. Частое использование интеллектуальных игр (шахматы, головоломки и т. п.) также развивает внимание.
6. Лучший способ развития внимания - это внимательное отношение к окружающим людям.
Таким образом, следует в течение всей жизни развивать и совершенствовать свое внимание.
Память - это один из самых востребованных психических процессов человека. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.
Такая популярность восходит еще к древним грекам, которые почитали богиню памяти Мнемозину как мать девяти муз, покровительниц известных в то время искусств и наук. От имени богини происходят и современные научные выражения, имеющие отношение к памяти: «мнемическая задача», «мнемические процессы», «мнемическая направленность» и т.п.
Память - это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт.
Существующие между событиями, предметами или явлениями связи, сохранившиеся в нашей памяти, называются ассоциациями.
Исследователи выделяют ассоциации разного вида, но классически это:
1) ассоциации по сходству;
2) ассоциации по контрасту;
3) ассоциации по смежности.
В основе многих поэтических сравнений лежат ассоциации по сходству («река текла, как дождь», «плачет метель, как цыганская скрипка»).
В жаркий летний день мы вспоминаем, как хорошо было зимой кататься на лыжах, а зимой - как весело проводили время на пляже. Подобного рода ассоциации - это ассоциации по контрасту.
Студент на экзамене представляет тетрадь с конспектом и ту страницу, где расположен материал билета, видит таблицу или схему и т. п. Если предметы связаны во времени и пространстве, то это ассоциации по смежности (пол - тряпка, ручка - тетрадь).
Известно, что Герман Эббингауз (1885) был первым психологом, изучавшим память с помощью экспериментального метода. Г. Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти - запоминания, на которое не влияют процессы мышления [Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я., 1979]. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.). В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35% от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20% от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.
Г. Эббингауз установил, что:
- основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием - в этот период теряется наибольший объем материала;
- осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее;
- с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается (это значит, что 20 повторений за день не будут намного эффективнее, чем 15);
- заучивание в целом эффективнее заучивания по частям, т.е. есть эффективнее учить стихотворение в целом, чем по отдельным частям;
- «эффект края» (явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине);
- если испытуемый знает, что выученный материал ему пригодится, он запоминает его лучше.
Память может быть классифицирована по нескольким основаниям.
Время хранения материала.
1) мгновенная - благодаря этой памяти в течение 0,1-0,5 с удерживается полная и точная картина того, что только восприняли органы чувств, при этом не производится никакой обработки полученной информации. Данный вид памяти связан с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью - это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.
2) кратковременная - способна сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме. Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд; за это время сохраняется очень немного информации - например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв. В случае, если информация не вводится повторно или не «прокручивается» в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов. Как правило, у большинства людей объем КП равен 7 ± 2 единицам.
Часто отмечают еще одну особенность кратковременной памяти - то, что образы слов удерживаются здесь в слуховой форме, а не в зрительной. Так бывает даже в том случае, если данное слово было введено в систему через зрительный образ [Клацки Р., 1978].
3) оперативная - функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта.
4) долговременная - информация сохраняется на неопределенно долгий срок. В долговременной памяти содержится тот материал, который практически здоровый человек должен вспомнить в любой момент времени: свое имя, отчество, фамилию, место рождения, столицу Родины и т.п.
Информация в долговременной памяти может быть закодирована разными способами - в слуховой, зрительной или семантической (смысловой) форме [Клацки Р., 1978].
Прежде чем материал поступает на хранение в долговременную память, он должен быть обработан в кратковременной памяти, что позволяет защитить мозг от перегрузки и длительно сохранять именно жизненно важную информацию.
Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от следующих факторов:
- величины класса (количества альтернатив, из которых производится выбор);
- ценности информации;
- установки человека;
- логической категоризации.
Факторы, определяющие сохранение информации в долговременной памяти:
- привычность материала;
- контекст;
- принцип специфичности кодирования;
- мотивация;
- углубление в изучаемый материал.
Ведущая роль того или иного анализатора:
1) двигательная - запоминаются и воспроизводятся двигательные реакции, поэтому на ее основе формируются основные двигательные навыки (ходьба, письмо, спорт, танцы, труд);
2) эмоциональная - запоминание определенного эмоционального состояния и его воспроизведение при повторении ситуации, когда оно возникло в первый раз;
3) зрительная - преобладает сохранение и воспроизведение зрительных образов.
