Категория возраста в акмеологии
Лекции и практикум по психологии - Психология личности

3.1. Возраст, общество, индивид, культура

Возраст является важным аспектом не только для понимания индивидуального поведения, но для функционирования и развития общества в целом. Оно состоит из разновозрастных людей, поэтому в нем есть элементы возрастной стратификации.
На ранних этапах социогенеза роль возраста как структурообразующего фактора была высока. В современных индустриальных обществах этот фактор как бы отодвинут. Взаимоотношение людей определяются временными границами пребывания в рамках определенных институтов. Важную роль в процессе социального возрастного регулирования играет государство.
Положение различных возрастных слоев в конкретном обществе неодинаково. Оно зависит от уровня социально-экономического развития, режима функционирования и культуры. Для стадий раннего общества характерно доминирующее положение старших поколений. Это же свойственно обществам с низкой динамикой социальных изменений (т.е. застойных обществ).

В индустриальных обществах возрастает роль молодежи, т.к. НТР изменяет общественные реалии, к чему молодежь адаптируется гораздо быстрее. Роль молодежи могла возрастать и на ранних стадиях социогенеза, когда люди переставали верить в магические силы вождя и ему на смену приходил харизматический лидер, всегда опиравшийся на молодежь. Роль молодежи велика и в воинственных обществах. Неодинаковое положение различных возрастных групп опасно возникновением между ними социальных конфликтов.
В период революционных перемен в общественной жизни эти противоречия обостряются. В современной России дети и старики остались на «обочине» общественной жизни. Старики не в силах адаптироваться к переменам, дети же из-за деградации прежней системы идеологических, моральных, этических ценностей оказались вне сферы интересов общества. А дети это будущее любого государства.
Поколение сегодняшних детей со временем неизбежно войдет в социально-активный возраст. В каждом социуме сосуществуют различные возрастные поколения, с разным социальным поколенным возрастом.. Не только социальная среда влияет на формирование поколения, но и поколение может со временем существенно повлиять на эволюцию общества.
Возрастная стратификация в любом обществе зависит от уровня его развития и опосредована культурой. От культуры зависит, сколько в обществе в принципе выделяется возрастов.
Общественные закономерности, связанные с появлением, функционированием и взаимодействием разновозрастных групп, могут быть поняты только при проведении культурного анализа. Возрастной процесс может быть понят только с точки зрения социокультурной.
Возраст является важнейшим социокультурным фактором, - как на индивидуальном, так и системном уровнях.
Индивидуальный возрастной процесс всегда представляет собой комплексное взаимодействие биологического и психологического развития, которое происходит в изменяющейся социокультурной внешней среде.
Переживания, связанные с возрастом глубоко пронизывают эмоциональную сферу человека на протяжении всей своей жизни. В раннем возрасте ребенок сталкивается с завистью к детям, которые старше него и стремиться подражать им в своем поведении.
В подростком периоде он сталкивается с периодом половой зрелости и переживает глубокие психологические моменты, а в последствии определяются главные вехи его жизни: поступление в школу, призыв на военную службу, уход на пенсию и т.д. Разочаровавшись в тех или иных ценностях молодые люди решают обрести свободу в рамках молодежной тусовки. Здесь все осуждается старшими (одежда, прическа, язык...) Но главное в такой среде независимость от авторитетов старшего поколения. Но уйдя от своих старших родственников, молодые люди автоматически попадают под власть «системной матери». То же происходит и в армии, первоначально выступает в качестве «молодого», «взрослея» в процессе прохождения службы. Женившись, молодой мужчина становится отцом. Перед ним стоит задача - содержание семьи.
Обретя должный, соответствующий его возрасту статус, молодой человек начинает осознавать, что лучшие годы позади, прошлое ему кажется героическим, а люди и нравы царившие тогда, лучше чем теперь. Старость неизбежна: с возрастом связаны не только внутренние переживания. Возраст служит для нас важнейшим источником информации о других людях - прежде всего тех, с кем мы вступаем в социальные взаимодействия.
В любой ситуации и при общении с людьми, человека интересует вопрос о возрасте собеседника. Мотивом подобных вопросов является желание соотнести полученные сведения с теми представлениями, которые существуют в нашем сознании о возрастных характеристиках той или иной социальной роли. Эти представления, связаны с культурой, которая формирует устойчивые ментальные стереотипы относительно ценности присущих данному обществу.
В современном обществе государство активно регулирует сферы человеческой деятельности на основе возрастного принципа. В ряде случаев оно жестко приписывает возрастные границы социальным ролям (пребывание офицера в воинском звании или уход на пенсию). Государство нормирует школьный возраст, возраст призыва в армию, брачный возраст.
