Страница 6 из 6
2.6 Характеристика психических состояний человека
Теоретические сведения Термин «психическое состояние» очень прочно вошёл в наш лексикон и является одним из самых популярных терминов в психологии. Вместе с тем, в понимании данного термина возникает много трудностей, который, в первую очередь, связаны с многообразием различных точек зрения у разных учёных на этот феномен. Н.Д. Левитов считал, что психическое состояние - это характеристика психической сферы человека в конкретной ситуации в текущее время [Левитов Н.Д., 1956, 1964]. Е.П. Ильин [Ильин Е.П., 1978] определял психическое состояние как системную реакцию функциональных систем и в целом организма на внешние и внутренние воздействия, направленные на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях. Сафонов В.К. понимает психическое состояние как результат приспособительной реакции организма и личности в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленный на достижение положительного результата деятельности и выражающийся в степени мобилизации функциональных возможностей, ощущениях, чувствах, переживаниях человека [Сафонов В.К., 1998]. Ключевыми характеристиками психических состояний по Сафонову В.К. являются следующие: - психическое состояние - это свойство психики; - в каждый конкретный момент поведение, деятельность человека подчинены цели; - положительный результат деятельности определяется субъективными критериями достижения цели; - субъективной составляющей психического состояния являются ощущение, чувства, переживания как проявление отношения человека к актуальной ситуации; - объективной составляющей психического состояния являются уровень активации как проявление степени мобилизации функциональных возможностей; - функцией психического состояния является определение внешних условий через внутренние. Таким образом, психическое состояние является важным условием того, как будет функционировать психика. По мнению С.Л. Соловьевой, общими характеристиками всех психических состояний являются следующие: 1) активационные характеристики - эти характеристики отражают интенсивность психических процессов; 2) тонические - отражают характеристики ресурсов индивида, находящегося в том или ином эмоциональном состоянии; 3) тензионные - отражают степень напряжения; 4) временные - характеристики, связанные с продолжительностью состояния; 5) осознанность состояния - осознанность психического состояния во многом определяет способность человека к саморегуляции поведения, в том числе и связанного с данным состоянием [Соловьева С.Л., 2003]. В отдельную группу выделяются экстремальные психические состояния. С. Л. Соловьёва в качестве факторов экстремальности рассматривает: - влияющие на эмоции факторы, связанные с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью; - угроза массового поражения, стихийные бедствия, войны и т.д.; - необходимость выполнять определённые задачи ночью (профессиональные или, как это нередко бывает у студентов, подготовка к экзамену); - чрезмерное психическое напряжение в мыслительной, психомоторной деятельности, сопряжённое со значительными нагрузками на познавательные психические процессы, речевые функции; - высокие физические нагрузки, требующие максимально задействовать физические качества: силу, выносливость, скорость; - воздействие неблагоприятных климатогеографических условий; - нарушение качественных и количественных составляющих питания и сна, двигательной активности. Соотношение понятий «психическое состояние» и «состояние психики». Нередко возникает путаница в этих понятиях, а в некоторых случаях даже пытаются поставить знак равно между ними. Вместе с тем, следует понимать, что состояние психики - это комплексная характеристика особенностей психики в конкретных условиях в данное время. Психическое состояние - свойство психики, которое обусловливает целесообразность приспособления человека к деятельности, жизнедеятельности как с позиций самосохранения, так и достижения конкретной цели [Сафонов В.К., 2007]. Приспособление к внешним условиям происходит в зависимости от того, как человек относится к условиям, в которых он находится «здесь и сейчас» с учётом оценки своих возможностей и достижения ожидаемого результата. К внешним факторам относятся: 1) экологические факторы - физические, химические факторы, климато-географические условия; 2) факторы режимов деятельности; 3) эргономические факторы - организация условий труда, например, рабочего места; 4) факторы социальных норм поведения; 5) факторы ситуации. Составляющие психического состояния. В.