На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Социально-психологическая характеристика групп и коллективов
Социально-психологическая характеристика групп и коллективов
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие социальной группы. Классификация групп и их социально-психологическая характеристика.
2. Социально-психологическая характеристика малой группы.
3. Динамика развития малой группы. Межличностные отношения в группах и коллективах.


1. Понятие социальной группы. Классификация групп и их социально-психологическая характеристика


Социальная группа - это относительно устойчивая совокупность людей, исторически связанная общностью ценностей, целей, средств и условий социальной жизнедеятельности. Выделяют следующие отличительные признаки социальной группы:
- включенность данного объединения людей в более широкий социальный контекст;
- наличие общего личностно значимого основания для нахождения в рамках данного образования;
- достаточная длительность существования, позволяющая создавать предметы и феномены групповой культуры;
- осознание участниками своей принадлежности к сообществу и возникновение на этой основе чувства «мы» и другие.
К понятию группы тесно примыкает и понятие общности. Иногда их рассматривают даже как синонимы, а иногда как разные социальные объединения. Например, Б. Д. Парыгин рассматривает понятие «общность» как более широкое, включающее в себя и понятие группы. С его точки зрения, понятие общность в широком смысле охватывает любую совокупность индивидов, способных к общению друг с другом. В узком смысле это понятие сближается с понятием группы. Важное отличие этих двух понятий в том, что общность может быть определена не только качественно по некоторым своим признакам (как и группа), но и количественно; причем в различных ситуациях можно варьировать степень общности. В понятии социальной группы фиксируется аспект самого функционирования некоторого сообщества людей, объединенных общими целями, т. е. группа - это субъект целенаправленной активности. В понятии же общности акцент переносится на результат этого функционирования - возникновение определенного социального переживания, которое становится индивидуальным достоянием каждого члена сообщества.
В работах В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева понятия «группа» и «общность» противопоставляются. Авторы различают два важнейших типа социальных объединений: социальную структуру и неструктурированную общность. Группа - это форма существования объединения людей по типу социальной структуры, ее важнейшим признаком является наличие совместной деятельности и общения. Неструктурированное объединение, к которому относится общность, является иным типом человеческих объединений. По своей сути общность - это отношения между людьми, построенные на принципах диалога. Ядром общности являются общие ценности и смыслы, духовное единство людей, а не общая деятельность.
Таким образом, в качестве важнейшего фактора функционирования и развития социальной группы рассматривается совместная деятельность членов группы, которая характеризуется пространственным и временным присутствием участников, создающим возможности общения: обмена действиями, информацией, отношениями; наличием единой цели - предвосхищаемого результата, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из участников группового процесса; разделением функций и ролей между участниками совместной деятельности, которое обусловлено характером самой деятельности и необходимостью целенаправленного управления ее активностью.
Наиболее полной является классификация социальных групп, предложенная Г. М. Андреевой. В этой классификации все социальные группы, прежде всего, разделены на условные (совокупность людей, объединенных на основании какого-либо общего для них признака: пола, национальности, возраста, уровня образования и т. д.) и реальные (ограниченные в размерах общности людей, существующие в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями). Среди этих реальных групп существуют такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях, - реальные лабораторные группы - созданные в соответствии с замыслом исследователя для экспериментальной проверки научных гипотез. В отличие от них существуют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на большие и малые. Большие и малые социальные группы не только различаются по количеству, но это принципиально разные виды групп.
К большим группам относят значительные и изменяющиеся по числу участников человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга, но их объединяют проживание на одной территории; принадлежность к единому слою (экономическое положение); нахождение в конкретном месте в определенный час (зрители, болельщики и т. д.). Большие группы подразделяются на два типа:
- этносы, классы, профессиональные группы, которые характеризует длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории (организованная общность);
- публика, толпа, аудитория - общности, возникающие случайно и существующие кратковременно, однако это общности, в которых люди включены в общее эмоциональное пространство (неорганизованная общность).
Принципиальное различие между этими типами больших групп заключается в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы. Организованные большие группы управляются специфическими социальными механизмами, к которым можно отнести традиции, обычаи, нравы, образ жизни и т. д. Неорганизованные же большие группы управляются социально-психологическими механизмами эмоциональной природы: подражанием, внушением, заражением. Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая, однако, не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников.
Именно под влиянием больших групп формируются нормы, ценности и направленность различных малых групп, т. е. большие группы опосредствованно, через малые группы, оказывают решающее влияние на формирование микросоциума и самой личности.
В больших организованных группах - нациях (этносах), социальных классах, религиозных конфессиях, политических и общественных институтах (организациях) - возникают и функционируют сложные социально-психологические феномены, которые получили названия «психология нации», «классовая психология», «религиозная психология», «психология политики». В больших неорганизованных (или слабо организованных) группах, под которыми принято понимать толпу и другие разновидности скопления людей возникают социально-психологические явления, которые называют массовидными, а поведение людей в таких группах является стихийным. К таким феноменам относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникационных процессов (психологию воздействия), психологию рекламы и др.
В малых группах функционируют и проявляются в основном такие социально-психологические явления: межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции.