При это уровень биологического или психологического развития человека может отставать (или опережать) от предписанной ему государством роли, которое ориентируется в данном случае на «паспортный» возраст. Феномен возраста определяет все сферы жизнедеятельности человека, т.к. в нем отражены все био- и социальные моменты.
Возрастные переживания, обусловлены его биологическим развитием, в котором выделяются основные этапы: рождение, развитие, зрелость,
инволюция (старение) и смерть. Этот путь проходит любой индивид как существо биологическое, но для каждого характерна своя временная протяженность этих периодов. На биологическое развитие индивида влияют социальные и культурные факторы Физическая антропология стремится выработать универсальные критерии для измерения стадий индивидуального биологического развития.
Этапы биологической эволюции связаны с его психологическим развитием, становлением его эмоциональных и интеллектуальных характеристик. Эти процессы могут протекать с различной скоростью и в результате психологические свойства индивида отстают или опережают его биологические развития.
В процессе жизненного пути индивида траектория биологического и психологического развития пересекаются с фазами его социального развития. Биологическая эволюция человека пронизана социальными эмоциями. Психобиологическое развитие человека связано с социальным прогрессом. Переживание индивида по «лестнице» административно-государственной иерархии часто регламентируется государством в соответствии с возрастным принципом.
Социальное развитие человека может не совпадать с тем, которое предусматривается культурой каждого конкретного общества. Помимо социально-возрастного регулирования, каждый социум имеет свое культурное «возрастное расписание» жизненного пути индивида, которое во многом строится на сложившихся в нем традициях. Государственное «расписание» может не совпадать с «расписанием» культурным.
Индивидуальный возрастной процесс в современном обществе включает в себя биологическое, психологическое, социальное и культурное развитие. Все эти развития связаны и возрастная идентификация современного члена общества находится на пересечении этих процессов, которые протекают с различной скоростью.
Неизменной величиной является хронологический возраст, исчисляемый с момента рождения до момента измерения.
Каждая культура имеет свои эталоны «нормального» биологического, социального и культурного развития индивида. Они могут меняться под воздействием общественных перемен.
Индивидуальный возраст - это взаимодействие биологического взросления, психологического развития и изменений в культурной и социальной средах.

3.2 Категория возраста в акмеологии и других науках

Возраст - одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет два значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи - это абсолютный и условный возраст.
Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это - количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.
Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционногенетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста - элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.
В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречивыми. Как указывает И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего, необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография», а также его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»).
Все события развития совершаются в абсолютном времени. Понятие абсолютного времени условно и абсолютно в том смысле, что в его шкалу укладываются все человеческие жизни, обретая там свое место, соотнесенное по времени с другими жизнями и другими процессами развития и бытия всего сущего вообще.
Хронологический возраст - это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).
Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.
В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости установлены определенные возрастные нормативы.
Соответственно, если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.
Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.
Здесь за основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от
хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше
хронологического, и наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.
Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.
В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте (мы поступаем в школу, делаем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д.), и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают - то больше.
По мере развития науки каждое из этих понятий все больше дифференцируется. Так, биологический возраст подразделяется на скелетный (костный), зубной, возраст полового созревания и т.д. Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Такие понятия как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный возраст; брачный возраст; возраст гражданского совершеннолетия и т.п., имеют явно социальное происхождение и смысл.
При этом необходимо также различать нормативные и фактические критерии возраста. Так, например, юридический брачный возраст, т.е. минимальный возраст, по достижении которого индивид по биологическим и социальным показателям имеет законное право вступать в брак, - совсем не то же самое, что демографические показатели брачности (вероятность вступления в брак в определенном возрастном интервале, средний возраст вступления в брак и т.д.). Соотношение их также исторично.
В современном индустриальном обществе большинство людей вступают в брак значительно позже, чем это допускается законом, тогда как в средневековой Европе или в Индии недавнего прошлого дело обстояло наоборот: браки нередко заключались до наступления юридического брачного возраста и даже до полового созревания (так называемые детские браки).
Еще более многообразны индикаторы психического возраста. Наряду с общепсихологическими нормативами (которые, впрочем, тоже не бесспорны) вроде умственного возраста, психологи используют множество частных индикаторов, например степень нравственной зрелости человека, рекреационный возраст (насколько досуг подростка соответствует тому, что статистически типично для его возраста), психосексуальный возраст и т.д.
Рассмотрим понятие возраста в каждой из этих систем.
