Практическое занятие. Индивидуально-типологические свойства личности: темперамент, характер, способности |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глоссарий Актуальные способности - необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.
Рис. 5.1. Ситуации, характеризующие людей разных типов темперамента Психологические задачи
|
вопрос ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
а |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
б |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
2 |
в |
2 |
- |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
1 |
0 |
0 |
- |
2 |
- |
г |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
3 |
- |
- |
- |
0 |
- |
д |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
0 |
- |
е |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Интерпретация результатов.
Ниже 14 баллов. Увы, вы человек слабохарактерный, неуравновешенный и, пожалуй, беззаботный. В случающихся с вами неприятностях готовы винить кого угодно, только не себя. И в дружбе, и в работе на вас трудно положиться.
14- 23 балла. У вас достаточно твердый характер. Вы обладаете реалистическими взглядами на жизнь, но не все ваши поступки равноценны. Бывают у вас и срывы, и заблуждения. Вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И все же вам есть над чем задуматься, чтобы избавиться от некоторых недостатков, ведь вам это под силу.
24- 30 баллов. Вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладаете достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и считаетесь с мнениями других. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбирать правильное решение. Избегайте самолюбования и всегда помните: сильный - это не значит жесткий.
Свыше 30 баллов. Может быть, такая сумма очков - это результат не совсем объективной оценки своих поступков и поведения? Просто не верится, что есть люди с таким идеальным характером. А если есть, то им просто нечего порекомендовать.
Первыми описали комплексы и дали им определение отцы- основатели психоанализа. Этим названием они обозначили эмоционально окрашенные убеждения и жизненные принципы, проявляющиеся в импульсивных, не поддающихся объяснению поступках, осложняющих нормальную жизнь, ограничивающих возможности развития личности и мешающих испытывать чувство радости. Комплекс неполноценности заставляет человека ощущать себя ниже других, этот комплекс, например, может стать причиной отказа от любой конкурентной борьбы: экзамены, профессиональные конкурсы, бизнес и т. д. Он порожден неуверенностью в своих достоинствах или способностях. «Не буду даже пробовать, все равно проиграю!» - убеждают себя жертвы этого комплекса. Комплексы развиваются, как правило, у людей, которые по природе своей или по воспитанию склонны быть суровыми судьями. Они выносят себе суровый приговор (за малый рост, толстые ноги и т. д.), но также постоянно осуждают и других. С точки зрения психологии та или иная самооценка самым прямым образом связана с вашим отношением к окружающему миру. Тот, кто любит этот мир, любит и себя. А значит, если мы всегда критикуем других, то мы будем безжалостны и к себе. Никто практически не бывает доволен собой. Каждого что-то грызет, у каждого - свои комплексы. Все время сравниваем себя с кем-то, чтобы убедиться, что и мы чего-то стоим.
А как обстоит дело с вами? Для этого выполните тест.
Инструкция. Прочтите каждое утверждение, выберите тот вариант ответа, который наиболее справедлив для вас, выпишите номер утверждения и количество очков за выбранный вариант ответа (количество очков указано рядом с вариантом ответа).
Опросник
1. Люди меня не понимают:
а) часто (0);
б) редко (3);
в) такого не бывает (5).
2. Чувствую себя не в своей тарелке:
а) редко (5);
б) все зависит от ситуации (3);
в) очень часто (0).
3. Я оптимист.
а) да (5);
б) только в исключительных случаях (3);
в) нет (0).
4. Радоваться чему попало - это:
а) глупость (0);
б) помогает пережить трудные минуты (3);
в) то, чему стоит поучиться (5).
5. Я хотел бы иметь такие же способности, как другие.
а) да (0);
б) временами (3);
в) нет, я обладаю более высокими способностями (5).
6. У меня слишком много недостатков.
а) это правда (0);
б) это не мое мнение (3);
в) неправда (5).
7. Жизнь прекрасна!