Выдвигается несколько принципов классификации малых групп по различающимся между собой основаниям:
1. Первичные и вторичные группы. Впервые деление малых групп по признаку непосредственности контактов на первичные и вторичные ввел американский социолог Ч. Кули. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям. Вторичная образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей. Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены нередко мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп.
2. Формальные и неформальные группы. Это деление впервые предложено американским исследователем Э. Мэйо после проведения им знаменитых Хоторнских экспериментов. Формальные группы - это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальные группы - это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений, симпатий и антипатий ее членов.
3. Открытые и закрытые группы. В основание данной классификации положена степень открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества.
4. Группы членства и референтные группы. Это деление групп по степени значимости группы для индивида было введено Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». Референтные (эталонные) группы - это наиболее значимые группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) - это группы, в которые человек реально включен, но не ориентирован на нормы, в них принятые.
5. По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы). Слаборазвитые группы находятся на начальном этапе своего существования, а высокоразвитые группы - это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т. д. Диффузные группы - это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями. В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов (например, группа приятелей).
Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы. Группы также рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного - просоциальные, негативного - асоциальные. Коллектив является высокоразвитой хорошо организованной просоциальной группой, члены которой объединены общей деятельностью, интересами и убеждениями, системой ценностей. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией, которая характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным.


2. Социально-психологическая характеристика малой группы


Малая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
Качествами малой социальной группы можно считать следующие:
1) направленность группы (социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм);
2) организованность группы (как способность ее к самоуправлению) и ее интегративность (как мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности);
3) микроклимат (психологический климат), группы, который определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней. Каждый стремится быть среди других людей, быть членом группы, иметь желание испытывать и получать в ответ дружеские чувства;
4) референтность (как степень принятия членами группы групповых эталонов) и лидерство (как степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных ею задач);
5) интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка);
6) эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера, удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах);
7) волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств, стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных ситуациях, ее устремленность и настойчивость в конкурентных условиях).
Нижней границей размеров малой группы большинство специалистов считает три человека, поскольку в группе из двух человек - диаде - групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы обычно не превышает 20-30 человек.
Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах быстрее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами.


Параметры малой группы


Композиция группы, или ее состав, - это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы и т. д.
Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют социометрическую структуру, ролевую и коммуникативную.
Социометрическая структура малой группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического исследования.
Основные характеристики социометрической структуры:
- характеристики социометрического статуса членов группы, т. е. положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений;
- характеристики взаимных эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;
- наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними.
Графическое изображение структуры межличностных выборов и отвержений в группе называется групповой социограммой (рис. 1).
Ролевая структура малой группы - это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т. е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. Роль может быть как добровольной, так и навязанной человеку группой.
Коммуникативная структура малой группы - это совокупность связей между ее членами, характеризующихся процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе.
Основные характеристики коммуникативной структуры:
- положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации);
- частота и устойчивость коммуникативных связей в группе;
- тип коммуникативных связей между членами группы (рис. 2).