У многих людей именно этот вид памяти является ведущим. Иногда зрительные образы воспроизводятся настолько точно, что напоминают фотографический снимок. О таких людях говорят, что у них эйдетическая память (эйдос - образ), т.е. память, обладающая фотографической точностью. Например, В.А. Моцарт, С.В. Рахманинов, М.А. Балакирев могли запомнить и воспроизвести на инструменте сложное музыкальное произведение после всего лишь одного восприятия;
4) слуховая - способствует хорошему запоминанию и воспроизведению самых разнообразных звуков. Особенно хорошо развита у музыкантов, акустиков и т.п. ;
5) обонятельная - хорошо запоминаются и воспроизводятся запахи;
6) вкусовая - преобладание в процессах памяти вкусового анализатора;
7) осязательная - хорошо запоминается и воспроизводится то, что человек смог ощупать, к чему прикоснулся руками и т.п.
Многообразие видов памяти позволяет достигать успеха в различных видах деятельности.
К процессам памяти относятся:
1) запоминание;
2) воспроизведение;
3) сохранение;
4) забывание.
Запоминание - это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой информации.
Запоминание подразделяется на:
1) произвольное (ставится задача запомнить, при этом прилагаются определенные усилия) - непроизвольное (не ставится специальная задача запомнить, материал запоминается без каких-либо усилий);
2) механическое (информация запоминается в результате простого повторения) - логическое (устанавливаются связи между отдельными элементами информации, что позволяет забытое вывести заново путем логических рассуждений).
Воспроизведение (восстановление - процесс памяти, благодаря которому извлекается ранее закрепленный прошлый опыт.
Выделяются следующие формы воспроизведения:
1) узнавание - появление чувства знакомости при восприятии;
2) воспоминание - восстановление материала при отсутствии восприятия объекта, вспомнить всегда сложнее, нежели узнать;
3) реминисценция - воспроизведение, отсроченное во времени (например, вспоминается стихотворение, которое человек рассказывал в далеком детстве);
4) припоминание - активная форма воспроизведения, требующая применения определенных приемов (ассоциирование, опора на узнавание) и волевых усилий.
Сохранение - удержание в памяти заученного ранее материала. Информация сохраняется в памяти благодаря повторению, а также применению полученных знаний на практике.
Забывание - выпадение из памяти, исчезновение ранее заученного материала.
Как показали психологические исследования, материал быстрее забывается в первое время после заучивания, чем в дальнейшем, также быстрее забывается бессмысленный материал, нежели связанный логической цепочкой.
Факторы, влияющие на забывание:
- возраст;
- характер информации и степень ее использования;
- интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;
- подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации) [Годфруа Ж., 1992].
Изменения процессов памяти наблюдаются в течение всей жизни человека.
В первые месяцы жизни память проявляется на уровне условных рефлексов (например, заслышав голос матери, ребенок перестает плакать). К шести месяцам выявляется процесс узнавания того, что чаще; всего окружает ребенка (игрушки, родители и др.). Процесс воспроизведения информации проявляется на втором году жизни. Дошкольный возраст - это преимущественно непроизвольная память и начало развития социально обусловленных видов памяти (произвольной, опосредованной и логической). Школьный возраст характеризуется интенсивным развитием произвольной памяти, что обусловлено характером учебной деятельности. Установлено, что до 20-25 лет память совершенствуется. После 40 лет память человека «стареет» и ухудшается. Вначале слабеет память на текущие события, затем на знания, чувства и привычки. К старческому возрасту человек «впадает в детство» - в памяти воскрешаются подробные эпизоды далеких ребяческих лет [Козубовский В.М., 2008].
Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации экономя время, т. е. процесс запоминания полностью контролируемый.
Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания.
1) Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
2) Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. - Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова).
3) Нужно находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить.
4) Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе» [Таранцов А.А., Таранцова А.В., 2017].


Вопросы для самоконтроля


1. Что такое внимание как направленность и сосредоточенность сознания?
2. Определите роль и место внимания в психической деятельности человека.
3. Возможна ли разумная деятельность без внимания?
4. Какие существуют основные виды внимания?
5. Дайте характеристику памяти как познавательному психическому процессу.
6. Какие основные процессы памяти вам известны? Как можно их охарактеризовать?
7. Какие основные классификации видов памяти вы знаете? Какие критерии лежат в их основе?
8. Какие факторы влияют на качество работы памяти?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.