а) это действительно так (5);
б) слишком общее утверждение (3);
в) вовсе нет (0).
8. Я чувствую себя ненужным:
а) часто (0);
б) временами (3);
в) редко (5).
9. Мои поступки окружающим непонятны:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) редко (5).
10. Мне говорят, что я не оправдываю надежд:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) очень редко (5).
11. У меня масса достоинств.
а) да (5);
б) все зависит от ситуации (3);
в) нет (0).
12. Я пессимист.
а) да (0);
б) в исключительных случаях (3);
в) нет (5).
13. Как всякий думающий человек, я анализирую свое поведение:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) редко (5).
14. Жизнь - грустная штука.
а) вообще да (0);
б) утверждение слишком общее (3);
в) это не так (5).
15. «Смех - это здоровье».
а) банальное утверждение (0);
б) об этом стоит помнить в трудных ситуациях (3);
в) вовсе нет (5).
16. Люди меня недооценивают.
а) увы, это так (0);
б) не придаю этому большого значения (3);
в) вовсе нет (5).
17. Я сужу о других слишком сурово:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) редко (5).
18. После полосы неудач всегда приходит успех.
а) верю в это, хотя и знаю, что это вера в чудеса (5);
б) может и так, но научного подтверждения этому нет (3);
в) не верю в это, потому что это вера в чудеса (0).
19. Я веду себя агрессивно:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) редко (5).
20. Я бываю одинок:
а) очень редко (5);
б) иногда (3);
в) слишком часто (0).
21. Люди недоброжелательны.
а) большинство (0);
б) некоторые (3);
в) вовсе нет (5).
22. Не верю, что можно достичь того, чего очень хочешь.
а) потому что не знаю того, кому это удалось (0);
б) иногда это удается (3);
в) это не так, я верю! (5).
23. Требования, которые передо мной поставила жизнь, превышали мои возможности:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) редко (5).
24. Наверно, каждый человек недоволен своей внешностью.
а) я думаю, да (0);
б) наверное, иногда (3);
в) я так не думаю (5).
25. Когда я что-то делаю или говорю, бывает, что меня не понимают:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) очень редко (5).
26. Я люблю людей.
а) да (5);
б) утверждение слишком общее (3);
в) нет (0).
27. Случается, я сомневаюсь в своих способностях:
а) часто (0);
б) иногда (3);
в) редко (5).
28. Я доволен собой:
а) часто (5);
б) иногда (3);
в) редко (0).
29. Считаю, что следует к себе быть более критичным, чем к другим людям.
а) да (0);
б) не знаю (3);
в) нет (5).
30. Верю, что мне хватит сил реализовать свои жизненные планы:
а) да (5);
б) по-разному это бывает (3);
в) нет (0).
Обработка результатов.
Внимание! Если вы не набрали одинаковое количество очков (например, 0 и 0, 3 и 3, 5 и 5) в следующих парах: 3 и 18, 9 и 25, 10 и 23, 12 и 22 - общий результат теста можно считать случайным, недостоверным.
Интерпретация.
0-40 очков. К сожалению, вы закомплексованы. О себе думаете негативными категориями, зациклились на своих слабостях, недостатках, ошибках. Постоянно боретесь с собой, и это только усугубляет и ваши комплексы, и саму ситуацию, еще более осложняет ваши отношения с людьми. Попробуйте думать о себе иначе: сконцентрируйтесь на том, что есть в вас сильного, теплого, хорошего и радостного. Увидите, что очень скоро изменится ваше отношение к себе и к окружающему миру. И вы вдруг заметите, что и люди станут относиться к вам лучше, и почувствуете, что и вы сами, и люди вокруг вас станут лучше, добрее. И улыбнитесь - им и себе.
41-80 очков. У вас есть все возможности самому прекрасно справиться со своими комплексами. В общем-то они не очень мешают вам жить. Временами вы боитесь анализировать себя, свои поступки. Запомните: прятать голову в песок - дело совершенно бесперспективное, до добра оно не доведет и может только на время разрядить обстановку. От себя не убежишь, смелее! У вас хватит сил справиться с любыми проблемами.
