На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Особенности психического развития в зрелом и пожилом возрасте
Особенности психического развития в зрелом и пожилом возрасте
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Взрослость рассматривается как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов - обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия.
Период взрослости - это наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии или субпериода: период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше). Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками.

1. Психическое развитие в молодости (ранней зрелости)


Молодость охватывает период жизни от окончания юности (2023 до примерно 30 лет). Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей и т. д. Неудачные браки могут затормозить личностный рост человека и его профессиональное продвижение, негативно сказаться на отношениях в дальнейшем к представителям другого пола, на целостном отношении к миру.
Второй главной задачей возраста является профессиональное самоопределение, происходит овладение выбранной профессией, формируется чувство профессиональной компетентности.
Ведущая деятельность - профессионально-трудовая. Включение в профессиональную деятельность, овладение выбранной профессией, профессиональное и личностное самоопределение.
Новообразование возраста. Выбор жизненного пути, продуктивность собственных действий, достижение и утверждение идентичности. Выработка индивидуального жизненного стиля, обретение индивидуальных смыслов жизни, выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей.
Физическое развитие. Сохраняется высокий уровень двигательной функции, особенно силовых проявлений и работоспособности (до 30 лет), затем с возрастом они постепенно и медленно снижаются.
Когнитивное развитие. Повышение или стабилизация функционального уровня познавательных процессов и индивидуальных способностей. Внимание: нарастает объем, избирательность, концентрация. Память: остается практически неизменной. Мышление: связь чувственного (наглядно-образного) и теоретического (логического) мышления. Речь: преобразование лексического и грамматического состава.
Эмоциональное развитие. Переживание нового комплекса эмоций, становление эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Стремление к доверительным отношениям, развитие открытости и чувствования, обеспечивающих «близость к людям». Важным источником чувств становится труд.
Социальное и личностное развитие. Включение во все виды социальной жизни, освоение многообразия социальных и межличностных ролей. Развитие сфер самостоятельности, уход от родительской опеки, продумывание профессиональной карьеры, становление семейных отношений. Создание семьи как рождение новой общности, фильтр идеалов семьи (родительских, общественных) и отвержение механического копирования. Выработка жизненной философии, принятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки на самого себя. Обретение системы ценностей и этических принципов, достижение идентичности и близости, осуществление общественно значимого поступка или действия. Высокая потребность в самоутверждении, собственные мысли и чувства, поступки становятся предметом мысленного рассмотрения и анализа, возникает способность различать противоречия в них. Проявление индивидуальности в творчестве, отношениях с людьми, воспитании детей.
Кризис возраста. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей в трех сферах: личной, семейной и профессиональной.
Помощь в развитии. Требуется пересмотр жизненных целей в сторону большей реалистичности, коррекция условий жизни, переоформление и выработка нового образа Я. Придание большего значения супругам и детям, близким и друзьям, восприятие своего положения как вполне приемлемого, развитие навыков оценки настоящего.


2. Психическое развитие в возрасте средней зрелости


Зрелость - самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 55-65 лет и зависят от индивидуальности человека). Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т. е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.
Социальная ситуация развития в зрелости - это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Уточняются смысл жизни и жизненные ценности, расширяются профессиональные интересы и возможности. Отмечается стремление к самовыражению, развитие и сохранение идентичности, достижение социальной и личной зрелости.
Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность.
Ведущая деятельность - профессионально-трудовая. Профессиональное и личностное самоутверждение.
Новообразование возраста. Зрелость жизненного выбора и решений, самостоятельность и ответственность. Подведение некоторых жизненных итогов, корректировка намеченных ранее целей.
Физическое развитие. Нормативные возрастные изменения, возможности человека медленно, но заметно идут на убыль. Снижается физическое функционирование организма (мышцы теряют свою эластичность), сенсорных способностей (слух становится менее острым), работа нервной системы. Постоянный стресс способствует развитию заболеваний, внимание переключается на состояние здоровья.
Когнитивное развитие. Стабилизация или снижение функционального уровня отдельных познавательных процессов и индивидуальных способностей. Внимание: изменяется объем, переключаемость, устойчивость. Мышление: комплексный характер мыслительных операций. Речь: преобразование ее структуры, изменение качественных параметров.
Эмоциональное развитие. Функционирование эмоциональной сферы осуществляется неравномерно, происходит снижение общей эмоциональности в разных жизненных ситуациях и при выполнении всех видов деятельности. Ощутимее становится физиологический компонент эмоционального реагирования, индивидуальный фон переживаний на повторяющиеся впечатления ослабевает, усиливаясь лишь на сильные раздражители. Переживания имеют неопределенный характер, становятся не такими глубокими, менее поддаются регулированию, реже возникают аффекты. Стоит важная задача понимания других и возможности включения в их чувства.
Социальное и личностное развитие. Освоение многообразия проявлений родительских и супружеских ролей, когда становятся важными проблемы помощи вступающим в самостоятельную жизнь детям и пожилым родителям. Выбор критериев и усложнение оценки себя как профессионала, реализация профессиональной карьеры. Утверждение самодостаточности, максимальное раскрытие внутреннего потенциала человека (избавление от комплексов, осознание своих интересов, стремление максимально полно реализовать себя). Распространение интересов за пределы центрации на себе, на более широкие области идентификации с другими людьми, осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких. Психологическая стабилизация, достижение компетентности (в профессии, семье), достижение пика профессионального и личностного развития.
Кризис возраста. Кризис середины жизни характеризуется критической оценкой и переоценкой того, что было достигнуто в жизни к этому времени в разных сферах. Острота переживания неудовлетворенности при расхождении жизненных планов и их реализации, области наличного и возможного, желаемого, осознание ограниченности времени жизни.
Помощь в развитии. Требуется некоторое ограничение планов на будущее и переформулировка целей на более реалистичные. Развитие эмоциональной гибкости и способности к эмоциональной отдаче по отношению к подрастающим детям и стареющим родителям. Самоанализ и выработка новой Я-концепции (способ действий, форма деятельности, соответствующее поведение).


