На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психические процессы и состояния - Эмоционально-чувственная сфера
Психические процессы и состояния - Эмоционально-чувственная сфера
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психические процессы и состояния
Когнитивная сфера
Мышление и речь
Эмоционально-чувственная сфера
Мотивационно-волевая сфера
Характеристика психических состояний человека
Все страницы

 

2.4 Эмоционально-чувственная сфера

Теоретические сведения

Понятие эмоции в психологии.


Эмоция в психологии чаще определяется как переживание человеком своего отношения к окружающему миру и самому себе. Однако слово «человек» в определении делает его ограниченным, ведь для всех, кому доводилось иметь дело с животными, очевидно, что эмоции у них тоже есть. Е.П. Ильин даёт более развёрнутое, но и более точное определение. «Эмоция - это рефлекторная психовегетативная реакция, связанная с проявлением своего субъективного отношения (в виде переживания) к ситуации и её исходу и способствующая организации целесообразного поведения в этой ситуации» [Ильин Е.П., 2013].
В психологических источниках можно встретить понятие эмоции в более узком смысле, как процесс непосредственного переживания, и в более широком, когда слово рассматривается как синоним более широкого понятия «эмоциональное явление», и к эмоциям в этом случае относят и аффекты и эмоциональные состояния, и чувства.
Эмоция как психический процесс обладает рядом свойств, в частности: модальность, интенсивность, временная характеристика, или длительность эмоции, двухкомпонентность, двузначность, обобщённость.
Модальность - это качественное своеобразие эмоции, отражающее, что именно переживается - радость, грусть, гнев, стыд, интерес, т.д. Интенсивность - это сила и напряжённость переживания. Чем интенсивнее эмоция, тем больше она захватывает человека и тем сложнее её контролировать. Например, гнев как базовая модальность может проявляться как раздражение, то есть иметь слабую интенсивность, и как ярость, то есть сильную. Эмоциональное переживание длится какое-то время, то есть эмоция как процесс возникает, достигает кульминации и далее угасает. Более продолжительные переживания могут переходить в фазу настроения. Двухкомпанентность означает, что у эмоции как психического процесса есть два источника - объект внешнего мира, отношение к которому переживается, и сам субъект, его состояние, его внутренний мир. Двузначность эмоций проявляется как наличие положительных и отрицательных переживаний. Качествами, определяющими полярность, являются «приятное» и «неприятное». Всё, что нравится, помогает удовлетворить потребность, вызывает положительные эмоции, всё, что не нравится - отрицательные. Однако не все эмоции имеют выраженную полярность. Интеллектуальные эмоции (любопытство, сомнение, интерес, др.) не имеют знака. Обобщённость эмоций проявляется в том, что к разным объектам и ситуациям мы может испытывать схожие чувства. Например, мы можем радоваться как успешно сданному экзамену, так и встрече с друзьями, предстоящей интересной поездке и новым открывающимся перспективам [Веккер Л.М., 1998].
Для чего эмоции даны человеку и высшим животным? Очевидно, что эмоции как явление возникли в процессе эволюции и предназначены для повышения способности индивида к выживанию во внешней среде. Какие функции они выполняют?
Оценочная функция проявляется в общей (генерализованной) оценке объекта на основе приобретённого (прежде всего, генетического) опыта. Эмоции создают общий эмоциональный тон, который позволяет судить об общей полезности или вредности объекта. Эмоциональная оценка не учитывает детали, не основана на сложных суждениях, она сводится к критерию «нравится - не нравится» и позволяет принять пусть предварительное, но быстрое решение о значении объекта.
Побудителъная функция. Эмоции побуждают нас к каким-то действиям в отношении объекта, однако, это не какие-то специфические действия, а предельно обобщённые реакции на основе, опять же, генетического опыта. Это побуждение спокойно двигаться к объекту, если он безопасен, напряжённо наступать и сражаться, либо, наоборот, отступать и бежать, либо замереть и спрятаться, если он опасен.
Регуляторная функция. Прошлый опыт успешных и неуспешных действий индивида, переживаний успеха и неудачи в схожих ситуациях, определяет, какие именно действия по отношению к объекту он выберет в данной ситуации.
Функция активации. Эмоции мобилизуют силы организма, обеспечивая оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы, или демобилизуют, снижая активацию и, как следствие, продуктивность деятельности. Мобилизующие эмоции называются стеническими, а демобилизующие - астеническими. К первым относятся, например, радость, гнев, интерес, ко вторым - уныние, смятение, печаль.
Экспрессивная функция. Внешнее проявление эмоции посредством выразительных движений (языка тела) служит средством оповещения окружающих о состоянии индивида и является невербальным каналом коммуникации. Например, улыбка или, наоборот, хмурое лицо у человека, оскаленные зубы у собаки, т.д.