81-130 очков. Вы не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляетесь со своими проблемами. Объективно оцениваете свое поведение и поступки людей. Свою судьбу держите в своих руках. В компаниях чувствуете себя легко и свободно, и люди чувствуют себя так же легко в вашем обществе. Совет: так держать!
131-150 очков - вы думаете, что у вас вообще нет комплексов. Не обманывайте себя, такого просто не бывает. Каким образом комплекс неполноценности может воздействовать на вашу жизнь? Прежде всего, вы теряете возможности, которые встают перед вами. Вы считаете, что кто-то другой более достоин этих возможностей, чем вы. Самообман и завышенная самооценка небезопасны. Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Комплексы ведь для того, чтобы с ними справляться или... чтобы их полюбить. Вас хватит и на то, и на другое. В противном случае ваш комплекс самовлюбленности перерастет в зазнайство, высокомерие, вызовет неприязнь к вам окружающих людей, существенно испортит вашу жизнь. Найдите среди друзей того, кто больше всех критикует вас, и смиренно выслушайте все, что он вам выдаст. Ваш комплекс неполноценности должен помогать вам двигаться по карьерной лестнице и самосовершенствоваться.
Нерешительность людей порой приводит к весьма серьезным проблемам. Итак, решительны ли вы? Из предложенных в тесте вариантов ответов - А, Б, В, Г, Д, Е - выберите один.
Опросник
1. Что, по-вашему, движет человеком в жизни прежде всего?
А - любопытство;
Б - желания;
В - необходимость.
2. Как вы думаете, почему люди переходят с одной работы на другую?
Г - их увольняют;
Д - из-за большей зарплаты;
Е - другая работа им больше по душе.
3. Когда у вас происходят неприятности:
А - вы откладываете их решение до последнего;
Б - у вас есть потребность проанализировать, насколько виноваты вы сами;
В - вы не хотите даже и думать о том, что случилось.
4. Вы не успели вовремя сделать какую-то работу и:
Е - заявляете о своей неудаче еще до того, как это станет известно;
Г - с боязнью ждете, когда вас спросят о результатах;
Д - основательно подготавливаетесь к объяснению.
5. Когда вы достигаете какой-то поставленной цели, то встречаете известие об этом:
В - с чувством облегчения;
Б - с бурными положительными эмоциями;
А - по-разному, в зависимости от цели, но не так бурно.
6. Что бы вы рекомендовали очень стеснительному человеку?
Г - избегать ситуаций, требующих риска;
Е - избавиться от этого, обратившись к помощи психолога;
Д - познакомиться с людьми другого склада, не страдающими застенчивостью.
7. Как вы поступите в конфликтной ситуации?
Б - поговорю с тем, с кем вступил в конфликт;
А - напишу письмо;
В - попробую разрешить конфликт через посредника.
8. Какого рода страх возникает у вас, когда вы ошибаетесь?
Д - страх того, что ошибка может изменить тот порядок, к которому вы привыкли;
Г - боязнь наказания;
Е - боязнь потерять престиж.
9. Когда вы с кем-то разговариваете, то:
А - время от времени отводите взгляд;
Б - смотрите прямо в глаза собеседнику;
Г- отводите взгляд даже тогда, когда к вам обращаются.
10. Когда вы ведете важный разговор, то:
Е - тон разговора обычно остается спокойным;
Д - вы то и дело вставляете ничего не значащие слова;
Г - вы повторяетесь, волнуетесь, ваш голос начинает вас подводить.
Обработка и интерпретация результатов.
Если почти все ваши ответы состоят из вариантов А и Д, то вы не особенно решительный человек, но вас нельзя назвать и нерешительным. Вы действуете не всегда достаточно активно и быстро, но только потому, что считаете - дело того не стоит. Вам нравятся отважные люди. Но часто вы оправдываете и нерешительных, считая, что их действия - результат не страха, а осмотрительности. Когда вы читаете книги, смотрите фильмы о смелых, отчаянных людях, то часто хотели бы быть на их месте.