К. Сафонов считает, что то, насколько хорошо человек приспосабливается к ситуации, будет зависеть от субъективного отношения к тому, что происходит (или на что в этот момент направлено сознание) и уровня активации нервной системы [Сафронова В.К., 2018]. Уровень активации нервной системы - объективная составляющая, функция энергетического обеспечения, проявляется в мобилизации или демобилизации функциональных возможностей. Отношение к ситуации - субъективная составляющая, которая отражает личную значимость ситуации, проявляется в ощущениях, чувствах, переживаниях, вызванных отношением к происходящему. В литературных источниках представлены данные, которые указывают на то, что разновидностью психического состояния является эмоциональное состояние. С.Л. Соловьёва в своих трудах указывает на то, что в эмоциональном состоянии отражается целостная психофизиологическая деятельность в виде определённого уровня функционирования физиологических процессов и определённого уровня психической деятельности за довольно длительный промежуток времени. То есть, эмоциональное состояние характеризуется большей длительностью и устойчивостью по сравнению с психическими процессами [Соловьев С.Л., 2003]. Ярким примером эмоционального состояния (причём экстремального эмоционального состояния) является стресс. Именно на данном состоянии мы акцентируем своё внимание в этом параграфе. Стресс (дословно переводится как давление, напряжение) - это общий адаптационный синдром, который рассматривается как ответная реакция организма на значимую ситуацию (стрессогенный фактор) и имеющая определённую эмоциональную окраску. Можно ещё сказать, что стресс - это нормальная реакция на ненормальную ситуацию [Абабков В.А., Перре М., 2004]. Следует обратить внимание на то, что стрессогенным фактором могут быть не только негативные события, но и положительные (например, свадьба, рождение ребёнка). При этом всё многообразие стрессогенных факторов можно условно разделить на две группы: - стрессогенные факторы не зависящие от нас - то есть, мы их не продуцируем, не можем на них повлиять и нам остаётся только изменить своё отношение к данному стрессогенному фактору; - стрессогенные факторы, зависящие от нас - мы сами создаём стрессовые ситуации для самих себя же. Ключевые параметры переживания стресса: - стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель; - стрессовая реакция включает в себя сложные психофизиологические взаимоотношения психики и тела; - стресс проявляется по-разному; - раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию, становится стрессором в силу того, как мы его воспринимаем [Лазарус Р., 2009]; - хроническое стрессовое состояние может привести к нарушениям в деятельности органов и систем организма, а также к болезни; - стресс может быть положительной мотивирующей силой, улучшающей качество жизни. Максимальная устойчивость к стрессу является сугубо индивидуальной особенностью. Следует понимать, что в жизни любого человека рано или поздно настанет такой момент, когда стресс вместо положительной мотивирующей силы превратиться в проблему. Для того, чтобы разобраться, когда стресс является полезным, а когда опасным, нужно обратиться к стадиям стресса. Выделяется три стадии стресса: тревоги, резистентности, истощения (рис. 3).
|
Стадия тревоги характеризуется тем, что в эту фазу резко увеличивается уровень тревоги. Как правило, эта тревога функциональна, то есть, она стимулирует человека к определённой деятельности. Чтобы снизить уровень тревоги, человек начинает проявлять активность и выходит на вторую стадию стресса в случае, если стрессогенный фактор не прекратил своё воздействие. Вторая стадия называется стадией резистентности - организм в эту фазу мобилизуется и начинает функционировать более эффективно, чем это было в состоянии нормы. Именно на этой стадии мы имеем дело с полезным стрессом, который называется эустресс. Если на этой стадии не прекращается воздействие стрессогенного фактора, не снижается его интенсивность, человек не принимает никаких мер, чтобы помочь себе справиться с нагрузкой, то рано или поздно стресс перейдёт в третью фазу. Третья стадия стресса называется стадией истощения. В эту фазу мы уже имеем дело с «вредным» стрессом, который называется дистресс. На этой стадии вместо тревоги появляется апатия, организм даёт ответную реакцию в виде отдельных соматических симптомов (частые головные боли, например). В отдельных случаях могут развиваться психосоматические заболевания, к которым относятся: эссенциальная гипертония, гипертириоз, инсулинонезависимый сахарный диабет, язва двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, нейродермит, бронхиальная астма [Менделевич В.