Страница 7 из 8
Методика "Опросник профессиональных склонностей"
При выборе профессии очень важно учитывать свои склонности. Склонность - это избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая заниматься ею, т. е. влечение к какому-либо занятию. Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения. Инструкция. Для того чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов - а, б или в. Вопросы 1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности: а) общаться с самыми разными людьми; б) заниматься расчетами, вести документацию; в) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т. д. 2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает: а) художественная форма, мастерство писателя или режиссера; б) сюжет, действия героев; в) информация, которая может пригодиться в жизни. 3. Меня больше обрадует Нобелевская премия: а) в области науки; б) за общественную деятельность; в) в области искусства. 4. Я скорее соглашусь стать: а) управляющим банком; б) главным инженером на производстве; в) начальником экспедиции. 5. Будущее людей определяют: а) научные открытия; б) развитие производства; в) взаимопонимание между людьми. 6. Если я стану директором школы, прежде всего займусь: а) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры); б) созданием дружного, сплоченного коллектива; в) разработкой новых технологий обучения. 7. На технической выставке меня больше привлечет: а) внешний вид экспонатов (цвет, форма); б) внутреннее устройство экспонатов; в) их практическое применение. 8. В людях я ценю прежде всего: а) мужество, смелость, выносливость; б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость; в) ответственность, честность, аккуратность. 9. В свободное от работы время мне хотелось бы: а) писать стихи, сочинять музыку или рисовать; б) ставить различные опыты, эксперименты; в) тренироваться. 10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует: а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи); б) общение с новыми людьми; в) возможность знакомства с историей и культурой другой страны. 11. Мне интереснее беседовать: а) о машине нового типа; б) о новой научной теории; в) о человеческих взаимоотношениях. 12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал: а) технический; б) музыкальный; в) спортивный. 13. В школе следует обратить особое внимание: а) на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками; б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом; в) укрепление дисциплины. 14. Я с большим удовольствием смотрю: а) научно-популярные фильмы; б) программы о культуре и искусстве; в) спортивные программы. 15. Мне хотелось бы работать: а) с машинами, механизмами; б) с объектами природы; в) с детьми или сверстниками. 16. Школа в первую очередь должна: а) давать знания и умения; б) учить общению с другими людьми; в) обучать навыкам работы. 17. Главное в жизни - это: а) вести здоровый образ жизни; б) иметь возможность заниматься творчеством; в) иметь удобные бытовые условия. 18. Для благополучия общества в первую очередь необходима: а) защита интересов и прав граждан; б) забота о материальном благополучии людей; в) наука и технический прогресс. 19. Мне больше всего нравятся уроки: а) физкультуры; б) математики; в) труда. 20. Мне интереснее было бы: а) планировать производство продукции; б) изготавливать изделия; в) заниматься сбытом продукции. 21. Я предпочитаю читать статьи: а) о выдающихся ученых и их открытиях; б) о творчестве художников и музыкантов; в) об интересных изобретениях. 22. В свободное время я люблю: а) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями; б) читать, думать, рассуждать; в) ходить на выставки, концерты, в музеи. 23. Больший интерес у меня вызовет сообщение: а) о художественной выставке; б) об экономической ситуации; в) о научном открытии. 24. Я предпочту работать: а) в помещении, где много людей; б) в необычных условиях; в) в обычном кабинете.
Обработка результатов. При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается 1 балл. Ключ. 1- я шкала - склонность к работе с людьми: 1а, 3б, 5в, 6б, 8б, 11в, 13а, 15в, 16б, 18а, 20в, 24а; 2- я шкала - склонность к умственной работе: 2в, 3а, 5а, 6в, 7б, 9б, 11б, 14а, 18а, 21а, 22б, 23в; 3- я шкала - склонность к практической деятельности: 4б, 5б, 7в, 11а, 12а, 15а, 16в, 18б, 19в, 20б, 21в, 22а; 4- я шкала - склонность к эстетическим видам деятельности: 1в, 2а, 3в, 7а, 9а, 10в, 12б, 14б, 17б, 21б, 22в, 23а; 5- я шкала - склонность к экстремальным видам деятельности: 2б, 4в, 8а, 9в, 10а, 12в, 13б, 14в, 15б, 17а, 19а, 24б; 6- я шкала - склонность к планово-экономическим видам деятельности: 1б, 4а, 6а, 8в, 10б, 13в, 16а, 17в, 19б, 20а, 23б, 24в. Интерпретация. 10-12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность; 7- 9 баллов - склонность к определенному виду деятельности; 4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность; 0-3 балла - профессиональная склонность не выражена.
Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами? 1. Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочноинформационным), управлением. Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо понимать их особенности. 2. Склонность к умственной работе. Профессии, связанные с научной, исследовательской деятельностью. Кроме владения специальными знаниями, такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией. 3. Склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий. 4. Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия у них специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность и независимость. 5. Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью. 6. Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист), делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист), схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
|