3. Психическое развитие в пожилом и старческом возрасте


В поздней зрелости наблюдается резкое расхождение разных линий онтогенеза, различия его содержания в зависимости от индивидуально-личностных особенностей человека. Поэтому границы этого возраста колеблются. В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ, старение (пожилой возраст) длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин - с 55 до 74 лет. С 75 лет наступает старость (преклонный возраст). Период старше 90 лет - долгожительство (старчество).
Социальный критерий перехода к старости часто связывают с официальным возрастом выхода на пенсию. Другие социально-экономические показатели «порога», перехода к старшему возрасту - это изменение основного источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей.
Поздняя взрослость, старость как психологический возраст - это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.
Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде.
Ведущая деятельность - сосредоточение усилий на поддержании социального интереса, целенаправленный поиск таких видов деятельности, которые помогают ощутить собственную полезность и сопричастность другим людям.
Новообразование возраста. Генетически запрограммированный процесс старения, сопровождающийся возрастными изменениями в организме. Во время размышлений о будущем принимают во внимание приближение окончания жизни.
Физическое развитие. Угасание функций на молекулярном уровне, на уровне функциональных систем. В процессе инволюции организма отмечаются отрицательные сдвиги в разных системах (сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной). Снижение энергетического потенциала вследствие ослабления интенсивности генерации энергии происходит в отделах мозга разными темпами.
Когнитивное развитие. Восприятие: достаточно часто снижается слух и зрение. Внимание: ослабление контроля за привычными сигналами. Память: ее ухудшение связано больше не с запоминанием новой информации, а с извлечением ее из памяти.
Эмоциональное развитие. Снижение эмоциональных реакций, частая смена настроения, реже испытываются радость, удивление, чаще появляется тревога (связана с заболеваниями, ожиданием смерти или не имеет конкретной причины). У многих происходит потеря интереса и любознательности, чувства юмора. Чувства часто не связаны с конкретными предметами, действиями и поступками, уже меньше осознаются, снижается выразительный компонент эмоционального реагирования (глаза, мимика, позы, движения).
Социальное и личностное развитие. В ситуациях общения с другими происходят изменения, наблюдается излишняя поглощенность собой и избегание межличностных отношений, нежелание и неспособность устанавливать доверительные личные отношения. Важными становятся супружеские отношения, отношения со взрослыми детьми. У некоторых проявляется дефицит семейного и дружеского общения, синдром одиночества.
Кризис возраста связан с изменением профессионального статуса и семейных ролей, проблема использования свободного времени. Открытие убывающих жизненных сил, физического здоровья. Анализ и подведение итогов жизни, расхождение между мечтами и реальностью.
Помощь в развитии. Необходимо осознание ограниченности времени жизни, расширение адаптационных возможностей, приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Продолжать развивать умения находить радость и получать удовольствие от любой ситуации, поддерживать баланс между настоящим и устремленностью в будущее. Сделать переоценку собственных ресурсов, поддерживать желание расширять кругозор и стимулировать узнавание нового.


Вопросы для самоконтроля
1. Дайте характеристику социальной ситуации развития в зрелости.
2. Раскройте особенности психического развития в период зрелости.
3. Опишите кризисы возрастного развития 30-ти и 40-45-ти лет. В чем их особенность?
4. Определите факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма («акме»).
5. Дайте характеристику социальной ситуации развития в пожилом возрасте.
6. Раскройте особенности психического развития в пожилом возрасте.
7. Опишите особенности кризиса, связанного с достижением пенсионного возраста, и кризиса индивидуальной жизни в стадии старости.