Д., 2002]. Если человек сознательно не принимает никаких мер, чтобы помочь себе справиться со стрессом, то могут включаться разного рода механизмы психологических защит. Одним из таких механизмов является, например, синдром эмоционального выгорания [Водопьянова Н.Е., 2009]. Эмоциональное выгорание - эмоциональное состояние здоровых людей, чья деятельность (профессиональная, учебная) осуществляется в эмоционально нагруженной атмосфере и связана, в основном, с общением с другими людьми. Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания: Физиологические факторы: малоподвижный (сидячий) образ жизни недостаток кислорода, повышенная нагрузка, изменение качественных и количественных составляющих питания и сна, заболевания, травмы. Психологические факторы: необходимость быть все время «в форме»; негативные эмоции, раздражение, страх совершить ошибку, страх быть уволенным; общение с трудными людьми (агрессор, жалобщик, перфекционист, молчун, тайный мститель, прокрастинатор, ложный альтруист, хронический обвинитель, демонстративный тип личности, ригидный тип личности). Организационные факторы: плохая освещенность; низкие температуры и сквозняки в помещении; климато-географические условия (низкие температуры, полярная ночь, полярный день, частые магнитные бури, ветер, высокая влажность, дефицит кислорода); дизайн помещения (особое значение имеет цвет, сочетание цветов); постоянный шум. Симптоматика, характерная для синдрома эмоционального выгорания: Истощение - нарастание эмоциональной неустойчивости, неспособности дать адекватную эмоциональную реакцию. Снижение стремления к самореализации в профессиональной деятельности - проявляется в тенденции к негативному самовосприятию, негативному восприятию коллег, близких людей, людей вообще и неудовлетворенностью достижениями в работе.
Стадии синдрома эмоционального выгорания: 1 стадия - отдельные сбои на уровне выполнения профессиональных задач, произвольного поведения, фрагментарные провалы в памяти, забывание каких-то моментов. 2 стадия - снижение интереса к деятельности, потребности в общении, «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, головные боли, «мертвый сон без сновидений», частые простуды), повышенная раздражительность. 3 стадия - полная потеря интереса к деятельности и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил. С целью профилактики развития третьей стадии стресса и включения таких механизмов психологической защиты как эмоциональное выгорание, необходимо учиться управлять стрессом. Техники саморегуляции в стресоовых ситуациях будут варьироваться в зависимости от вида стресса. Мы в данном параграфе акцентируем своё внимание на учебном стрессе, который чаще всего связана с периодом сдачи экзаменов. Есть ряд принципов, которых нужно придерживаться, чтобы стресс оставался положительной мотивирующей силой: 1. Нужно правильно готовиться к экзаменам. Конечно, не стоит учить весь материал за последнюю ночь. Лучше учиться в системе, а подготовка к экзамену - это повторение пройденного материала. Для повторения материала перед экзаменом лучше оставлять 3-4 дня (не откладывайте всё на последний день). В первый день старайтесь проработать весь материал по предмету. Во второй день снова прорабатываете весь материал по предмету и в третий день опять прорабатываете весь материал по предмету. Это связано с особенностями человеческого восприятия и запоминания. С первого предъявления мозг запоминает примерно 25% информации, со второго еще 25%, с третьего - ещё 25%. Таким образом, в совокупности, получается 75%. Есть другой вариант работы с информацией. В первый и третий день прорабатываете материал, в отношении которого испытываете наибольшие трудности, а во второй - работайте с тем материалом, который хорошо знаете и Вам просто нужно его повторить. Такой порядок тоже связан с законом запоминания: лучше всего запоминается первая и последняя часть информации, а середина как бы «выпадает». Ещё раз обратите внимание, что такие способы работы с информаций годятся только при условии систематической подготовки по предмету в течение, например, года. 2. Обратите внимание на свой распорядок дня. Режим дня должен быть построен с учётом индивидуальных ваших особенностей и биологических часов. Разумеется, никакие индивидуальные биологические часы не предполагают подготовку к экзамену ночами. Ночью