Если вы выбрали главным образом варианты Б и Е, то вы, безусловно, решительный человек. Вы слишком часто пренебрегаете вещами, которые считаете мелкими, незначительными. Но несмотря на это, вас ценят как самостоятельную и интересную личность. Если у вас есть еще и чувство ответственности, то вам часто поручают сложные задачи, но в этом случае в вашей группе должны быть люди другого типа, которые уравновешивали бы вашу слишком большую активность. Не нужно ли вам все же лучше продумывать решения, которые вы принимаете?
Если все ваши ответы относятся к В и Г, то вы боитесь не только принимать решения, но даже обдумывать их, страшась приближающихся событий. Ваше психологическое состояние нельзя назвать стабильным, благополучным. Часто вы скорее ожидаете критики ваших действий, чем похвалы. Есть ли у вас другие варианты ответов? Если нет, то у вас есть проблемы не только с самим собой, но и с окружающими.
В саморазвитии большое значение имеет способность человека переписывать жизненные сценарии и изменять негативные проявления характера, которые были сформированы под влиянием семьи и других социальных факторов. Но часто самоизменениям препятствует проявление так называемой ригидности. Она представляет собой затрудненность в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Или, иначе говоря, ригидность - тенденция к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения.
Инструкция. Оцените утверждения, выбрав один из вариантов ответов: да или нет.
Опросник
1. Полезно читать книги, в которых содержатся мысли, противоположные моим собственным.
2. Меня раздражает, когда отвлекают от важной работы (например, просят совета).
3. Праздники нужно отмечать с родственниками.
4. Я могу быть в дружеских отношениях с людьми, чьи поступки не одобряю.
5. В игре я предпочитаю выигрывать.
6. Когда я опаздываю куда-нибудь, я не в состоянии думать ни о чем другом, кроме как скорее доехать.
7. Мне труднее сосредоточиться, чем другим.
8. Я много времени уделяю тому, чтобы все вещи лежали на своих местах.
9. Я очень напряженно работаю.
10. Неприличные шутки нередко вызывают у меня смех.
11. Уверен, что за моей спиной про меня говорят.
12. Меня легко переспорить.
13. Я предпочитаю ходить известными маршрутами.
14. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
15. Временами мои мысли проносятся быстрее, чем я успеваю их высказать.
16. Бывает, что чья-то нелепая оплошность вызывает у меня смех.
17. Бывает, что мне в голову приходят плохие слова, часто даже ругательства, я не могу от них никак избавиться.
18. Я уверен, что в мое отсутствии обо мне говорят.
19. Я спокойно выхожу из дома, не беспокоясь о том, заперта ли дверь, выключен ли свет, газ и т. п.
20. Самое трудное для меня в любом деле - это начало.
21. Я практически всегда сдерживаю свои обещания.
22. Нельзя строго осуждать человека, нарушающего формальные правила.
23. Мне часто приходилось выполнять распоряжения людей, гораздо меньше знающих, чем я.
24. Я не всегда говорю правду.
25. Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
26. Кое-кто настроен против меня.
27. Я люблю доводить начатое до конца.
28. Я всегда стараюсь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
29. Когда я иду или еду по улице, я часто подмечаю изменения в окружающей обстановке - подстриженные кусты, новые рекламные щиты и т. д.
30. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
31. Иногда знакомые подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью.
32. Если я не прав, я не сержусь.
33. Обычно меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидал.
34. Мне трудно отвлечься от начатой работы даже ненадолго.
35. Когда я вижу, что меня не понимают, я легко отказываюсь от намерения доказать что-либо.
36. В трудные моменты я умею позаботиться о других.
37. У меня тяга к перемене мест, я счастлив, когда брожу где-нибудь или путешествую.