групповая социограмма


Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что в них один из членов группы находится в центре информационных потоков, через него осуществляется общение остальных участников данной группы. Варианты централизованной сети:
- фронтальная структура специфична тем, что ее участники, не вступая в контакт друг с другом, все же находятся рядом, что позволяет учитывать реакции и поведение других участников взимодействия;
- радиальный вариант отличается тем, что вся информация передается членам группы только через одну центральную персону. Это затрудняет получение обратной связи от партнеров, но зато обеспечивает возможность самостоятельного выполнения функций;
- в иерархической структуре есть два и более уровней соподчинения членов группы, причем часть из них может взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, а часть - нет.
Децентрализованные коммуникативные сети характеризуются коммуникативным «равенством» участников. Каждый из участников этой сети обладает одинаковыми для всех возможностями принимать, передавать, интерпретировать информацию, непосредственно общаясь с участниками совместной деятельности. Варианты децентрализованной сети:
- цепной вариант предполагает, что общение и взаимодействие между членами группы осуществляется по цепочке (например, в конвейерных производствах);
- круговая система предполагает, что информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняясь и уточняясь;
- в полной, или неограниченной сети коммуникации нет никаких препятствий для свободного межличностного общения участников, и каждый член группы может свободно взаимодействовать с любым другим.
Применение централизованных коммуникативных сетей целесообразно для решения конкретных задач, возложенных на группу, а также в тех случаях, когда необходимо стимулировать развитие лидерства и сплочение группы. Однако в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач, а также их широкое применение может снижать удовлетворенность групповым членством.
Использование децентрализованных сетей уместно при решении нестандартных, не лимитированных временем сложных задач, а также в тех случаях, когда организовывающаяся деятельность должна служить развитию межличностных отношений, повышению удовлетворенности членов группы своим членством в ней.
Коммуникативная структура малой группы дополняется структурой социальной власти. Она предполагает взаиморасположение членов группы в зависимости от их способности оказывать свое влияние в группе. Наиболее изучены две формы влияния - лидерство и руководство. Лидерство в группе - это процесс межличностного влияния. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Структура взаимоотношений формируется и определяется сформировавшимися целями группы, ценностями и нормами. Лидер олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, его установки и ориентации становятся референтными, т. е. принимаются как желаемые. На практике лидер часто определяется через систему социометрических выборов как наиболее эмоционально предпочитаемый член группы. В социальной психологии известно, что социометрическая «звезда» не всегда является лидером, хотя лидер в некоторых группах может быть одновременно и «звездой», и коммуникативным центром группы. В основе лидерской позиции и высокого социометрического статуса лежат различные механизмы. Так, «звезда» может быть охарактеризована как человек, к которому тянутся в общении, чувствуют себя комфортно рядом с ним.
Виды лидерства определяются в соответствии с видами групповых деятельностей. Различают групповые виды деятельности инструментального и экспрессивного типов. Инструментальная деятельность направлена на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана. Экспрессивные формы деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение. Инструментальное лидерство призвано обеспечить управление группой в процессе решения ее целевых задач. Экспрессивное лидерство - обеспечение позитивного климата группы, ее стабильности. В любой реальной группе могут существовать несколько лидеров, занимающих в ней свои ниши и не вступающих друг с другом в серьезные противоречия. Внутри каждого вида лидерства может происходить еще более глубокая дифференциация. Так, внутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика и т. д.
Групповой процесс - это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности.
Групповые процессы проходят под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личность членов группы. Групповые процессы бывают двух типов: процессы развития и процессы функционирования. Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит, то осуществляется качественный скачок, то есть процесс функционирования переходит в процесс развития.
Стержень групповых процессов образует процесс решения групповой задачи в ходе совместной деятельности. Он интегрирует и подчиняет себе другие процессы, происходящие в группе.
Каждому из групповых процессов соответствует некоторое групповое состояние, возникающее под действием групповых процессов и до определенной степени фиксирующее момент завершенности того или иного процесса. Состояния также различаются по длительности и интенсивности.
Групповое состояние - это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия.
Соотношение основных групповых процессов и состояний представлено в таблице ниже.
Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Группа может поощрять своих членов, исполняющих требования, таким образом повышая уровень их эмоционального принятия, статус и т. п. В отношении членов группы, чье поведение не соответствует нормам, могут использоваться такие психологические методы воздействия как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.
Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Групповые ценности складываются на основе выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Выделяют следующие групповые эффекты.
Эффект социальной фасилитации заключается в том, что факт присутствия других людей во время выполнения человеком деятельности способствует улучшению результата данной деятельности (при выполнении знакомой или простой работы). Этот эффект был открыт Н. Триплетом в 1897 году.
Эффект социальной ингибиции - это тенденция выполнять деятельность хуже в присутствии других людей (при выполнении незнакомой или сложной работы). При этом ухудшаются чувствительность, концентрация внимания, генерирование идей. Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами таких реакций являются: количество окружающих людей (воздействие других возрастает с увеличением их количества); взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы; значимость окружающих людей для человека; степень пространственной близости между людьми (социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди).
Эффект принадлежности к группе заключается в том, что человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку. Этот эффект включает в себя три компонента:
1) когнитивный заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков;
2) эмоциональный заключается в переживаний своей принадлежности к группе в форме различных чувств;
3) поведенческий проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.
Эффект социальной лености - это тенденция прилагать меньше усилий в том случае, когда люди объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Проявляется в случае, когда размыта ответственность и не измеряется личный вклад участников групповой деятельности. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень. Не проявляется, когда ставится сложная и захватывающая задача; когда каждого человека мотивируют тем, что его вклад в групповой деятельности бесценен; в условиях межгруппового соревнования; когда группа сталкивается со стимулирующим препятствием; когда группа характеризуется высокой сплоченностью и дружескими отношениями. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.
Эффект конформизма проявляется в ситуации группового давления (реального или воображаемого), в результате которого изменяется установка личности или ее поведение. Можно условно выделить конформистов (людей, искренне принимающих мнение группы) и нонконформистов (противостоящих группе). Конформистское поведение может проявляться как: одобрение (внутренний конформизм, когда человек искренне принимает мнение группы); уступчивость (внешний конформизм, когда человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении); негативизм (конформизм наизнанку, когда человек всегда не согласен с требованием группы).
Степень конформизма зависит от специфики групповой задачи: степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна. Чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над человеком. Наибольшая степень конформизма наблюдается в группе от 3 до 5 человек, увеличение же размеров группы приводит к его снижению. Отмечаются также половозрастные отличия: дети более внушаемы (после 15 лет внушаемость снижается), женщины более внушаемы, чем мужчины.
Эффект синергии - это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов. Наиболее ярко эффект синергии проявляется при проведении брейнсторминга - «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления.
Эффект «группомыслия» был открыт американским психологом И. Джанисом, который выявил особенность мышления, приобретаемую людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. В случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.
Эффект моды (подражания) - один из основных механизмов групповой интеграции, при котором в процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе, способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповых задач. Он близок к эффекту конформизма, но в данной ситуации люди подчиняются групповым требованиям на добровольной основе.
Эффект группового фаворитизма - это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу - факторами внешнего порядка. Эффект сильнее проявляется, когда группы конкурируют друг с другом;
Эффект группового эгоизма - это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Этот эффект проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Личность в этом случае приносится в жертву, полностью подчиняется групповым требованиям и стандартам поведения.
Эффект маятника - это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Интенсивность их проявления и временная протяженность определяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместной деятельности; временем суток и днем недели (в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость); особенностями психологической структуры группы, лидерских процессов; уровнем трудовой дисциплины в группе (чем она выше, тем лучше настроение и эмоциональное состояние членов группы); сложившейся системой взаимоотношений в группе, уровнем конфликтности или сплоченности (чем выше уровень конфликтности, тем хуже настроение).
Эффект волны объясняет распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им. Если новая идея отвечает потребностям и интересам людей, то она понимается и развивается людьми, служит стимулом их активности, если наоборот, то волновой эффект затухает.
Эффект пульсара - это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Действие эффекта заключается в резком повышении активности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, - в спаде активности (людям требуется отдых). Потом групповая активность возвращается на оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойной работы.
Эффект бумеранга - это эффект, при котором люди, воспринимающие информацию, не признают ее содержание или вывод истинными и продолжают придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывают новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались внушить через средства массовой коммуникации. Эффект может проявляться в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.
Эффект «мы и они» - это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»). Включает в себя два более частных эффекта:
1) эффект сопричастности (член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя);
2) эффект эмоциональной поддержки (член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы).