организм должен отдыхать и восстанавливаться. Спать нужно не менее 7 часов ночного сна в сутки. Использовать лекарства для улучшения засыпания и сна можно только с разрешения врача. Самое лучшее время для ночного сна начинается с 22.00, так как именно во временной промежуток с 22.00 до 01.00 ночи активно вырабатывается мелатонин - гормон сна и отдыха, способствующий восстановлению. Режим должен соблюдаться и относительно приёма пищи. Пища должна быть хорошо сбалансированной, богатой углеводами, белками, жирами, витаминами и микроэлементами. Углеводы - это основной источник энергии, поэтому большую часть рациона должны составлять именно они. При этом преобладать должны трудно усваиваемые углеводы, которые содержаться в крупах, а не высоко углеводная сдоба. Обязательно должны быть включены в рацион фрукты и овощи. Белки - основной строительный материал в нашем организме, поэтому в рационе должны присутствовать продукты богатые белками: яйца, молочные продукты, рыба, мясо. Жиры - выполняют как строительную, так и энергетическую функцию. В рационе должны преобладать полиненасыщенные жирные кислоты, которые содержаться, например, в льняном масле, в жирных сортах рыб. 3. Позаботьтесь о физической нагрузке. Если Вы не занимаетесь спортом, то всё равно рекомендуется хотя бы 45 минут в день пешей прогулки. Через каждые 45 минут работы с материалом в процессе подготовки к экзаменам рекомендуются 10-минутные рекреационные паузы, в период которых целесообразно сделать разминку, гимнастику для глаз. Доказано, что такие паузы повышают работоспособность. Если Вы занимаетесь спортом, то нужно позаботиться о том, чтобы на период сессии не было изнуряющих физических нагрузок, соревнований. Хотя, следует, отметить, что всё индивидуально. Из оздоровительных технологий также можно порекомендовать массаж (лучше классический общий, нацеленный на релаксацию), водные процедуры (плавание, контрастные души). Эти процедуры очень хорошо укрепляют нервную систему, благотворно влияют на опорно-двигательный аппарат. Понимая, что невозможно всегда следовать расписанию, все же постарайтесь придерживаться режима, поскольку организм, привыкший к режиму, лучше адаптируется в стрессовых ситуациях. 4. За день до экзамена стоить, конечно, повторить материал, но без фанатизма. Можно позаниматься чем-то приятным, что доставляет положительные эмоции (это может быть, например, что-то относящееся к хобби, посмотреть любимый фильм, послушать музыку, которая нравится), обязательно погулять в течение 40-45 минут (от физических нагрузок в виде полноценных тренировок лучше воздержаться), пораньше лечь спать (идеальный вариант: лечь в 21.00, а в 22.00 уже спать). Ни в коем случае не голодать, не засиживаться допоздна, не «чахнуть» над учебниками с утра и до ночи, не изнурять себя физическими нагрузками. 5. Чем ближе экзамен, тем больший стресс, как правило, испытывает студент. Как себе помочь в этой ситуации. На «хороший лад» помогают настраиваться приемы саморегуляции и релаксации, которые можно применять в том числе и в условиях дефицита времени: - Способы, связанные с управлением дыханием. Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно - психическую напряженность; - Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслабить позволяет снять нервно - психическую напряженность, быстро восстановить силы. - Способы, связанные с воздействием слова. Механизм словесного воздействия задействует сознательный механизм самовнушения, и идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не») и так, как будто Вы уже имеете желаемое. - Способы, связанные с использованием образов. Их использование связано с активным воздействием на центральную нервную систему представлений и чувственных образов. Множество наших положительных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то возможно пережить их вновь, и даже усилить. И если словом мы воздействуем на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое психическое состояние? Объясните соотношение понятий «Психическое состояние» и «состояние психики»? 2. Назовите характеристики, которые свойственны всем психическим состояниям? 3. Перечислите характеристики экстремального психического состояния? 4. Что такое эмоциональное состояние? 5. Что такое стресс? Назовите ключевые параметры переживания стресса? 6. Назовите и охарактеризуйте стадии стресса?
Источник: Психология: учебное пособие / Отв. ред. Е.В. Казакова, М.В. Корехова, Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Издательство «РАО», 2018. - 219 с.
|