38. Мне нелегко переключиться на новое дело, но потом, разобравшись, я справляюсь с ним лучше других.
39. Мне нравится деятельно изучать то, чем я занимаюсь.
40. Мать или отец заставляли подчиняться меня даже тогда, когда я считал это неразумным.
41. Я умею быть спокойным и даже немного равнодушным при виде чужого несчастья.
42. Я легко переключаюсь с одного дела на другое.
43. Из всех мнений по спорному вопросу только одно является действительно верным.
44. Я люблю доводить свои умения и навыки до автоматизма.
45. Меня легко увлечь новыми затеями.
46. Я пытаюсь добиться своего наперекор обстоятельствам.
47. Во время монотонной работы я невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой ухудшает ее результат.
48. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
49. На улице, в транспорте я часто разглядываю окружающих людей.
50. Если бы люди не были настроены против меня, я бы достиг в жизни гораздо большего.
Обработка результатов.
Совпадение с ключом оценивается в 1 балл.
Ключ.
Ответы «нет»: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 18, 20, 23, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 38, 39, 40, 43, 44, 46, 48, 50;
Ответы «да»: 2, 3, 5, 7, 10, 12, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 24, 25, 28, 29, 32, 35, 36, 37, 41, 42, 45, 47, 49.
Интерпретация:
0- 13 баллов - свидетельствуют о мобильности и гибкости испытуемого, о его способности «впитывать» новый жизненный опыт и обучаться новому;
14-27 баллов - средний показатель;
28- 40 баллов - позволяют говорить о ригидности, которая является серьезным препятствием в изменении черт характера, поведения, в формировании новых привычек и установок.
При выборе профессии очень важно учитывать свои склонности. Склонность - это избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая заниматься ею, т. е. влечение к какому-либо занятию. Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения.
Инструкция. Для того чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов - а, б или в.
Вопросы
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
а) общаться с самыми разными людьми;
б) заниматься расчетами, вести документацию;
в) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т. д.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
а) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
б) сюжет, действия героев;
в) информация, которая может пригодиться в жизни.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:
а) в области науки;
б) за общественную деятельность;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать:
а) управляющим банком;
б) главным инженером на производстве;
в) начальником экспедиции.
5. Будущее людей определяют:
а) научные открытия;
б) развитие производства;
в) взаимопонимание между людьми.
6. Если я стану директором школы, прежде всего займусь:
а) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры);
б) созданием дружного, сплоченного коллектива;
в) разработкой новых технологий обучения.
7. На технической выставке меня больше привлечет:
а) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
б) внутреннее устройство экспонатов;
в) их практическое применение.
8. В людях я ценю прежде всего:
а) мужество, смелость, выносливость;
б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;
в) ответственность, честность, аккуратность.
9. В свободное от работы время мне хотелось бы:
а) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
б) ставить различные опыты, эксперименты;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует:
а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
б) общение с новыми людьми;
в) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.
11. Мне интереснее беседовать:
а) о машине нового типа;
б) о новой научной теории;
в) о человеческих взаимоотношениях.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание:
а) на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю:
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать:
а) с машинами, механизмами;
б) с объектами природы;
в) с детьми или сверстниками.
16. Школа в первую очередь должна:
а) давать знания и умения;
б) учить общению с другими людьми;
в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни - это:
а) вести здоровый образ жизни;
б) иметь возможность заниматься творчеством;
в) иметь удобные бытовые условия.
18. Для благополучия общества в первую очередь необходима:
а) защита интересов и прав граждан;
б) забота о материальном благополучии людей;
в) наука и технический прогресс.
19. Мне больше всего нравятся уроки:
а) физкультуры;
б) математики;
в) труда.
20. Мне интереснее было бы:
а) планировать производство продукции;
б) изготавливать изделия;
в) заниматься сбытом продукции.