3. Динамика развития малой группы.


Межличностные отношения в группах и коллективах
Развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий. На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, у них формируются начальные представления о членах группы, осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества.
На второй стадии происходит первичное взаимное сближение членов группы, в процессе более интенсивных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации, появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные симпатии и антипатии. На этой стадии группа характеризуется лишь формальной (внешней) целостность, поэтому может возникать напряженность, дискомфорт, конфликты.
На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая сплоченность, формируется групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей, происходит осознание своих обязанностей и необходимости совместной деятельности.
На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми групповые цели и интересы. При этом может быть расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему. Социальнопсихологический климат и взаимоотношения в группе на этой стадии способствуют совместной деятельности, наблюдается единство воли, установок и интересов всех ее членов.
На высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокая нравственность, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами.
В концепции Л. И. Уманского поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива:
- номинальная группа - характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач;
- группа-ассоциация - отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений;
- группа-кооперация - характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений;
- группа-автономия - обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений;
- группы-корпорации - образуются при изоляции и концентрации активности ее членов на узкогрупповых целях;
- коллектив - отличается интеграцией с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели.
Динамика развития группы представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы характеризуются следующими формами проявления дезинтеграции: внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью.
Взаимоотношения в малой группе - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями. Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Система межличностных отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия или антипатия; безразличие или неприязнь; дружба или вражда и другие психологические зависимости между людьми в малой группе) складывается часто стихийно. Она в большинстве случаев организационно не оформлена, особенно в начальный период существования группы, но на основе межличностных отношений формируются взаимные требования и нормы совместной деятельности; межличностные оценки, сопереживание и сочувствие; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение. Характер развития межличностных отношений в малой группе может быть многосторонним и противоречивым, но они определяют развитие малой группы.
На основе и в ходе межличностных отношений формируются групповые устремления - цели, задачи, потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы, склонности, убеждения, лежащие в основе совместной деятельности членов малой группы.
Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и конкретного поведения. Оценочный компонент межличностных отношений предполагает определение человеком того, что ему нравится или не нравится во взаимодействии с другими людьми. Эмоциональные переживания порождают определенный настрой партнеров, а их поведение отражает или определяет дальнейшие перспективы продолжения или прекращения сотрудничества.
Межличностные отношения выражаются в совместимости людей - оптимальном сочетании качеств членов группы, способствующих их успешной совместной деятельности. Различают несколько видов совместимости. В основе психофизиологической совместимости лежат особенности анализаторных систем и темперамента. Психологическая совместимость предполагает взаимное соответствие характеров, способностей, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций участников. Социальноидеологическая совместимость основана на общности идеологических взглядов, ценностей, на сходстве социальных установок.
Межличностные отношения в группе и совместимость ее членов порождают еще одно важнейшее социально-психологическое явление, которое принято называть «социально-психологическим климатом». Как уже было отмечено, важным показателем уровня развития группы выступает ее социально-психологический климат - качественная характеристика межличностных отношений в группе, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе. Социально-психологический климат определяют как преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. Формируясь на основе эмоциональных и трудовых отношений в группе, индивидуальных ценностных ориентации, социальнопсихологический климат, в свою очередь, и сам определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к своей деятельности, ко всем другим формам жизнедеятельности (к быту, досугу и др.).
В структуре социально-психологического климата Б. Д. Парыгин выделяет два основных параметра: отношение людей к деятельности и их отношение друг к другу. Все многообразие этих отношений рассматривается через призму эмоционального и предметного настроя. Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным - отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами деятельности. Климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата Б. Д. Парыгин считает:
- доверие, высокая требовательность членов группы друг к другу;
- доброжелательная и деловая критика;
- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;
- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
- достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел;
- удовлетворенность принадлежностью к группе;
- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из членов группы;
- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;
- высокая сплоченность членов группы.
При диагностике социально-психологического климата коллектива анализируются показатели: групповая сплоченность, удовлетворенность, соответствие требованиям социального развития, потенциал социально-психологического климата.
Показателями групповой сплоченности являются индекс групповой сплоченности, частота и прочность коммуникативных связей, согласие и ценностно-ориентационное единство. Индекс групповой сплоченности определяется в социометрическом исследовании и высчитывается как отношение общего числа взаимных положительных выборов к числу возможных выборов. Частота и прочность коммуникативных связей положена в основу исследования сплоченности Л. Фестингером. Он определял сплоченность как сумму всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней. Силы эти интерпретировались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в ней. Согласие как критерий сплоченности предложено Т. Ньюком, который указывает на необходимость возникновения сходных ориентации членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям, регулируемое эмоциональными реакциями отдельных индивидов и всей группы в целом. Ценностноориентационное единство фиксирует степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Показателем ценностно-ориентационного единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. Высокая степень ценностно-ориентационного единства стимулирует внутригрупповое общение и повышает эффективности совместной деятельности.
Удовлетворенность - ограниченный критерий в определении состояния социально-психологического климата. Установлено, что чувство удовлетворенности человека своим статусом или отношениями с окружающими людьми в коллективе может вовсе не соответствовать его реальному положению в группе. Так, в исследованиях, проведенных в школе, было обнаружено, что иногда в классах, где плохо поставлена воспитательная работа, ученики, явно нарушающие дисциплину и имеющие низкую успеваемость, могут иметь высокий коэффициент удовлетворенности своим статусом в коллективе.
В качестве критерия в диагностике социально-психологического климата Б. Д. Парыгин предложил соответствие его требованиям социального развития, акцентируя внимание на потребностях и ориентации личности в коллективе. Наибольшее соответствие социально-психологического климата требованиям социального развития обеспечивает максимальную включенность человека в деятельность, что, в свою очередь, оказывается условием социальной и экономической эффективности самой деятельности.
Потенциал социально-психологического климата, по мнению Б. Д. Парыгина, характеризует направленность возможных изменений и тенденций, которые отражают возможности и притязания членов коллектива (потенциал выбора, обновления, признания, самовыражения, психической напряженности и определенности).


Вопросы для самопроверки


1. Раскройте понятие «социальная группа». Каковы основные признаки социальных групп?
2. Охарактеризуйте большие социальные группы.
3. Объясните значение социально-психологического исследования стихийных групп для практического применения в социальной психологии. В чем состоят сходство и различия толпы, массы и публики?
4. Выделите основные психологические признаки толпы.
5. Каковы характерные особенности малой группы?
6. Охарактеризуйте компоненты психологической структуры малой группы.
7. Каким образом классифицируются малые группы в социальной психологии? В чем состоят особенности коллектива?
8. Объясните, в чем состоит суть групповой динамики? Выделите и охарактеризуйте основные этапы образования малой группы.
9. Что понимается под термином «групповая сплоченность»? Назовите отличия групповой сплоченности от совместимости и срабатываемости малой группы.


Практические задания


1. Заполните таблицу «Классификация социальных групп». Классификация социальных групп

Основания для классификации

Виды групп

Характеристика групп

 

 

 


2. Пронаблюдайте и сравните поведение толпы различных типов (конвенциональная толпа, экспрессивная, спасающаяся (паническая), стяжательская, агрессивная, мятежная (повстанческая) толпа). Для этого выберите две ситуации, когда собирается толпа (просмотрите видео, в которых показываются толпы). Какие модели поведения наиболее характерны для наблюдаемой вами толпы? Как бы вы охарактеризовали настроение или «групповое чувство», каждой из наблюдаемых вами групп? Как можно применить результаты анализа к другим ситуациям с участием толпы? Напишите отчет.


3. Ознакомьтесь с характеристиками малой группы и определите, какие из них сформулированы неверно.
- Малая группа всегда реальна.
- Для малой группы характерно наличие непосредственных личных контактов между членами группы.
- Малыми группами можно назвать группы, где люди могут не находиться в прямом взаимодействии и не общаться между собой.
- Любая малая группа характеризуется наличием группового мнения, норм и убеждений, своей системой санкций;
- В малой группе необязательно наличие эмоциональных отношений между ее членами.
- Эмоциональные отношения не влияют на структуру малой группы.
- Малая группа характеризуется наличием организующего начала, т. е. наличим лидера и руководителя в малой группе;
- Увеличение количества людей в малой группе не снижает возможность постоянных контактов.


4. Согласны ли вы с приведенным ниже утверждением?
Одна и та же группа может быть одновременно отнесена к референтной, профессиональной, большой, естественной, социальной, неформальной, условной.
Обоснуйте свою точку зрения.


5. Объясните результаты приведенного ниже исследования.
Однажды Н. Триплетт отметил, что гонщики показывают лучшее
время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и провел первый лабораторный эксперимент по скорости сматывания лески. В ходе этого эксперимента Н. Триплетт установил, что дети сматывали леску спиннинга быстрее в присутствии друг друга, чем по одиночке.


6. Подготовьте и проведите социометрическое и референтометрическое исследование в малой группе. По результатам проведенного исследования постройте социоматрицу, социограмму и референтограмму. Проанализируйте полученные результаты.


7. Проведите психологическую самодиагностику мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях с помощью методики И. Д. Ладанова, В. А. Уразаевой.


8. Проведите психологическую диагностику межличностных отношений с помощью методики Т. Лири.


9. Проведите психологическую диагностику межличностных отношений с помощью методики «Групповые роли» Р. М. Белбина.

Источник: Шершнёва, Т. В.
Психология : пособие для студентов специальности
«Профессиональное обучение (по направлениям)» : в 5 ч. / Т. В. Шершнёва. - Минск : БНТУ, 2022. - Ч. 3. - 2022. - 105 с. (Ч. 3).

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.