 

Практические задания
1. Проведите диагностику ригидности, используя методику «Томский опросник ригидности» Г. В. Залевского. Проанализируйте полученные данные.
2. Проведите исследование локуса контроля, используя методику «Тест-опросник субъективной локализации контроля» (СЛК) С. Р. Пантилеева и В. В. Столина. Проанализируйте полученные данные.
3. Проведите диагностику с помощью тест-опросника «Шкала субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона (в адаптации Н. Е. Водопьяновой). Проанализируйте полученные данные.
4. Проведите диагностику с помощью методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга (в адаптации Т. И. Балашовой). Проанализируйте полученные данные.
5. Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской...
И как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной,
Придет ли вестник избавленья Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,
Поведать, что мне Бог готовил,
Зачем так горько прекословил Надеждам юности моей.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов
Какие возрастные особенности прочувствованы и выражены поэтом в стихотворении?
6. По данным одного из исследований, из 700 испытуемых 2680 лет лишь женщины 50-летнего возраста описывали свою жизнь как первоклассную (Mitchell, Helson, 1990). Лонгитюдный эксперимент подтверждает подобные факты, выявляя у респонденток названной возрастной группы высокую оценку качества жизни и обнаруживая у них снижение зависимости, повышение уверенности и решительности (Helson, 1992). По ретроспективным отчетам лиц пожилого и старческого возраста, пятое десятилетие жизни чаще всего упоминается в качестве принесшего наибольшее удовлетворение (Field, 1993).
Объясните полученные в исследованиях данные. Какие факторы определили высокую оценку удовлетворенности жизнью именно у женщин 50-летнего возраста?
7. Ольге и Владимиру по 40 лет. Они женаты двадцать лет, и у них есть 18-летняя дочь. Владимир работает на заводе станочником. Ольга прежде не работала, но теперь подумывает о том, чтобы поискать для себя место.
Представьте себе, что Ольга и Владимир попросили вас помочь им составить жизненные планы на период зрелости. Подумайте, чего им следует ожидать и как лучше приспособиться к грядущим изменениям.
8. Сергей (30 лет) уже третий раз женат, при этом помимо зарегистрированных отношений много раз пытался начать совместную жизнь с женщинами. Все эти попытки терпели крах в связи с матерью мужчины. Она одна воспитывала сына, и когда тот вырос, стала требовать внимания к себе. У мужчины собственная квартира, но мать в безапелляционной форме требует, чтобы он каждый день проводил у нее. Даже в рабочий день сын обязан приходить к матери и проводить с ней время до позднего вечера. Только часов в 11 вечера он может отправляться домой.
Дайте психологический анализ ситуации. Каковы варианты дальнейшего развития отношений между участниками ситуации? Как будут решаться в этих случаях каждым из участников соответствующие задачи развития?
9. Из письма: «Первый раз мы с мужем разошлись через год после свадьбы. А на последнем году нашей семейной жизни у нас началась настоящая эпидемия разъездов. Нам было достаточно пустяка, чтобы разругаться в пух и прах и хлопнуть дверью. Дело доходило до смешного. Один раз он ушел только потому, что я случайно, пока смотрела фильм, съела все эклеры. Год назад мы расстались окончательно. С тех пор я поступила на вечернее отделение института, нашла интересную работу, завела новых друзей. Сейчас мне так обидно, ведь все это могло произойти гораздо раньше. А все эти годы у меня ни на что не оставалось сил, я ни о чем не думала, кроме наших дурацких отношений».
Дайте психологический анализ ситуации. Предположите, в какой мере участники ситуации решают возрастные задачи развития, какие трудности они испытывают и почему?
10. По мнению многих психологов, с началом развития зрелости развитие как таковое прекращается: вместо него происходит простое изменение отдельных психологических характеристик. Так, швейцарский психолог Э. Клапаред считал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии, является возрастом психической окаменелости.
Прокомментируйте данные мнения. Докажите их ошибочность.
11. Докажите, что пословица «Век живи - век учись» в современных условиях актуальна для зрелого человека. Какова роль обучения и самообразования в развитии человека зрелого возраста?
12. Почему отношения родителей зрелого возраста с их выросшими детьми можно охарактеризовать как развивающиеся?
13. Высказывания пожилых людей:
1) «Внучке 10 лет. Она у нас трусиха. До сих пор ее в школу вожу и обратно. Все жду, когда же она осмелеет. Вот сейчас бабушка нужна, а подрастет немного, и никто не нужен будет. Я и дочери говорю, что когда-то это произойдет. Девочка должна повзрослеть».
2) «Борюсь за свое здоровье ради внуков».
3) «Без встреч со смертью не может быть ничего, нравственности быть не может, я так часто об этом думал, что как будто накликал, а накликав, приготовился к этому. Есть только чувство досады, что не успел доделать то, что, наверное, не одному мне нужно».
4) «Ты нам ничего не покупай, у нас все есть».
5) «Нам жизнь досталась трудная, да и вам не легче».
Каково психологическое содержание переживаний, выраженных в высказываниях пожилых людей? Какими возрастными особенностями они могут быть объяснены?

Источник: Шершнёва, Т. В. Психология : пособие для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»: в 5 ч. / Т. В. Шершнёва, Г. В. Вержибок; под общ. ред. Т. В. Шершнёвой. - Минск : БНТУ, 2021. - Ч. 2. - 69

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.