21. Я предпочитаю читать статьи:
а) о выдающихся ученых и их открытиях;
б) о творчестве художников и музыкантов;
в) об интересных изобретениях.
22. В свободное время я люблю:
а) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
б) читать, думать, рассуждать;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:
а) о художественной выставке;
б) об экономической ситуации;
в) о научном открытии.
24. Я предпочту работать:
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Обработка результатов. При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается 1 балл.
Ключ.
1- я шкала - склонность к работе с людьми: 1а, 3б, 5в, 6б, 8б, 11в, 13а, 15в, 16б, 18а, 20в, 24а;
2- я шкала - склонность к умственной работе: 2в, 3а, 5а, 6в, 7б, 9б, 11б, 14а, 18а, 21а, 22б, 23в;
3- я шкала - склонность к практической деятельности: 4б, 5б, 7в, 11а, 12а, 15а, 16в, 18б, 19в, 20б, 21в, 22а;
4- я шкала - склонность к эстетическим видам деятельности: 1в, 2а, 3в, 7а, 9а, 10в, 12б, 14б, 17б, 21б, 22в, 23а;
5- я шкала - склонность к экстремальным видам деятельности: 2б, 4в, 8а, 9в, 10а, 12в, 13б, 14в, 15б, 17а, 19а, 24б;
6- я шкала - склонность к планово-экономическим видам деятельности: 1б, 4а, 6а, 8в, 10б, 13в, 16а, 17в, 19б, 20а, 23б, 24в.
Интерпретация.
10-12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность;
7- 9 баллов - склонность к определенному виду деятельности;
4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность;
0-3 балла - профессиональная склонность не выражена.
Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
1. Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочноинформационным), управлением. Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо понимать их особенности.
2. Склонность к умственной работе. Профессии, связанные с научной, исследовательской деятельностью. Кроме владения специальными знаниями, такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
3. Склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
4. Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия у них специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность и независимость.
5. Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.
6. Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист), делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист), схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительское и бытовое обслуживание людей и т. д. По результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей.
Инструкция. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе («+» или «-»).
Опросник
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего решения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших друзей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникнут какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступите от них?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включиться в новую для вас компанию?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы сделать сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли вы, что вам не составит особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов.
При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается 1 балл.
Коммуникативные способности - ответы «да» на вопросы 1, 5, 9,
13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 и ответы «нет» на вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23,
27, 31, 35, 39.
Организаторские способности - ответы «да» на вопросы 2, 6, 10,
14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 и ответы «нет» на вопросы 4, 8, 12, 16, 20, 24,
28, 32, 36, 40.
Теперь вычислите оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле
К = 0,05С,
где К - величина оценочного коэффициента;
С - количество совпадающих с ключом ответов.
Оценочные коэффициенты могут варьироваться от 0 до 1. Показатели, близкие к единице, говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностей, близкие к нулю - о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.
Коммуникативные умения
Показатель |
Оценка |
Уровень |
0,10-0,45 |
1 |
I - низкий |
0,46-0,55 |
2 |
II - ниже среднего |
0,56-0,65 |
3 |
III - средний |
0,66-0,75 |
4 |
IV - высокий |
0,76-1,00 |
5 |
V - очень высокий |
Организаторские умения
Показатель |
Оценка |
Уровень |
0,20-0,55 |
1 |
I - низкий |
0,56-0,65 |
2 |
II - ниже среднего |
0,66-0,70 |
3 |
III - средний |
0,71-0,80 |
4 |
IV - высокий |
0,81-1,00 |
5 |
V - очень высокий |
Анализ полученных результатов.
Испытуемые, получившие оценку «1», характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемым, получившим оценку «2», коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новых компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявление инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, получивших оценку «3», характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
Испытуемые, получившие оценку «4», относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.
Источник Курыло, О. В. Психология : практикум / О. В. Курыло. - Горки : БГСХА, 2021. - 328 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |