Страница 1 из 8 Глоссарий
Актуальные способности - необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Биологические (природные) способности - это те способности, которые непосредственно связаны с врожденными задатками (присущи человеку от рождения). Возбуждение - нервный процесс, который проявляется в функциональной выносливости (способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение), не переходя при этом в противоположное состояние торможения.
Высшая нервная деятельность (англ. higher nervous activity) - нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании и угасании условных рефлексов у животных и человека. Основы учения о высшей нервной деятельности разработал И. П. Павлов. Гениальность - высший уровень развития способностей. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Индивидуальный стиль деятельности - обусловленная типологическими особенностями устойчивая система приемов, способов, методов, которая складывается у личности в процессе деятельности и целесообразна для достижения успешного результата. Коммуникативные способности (способности к общению) - способности, которые проявляются в умениях и навыках общения с разными людьми в различных жизненных ситуациях. Мастерство - уровень развития способностей, указывающий на совершенство в конкретном виде деятельности. Меланхолик - человек легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее. Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Общие способности - имеются практически у всех людей и позволяют добиваться успехов в широком спектре деятельности. Одаренность - уникальное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности в отличие от других лиц, выполняющих ее на тех же условиях. Потенциальные способности - не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Предметные способности - способности, которые проявляются в различных видах деятельности, связанных с неодушевленными предметами. Привычка - действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью и перешло в автоматизм. Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Социально обусловленные способности человека больше зависят от его обучения и воспитания, чем от имеющихся у него врожденных задатков. Специальные способности - обнаруживаются не у всех, а только у некоторых людей и определяют высокие достижения человека в конкретном виде деятельности. Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Талант - высокая степень одаренности, которая может быть реализована человеком в определенной области (музыкальная, литературная и т. д.). Темперамент (от лат. temperamentum - соразмерность, умеренность) - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Торможение (англ. inhibition) - нервный процесс, противопоставление возбуждению; проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфической для данной системы организма. В отличие от утомления это активный процесс, обусловленный действием специальных тормозных механизмов. Торможение играет существенную роль в координационных и поведенческих актах целостного организма. Флегматик - медлительный, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Характер - индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении и деятельности. Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам (аффектам), резким сменам настроения. Черта характера - психические особенности личности, определяющие ее типичное поведение в одних и тех же ситуациях. Экстернальность-интернальность - предрасположенность личности либо приписывать причины происходящего внешним факторам (внешний, экстернальный локус контроля), либо принимать ответственность за все происходящее в жизни на себя (внутренний, интернальный контроль). Экстраверсия-интроверсия - характеристика индивидуальнопсихологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира.
Вопросы для обсуждения 1. Поясните роль темперамента как фактора трудовой, учебной и спортивной деятельности. Почему для некоторых профессий установлен профиль свойств темперамента, являющихся оптимальными для данной профессии? 2. Известна восточная поговорка: «Посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу». О какой закономерности характера здесь говорится? Как связаны характер и деятельность человека? 3. Как вы понимаете народную мудрость: «Формировать характер надо тогда, когда ребенок лежит еще поперек кровати, а не вдоль нее»? 4. Подумайте, как объяснить, что в трудные критические моменты характер человека проявляется наиболее полно. 5. Подтвердите, что характер формируется в течение жизни, путем воспитания, а не является прижизненным и неизменным. 6. Чем можно объяснить, что гениальные люди не всегда были признаны при жизни? 7. Иногда люди, чтобы объяснить свое не вполне адекватное поведение, говорят: «Такой уж у меня характер». Должен ли человек нести ответственность за свой характер? Можно ли изменить характер? 8. Представьте, что вы руководитель фирмы и набираете сотрудников. Лиц какого темперамента вы бы хотели видеть на должности секретаря, референта, водителя транспорта, агента по рекламе, бухгалтера, агента по связям с общественностью, охранника? Поясните почему. 9. Напишите фамилии людей, которых считают гениальными. В чем проявилась их гениальность? Ответ аргументируйте (используйте для работы энциклопедический словарь). 10. Проанализируйте рис. 5.1, определите, люди каких типов темперамента изображены в каждой ситуации. Ответ поясните.
|
Рис. 5.1. Ситуации, характеризующие людей разных типов темперамента
Психологические задачи Задача 1. Особенности темперамента определяются такими свойствами высшей нервной деятельности человека, как сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов (И. П. Павлов). Сочетание этих свойств соответствует определенному типу темперамента. Соотнесите тип темперамента и свойства нервной системы.
Свойства нервной системы
|
Тип темперамента
|
1. Сильный, неуравновешенный, подвижный
|
а) меланхолик
|
2. Сильный, уравновешенный, подвижный
|
б) холерик
|
3. Сильный, уравновешенный, инертный
|
в) сангвиник
|
4. Слабый, неуравновешенный, подвижный (инертный)
|
г) флегматик
|
Задача 2. Истинны или ложны следующие высказывания? 1. Темперамент отражается на устойчивости внимания. 2. Темперамент не отражается на силе эмоциональных переживаний. 3. Темперамент не отражается на мимике. 4. Темперамент отражается на стремлении к общению.
Задача 3. Выберите характеристики, которые, на ваш взгляд, наиболее присущи сангвинику, флегматику, холерику и меланхолику. Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, аффективность, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность, бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное состояние, сосредоточенность внимания.
Задача 4. Различия между детьми по темпераменту требуют и различной педагогической тактики. Учитывая данный факт, вставьте в каждое предложение соответствующий тип темперамента. Детей с темпераментом приходится удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию. У детей с темпераментом приходится поддерживать веру в свои силы, поощрять их активность. Ученику с темпераментом труднее, чем другим, выработать у себя быстроту и энергичность действий. Ученика с темпераментом отличают стабильность и высокая работоспособность, но при отрицательных воспитательных воздействиях он может демонстрировать низкую сосредоточенность, поспешность или поверхностность.
Задача 5. Выберите правильный вариант ответа. 1. Готовность человека к деятельности, к освоению всего нового, стремление к преобразованию, преодолению препятствий. Высокий уровень этой активности отмечается у холериков и сангвиников, низкий - у меланхоликов и флегматиков. 2. Людей с преобладанием этого вида активности отличают: скорость, ритм, сила движений (походки, жестов, мимики), а также сила, скорость и ритм речи. Высокий уровень этой активности характерен для холериков и сангвиников (ходят быстро, ритмично, говорят громко и т. д.), низкий - для меланхоликов и флегматиков (ходят плавно, речь спокойная, тихая и т. д.). 3. Легкость, с которой эмоции становятся побудительной силой поступка. Низкий уровень этой активности характерен для сангвиников и флегматиков, высокий - для холериков и меланхоликов. Холерики и меланхолики впечатлительны, но холерики импульсивны, меланхолики нет. У холериков происходит быстрая смена эмоциональных состояний, у меланхоликов нет. Варианты ответов: а) эмоциональная активность; б) общая активность; в) двигательная активность.
Задача 6. Определите тип темперамента по портрету. 1. Высокая активность, богатая мимика, выразительные жесты. Живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро отзывающийся на окружающие события, быстро ориентирующийся в незнакомой обстановке. Хорошо адаптируется, инициативен, сравнительно легко переживает неудачи, неприятности. Очень продуктивен, если деятельность его интересует. Если он безразлично относится к предмету или деятельности, то становится вялым, скучным. Склонен скользить по поверхности, обходить трудности, торопиться с принятием решений. 2. Относительно низкая нервно-психическая активность, ровная мимика, речь. Невозмутим, спокоен даже в сложнейших ситуациях, настроение ровное. Уравновешен и спокоен в делах и поступках, тщательно планирует деятельность, стремится к системе, основателен. В меру общителен. Вместе с тем инертен, медленно переключается с одной работы на другую. 3. Низкий уровень активности, приглушенная мимика, речь, быстро утомляется. Легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирует на них. Ему свойственны астенические, легко возникающие переживания, повышенная впечатлительность, застенчивость. По-настоящему хорошо чувствует себя в привычной обстановке, в которой способен проявлять настойчивость, упорство, быть активным. С новыми людьми испытывает чувство неловкости, не уверен в себе, тревожен. Однако это тонко чувствующий, осмотрительный человек и преданный друг. 4. Высокий уровень нервно-психической активности, движения резкие, стремительные, импульсивные. Находясь под влиянием страсти, обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость. Сила его чувств - гордости, честолюбия, мстительности - не знает пределов, если он находится под влиянием страсти. Размышляет мало, действует быстро, порывисто. Склонен к резким сменам настроения, нередко неуживчив, прямолинеен, плохо сдерживает себя. Увлекшись каким-то делом, он расточительно расходует свои силы и истощается больше, чем следует.
Задача 7. Проанализируйте отрывок и скажите, о каких чертах характера говорит автор? В одном из писем брату А. П. Чехов писал: «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. 2. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии. Они не болтливы, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат. 3. Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или «Я разменялся на мелкую монету!», потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво .».
Задача 8. Ниже перечислены различные черты характера. Определите, какие из них выражают: а) отношение человека к другим людям; б) отношение к труду; в) отношение к своей личности. Чувство собственного достоинства, гуманность, добросовестность, эгоизм, бережливость, чувство превосходства, лень, замкнутость, честность, скромность, инициативность, чувство нового, аккуратность, высокомерие, общительность, чувство чести.
Задача 9. О каких важных чертах характера говорит Л. Н. Толстой в следующем высказывании? «Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший человек - сорт человека, который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различия людей».
Задача 10. Определите, какие черты характера у ленивых детей А. С. Макаренко предлагал формировать в процессе труда. Почему воспитание этих черт характера следует начинать с формирования соответствующих привычек поведения? «Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса... воспитание у него привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет».
Задача 11. Попробуйте предположить, какие черты характера способствовали бы выбору названных профессий и осуществлению соответствующих им видов деятельности. Учитель математики, хирург, драматический артист, слесарь в домоуправлении, художник-абстракционист, поэт, продавец, вышибала в баре, рекламный агент, шпион, приемщик стеклотары, парикмахер, часовщик, водитель трамвая, шоумен, портниха, фельдшер скорой помощи, тренер по карате, клоун, ювелир, преподаватель музыки, спасатель на лодочной станции, следователь, садовод.
Задача 12. Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите, какие из них, на ваш взгляд, верны (неверны) и почему. 1. Характер в большей мере определяется биологическими факторами, нежели социальными. 2. На формирование характера большое значение оказывает семья. 3. На эмоциональность человека определенное влияние оказывает его тип темперамента. 4. Характер на 95 % формируется в возрасте до 5 лет. 5. Характер и темперамент оказывают влияние друг на друга. 6. Характер - это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального поведения. 7. Характер - это такое совокупное психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в процессе жизнедеятельности. 8. Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны. 9. Характер - это способность действовать согласно принципам. 10. Характер человека никогда не раскрывается так ярко, как тогда, когда он пытается описать характер другого человека.
Задача 13. Определите, истинны или ложны следующие высказывания и почему. 1. Способности - это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого. 2. Способности - лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков. 3. Понятие «способность» сводится к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам. 4. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. 5. Наличие у человека общих способностей исключает развитие специальных, и наоборот. 6. Многие природные (естественные) способности являются общими для человека и животных. 7. Унаследованные человеком задатки обязательно станут способностями. 8. Отсутствие способностей означает непригодность человека к выполнению той или иной деятельности. 9. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. 10. Деятельность талантливого человека не отличается принципиальной новизной и оригинальностью.
Задача 14. Определите, какому виду способностей соответствуют указанные характеристики. Развитая память, развитое внимание, совершенная речь, высокий уровень развития интеллекта, тонкость и точность ручных движений.
Задача 15. В психологии принято считать, что из задатков хорошего слуха в процессе развития личности могут сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться и в художественные способности, и в способности часовщика или прибориста. Какой можно сделать вывод о соотношении задатков и способностей? От чего зависит, какие именно способности разовьются на основе тех или иных задатков?
Задача 16. В любом виде труда требуется не одна, а комплекс способностей. Отдельные из них необходимы для многих профессий и видов деятельности (общие способности), другие - только для некоторых видов деятельности (специальные способности). Ниже приведен перечень способностей, важных для профессии педагога. Определите, какие из них являются относительно общими, а какие - относительно специальными. 1. Творческое отношение к делу. 2. Высокий уровень умственных способностей. 3. Способность понимать внутреннее состояние другого человека. 4. Организаторские способности. 5. Способность хорошо владеть собой, управлять своими чувствами. 6. Способность предвидеть изменения в поведении и развитии ученика. 7. Способность заражать других своим отношением к делу.
Задача 17. В одном из исследований для изучения педагогических способностей провели такой эксперимент. Учащимся предложили в отсутствие их учителей ответить на ряд вопросов по учебным предметам. Затем в беседе с учителями выяснили, какие ответы, по их мнению, дали учащиеся. Оказалось, что педагоги, успешно работающие в школе, высказали в среднем более 80 % правильных заключений об ответах учеников, а недостаточно хорошо работающие - немногим более 40 %. Какое качество педагогических способностей наиболее полно проявилось в данном эксперименте? Какое значение оно имеет для деятельности учителя?
Задача 18. В книге Е. А. Климова «Путь в профессию» для того, чтобы ориентировочно определить предпочтительный тип будущей специальности учеников, каждому из них предлагается провести самоопрос: отметить знаком «+» те суждения, которые совпадают с особенностями его поведения и с тем, чем он предпочитает заниматься, а знаком «-» - противоположные. Наряду с другими были помещены следующие суждения: 1. Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь в чем-то. 2. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими. 3. Почти никогда не ссорюсь. 4. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям. 5. Мне обычно удается убедить сверстников или младших в целесообразности того или иного плана действий. Определите, какие способности характеризуют приведенные суждения?
Задача 19. Выявить и тем более оценить способности человека - задача нелегкая. В истории было немало случаев, когда педагоги не смогли правильно оценить способности своих учеников. Ниже приводятся два примера, связанные с оценкой способностей. Определите, какая ошибка была допущена при оценке способностей, какие понятия при этом были отождествлены. 1. Учитель физики писал о знаменитом французском математике Э. Галуа: «Он единственный, кто отвечал мне плохо. Он совершенно ничего не знает. Говорят, у этого юноши есть способности к математике. Удивительно! Судя по экзамену, он не отличается особым умом или так удачно скрывает свои способности, что обнаружить их невозможно». 2. Великий русский художник В. И. Суриков, как рассказывают его биографы, только со второй попытки поступил в Академию художеств. Инспектор, посмотрев представленные рисунки, заявил: «Да за такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». На вступительных экзаменах по рисованию «с гипсов» В. И. Суриков «провалился» и не был принят в Академию. Вскоре он поступил в рисовальную школу и за три месяца прошел трехлетний курс училища. После этого те же педагоги сочли его достойным зачисления в Академию.
Задача 20. Установлено, что в структуру организаторских способностей наряду с другими входят следующие свойства и качества: 1) способность заражать своей энергией других людей, активизировать их; 2) способность избирательно отражать психологические явления, психологию людей; 3) способность видеть недостатки в действиях и поступках других людей; 4) психологический такт; 5) общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности и умственных способностей человека; 6) инициативность; 7) склонность к организаторской деятельности; 8) самостоятельность; 9) наблюдательность; 10) самообладание, выдержка; 11) общительность; 12) настойчивость; 13) организованность. С учетом вышеизложенного проанализируйте отрывок из характеристики комсомолки Аллы М. и скажите, какие качества организаторских способностей у нее уже имеются, а также укажите, в каких условиях они проявились. «Еще в детском саду, по характеристикам воспитателей и родителей, Алла проявляла довольно ярко выраженные организаторские способности: легко справлялась с большими группами детей, будучи заводилой в играх и шалостях; являлась «строгой няней» и «наставником» на занятиях, во время режимных моментов, чтений и бесед... В школе вокруг нее постоянно формировались группы учащихся для совместной подготовки к экзаменам, для повторения учебного материала к итоговым урокам, контрольным работам, она возглавляла звено или бригаду во время лабораторно-практических занятий. Ученики, более слабые по успеваемости, говорят, что она «толково объясняет», «умеет рассказать просто и понятно», «она то одного, то другого спросит, не дает отвлекаться». В детстве Алла очень любила играть в школу и была неизменной и лучшей «учительницей». Позже, в начальной школе, она организует детей в подвижных играх... Это качество сохранилось у нее в подростковом и юношеском возрасте. Она охотно входит в игровую роль, серьезно выполняет игровые обязанности, всегда весела, жизнерадостна и энергична».
|