На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Практическое занятие. Индивидуально-типологические свойства личности: темперамент, характер, способности
Практическое занятие. Индивидуально-типологические свойства личности: темперамент, характер, способности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Практическое занятие. Индивидуально-типологические свойства личности: темперамент, характер, способности
Тестовые задания
Психологические тесты
Тест Комплекс неполноценности
Методика «Исследование решительности как волевой черты характера»
Методика «Исследование ригидности»
Методика Опросник профессиональных склонностей
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)
Все страницы

Глоссарий

Актуальные способности - необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.
Акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
Биологические (природные) способности - это те способности, которые непосредственно связаны с врожденными задатками (присущи человеку от рождения).
Возбуждение - нервный процесс, который проявляется в функциональной выносливости (способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение), не переходя при этом в противоположное состояние торможения.


Высшая нервная деятельность (англ. higher nervous activity) - нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании и угасании условных рефлексов у животных и человека. Основы учения о высшей нервной деятельности разработал И. П. Павлов.
Гениальность - высший уровень развития способностей. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
Индивидуальный стиль деятельности - обусловленная типологическими особенностями устойчивая система приемов, способов, методов, которая складывается у личности в процессе деятельности и целесообразна для достижения успешного результата.
Коммуникативные способности (способности к общению) - способности, которые проявляются в умениях и навыках общения с разными людьми в различных жизненных ситуациях.
Мастерство - уровень развития способностей, указывающий на совершенство в конкретном виде деятельности.
Меланхолик - человек легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, ценностные ориентации.
Общие способности - имеются практически у всех людей и позволяют добиваться успехов в широком спектре деятельности.
Одаренность - уникальное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности в отличие от других лиц, выполняющих ее на тех же условиях.
Потенциальные способности - не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.
Предметные способности - способности, которые проявляются в различных видах деятельности, связанных с неодушевленными предметами.
Привычка - действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью и перешло в автоматизм.
Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.
Социально обусловленные способности человека больше зависят от его обучения и воспитания, чем от имеющихся у него врожденных задатков.
Специальные способности - обнаруживаются не у всех, а только у некоторых людей и определяют высокие достижения человека в конкретном виде деятельности.
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Талант - высокая степень одаренности, которая может быть реализована человеком в определенной области (музыкальная, литературная и т. д.).
Темперамент (от лат. temperamentum - соразмерность, умеренность) - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
Торможение (англ. inhibition) - нервный процесс, противопоставление возбуждению; проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфической для данной системы организма. В отличие от утомления это активный процесс, обусловленный действием специальных тормозных механизмов. Торможение играет существенную роль в координационных и поведенческих актах целостного организма.
Флегматик - медлительный, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.
Характер - индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении и деятельности.
Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам (аффектам), резким сменам настроения.
Черта характера - психические особенности личности, определяющие ее типичное поведение в одних и тех же ситуациях.
Экстернальность-интернальность - предрасположенность личности либо приписывать причины происходящего внешним факторам (внешний, экстернальный локус контроля), либо принимать ответственность за все происходящее в жизни на себя (внутренний, интернальный контроль).
Экстраверсия-интроверсия - характеристика индивидуальнопсихологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира.

 


Вопросы для обсуждения
1. Поясните роль темперамента как фактора трудовой, учебной и спортивной деятельности. Почему для некоторых профессий установлен профиль свойств темперамента, являющихся оптимальными для данной профессии?
2. Известна восточная поговорка: «Посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу». О какой закономерности характера здесь говорится? Как связаны характер и деятельность человека?
3. Как вы понимаете народную мудрость: «Формировать характер надо тогда, когда ребенок лежит еще поперек кровати, а не вдоль нее»?
4. Подумайте, как объяснить, что в трудные критические моменты характер человека проявляется наиболее полно.
5. Подтвердите, что характер формируется в течение жизни, путем воспитания, а не является прижизненным и неизменным.
6. Чем можно объяснить, что гениальные люди не всегда были признаны при жизни?
7. Иногда люди, чтобы объяснить свое не вполне адекватное поведение, говорят: «Такой уж у меня характер». Должен ли человек нести ответственность за свой характер? Можно ли изменить характер?
8. Представьте, что вы руководитель фирмы и набираете сотрудников. Лиц какого темперамента вы бы хотели видеть на должности секретаря, референта, водителя транспорта, агента по рекламе, бухгалтера, агента по связям с общественностью, охранника? Поясните почему.
9. Напишите фамилии людей, которых считают гениальными. В чем проявилась их гениальность? Ответ аргументируйте (используйте для работы энциклопедический словарь).
10. Проанализируйте рис. 5.1, определите, люди каких типов темперамента изображены в каждой ситуации. Ответ поясните.

ситуации темперамент

Рис. 5.1. Ситуации, характеризующие людей разных типов темперамента

Психологические задачи
Задача 1. Особенности темперамента определяются такими свойствами высшей нервной деятельности человека, как сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов (И. П. Павлов). Сочетание этих свойств соответствует определенному типу темперамента. Соотнесите тип темперамента и свойства нервной системы.

Свойства нервной системы

Тип темперамента

1. Сильный, неуравновешенный, подвижный

а) меланхолик

2. Сильный, уравновешенный, подвижный

б) холерик

3. Сильный, уравновешенный, инертный

в) сангвиник

4. Слабый, неуравновешенный, подвижный (инертный)

г) флегматик


Задача 2. Истинны или ложны следующие высказывания?
1. Темперамент отражается на устойчивости внимания.
2. Темперамент не отражается на силе эмоциональных переживаний.
3. Темперамент не отражается на мимике.
4. Темперамент отражается на стремлении к общению.


Задача 3. Выберите характеристики, которые, на ваш взгляд, наиболее присущи сангвинику, флегматику, холерику и меланхолику.
Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, аффективность, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность, бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное состояние, сосредоточенность внимания.


Задача 4. Различия между детьми по темпераменту требуют и различной педагогической тактики. Учитывая данный факт, вставьте в каждое предложение соответствующий тип темперамента.
Детей с темпераментом приходится удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию. У детей с темпераментом приходится поддерживать веру в свои силы, поощрять их активность. Ученику с темпераментом труднее, чем другим, выработать у себя быстроту и энергичность действий. Ученика с темпераментом отличают стабильность и высокая работоспособность, но при отрицательных воспитательных воздействиях он может демонстрировать низкую сосредоточенность, поспешность или поверхностность.


Задача 5. Выберите правильный вариант ответа.
1. Готовность человека к деятельности, к освоению всего нового, стремление к преобразованию, преодолению препятствий. Высокий уровень этой активности отмечается у холериков и сангвиников, низкий - у меланхоликов и флегматиков.
2. Людей с преобладанием этого вида активности отличают: скорость, ритм, сила движений (походки, жестов, мимики), а также сила, скорость и ритм речи. Высокий уровень этой активности характерен для холериков и сангвиников (ходят быстро, ритмично, говорят громко и т. д.), низкий - для меланхоликов и флегматиков (ходят плавно, речь спокойная, тихая и т. д.).
3. Легкость, с которой эмоции становятся побудительной силой поступка. Низкий уровень этой активности характерен для сангвиников и флегматиков, высокий - для холериков и меланхоликов. Холерики и меланхолики впечатлительны, но холерики импульсивны, меланхолики нет. У холериков происходит быстрая смена эмоциональных состояний, у меланхоликов нет.
Варианты ответов: а) эмоциональная активность; б) общая активность; в) двигательная активность.


Задача 6. Определите тип темперамента по портрету.
1. Высокая активность, богатая мимика, выразительные жесты. Живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро отзывающийся на окружающие события, быстро ориентирующийся в незнакомой обстановке. Хорошо адаптируется, инициативен, сравнительно легко переживает неудачи, неприятности. Очень продуктивен, если деятельность его интересует. Если он безразлично относится к предмету или деятельности, то становится вялым, скучным. Склонен скользить по поверхности, обходить трудности, торопиться с принятием решений.
2. Относительно низкая нервно-психическая активность, ровная мимика, речь. Невозмутим, спокоен даже в сложнейших ситуациях, настроение ровное. Уравновешен и спокоен в делах и поступках, тщательно планирует деятельность, стремится к системе, основателен. В меру общителен. Вместе с тем инертен, медленно переключается с одной работы на другую.
3. Низкий уровень активности, приглушенная мимика, речь, быстро утомляется. Легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирует на них. Ему свойственны астенические, легко возникающие переживания, повышенная впечатлительность, застенчивость. По-настоящему хорошо чувствует себя в привычной обстановке, в которой способен проявлять настойчивость, упорство, быть активным. С новыми людьми испытывает чувство неловкости, не уверен в себе, тревожен. Однако это тонко чувствующий, осмотрительный человек и преданный друг.
4. Высокий уровень нервно-психической активности, движения резкие, стремительные, импульсивные. Находясь под влиянием страсти, обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость. Сила его чувств - гордости, честолюбия, мстительности - не знает пределов, если он находится под влиянием страсти. Размышляет мало, действует быстро, порывисто. Склонен к резким сменам настроения, нередко неуживчив, прямолинеен, плохо сдерживает себя. Увлекшись каким-то делом, он расточительно расходует свои силы и истощается больше, чем следует.


Задача 7. Проанализируйте отрывок и скажите, о каких чертах характера говорит автор?
В одном из писем брату А. П. Чехов писал: «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.
2. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии. Они не болтливы, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
3. Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или «Я разменялся на мелкую монету!», потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво .».


Задача 8. Ниже перечислены различные черты характера. Определите, какие из них выражают: а) отношение человека к другим людям; б) отношение к труду; в) отношение к своей личности.
Чувство собственного достоинства, гуманность, добросовестность, эгоизм, бережливость, чувство превосходства, лень, замкнутость, честность, скромность, инициативность, чувство нового, аккуратность, высокомерие, общительность, чувство чести.


Задача 9. О каких важных чертах характера говорит Л. Н. Толстой в следующем высказывании?
«Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший человек - сорт человека, который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различия людей».


Задача 10. Определите, какие черты характера у ленивых детей А. С. Макаренко предлагал формировать в процессе труда. Почему воспитание этих черт характера следует начинать с формирования соответствующих привычек поведения?
«Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса... воспитание у него привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет».


Задача 11. Попробуйте предположить, какие черты характера способствовали бы выбору названных профессий и осуществлению соответствующих им видов деятельности.
Учитель математики, хирург, драматический артист, слесарь в домоуправлении, художник-абстракционист, поэт, продавец, вышибала в баре, рекламный агент, шпион, приемщик стеклотары, парикмахер, часовщик, водитель трамвая, шоумен, портниха, фельдшер скорой помощи, тренер по карате, клоун, ювелир, преподаватель музыки, спасатель на лодочной станции, следователь, садовод.


Задача 12. Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите, какие из них, на ваш взгляд, верны (неверны) и почему.
1. Характер в большей мере определяется биологическими факторами, нежели социальными.
2. На формирование характера большое значение оказывает семья.
3. На эмоциональность человека определенное влияние оказывает его тип темперамента.
4. Характер на 95 % формируется в возрасте до 5 лет.
5. Характер и темперамент оказывают влияние друг на друга.
6. Характер - это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального поведения.
7. Характер - это такое совокупное психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в процессе жизнедеятельности.
8. Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.
9. Характер - это способность действовать согласно принципам.
10. Характер человека никогда не раскрывается так ярко, как тогда, когда он пытается описать характер другого человека.


Задача 13. Определите, истинны или ложны следующие высказывания и почему.
1. Способности - это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого.
2. Способности - лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков.
3. Понятие «способность» сводится к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам.
4. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется.
5. Наличие у человека общих способностей исключает развитие специальных, и наоборот.
6. Многие природные (естественные) способности являются общими для человека и животных.
7. Унаследованные человеком задатки обязательно станут способностями.
8. Отсутствие способностей означает непригодность человека к выполнению той или иной деятельности.
9. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью.
10. Деятельность талантливого человека не отличается принципиальной новизной и оригинальностью.


Задача 14. Определите, какому виду способностей соответствуют указанные характеристики.
Развитая память, развитое внимание, совершенная речь, высокий уровень развития интеллекта, тонкость и точность ручных движений.


Задача 15. В психологии принято считать, что из задатков хорошего слуха в процессе развития личности могут сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться и в художественные способности, и в способности часовщика или прибориста. Какой можно сделать вывод о соотношении задатков и способностей? От чего зависит, какие именно способности разовьются на основе тех или иных задатков?


Задача 16. В любом виде труда требуется не одна, а комплекс способностей. Отдельные из них необходимы для многих профессий и видов деятельности (общие способности), другие - только для некоторых видов деятельности (специальные способности). Ниже приведен перечень способностей, важных для профессии педагога. Определите, какие из них являются относительно общими, а какие - относительно специальными.
1. Творческое отношение к делу.
2. Высокий уровень умственных способностей.
3. Способность понимать внутреннее состояние другого человека.
4. Организаторские способности.
5. Способность хорошо владеть собой, управлять своими чувствами.
6. Способность предвидеть изменения в поведении и развитии ученика.
7. Способность заражать других своим отношением к делу.


Задача 17. В одном из исследований для изучения педагогических способностей провели такой эксперимент. Учащимся предложили в отсутствие их учителей ответить на ряд вопросов по учебным предметам. Затем в беседе с учителями выяснили, какие ответы, по их мнению, дали учащиеся. Оказалось, что педагоги, успешно работающие в школе, высказали в среднем более 80 % правильных заключений об ответах учеников, а недостаточно хорошо работающие - немногим более 40 %.
Какое качество педагогических способностей наиболее полно проявилось в данном эксперименте? Какое значение оно имеет для деятельности учителя?


Задача 18. В книге Е. А. Климова «Путь в профессию» для того, чтобы ориентировочно определить предпочтительный тип будущей специальности учеников, каждому из них предлагается провести самоопрос: отметить знаком «+» те суждения, которые совпадают с особенностями его поведения и с тем, чем он предпочитает заниматься, а знаком «-» - противоположные. Наряду с другими были помещены следующие суждения:
1. Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь в чем-то.
2. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими.
3. Почти никогда не ссорюсь.
4. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям.
5. Мне обычно удается убедить сверстников или младших в целесообразности того или иного плана действий.
Определите, какие способности характеризуют приведенные суждения?


Задача 19. Выявить и тем более оценить способности человека - задача нелегкая. В истории было немало случаев, когда педагоги не смогли правильно оценить способности своих учеников. Ниже приводятся два примера, связанные с оценкой способностей.
Определите, какая ошибка была допущена при оценке способностей, какие понятия при этом были отождествлены.
1. Учитель физики писал о знаменитом французском математике Э. Галуа: «Он единственный, кто отвечал мне плохо. Он совершенно ничего не знает. Говорят, у этого юноши есть способности к математике. Удивительно! Судя по экзамену, он не отличается особым умом или так удачно скрывает свои способности, что обнаружить их невозможно».
2. Великий русский художник В. И. Суриков, как рассказывают его биографы, только со второй попытки поступил в Академию художеств. Инспектор, посмотрев представленные рисунки, заявил: «Да за такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». На вступительных экзаменах по рисованию «с гипсов» В. И. Суриков «провалился» и не был принят в Академию. Вскоре он поступил в рисовальную школу и за три месяца прошел трехлетний курс училища. После этого те же педагоги сочли его достойным зачисления в Академию.


Задача 20. Установлено, что в структуру организаторских способностей наряду с другими входят следующие свойства и качества:
1) способность заражать своей энергией других людей, активизировать их;
2) способность избирательно отражать психологические явления, психологию людей;
3) способность видеть недостатки в действиях и поступках других людей;
4) психологический такт;
5) общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности и умственных способностей человека;
6) инициативность;
7) склонность к организаторской деятельности;
8) самостоятельность;
9) наблюдательность;
10) самообладание, выдержка;
11) общительность;
12) настойчивость;
13) организованность.
С учетом вышеизложенного проанализируйте отрывок из характеристики комсомолки Аллы М. и скажите, какие качества организаторских способностей у нее уже имеются, а также укажите, в каких условиях они проявились.
«Еще в детском саду, по характеристикам воспитателей и родителей, Алла проявляла довольно ярко выраженные организаторские способности: легко справлялась с большими группами детей, будучи заводилой в играх и шалостях; являлась «строгой няней» и «наставником» на занятиях, во время режимных моментов, чтений и бесед... В школе вокруг нее постоянно формировались группы учащихся для совместной подготовки к экзаменам, для повторения учебного материала к итоговым урокам, контрольным работам, она возглавляла звено или бригаду во время лабораторно-практических занятий. Ученики, более слабые по успеваемости, говорят, что она «толково объясняет», «умеет рассказать просто и понятно», «она то одного, то другого спросит, не дает отвлекаться».
В детстве Алла очень любила играть в школу и была неизменной и лучшей «учительницей». Позже, в начальной школе, она организует детей в подвижных играх... Это качество сохранилось у нее в подростковом и юношеском возрасте. Она охотно входит в игровую роль, серьезно выполняет игровые обязанности, всегда весела, жизнерадостна и энергична».

 


 


Тестовые задания


Вариант 1
Задание 1. Выберите правильный вариант ответа.
1. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, - это:
а) темперамент;
б) характер;
в) способности;
г) задатки.
2. Темперамент человека проявляется:
а) в силе характера;
б) динамике психики и поведения;
в) структуре сознания;
г) системе ценностей личности.
3. Относительно характера можно сделать одно из следующих утверждений:
а) является характеристикой динамических особенностей психической деятельности;
б) не поддается изменению под воздействием воспитания;
в) закрепляется в привычных способах поведения;
г) выражает отношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе.
4. Способности - это:
а) знания;
б) умения и навыки;
в) устойчивые интересы;
г) индивидуальные особенности, облегчающие получение знаний, формирование умений и навыков.
5. Общие способности - это те способности, которые:
а) определяют успешность и легкость освоения одной деятельности;
б) дают возможность не прибегать к волевым усилиям для достижения высоких результатов;
в) позволяют добиваться успехов в широком спектре деятельности.
6. Попытка подвести под темперамент физиологическую базу на основе изучения высшей нервной деятельности принадлежит:
а) Галену;
б) И. Канту;
в) И. Павлову;
г) У. Шелдону.
7. Чрезмерная выраженность, заострение некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств характера - это:
а) направленность;
б) твердость;
в) акцентуация;
г) нет правильного варианта ответа.
8. Сверхточность в работе, аккуратность и обязательность характеризуют человека с таким типом акцентуации, как:
а) педантичный;
б) застревающий;
в) тревожный;
г) возбудимый.
9. Устремленность индивида к чему-либо, его направленность заниматься определенной деятельностью называют:
а) способностями;
б) задатками;
в) склонностью;
г) одаренностью.
10. Вопрос о соотношении врожденного и приобретенного в задатках и способностях решается следующим образом:
а) задатки и способности врожденные;
б) задатки врожденные, способности приобретенные;
в) способности врожденные, задатки приобретенные;
г) задатки и способности формируются в течение жизни.
11. Определите, какие из перечисленных условий следует соблюдать, чтобы обеспечить формирование креативности:
а) максимальная регламентация предметной активности;
б) создание условий независимого поведения;
в) социальное подкрепление творческого поведения;
г) чередование нестандартных (творческих) задач с задачами, требующими следования определенному алгоритму.


Задание 2. Ниже перечислены различные черты характера. Определите, какие из них выражают: а) отношение человека к другим людям; б) отношение к труду; в) отношение к своей личности.


Задание 3. Заполните пропуски.
1. Темперамент определяет ... протекания нервных процессов.
2. Характер определяет ... способ поведения личности в различных ситуациях и обстоятельствах.
3. Характер . в процессе воспитания и самовоспитания.
4. Способности, обеспечивающие успешность деятельности индивида в сфере абстрактно-логических размышлений, называют.
5. Творческая личность - это личность, которой свойственны: потребность в новизне, эмоциональная выразительность, ...


Задание 4. Верно или неверно?
1. Тип темперамента определяется условиями воспитания человека.
2. Выделяют три основных свойства нервных процессов, сочетание которых определяет тип темперамента.
3. Сангвиник и флегматик являются более совершенными типами темперамента, нежели холерик и меланхолик.
4. На формирование характера большое значение оказывает семья.
5. Задатки многозначны, т. е. на основе одного задатка могут формироваться многие способности.
6. Способности не приобретаются человеком в готовом виде, а формируются в деятельности на основе природных задатков.
7. Эгоцентризм как черта характера есть склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания.


Задание 5. Ниже перечислены литературные и сказочные герои. Кто из них, на ваш взгляд, и почему может быть отнесен к экстравертам, а кто - к интровертам; кто к - холерикам и флегматикам, а кто - к меланхоликам и сангвиникам?
Чиполлино, Буратино, Колобок, д’Артаньян, Скарлетт О’Хара, Баба Яга, Отелло, Джульетта, Дон Кихот, кот Матроскин, Золушка, Снежная Королева, Красная Шапочка, Чеширсий кот, Остап Бендер.


Вариант 2
Задание 1. Выберите правильный вариант ответа.
1. Темперамент характеризуется:
а) влиянием на динамику поведения;
б) биологической обусловленностью; 
в) сочетанием свойств нервной системы.
2. Характер в большей мере, чем темперамент:
а) биологически обусловлен;
б) зависит от телосложения;
в) зависит от социального воспитания;
г) все варианты ответа верны.
3. Способности характеризуются:
а) успешностью и легкостью освоения деятельности;
б) формированием на основе задатков;
в) индивидуальным характером;
г) все варианты ответа верны.
4. Критерием темперамента является:
а) раннее проявление в детстве;
б) приобретенность;
в) изменчивость в течение длительного периода жизни человека;
г) зависимость от черт характера.
5. Комплекс врожденных анатомо-физиологических особенностей организма человека, характеризующих его индивидуальный тип реагирования на воздействия окружающей среды, называют:
а) задатками;
б) склонностью;
в) способностями;
г) талантом.
6. Совокупность различных способностей индивида, обеспечивающих потенциальную возможность успешно работать в определенной области при условии хороших знаний, умений и навыков, называют:
а) одаренностью;
б) талантом;
в) гениальностью;
г) интеллектом.
7. Показателем наличия способностей к какому-либо виду деятельности является:
а) высокий темп обучения соответствующей деятельности;
б) большие энергетические затраты по выполнению данной деятельности;
в) отсутствие индивидуального своеобразия выполнения деятельности;
г) нет правильного варианта ответа.
8. Особенности темперамента:
а) рано проявляются;
б) начинают отчетливо проявляться в подростковом возрасте;
в) изменяются в течение длительного периода жизни;
г) зависят от черт характера.
9. Темперамент и характер относятся:
а) к психическим процессам;
б) психическим состояниям;
в) психическим свойствам;
г) психическим образованиям;
д) психическим формам.
10. Характер развивается и проявляется в системе отношений:
а) «Я - окружающий мир»;
б) «Я - другие люди»;
в) «Я - деятельность»;
г) все варианты ответа верны.
11. Свойства темперамента зависят:
а) от характера;
б) поведения;
в) типа нервной системы;
г) воспитания;
д) влияния социальной среды.


Задание 2. Заполните пропуски.
1. Способности определяют ... овладения и выполнения деятельности.
2. Задатки являются ... развития и формирования способностей.
3. Общие способности позволяют достигать результатов в . деятельности.
4. Одаренность, гениальность и талант являются различными ... развития способностей.
5. К факторам, тормозящим развитие творческого потенциала личности, относят: стандарты, штампы, запрещающие выход за пределы нормы; гиперопеку близких людей.
6. Характер человека проявляется в.


Задание 3. Верно или неверно?
1. Способности развиваются в процессе деятельности.
2. Все способности развиваются в детстве.
3. Способности многозначны, т. е. одна и та же способность связана с многими задатками.
4. Самыми хорошими работниками являются люди разных темпераментов в зависимости от требований и условий работы.
5. Характер в большей степени определяется биологическими факторами, нежели социальными.
6. Характер и темперамент оказывают влияние друг на друга.
7. Сангвиник - самый лучший тип темперамента.


Задание 4. Бытует мнение, что для совместной жизни или деятельности надо выбирать или очень похожего на тебя человека, или же свою полную противоположность. На чем основывается это мнение? Согласны ли вы с ним? Определите наилучшее сочетание темпераментов (например, сангвиник - холерик; меланхолик - флегматик и т. д.) для семейной жизни, для совместной профессиональной деятельности. Свой выбор аргументируйте.

 


 


Психологические тесты


Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента

 

Методика «Определение типа акцентуации личности» (опросник Шмишека)


Тест «Сильный ли у вас характер ?»


1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих?
а) очень редко;
б) редко;
в) достаточно часто;
г) очень часто.
2. Случается ли вам говорить что-либо такое, во что вы сами не верите, из-за упрямства, наперекор другим либо из «престижных,» соображений?
а) да;
б) нет.
3. Какие из перечисленных качеств вы больше всего цените в людях?
а) настойчивость;
б) широту мышления;
в) эффектность, умение показать себя.
4. Имеете ли вы склонность к педантизму?
а) да;
б) нет.
5. Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случаются с вами?
а) да;
б) нет.
6. Любите ли вы анализировать свои поступки?
а) да;
б) нет.
7. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных:
а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;
б) остаетесь самим собой.
8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли вы не думать об ожидающих вас трудностях?
а) да;
б) нет.
9. Какое из перечисленных определений больше всего, по вашему мнению, подходит к вам?
а) мечтатель;
б) рубаха-парень;
в) усерден в труде;
г) пунктуален, аккуратен;
д) философ в широком смысле этого слова;
е) суетный человек.
10. Если в пылу полемики ваш оппонент сорвется и допустит личный выпад против вас, как вы поступите?
а) ответите ему в том же тоне;
б) проигнорируете этот факт;
в) демонстративно обидитесь;
г) предложите сделать перерыв.
11. Если ваша работа забракована, это вызовет у вас:
а) досаду;
б) стыд;
в) гнев.
12. Если вы попадете впросак, кого будете винить в первую очередь?
а) самого себя;
б) фатальное невезение;
в) прочие объективные обстоятельства.
13. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди - будь то руководители, коллеги или подчиненные - недооценивают ваши способности и знания?
а) да;
б) нет.
14. Если ваши друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:
а) злитесь на них;
б) стараетесь ретироваться;
в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;
г) отвечаете смехом и, как говорится, «ноль внимания»;
д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете.
15. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя
все новые аргументы в защиту своей точки зрения?
а) да;
б) нет.


Таблица оценки ответов

вопрос

ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

0

0

2

2

0

2

2

0

0

0

2

2

0

0

0

б

1

2

1

0

2

0

0

2

1

2

1

0

2

1

2

в

2

-

0

-

-

-

-

-

3

1

0

0

-

2

-

г

3

 

 

 

 

 

 

 

2

3

-

-

-

0

-

д

-

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

0

-

е

-

-

-

-

-

-

-

-

0

-

-

-

-

-

-

 

Интерпретация результатов.


Ниже 14 баллов. Увы, вы человек слабохарактерный, неуравновешенный и, пожалуй, беззаботный. В случающихся с вами неприятностях готовы винить кого угодно, только не себя. И в дружбе, и в работе на вас трудно положиться.
14- 23 балла. У вас достаточно твердый характер. Вы обладаете реалистическими взглядами на жизнь, но не все ваши поступки равноценны. Бывают у вас и срывы, и заблуждения. Вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И все же вам есть над чем задуматься, чтобы избавиться от некоторых недостатков, ведь вам это под силу.
24- 30 баллов. Вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладаете достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и считаетесь с мнениями других. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбирать правильное решение. Избегайте самолюбования и всегда помните: сильный - это не значит жесткий.
Свыше 30 баллов. Может быть, такая сумма очков - это результат не совсем объективной оценки своих поступков и поведения? Просто не верится, что есть люди с таким идеальным характером. А если есть, то им просто нечего порекомендовать.

 


 

Тест "Комплекс неполноценности"

Первыми описали комплексы и дали им определение отцы- основатели психоанализа. Этим названием они обозначили эмоционально окрашенные убеждения и жизненные принципы, проявляющиеся в импульсивных, не поддающихся объяснению поступках, осложняющих нормальную жизнь, ограничивающих возможности развития личности и мешающих испытывать чувство радости. Комплекс неполноценности заставляет человека ощущать себя ниже других, этот комплекс, например, может стать причиной отказа от любой конкурентной борьбы: экзамены, профессиональные конкурсы, бизнес и т. д. Он порожден неуверенностью в своих достоинствах или способностях. «Не буду даже пробовать, все равно проиграю!» - убеждают себя жертвы этого комплекса. Комплексы развиваются, как правило, у людей, которые по природе своей или по воспитанию склонны быть суровыми судьями. Они выносят себе суровый приговор (за малый рост, толстые ноги и т. д.), но также постоянно осуждают и других. С точки зрения психологии та или иная самооценка самым прямым образом связана с вашим отношением к окружающему миру. Тот, кто любит этот мир, любит и себя. А значит, если мы всегда критикуем других, то мы будем безжалостны и к себе. Никто практически не бывает доволен собой. Каждого что-то грызет, у каждого - свои комплексы. Все время сравниваем себя с кем-то, чтобы убедиться, что и мы чего-то стоим.
А как обстоит дело с вами? Для этого выполните тест.


Инструкция. Прочтите каждое утверждение, выберите тот вариант ответа, который наиболее справедлив для вас, выпишите номер утверждения и количество очков за выбранный вариант ответа (количество очков указано рядом с вариантом ответа).


Опросник
1. Люди меня не понимают:
а) часто (0);
б) редко (3);
в) такого не бывает (5).
2. Чувствую себя не в своей тарелке:
а) редко (5);
б) все зависит от ситуации (3);
в) очень часто (0).
3. Я оптимист.
а) да (5);
б) только в исключительных случаях (3);
в) нет (0).
4. Радоваться чему попало - это:
а) глупость (0);
б) помогает пережить трудные минуты (3);
в) то, чему стоит поучиться (5).
5. Я хотел бы иметь такие же способности, как другие.
а) да (0);
б) временами (3);
в) нет, я обладаю более высокими способностями (5).
6. У меня слишком много недостатков.
а) это правда (0);
б) это не мое мнение (3);
в) неправда (5).
7. Жизнь прекрасна!
а) это действительно так (5);
б) слишком общее утверждение (3);
в) вовсе нет (0).
8. Я чувствую себя ненужным:
а) часто (0);
б) временами (3);
в) редко (5).
9. Мои поступки окружающим непонятны:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) редко (5).
10. Мне говорят, что я не оправдываю надежд:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) очень редко (5).
11. У меня масса достоинств.
а) да (5);
б) все зависит от ситуации (3);
в) нет (0).
12. Я пессимист.
а) да (0);
б) в исключительных случаях (3);
в) нет (5).
13. Как всякий думающий человек, я анализирую свое поведение:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) редко (5).
14. Жизнь - грустная штука.
а) вообще да (0);
б) утверждение слишком общее (3);
в) это не так (5).
15. «Смех - это здоровье».
а) банальное утверждение (0);
б) об этом стоит помнить в трудных ситуациях (3);
в) вовсе нет (5).
16. Люди меня недооценивают.
а) увы, это так (0);
б) не придаю этому большого значения (3);
в) вовсе нет (5).
17. Я сужу о других слишком сурово:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) редко (5).
18. После полосы неудач всегда приходит успех.
а) верю в это, хотя и знаю, что это вера в чудеса (5);
б) может и так, но научного подтверждения этому нет (3);
в) не верю в это, потому что это вера в чудеса (0).
19. Я веду себя агрессивно:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) редко (5).
20. Я бываю одинок:
а) очень редко (5);
б) иногда (3);
в) слишком часто (0).
21. Люди недоброжелательны.
а) большинство (0);
б) некоторые (3);
в) вовсе нет (5).
22. Не верю, что можно достичь того, чего очень хочешь.
а) потому что не знаю того, кому это удалось (0);
б) иногда это удается (3);
в) это не так, я верю! (5).
23. Требования, которые передо мной поставила жизнь, превышали мои возможности:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) редко (5).
24. Наверно, каждый человек недоволен своей внешностью.
а) я думаю, да (0);
б) наверное, иногда (3);
в) я так не думаю (5).
25. Когда я что-то делаю или говорю, бывает, что меня не понимают:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) очень редко (5).
26. Я люблю людей.
а) да (5);
б) утверждение слишком общее (3);
в) нет (0).
27. Случается, я сомневаюсь в своих способностях:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) редко (5).
28. Я доволен собой:
а) часто (5);
б) иногда (3);
в) редко (0).
29. Считаю, что следует к себе быть более критичным, чем к другим людям.
а) да (0);
б) не знаю (3);
в) нет (5).
30. Верю, что мне хватит сил реализовать свои жизненные планы:
а) да (5);
б) по-разному это бывает (3);
в) нет (0).


Обработка результатов.

Внимание! Если вы не набрали одинаковое количество очков (например, 0 и 0, 3 и 3, 5 и 5) в следующих парах: 3 и 18, 9 и 25, 10 и 23, 12 и 22 - общий результат теста можно считать случайным, недостоверным.
Интерпретация.
0-40 очков. К сожалению, вы закомплексованы. О себе думаете негативными категориями, зациклились на своих слабостях, недостатках, ошибках. Постоянно боретесь с собой, и это только усугубляет и ваши комплексы, и саму ситуацию, еще более осложняет ваши отношения с людьми. Попробуйте думать о себе иначе: сконцентрируйтесь на том, что есть в вас сильного, теплого, хорошего и радостного. Увидите, что очень скоро изменится ваше отношение к себе и к окружающему миру. И вы вдруг заметите, что и люди станут относиться к вам лучше, и почувствуете, что и вы сами, и люди вокруг вас станут лучше, добрее. И улыбнитесь - им и себе.
41-80 очков. У вас есть все возможности самому прекрасно справиться со своими комплексами. В общем-то они не очень мешают вам жить. Временами вы боитесь анализировать себя, свои поступки. Запомните: прятать голову в песок - дело совершенно бесперспективное, до добра оно не доведет и может только на время разрядить обстановку. От себя не убежишь, смелее! У вас хватит сил справиться с любыми проблемами.
81-130 очков. Вы не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляетесь со своими проблемами. Объективно оцениваете свое поведение и поступки людей. Свою судьбу держите в своих руках. В компаниях чувствуете себя легко и свободно, и люди чувствуют себя так же легко в вашем обществе. Совет: так держать!
131-150 очков - вы думаете, что у вас вообще нет комплексов. Не обманывайте себя, такого просто не бывает. Каким образом комплекс неполноценности может воздействовать на вашу жизнь? Прежде всего, вы теряете возможности, которые встают перед вами. Вы считаете, что кто-то другой более достоин этих возможностей, чем вы. Самообман и завышенная самооценка небезопасны. Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Комплексы ведь для того, чтобы с ними справляться или... чтобы их полюбить. Вас хватит и на то, и на другое. В противном случае ваш комплекс самовлюбленности перерастет в зазнайство, высокомерие, вызовет неприязнь к вам окружающих людей, существенно испортит вашу жизнь. Найдите среди друзей того, кто больше всех критикует вас, и смиренно выслушайте все, что он вам выдаст. Ваш комплекс неполноценности должен помогать вам двигаться по карьерной лестнице и самосовершенствоваться.

 


 


Методика «Исследование решительности как волевой черты характера»


Нерешительность людей порой приводит к весьма серьезным проблемам. Итак, решительны ли вы? Из предложенных в тесте вариантов ответов - А, Б, В, Г, Д, Е - выберите один.
Опросник
1. Что, по-вашему, движет человеком в жизни прежде всего?
А - любопытство;
Б - желания;
В - необходимость.
2. Как вы думаете, почему люди переходят с одной работы на другую?
Г - их увольняют;
Д - из-за большей зарплаты;
Е - другая работа им больше по душе.
3. Когда у вас происходят неприятности:
А - вы откладываете их решение до последнего;
Б - у вас есть потребность проанализировать, насколько виноваты вы сами;
В - вы не хотите даже и думать о том, что случилось.
4. Вы не успели вовремя сделать какую-то работу и:
Е - заявляете о своей неудаче еще до того, как это станет известно;
Г - с боязнью ждете, когда вас спросят о результатах;
Д - основательно подготавливаетесь к объяснению.
5. Когда вы достигаете какой-то поставленной цели, то встречаете известие об этом:
В - с чувством облегчения;
Б - с бурными положительными эмоциями;
А - по-разному, в зависимости от цели, но не так бурно.
6. Что бы вы рекомендовали очень стеснительному человеку?
Г - избегать ситуаций, требующих риска;
Е - избавиться от этого, обратившись к помощи психолога;
Д - познакомиться с людьми другого склада, не страдающими застенчивостью.
7. Как вы поступите в конфликтной ситуации?
Б - поговорю с тем, с кем вступил в конфликт;
А - напишу письмо;
В - попробую разрешить конфликт через посредника.
8. Какого рода страх возникает у вас, когда вы ошибаетесь?
Д - страх того, что ошибка может изменить тот порядок, к которому вы привыкли;
Г - боязнь наказания;
Е - боязнь потерять престиж.
9. Когда вы с кем-то разговариваете, то:
А - время от времени отводите взгляд;
Б - смотрите прямо в глаза собеседнику;
Г- отводите взгляд даже тогда, когда к вам обращаются.
10. Когда вы ведете важный разговор, то:
Е - тон разговора обычно остается спокойным;
Д - вы то и дело вставляете ничего не значащие слова;
Г - вы повторяетесь, волнуетесь, ваш голос начинает вас подводить.


Обработка и интерпретация результатов.
Если почти все ваши ответы состоят из вариантов А и Д, то вы не особенно решительный человек, но вас нельзя назвать и нерешительным. Вы действуете не всегда достаточно активно и быстро, но только потому, что считаете - дело того не стоит. Вам нравятся отважные люди. Но часто вы оправдываете и нерешительных, считая, что их действия - результат не страха, а осмотрительности. Когда вы читаете книги, смотрите фильмы о смелых, отчаянных людях, то часто хотели бы быть на их месте.
Если вы выбрали главным образом варианты Б и Е, то вы, безусловно, решительный человек. Вы слишком часто пренебрегаете вещами, которые считаете мелкими, незначительными. Но несмотря на это, вас ценят как самостоятельную и интересную личность. Если у вас есть еще и чувство ответственности, то вам часто поручают сложные задачи, но в этом случае в вашей группе должны быть люди другого типа, которые уравновешивали бы вашу слишком большую активность. Не нужно ли вам все же лучше продумывать решения, которые вы принимаете?
Если все ваши ответы относятся к В и Г, то вы боитесь не только принимать решения, но даже обдумывать их, страшась приближающихся событий. Ваше психологическое состояние нельзя назвать стабильным, благополучным. Часто вы скорее ожидаете критики ваших действий, чем похвалы. Есть ли у вас другие варианты ответов? Если нет, то у вас есть проблемы не только с самим собой, но и с окружающими.

 


 


Методика «Исследование ригидности»


В саморазвитии большое значение имеет способность человека переписывать жизненные сценарии и изменять негативные проявления характера, которые были сформированы под влиянием семьи и других социальных факторов. Но часто самоизменениям препятствует проявление так называемой ригидности. Она представляет собой затрудненность в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Или, иначе говоря, ригидность - тенденция к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения.
Инструкция. Оцените утверждения, выбрав один из вариантов ответов: да или нет.
Опросник
1. Полезно читать книги, в которых содержатся мысли, противоположные моим собственным.
2. Меня раздражает, когда отвлекают от важной работы (например, просят совета).
3. Праздники нужно отмечать с родственниками.
4. Я могу быть в дружеских отношениях с людьми, чьи поступки не одобряю.
5. В игре я предпочитаю выигрывать.
6. Когда я опаздываю куда-нибудь, я не в состоянии думать ни о чем другом, кроме как скорее доехать.
7. Мне труднее сосредоточиться, чем другим.
8. Я много времени уделяю тому, чтобы все вещи лежали на своих местах.
9. Я очень напряженно работаю.
10. Неприличные шутки нередко вызывают у меня смех.
11. Уверен, что за моей спиной про меня говорят.
12. Меня легко переспорить.
13. Я предпочитаю ходить известными маршрутами.
14. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
15. Временами мои мысли проносятся быстрее, чем я успеваю их высказать.
16. Бывает, что чья-то нелепая оплошность вызывает у меня смех.
17. Бывает, что мне в голову приходят плохие слова, часто даже ругательства, я не могу от них никак избавиться.
18. Я уверен, что в мое отсутствии обо мне говорят.
19. Я спокойно выхожу из дома, не беспокоясь о том, заперта ли дверь, выключен ли свет, газ и т. п.
20. Самое трудное для меня в любом деле - это начало.
21. Я практически всегда сдерживаю свои обещания.
22. Нельзя строго осуждать человека, нарушающего формальные правила.
23. Мне часто приходилось выполнять распоряжения людей, гораздо меньше знающих, чем я.
24. Я не всегда говорю правду.
25. Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
26. Кое-кто настроен против меня.
27. Я люблю доводить начатое до конца.
28. Я всегда стараюсь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
29. Когда я иду или еду по улице, я часто подмечаю изменения в окружающей обстановке - подстриженные кусты, новые рекламные щиты и т. д.
30. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
31. Иногда знакомые подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью.
32. Если я не прав, я не сержусь.
33. Обычно меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидал.
34. Мне трудно отвлечься от начатой работы даже ненадолго.
35. Когда я вижу, что меня не понимают, я легко отказываюсь от намерения доказать что-либо.
36. В трудные моменты я умею позаботиться о других.
37. У меня тяга к перемене мест, я счастлив, когда брожу где-нибудь или путешествую.
38. Мне нелегко переключиться на новое дело, но потом, разобравшись, я справляюсь с ним лучше других.
39. Мне нравится деятельно изучать то, чем я занимаюсь.
40. Мать или отец заставляли подчиняться меня даже тогда, когда я считал это неразумным.
41. Я умею быть спокойным и даже немного равнодушным при виде чужого несчастья.
42. Я легко переключаюсь с одного дела на другое.
43. Из всех мнений по спорному вопросу только одно является действительно верным.
44. Я люблю доводить свои умения и навыки до автоматизма.
45. Меня легко увлечь новыми затеями.
46. Я пытаюсь добиться своего наперекор обстоятельствам.
47. Во время монотонной работы я невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой ухудшает ее результат.
48. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
49. На улице, в транспорте я часто разглядываю окружающих людей.
50. Если бы люди не были настроены против меня, я бы достиг в жизни гораздо большего.


Обработка результатов.
Совпадение с ключом оценивается в 1 балл.
Ключ.
Ответы «нет»: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 18, 20, 23, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 38, 39, 40, 43, 44, 46, 48, 50;
Ответы «да»: 2, 3, 5, 7, 10, 12, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 24, 25, 28, 29, 32, 35, 36, 37, 41, 42, 45, 47, 49.
Интерпретация:
0- 13 баллов - свидетельствуют о мобильности и гибкости испытуемого, о его способности «впитывать» новый жизненный опыт и обучаться новому;
14-27 баллов - средний показатель;
28- 40 баллов - позволяют говорить о ригидности, которая является серьезным препятствием в изменении черт характера, поведения, в формировании новых привычек и установок.

 


 

Методика "Опросник профессиональных склонностей"


При выборе профессии очень важно учитывать свои склонности. Склонность - это избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая заниматься ею, т. е. влечение к какому-либо занятию. Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения.
Инструкция. Для того чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов - а, б или в.
Вопросы
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
а) общаться с самыми разными людьми;
б) заниматься расчетами, вести документацию;
в) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т. д.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
а) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
б) сюжет, действия героев;
в) информация, которая может пригодиться в жизни.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:
а) в области науки;
б) за общественную деятельность;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать:
а) управляющим банком;
б) главным инженером на производстве;
в) начальником экспедиции.
5. Будущее людей определяют:
а) научные открытия;
б) развитие производства;
в) взаимопонимание между людьми.
6. Если я стану директором школы, прежде всего займусь:
а) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры);
б) созданием дружного, сплоченного коллектива;
в) разработкой новых технологий обучения.
7. На технической выставке меня больше привлечет:
а) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
б) внутреннее устройство экспонатов;
в) их практическое применение.
8. В людях я ценю прежде всего:
а) мужество, смелость, выносливость;
б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;
в) ответственность, честность, аккуратность.
9. В свободное от работы время мне хотелось бы:
а) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
б) ставить различные опыты, эксперименты;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует:
а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
б) общение с новыми людьми;
в) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.
11. Мне интереснее беседовать:
а) о машине нового типа;
б) о новой научной теории;
в) о человеческих взаимоотношениях.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание:
а) на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю:
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать:
а) с машинами, механизмами;
б) с объектами природы;
в) с детьми или сверстниками.
16. Школа в первую очередь должна:
а) давать знания и умения;
б) учить общению с другими людьми;
в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни - это:
а) вести здоровый образ жизни;
б) иметь возможность заниматься творчеством;
в) иметь удобные бытовые условия.
18. Для благополучия общества в первую очередь необходима:
а) защита интересов и прав граждан;
б) забота о материальном благополучии людей;
в) наука и технический прогресс.
19. Мне больше всего нравятся уроки:
а) физкультуры;
б) математики;
в) труда.
20. Мне интереснее было бы:
а) планировать производство продукции;
б) изготавливать изделия;
в) заниматься сбытом продукции.
21. Я предпочитаю читать статьи:
а) о выдающихся ученых и их открытиях;
б) о творчестве художников и музыкантов;
в) об интересных изобретениях.
22. В свободное время я люблю:
а) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
б) читать, думать, рассуждать;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:
а) о художественной выставке;
б) об экономической ситуации;
в) о научном открытии.
24. Я предпочту работать:
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.


Обработка результатов. При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается 1 балл.
Ключ.
1- я шкала - склонность к работе с людьми: 1а, 3б, 5в, 6б, 8б, 11в, 13а, 15в, 16б, 18а, 20в, 24а;
2- я шкала - склонность к умственной работе: 2в, 3а, 5а, 6в, 7б, 9б, 11б, 14а, 18а, 21а, 22б, 23в;
3- я шкала - склонность к практической деятельности: 4б, 5б, 7в, 11а, 12а, 15а, 16в, 18б, 19в, 20б, 21в, 22а;
4- я шкала - склонность к эстетическим видам деятельности: 1в, 2а, 3в, 7а, 9а, 10в, 12б, 14б, 17б, 21б, 22в, 23а;
5- я шкала - склонность к экстремальным видам деятельности: 2б, 4в, 8а, 9в, 10а, 12в, 13б, 14в, 15б, 17а, 19а, 24б;
6- я шкала - склонность к планово-экономическим видам деятельности: 1б, 4а, 6а, 8в, 10б, 13в, 16а, 17в, 19б, 20а, 23б, 24в.
Интерпретация.
10-12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность;
7- 9 баллов - склонность к определенному виду деятельности;
4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность;
0-3 балла - профессиональная склонность не выражена.


Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
1. Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочноинформационным), управлением. Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо понимать их особенности.
2. Склонность к умственной работе. Профессии, связанные с научной, исследовательской деятельностью. Кроме владения специальными знаниями, такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
3. Склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
4. Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия у них специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность и независимость.
5. Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.
6. Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист), делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист), схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

 


 

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительское и бытовое обслуживание людей и т. д. По результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей.


Инструкция. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе («+» или «-»).
Опросник
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего решения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших друзей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникнут какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступите от них?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включиться в новую для вас компанию?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы сделать сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли вы, что вам не составит особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов.
При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается 1 балл.
Коммуникативные способности - ответы «да» на вопросы 1, 5, 9,
13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 и ответы «нет» на вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23,
27, 31, 35, 39.
Организаторские способности - ответы «да» на вопросы 2, 6, 10,
14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 и ответы «нет» на вопросы 4, 8, 12, 16, 20, 24,
28, 32, 36, 40.
Теперь вычислите оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле
К = 0,05С,
где К - величина оценочного коэффициента;
С - количество совпадающих с ключом ответов.
Оценочные коэффициенты могут варьироваться от 0 до 1. Показатели, близкие к единице, говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностей, близкие к нулю - о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.


Коммуникативные умения

Показатель

Оценка

Уровень

0,10-0,45

1

I - низкий

0,46-0,55

2

II - ниже среднего

0,56-0,65

3

III - средний

0,66-0,75

4

IV - высокий

0,76-1,00

5

V - очень высокий

Организаторские умения

Показатель

Оценка

Уровень

0,20-0,55

1

I - низкий

0,56-0,65

2

II - ниже среднего

0,66-0,70

3

III - средний

0,71-0,80

4

IV - высокий

0,81-1,00

5

V - очень высокий

 

Анализ полученных результатов.
Испытуемые, получившие оценку «1», характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемым, получившим оценку «2», коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новых компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявление инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, получивших оценку «3», характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
Испытуемые, получившие оценку «4», относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.

Источник Курыло, О. В. Психология : практикум / О. В. Курыло. - Горки : БГСХА, 2021. - 328 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.