Теории эмоций.

В психологической науке представлен целый ряд теорий, пытающихся объяснить происхождение эмоций, их механизмы. Многообразие точек зрения объясняется сложностью феномена, поскольку эмоция представляет из себя психосоматическое единство. С одной стороны, они максимально субъективны, с другой - максимально связаны с телом, поэтому рассматривать эмоции в отрыве от организма, исключительно как психическое явление, невозможно.
Одним из первых попытался рассмотреть эмоции с научных позиций Ч. Дарвин, который показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его теории состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции вида в его борьбе за существование. Например, потение рук при страхе Ч. Дарвин объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев. Идеи, высказанные Дарвином, послужили толчком для создания «периферической» теории У. Джемса - Г. Ланге.
Согласно «периферической» теории первопричинами возникновения эмоций являются изменения физиологического характера, происходящие в организме. Они возникают под влиянием внешних и внутренних стимулов, отражаются в сознании и порождают эмоцию, то есть сначала происходят органические изменения, которые далее субъективно отражаются в эмоциональном переживании. Как писал У. Джемс, «человеку грустно, потому что он плачет», «человеку весело, потому что он смеётся». Теория не объяснила всю сложность эмоциональных явлений, однако существенно продвинулась в объяснении того, как именно органические процессы влияют на переживание.
В противовес теории У. Джемса - Г. Ланге возникла «центральная» теория эмоций У. Кеннона - П. Барда. Согласно ей, эмоциональное переживание и органические изменения в периферической нервной системе возникают одновременно из единого источника - эмоционального центра, расположенного в гипоталамусе и центральной лимбической системе. Они передают импульсы с периферических и внутренних рецепторов в кору и обратно. Эмоция - это результат одновременного возбуждения симпатической нервной системы и коры головного мозга.
Все три теории являются биологическими и мало что дают для понимания содержания субъективных переживаний, например, почему в одной и той же ситуации разные люди могут испытывать разные эмоции. В этом пытались разобраться психологические теории. Среди них когнитивные теории, информационная теория П.В. Симонова, теория дифференциальных эмоций К. Изарда.
Л. Фестингер разработал теорию когнитивного диссонанса, согласно которой, когда между ожидаемыми и реальными результатами деятельности есть расхождение, то есть когнитивный диссонанс, возникают отрицательные эмоции, если же ожидания и результат совпадают, это вызывает положительные эмоции. Возникающие при диссонансе и консонансе эмоции побуждают человека к совершению действий, то есть имеют мотивирующее значение.
Ещё одну когнитивную теорию разработал С. Шехтер с коллегами. Они выявили, что висцеральные реакции, вызывающие увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоций, но сами по себе недостаточны, поскольку определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность. В соответствии с этой теорией, на возникновение эмоций также оказывает влияние оценка человеком наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов. То есть эмоциональное переживание есть результат взаимодействия двух компонентов: активации (возбуждения) и заключения самого человека о причинах этого возбуждения на основе анализа ситуации.
Информационная теория эмоций П.В.Симонова также признаёт важное значение когнитивной оценки ситуации, однако, добавляет ещё одну важную детерминанту - потребность. Эмоция понимается автором как отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности и вероятности её удовлетворения. Он выводит формулу:
Эмоция = -П*(Инеобходимая - Исуществующая ), где
П - это потребность,
И - информация.
Понятие информации трактуется автором достаточно широко, скорее как ресурс, чем информация в современном её понимании. Если человек считает, что существующей информации больше, чем необходимо, то человек испытывает положительную эмоцию, если меньше - отрицательную. Если П = 0, то эмоция не возникает. В монографии Е.П. Ильина [Ильин Е.П., 2013] представлена подробная критика этой теории.
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда [Изард К.Э., 2000] возникла позже всех представленных выше и во многом «вобрала» в себя положительные наработки теоретического осмысления эмоциональных явлений и их эмпирических исследований на протяжении ХХ века. Объектом изучения в этой теории являются отдельные эмоциональные модальности, каждая из которых рассматривается как самостоятельный эмоциональномотивационный процесс. Автор выдвигает пять положений:
1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес;
2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;
3) эти эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;
4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами (влечениями), с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;
5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.
Почему именно эти 10 модальностей следует считать базовыми? На основании чего эмоция может быть отнесена к этой группе? К. Изард выделяет следующие признаки базовых эмоций:
1) они имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;
2) имеют соответствующие им выразительные движения (мимика, жесты);
3) обладают отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;
4) они являются следствием эволюционно-биологического развития;
5) они оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.
Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками, например, эмоции вины и стыда.
Остальное многообразие эмоций складывается из сложения базовых модальностей, например, тревога сочетает страх, гнев, вину и интерес. Источниками эмоций, согласно этой теории, являются нейронные и нервномышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

Эмоциональные состояния.

Эмоциональные переживания, сохраняющие устойчивость во времени, могут служить основой для развития эмоциональных состояний, являющихся более сложными образованиями. Эмоциональное состояние - это разновидность психических состояний. Психическое состояние, по определению Н.Д. Левитова, это «целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [Левитов Н.Д., 2000].
В психологии выделяют разные виды психических состояний, например, Л.В. Куликов [Куликов Л.В., 1997] делит все состояния на эмоциональные, активационные (вдохновение, сосредоточенность, рассеянность, скука, др.), тонические (бодрствование, пресыщение, утомление, сон, др.) и тензи- онные (напряжение, стресс, сенсорный голод, одиночество, др.). Нередко можно встретить разделение психических состояний на когнитивные (интеллектуальные), эмоциональные, мотивационные и волевые. Какое психическое состояние и на каких основаниях можно назвать эмоциональным?
Любое психическое состояние имеет четырёхуровневую структуру: физиологический уровень, психофизиологический, психологический и социально-психологический. Психологический уровень представлен всеми психическими процессами, в том числе, эмоциями, поэтому состояний, в которых в той или иной степени не был бы представлен эмоциональный компонент, нет. Однако есть состояния, в которых системообразующим фактором выступают именно эмоции, и они же преимущественно определяют поведение человека в актуальной ситуации, поэтому эти состояния можно назвать эмоциональными, хотя в них, как и во всех психических состояниях представлены элементы всех четырёх указанных выше уровней.
Л.В. Куликов относит к эмоциональным состояния эйфории, радости, удовлетворения, печали и меланхолии, тревоги и страха, паники. Часто можно встретить рассмотрение как эмоциональных состояний эмпатию (состояние сопереживания), фрустрацию (состояние напряжения, связанное с непереносимостью ситуации, в которой возникают непреодолимые препятствия для достижения цели), настроение (устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся как общий положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида), эмоциональный стресс.
Понятие стресса введено с научный обиход Гансом Селье, который рассматривал болезнь как стресс, под которым понимал «общий адаптационный синдром». ХХ век создал развёрнутую теорию стресса, определил его как особое состояние психики и организма в целом, определяемое широкой мобилизацией функциональных резервов для преодоления какого-либо экстремального воздействия. В психологии принято разделять стресс на рабочий, представляющий сложное психическое состояния напряжения и мобилизации нервно-психических сил для решения задачи в сложной ситуации, и эмоционалъный стресс, являющийся эмоциональным состоянием высокой интенсивности, вызванным повреждающими эмоциогенными факторами. Эмоциональный стресс человек переживает, когда сила травмирующего события превосходит его эмоциональную устойчивость и опыт конструктивного поведения в подобной травмирующей ситуации.
Иногда можно столкнуться с описанием аффекта как состояния, хотя по временной характеристике аффект едва ли подпадает под такое определение и скорее может быть описан как стремительно протекающий психический процесс. Что отличает аффект от обычного эмоционального процесса?
Он возникает быстро, протекает стремительно и бурно (имеет взрывной характер), длится короткое время, сопровождается безотчётными действиями, не подчинёнными волевому контролю, характеризуется диффузностью, то есть захватывает всю личность, делая её неспособной к переключению внимания с объекта, вызывающего аффект, на другие объекты. То есть аффект в определённом смысле может рассматриваться как эмоция предельно высокой интенсивности. Модальность её может быть различной - восторг, воодушевление, энтузиазм, приступ безудержного веселья или ярость, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном - так называемый аффективный шок. Иногда аффект может заканчиваться даже потерей сознания, после которой у человека наблюдается амнезия (потеря памяти).
Эмоционально-чувственная сфера личности.
Эмоциональные процессы и явления протекают не сами по себе, они принадлежат личности, образуя важную часть её внутреннего мира, или эмоционально-чувственную сферу. Устойчивыми элементами этой сферы являются чувства, которые могут быть определены как устойчивые эмоциональные отношения к значимому объекту, или эмоциональные установки.
Между эмоциями и чувствами существуют различия. В целом эмоция разворачивается как ситуативная реакция на объект или какие-то параметры ситуации, тогда как чувство является устойчивым, надситуативным отношением личности. В процессе эволюции эмоции как процесс возникают раньше, они присущи как животным, так и человеку, тогда как чувства возникают эволюционно позже и в основном присущи только человеку. Эмоции привязаны к ситуациям, событиям, они кратковременны и выделяют явления, имеющие значение «здесь и сейчас», тогда как чувства привязаны к объектам, они устойчивы и длительны и выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость для личности. Одна и та же эмоция может проявляться в разных чувствах, а одно и то же чувство - в разных эмоциях. Например, можно радоваться успеху любимого человека и неуспеху того, к кому испытываешь неприязнь. Чувство любви может проявляться как в радости за любимого, так и в тревоге за него.
С.Л. Рубинштейн выделяет три уровня в эмоционально-чувственной сфере [Рубинштейн, 2000].
Первый - уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, включающий элементарные физические чувствования, связанные преимущественно с органическими потребностями и не имеющие предмета переживания. Например, чувство удовольствия-неудовольствия, чувство беспредметной тоски, тревоги или радости. Каждое такое чувство отражает объективное состояние индивида, находящегося в определённых взаимоотношениях с окружающим миром.
Второй уровень - уровень предметных чувств, соответствующих предметному восприятию и предметному действию. Они делятся на интеллектуальные, выражающие отношение человека к процессу познания, его успешности и неуспешности (удивление, любопытство, сомнение, интерес, любовь к истине), моральные, отражающие отношение человека к другим людям, их поведению и к себе самому (симпатия\антипания, любовь\ненависть, ревность, уважение) и эстетические, отражающие отношение человека к объектам прекрасного (эстетические наслаждение, восторг или отвращение).
Третий уровень объединяет обобщённые сложные чувства, связанные с мировоззрением личности, другими её особенностями. Это чувство юмора, иронии и сарказма, чувство комического и трагического, любовь как высшее духовное чувство.
Эмоционально-чувственная сфера личности формируется на протяжении жизни человека и отражает степень полноты и многообразия взаимоотношений человека с миром.


Вопросы для самоконтроля


1. Что такое эмоция?
2. Какими свойствами обладает эмоция как психическое явление?
3. Как проявляется экспрессивная функция эмоций?
4. Какие теории эмоций можно отнести к группе биологических теорий? Что их объединяет?
5. В чём принципиальное различие «периферической» и «центральной» теорий эмоций?
6. Какие базовые эмоции выделены в теории дифференциальных эмоций? На каких основаниях выделяются базовые эмоции К. Изардом?
7. Какое психическое состояние может быть определено как эмоциональное состояние? Если пренесем в другой параграф от сюда нодо будет убрать
8. В чём отличия эмоций от чувств?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.