1. Индивидуальное развитие: жизненный путь индивида. Поскольку индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация неизбежно покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), или стадий развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.), известных с древности:
Если хочешь ты жизнь прожить счастливо,
Чтоб Лахеса дала увидеть старость,
- В десять лет ты играть, резвясь, обязан;
В двадцать должен отдаться ты наукам,
В тридцать лет ты стремись вести процессы,
В сорок лет говори изящной речью,
В пятьдесят научись писать искусно,
В шестьдесят насладись приобретенным;
Семь десятков прошло - пора в могилу;
Если восемь прожил, страшись недугов,
В девяносто рассудок станет шатким,
В сто и дети с тобой болтать не станут.
Линдин. «О возрасте»
Возрастные свойства отвечают на вопрос: чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста и/или находящийся на данной возрастной стадии отличается от среднестатистического индивида другого возраста? Возрастные процессы отвечают на вопрос, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую?
Исследование онтогенеза сталкивается со множеством методологических трудностей. Прежде всего, встает вопрос о границах каждого изучаемого периода жизни. Подавляющее большинство исследований по возрастной психологии, начинаясь с детства, до взрослости не доходят, и о том, как изменяется человек после достижения половой и социальной зрелости и до начала старения, психологи знают не так уж много.
Лишь в последние годы вместо разобщенного изучения, с одной стороны, процессов созревания и формирования личности (детство, отрочество и юность), а с другой - старения, ученые поставили своей целью исследовать все пространство человеческой жизни от рождения до смерти. Но в эксперименте охватить такой большой отрезок времени практически невозможно.
Термины, в которых психология развития описывает возрастные процессы (рост, созревание и т.п.), уходят своими корнями в биологию и подразумевают, прежде всего, онтогенез.
Но реальная биография, жизненный путь индивида значительно богаче и шире онтогенеза - она включает историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». Здесь налицо взаимодействие двух рядов развития, которые Л. С. Выготский назвал натуральным (развитие организма) и социальным (приобщение индивида к культуре путем обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова).
Любой анализ жизненного пути должен учитывать принципиальную многомерность возрастных свойств и критериев их оценки: биологический возраст соотносится со свойствами организма и его отдельных подсистем; социальный возраст - с положением индивида в системе общественных отношений; психический возраст - с характером сенсомоторной, умственной и тому подобной деятельности.
Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета.
Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.
Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.
2. Вторая система отсчета - социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д.
Система возрастной стратификации включает в себя:
1) возрастной состав и структуру населения (социально-демографический аспект);
2) возрастную структуру общественной деятельности (социальноэкономический аспект);
3) возрастную структуру общественных организаций и институтов (социальнополитический аспект).
Между возрастными свойствами индивидов и системой возрастной стратификации существует сложная обратная связь. С одной стороны, индивиды разного возраста, т.е. находящиеся на разных стадиях развития, различаются по своей способности выполнять те или иные социальные роли: так, сроки биологического и социального созревания в общем и целом детерминируют брачный возраст, гражданское совершеннолетие и т.д. С другой стороны, возрастные слои различаются по тем социальным ролям, которые должны выполнять их члены и с которыми ассоциируется определенный набор прав и обязанностей. Характер закрепленной за данным возрастным слоем деятельности и связанные с этим нормативные предписания определяют фактическое общественное положение представителей этого слоя, их самосознание и уровень притязаний.
Социологическое описание и анализ возрастной стратификации и соответствующих социально-возрастных процессов дает теоретическая модель М. Райли, М. Джонсон и А. Фонер, которую мы приводим в изложении И. С. Кона. Согласно этой модели, возрастная структура общества состоит из следующих основных элементов:
Люди: Лица данных возрастов (возрастные слои) - Возрастноспецифические действия (или способности)
Роли: Роли, доступные людям данных возрастов - Возрастноспецифические ожидания и санкции
Понятие возрастного слоя (страты) по объему совпадает с понятием когорты, обозначая совокупность индивидов данного возраста. Но понятие возрастного слоя оттеняет момент их сосуществования, тогда как когорта - момент смены и преемственности.
Называть возрастные слои возрастными группами не следует, так как последний термин используется для обозначения организованных, корпоративных возрастных общностей. Численность и состав (например, соотношение мужчин и женщин) возрастных слоев зависят от естественных и социально-демографических процессов воспроизводства населения.
Увеличение средней продолжительности жизни при одновременном снижении рождаемости дает постарение населения, т.е. увеличение удельного веса лиц старших возрастов. Война, сопровождающаяся гибелью многих мужчин, меняет половой состав соответствующих возрастных слоев и т.д.
Возрастные слои различаются также по характеру своей общественнопроизводительной деятельности. Даже в их выделении (например, при переписи населения) формально-хронологический признак (люди от такого-то до такого-то возраста) обычно соотносится с биопсихологическим (дети, подростки, взрослые) и социальным (лица дошкольного, школьного, рабочего или пенсионного возраста). Возрастное разделение труда, т.е. набор возрастноспецифических видов деятельности, социальных ролей, статусов, экспектаций и санкций, производно от общего уровня и характера материального производства и социальной структуры общества.
Возрастные слои связаны с возрастно-специфическими ролями и экспектациями. Возраст служит основанием и критерием для обретения или оставления определенных социальных ролей. В одних случаях эта связь бывает непосредственной, в форме возрастного ценза (например, возраст гражданского совершеннолетия или пенсионный возраст). В других случаях она выступает косвенно, например, опосредуется временем, необходимым для получения образования, без которого невозможно занять данное общественное положение.
Диапазон социальных ролей, доступных лицам, принадлежащим к разным возрастным слоям, варьирует как качественно (разнотипные роли часто образуют взаимосвязанные комплексы, которые становятся доступными или недоступными индивиду относительно одновременно; например, брачный возраст и гражданское совершеннолетие обычно тесно связаны друг с другом), так и количественно (25-летнему доступно большее число занятий, чем 15-летнему, а к старости ролевой диапазон снова суживается). Соответствующие возрастные критерии иногда являются юридически нормативными (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), а иногда - фактуалъными (например, возраст завершения образования или вступления в брак). Сильно варьирует также степень определенности возрастных критериев и границ.
Возрастная стратификация предполагает систему связанных с возрастом социально-психологических экспектаций и санкций. К ребенку предъявляются одни требования, к взрослому - другие; от опытного профессионала ждут больше, чем от молодого специалиста, даже если они занимают одинаковые должности. Соответственно варьирует и характер юридических и моральных санкций за те или иные проступки.
Возрастная структура общественной деятельности зависит не только от общих свойств социальной системы, но и от многих других условий. Как в психологии говорят не столько о возрастных, сколько о половозрастных различиях, так и возрастное разделение труда всегда соотносится с существующей в данном обществе дифференциацией половых ролей и является в силу этого половозрастным.
Возрастная стратификация соотносится также с классовой структурой общества и во многом производна от нее; это проявляется в особенностях жизненного пути выходцев из разных социальных слоев, неодинаковости критериев социальной зрелости и т.п.
Возрастная стратификация - относительно устойчивая система, которая создается, поддерживается и изменяется социально-возрастными процессами. Изменение состава и численности возрастных слоев в населении обусловлено демографическим процессом течения когорт, включающим в себя возникновение сменяющих друг друга когорт, их сосуществование, изменение их численности в результате миграций и постепенное уменьшение и исчезновение каждой данной когорты в результате ее вымирания.
Социально-демографический процесс смены когорт покоится на естественно-биологическом процессе старения, составляющих когорту индивидов, последовательно проходящих стадии своего жизненного пути. Эта динамика отражается в показателях рождаемости, смертности, продолжительности жизни и т.д. Как видим, многозначность слова «поколение» имеет глубокие объективные причины. Хотя сверстники - далеко не всегда единомышленники, они обладают целым рядом специфических черт, позволяющих им осознавать себя как «мы», что и служит основанием для отождествления условного символического поколения с возрастной когортой.
Смена когорт имеет также важные социально-исторические последствия, поскольку каждая когорта, сформировавшись в конкретной исторической обстановке, является носителем специфического, в чем-то уникального социального опыта, ценностей, убеждений. Течение когорт и старение предполагают два встречных социальных процесса: распределение между индивидами социально-возрастных ролей и социализацию, т.е. подготовку индивидов к усвоению или оставлению ролей.
Распределение и перераспределение индивидов определенных возрастов по соответствующим социальным ролям (и обратно: распределение и перераспределение социальных ролей между индивидами) детерминируется, с одной стороны, объективными потребностями социальной системы, наличием рабочих мест и подлежащих выполнению социальных функций, а с другой стороны, возрастной структурой населения. Реализуется оно с помощью соответствующих социальных механизмов: это может быть как непосредственное государственное или общественное распределение
(например, обязательное школьное обучение детей определенных возрастов или служба в армии), так и система материальных и моральных стимулов, побуждающих представителей данного возрастного слоя занимать или оставлять определенные социальные роли. Индивид выбирает себе занятия в рамках тех возможностей, которые предоставляет общество.
Принятие на каждом этапе жизненного пути новых и оставление старых ролей, равно как и адаптация к изменению их содержания и соотношения, требуют от индивида соответствующей подготовки, т.е. социализации.
Изменение в любом отдельно взятом элементе возрастной стратификации может провоцировать и стимулировать изменение других элементов. Так, рост числа детей школьного возраста вызывает необходимость увеличения количества школ, учителей и т.д. Пенсионный возраст зависит от средней продолжительности жизни и состояния здоровья людей. Возрастная стратификация тесно связана со всей системой социальных институтов данного общества, а также с внешними условиями его существования. Война или эпидемия могут существенно изменить возрастной состав населения со всеми вытекающими последствиями.
Возрастная стратификация не сводится к демографическим процессам и разделению труда. Она имеет также свой социально-политический и организационный аспект. Само понятие стратификации предполагает не просто расслоение и взаимозависимость, но определенную иерархию в распределении авторитета или власти.
Так, любая система возрастной стратификации делит людей на старших и младших. А понятие «старшинства» имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая асимметрию прав и обязанностей. Во всех языках понятие «младший» психологически указывает не только на возраст, но и на зависимый, подчиненный статус.
По К. Марксу, естественное разделение труда возникает вследствие половых и возрастных различий, т.е. на чисто физиологической основе. Древнейшие формы социальной организации общества, включая и его управленческие функции, также должны были строиться на основе или, как минимум, с учетом половозрастных различий. Однако в дальнейшем, по мере усложнения способа материального производства и форм семьи, значение возрастных организаций неминуемо должно было уменьшаться, а сами они - редуцироваться до роли вспомогательных социальных институтов.
В этнографической литературе описаны разновидности «возрастных классов», или «систем», у многих племен и народов.
Удобная классификация терминов предложена П. Галливером. Он выделяет 3 главных понятия: возрастная степень, возрастной класс,
возрастная группа.
Возрастная степень (age-grade) обозначает признанное деление жизни индивида по мере того, как он переходит от младенчества к старости. Система возрастных степеней обозначает не просто возрастную дифференциацию положения и социальных функций, а определенную иерархию, так что переход из одной степени в другую сопровождается ощутимым изменением в обязанностях и статусе индивида и нередко оформляется специальным ритуалом.
Совокупность людей, занимающих в определенный момент времени такую нормативно выделенную возрастную степень, образует возрастной класс (age- class). Возрастной класс не представляет собой компактной, интегрированной общности. Вступление и выход из него индивидуальны и не связаны жестко с биологическим(хронологическим) возрастом. Его критерии являются социально-культурными,символическими.
Возрастная группа основана на том, что все ее члены - ровесники, и является корпоративной. Это постоянная совокупность людей ,признающих между собой определенную степень единства, которое признается также и нечленами группы. Члены возрастной группы совместно занимаются какой-то специфической деятельностью, принимают взаимные обязательства и выступают по отношению к окружающим в качестве группы. Возрастные группы обычно имеют собственные имена, могут владеть собственностью (включая песни, раскраску щитов, специфические ритуалы и т.д.) и обладают внутренней организацией, обеспечивающей принятие решений и лидерство. В одних обществах членство в возрастной группе является временным, ограниченным рамками одной возрастной степени (например, юности), в других продолжается в течение всей жизни.
Итак, возрастные степени - это стадии жизненного цикла,но не всякие, а только особо выделяемые и символизируемые данной культурой,так что их достижение обеспечивает индивиду определенный социальный ранг и идентичность.
Возрастные классы - это возрастные слои населения, но тоже не всякие, а только занимающие особое место в системе возрастной стратификации данного общества и соответственно выделяемые и символизируемые культурой.
Возрастные группы - это организации, основанные на общности хронологического и/или условного возраста своих членов, имеющие специфическую структуру, функции и знаковые средства и соответственно воспринимаемые и символизируемые культурой.
3. Третья система отсчета - возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.).
Как подсистема культуры он включает в себя следующие взаимосвязанные элементы:
1) нормативные критерии возраста, те. принятую культурой возрастную терминологию, периодизацию жизненного цикла с указанием длительности и задач его основных этапов; фиксируется не жизненный путь индивида, а именно жизненный цикл как нечто повторяющееся, обязательное и нормативное;
2) аскриптивные возрастные свойства, или возрастные стереотипы,- черты и свойства, приписываемые культурой лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы;
3) символизацию возрастных процессов - представления о том, как протекают или должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую;
4) возрастные обряды - ритуалы, посредством которых культура структурирует жизненный цикл и оформляет взаимоотношения слоев, классов и групп;
5) возрастную субкультуру - специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве «мы», отличного от всех остальных возрастных общностей.
Все эти явления взаимосвязаны. Но в изучении индивидуального жизненного пути ведущую роль издавна играли психологи; лишь сравнительно недавно к ним присоединились социологи. Исследование возрастной стратификации общества — область социологии и демографии.
Возрастной символизм изучается преимущественно этнографами, при участии фольклористов и историков.
Каждая из этих дисциплин имеет свою собственную, исторически сложившуюся систему понятий и методов и далеко не всегда склонна учитывать, как ставятся те же самые или близкие проблемы в смежных отраслях знаний. Зачастую не уточняется даже, идет ли речь о свойствах индивидов определенного возраста, или о возрастной структуре общества, или о том, как это преломляется в культуре. Одни и те же термины имеют в разных науках и у разных авторов совершенно разные значения.
Например, слово «поколение» обозначает:
1) генерацию, звено в цепи происхождения от общего предка ("поколение отцов" в отличие от «поколения детей»);
2) возрастно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и то же время;
3) условный отрезок времени, в течение которого живет или активно действует данное поколение;
4) общность современников, сформировавшихся в определенных исторических условиях, под влиянием каких-то значимых исторических событий, независимо от их хронологического возраста («поколение романтизма» или «послевоенное поколение» в отличие от «военного» и «довоенного»).


3.4 Подходы к классификации возрастов в акмеологии.


Виды возрастных периодизаций
Возрастная периодизация
- это разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.
- периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.
Возраст существует одновременно как количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов.
В настоящее время нет единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека и поэтому существует множество различных классификаций возрастного развития. Можно отметить наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.
В акмеологии применяются периодизации возрастного развития, охватывающие весь жизненный цикл человека, включающие в себя периоды зрелости, старости, а не ограничивающиеся периодами подросткового возраста и юношества, как, например, в классификациях З. Фрейда, К. Колберга, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и др.

3.3 Системы отсчета для анализа возрастных категорий


Рассмотрим наиболее известные периодизации возраста.
Периодизация возрастного развития Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, поглаживания, сосания, освобождение кишечника и т. д. Стадия развития связаны со смещением эрогенных зон - тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Фрейд выделил 5 стадий личностного развития.
На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона - слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи - собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются
первые ограничения, впоследствии ведет к возникновению таких «пороков» как курение, гурманство, словесная агрессия. Кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, названного З. Фрейдом «Оно», развивается вторая инстанция - «Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворённость всем предлагаемым.
На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя инстанция - «Сверх - Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, чрезмерная чистоплотность, скупость, накопительство и некоторые другие черты.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры) - Суть любого из комплексов - ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет «устранить». Конфликт, связанный с Эдиповым комплексом разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествление себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства. Становление полового сознания предполагает представление не только о своем поле, но и другом, т.е. должно быть, представление не только о мужском, но и о женском. Возникшая нежная любовь к родителю противоположного пола выполняет функцию освоения представления, форм поведения, ролей, выражения чувств другого пола (не как Я). Возврат к отождествлению с родителем своего пола позволяет перевести половое развитие на новый уровень биполярной ориентации, где ребенок учится не только ценностям, ролям и стереотипам свойственных его полу, но и сравнивает их с другим. Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх - Я». Дети интересуются своими половыми органами и половыми органами других детей. Интересуются отличиями. Зарождаются новые черты личности - самонаблюдение, благоразумие и др.
Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Само название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Ребенок осваивает формы поведения, свойственные данному полу. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.
Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало - «Оно» - усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства.
Периодизация Э. Эриксона - в основании данной классификации лежит три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного Я. Свою периодизацию Э. Эриксон строит на основании теории фаз, которую он рассматривает в пяти размерностях: психосоциальные кризисы; круг референтных лиц; элементы социального порядка; психосоциальные модальности; психосексуальная динамика.
В ней выделяются следующие возрастные этапы:
1) младенчество - от рождения до 1 года,
2) раннее детство - от 1 до 3 лет,
3) детство - от 3 до 6 лет,
4) школьный возраст - от 6 до 12 лет,
5) подростковый возраст и юность - от 12 до 20 лет,
6) ранняя зрелость - от 20 до 25 лет,
7) зрелость или средний возраст - 25 - 60 лет,
8) поздняя зрелость - после 65 лет.
Критериями данной периодизации являются возраст и социальнопедагогический признак.
Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому:
1) кризис новорожденности (до 2 мес.)
2) младенческий возраст (до 1 года)
3) кризис 1 года
4) раннее детство (1-3 года)
5) кризис 3 лет
6) дошкольный возраст (3-7 лет)
7) кризис 7 лет
8) школьный возраст (7-13 лет)
9) кризис 13 лет
10) пубертатный возраст (13-17 лет)
11) кризис 17 лет
Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева,выделяет следующие периоды:
1) Раннее детство.
2) Младенчество (0 - 1 год).
3) Ранний возраст (1 - 3 года).
4) Детство.
5) Дошкольный возраст (3 - 7 лет).
6) Младший школьный возраст (7 - 11/12 лет).
7) Отрочество.
8) Подростковый возраст (11/12 - 15 лет).
9) Ранняя юность (от 15 лет).
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии
В акмеологической практике распространены следующие периодизации возрастного развития.
В классификации Дж. Биррена выделяются восемь фаз жизненного развития человека:
1) младенчество, охватывает период до 2-х лет;
2) предшкольный возраст, от 2-х до 5 лет;
3) детство, 5 - 12 лет;
4) юность, 12 - 17 лет;
5) ранняя взрослость, 17 - 25 лет;
6) зрелость, 25 - 50 лет;
7) поздняя зрелость, 50 - 75 лет;
8) старость, от 75 лет.
В классификации Д. Бромейя выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл, в свою очередь, подразделяется на несколько стадий.
1) Цикл «детство» охватывает три стадии:
• младенчество (от рождения до 18 месяцев),
• дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет),
• раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13 лет).
2) Цикл «юность» подразделяется на две стадии:
• старшее школьное детство (от 11 до 15 лет),
• поздняя юность (от 15 лет до 21 года).
3) Цикл «взрослость» состоит из трех стадий:
• ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет),
• средняя взрослость (от 25 до 40 лет),
• поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).
• предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет) - особая переходная стадия
4) Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии:
• отставка (от 65 лет),
• старый возраст (от 70 лет),
• третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу, включает в себя период старческих болезней и умирания.
В одной из распространенных современных международных классификаций В. Квинн выделяются следующие возрастные этапы:
1) младенческий возраст - от рождения до 3 лет,
2) раннее детство - от 3 до 6 лет,
3) детство - от 6 до 12 лет,
4) подростковый (юношеский) возраст - от 12 до 18 лет,
5) молодость - от 18 до 40 лет,
6) зрелый возраст - от 40 до 65 лет,
7) пожилой возраст - от 65 лет
В современном фундаментальном издании по психологии развития Г. Крайг приводится хотя и близкая к вышеуказанной периодизация, но не совпадающая с нею полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы:
1) младенческий возраст - от рождения до 2 лет,
2) раннее детство - от 2 до 6 лет,
3) среднее детство - от 6 до 12 лет,
4) подростковый и юношеский возраст -от 12 до 19 лет,
5) ранняя взрослость - от 20 до 40 лет,
6) средняя взрослость - от 40 до 60 лет,
7) поздняя взрослость - от 60 лет и далее.
Интегральная периодизация общего психического развития человека В.И. Слободчикова. В основу теории общего психического развития Слободчиков ввел понятие «событийной общности» - внутри которой образуются человеческие способности, позволяющие индивиду: 1. входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры; 2. выходить из общности, индивидуализироваться, т.е. быть самобытным.
1) оживление (от рождения до 1года). Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, вписывает себя в пространственно-временную организацию общей жизни семьи.
2) одушевление (от 1 года до 5,5 лет). Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость. На этой ступени происходят два важных события - прямохождение и речь, как способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности.
3) персонализация (от 5,5 до 17 лет). Ребенок впервые осознает себя потенциальным автором своей биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее.
4) индивидуализация (от 17 до 42 лет). Человек становится ответственным за собственную самость. В этот период он входит в пространство общечеловеческих экзистенциальных ценностей.
5) универсализация (от 42 до конца жизни). Человек входит в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов.
В одной из распространенных современных международных классификаций выделяются следующие возрастные этапы:
1. младенческий возраст - от рождения до 3 лет,
2. раннее детство - от 3 до 6 лет,
3. детство - от 6 до 12 лет,
4. подростковый (юношеский) возраст - от 12 до 18 лет,
5. молодость - от 18 до 40 лет,
6. зрелый возраст - от 40 до 65 лет,
7. пожилой возраст - от 65 лет.
Из приведенных классификаций видно, что существует заметное расхождение во взглядах. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение и объективные показатели акме, расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом.
Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень,
специфика профессиональной деятельности и многие другие.
В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверждается мнение, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно.
3.5 Возрастные понятия и категории в науке о взрослом человеке
Онтогенез (от греч. on,. род. падеж ontos - сущее, genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма. Термин «онтогенез» впервые был введен Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.
В психологии онтогенез рассматривается как формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза -главная задача детской психологии.
С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность - общение со взрослым). Ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. Общим для отечественных психологов является также понимание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны общества.
На любом поступке человека сказывается предшествующий онтогенез личности. Но между поступками и онтогенезом нет простых отношений следствия и причины. Поступки человека определяются уже не только онтогенезом личности, но и онтогенезом организма человека, онтогенезом групп и организаций, в которых человек действует, и онтогенезом техники, которую он использует.
С одной стороны, онтогенез личности идет через изменение количества социально-психических структур и связей между ними, а с другой стороны, он идет за счет совершенствования, усложнения каждой такой структуры в отдельности или за счет разрушения ее.
Представить онтогенез личности можно состоящим из следующих характерных этапов.
Младенческий этап. Происходит принудительно.
Детский этап. Происходит также принудительно с небольшой добавкой спонтанности.
Подростковый этап. Происходит, в основном, спонтанно, хотя значительна и принудительная составляющая.
Молодежный этап. Идет, чаще целенаправленно, достаточно часто спонтанно, иногда принудительно. Императив гармонии личности становится определяющим. Он вынуждает человека конфликтовать с социальным окружением. Это развитие чаще всего заканчивается кризисом и частичным разрушением структуры личности.
Взрослый этап. Идет чаще целенаправленно. Реже - принудительно. Совсем редко - спонтанно. Гармония личности устойчива, подвергается лишь легким коррекциям.
Старческий этап. Идут лишь незначительные качественные изменения. Структура личности либо разрушается, либо сохраняется в жесткой форме, несоотносимой с социальным окружением.
Принято использовать три основных термина для описания индивидуального развития в его целом - время жизни, жизненный цикл и жизненный путь.
Время жизни, или протяженность, пространство жизни (англ. life йтеили life span) обозначает временной интервал между рождением и смертью. Чем заполнено это временное пространство, термин не уточняет. Популярное сегодня понятие «life span developmental psychology» означает изучение психического развития индивида на протяжении всей его жизни.Е е определяют как описание и объяснение онтогенетических (связанных с возрастом)поведенческих изменений от рождения до смерти. Такой подход плодотворен, поскольку смысл и значение отдельных фаз индивидуального развития можно понять лишь в связи с целым. Продолжительность времени жизни имеет важные социальные и психологические последствия: так, от нее во многом зависят длительность сосуществования поколений и продолжительность первичной социализации детей. Тем не менее «время жизни» -понятие формальное, обозначающее лишь хронологические рамки индивидуального существования безотносительно к его содержанию.
Понятие жизненного цикла предполагает, что ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы(«возрасты жизни» или «времена жизни»,подобные временам года) представляют собой постоянный круговорот.
Идея циклического круговорота человеческой жизни, подобного
цикличности природных процессов (чередованию дня и ночи, смене времен года и т.п.) - один из древнейших образов человеческого сознания.
Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно являются циклическими. Так, организм нормально проходит
последовательность рождения, роста, созревания, старения и смерти. Личность сначала усваивает, затем выполняет и, наконец, постепенно оставляет определенный набор социальных ролей (трудовых, семейных, родительских), а затем тот же цикл заново повторяют ее потомки.
Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем активно действуют рядом с ними, а петом, в свою очередь, социализируют младших. Не лишены эвристической ценности и аналогии между восходящей и нисходящей фазами развития. Образ «впадающей в детство»старости - не просто метафора, а отражение целого ряда вполне реальных психофизиологических процессов(ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, ослабление половой дифференциации и т.д.).
Однако понятие цикличности предполагает некоторую замкнутость, завершенность процесса, центр которого находится в нем самом. Между тем важнейшие процессы развития индивида как личности невозможно понять без учета его взаимодействия с другими людьми и социальными институтами. Прежде всего, это касается трудовой жизни человека. Ее можно, конечно, представить в виде цикла, включающего фазы подготовки к труду, начала трудовой деятельности, пика профессиональных достижений, спада активности и выхода на пенсию. Но такая модель представляется чересчур общей, индивидуальные вариации, которыми так богата трудовая жизнь индивида, в нее не укладываются.
Наиболее емкий и употребительный современный научный термин для описания индивидуального развития - «жизненный путь». Он характеризует идущие сквозь возрастно-дифференцированное время жизни пути к социальным шаблонам в расписании, длительности, локализации и порядке событий. Время наступления события может быть столь же важным для жизненного опыта индивида, как и само совершение этого события, и степень или тип приносимых им перемен.
Возрастная дифференциация проявляется в экспектациях и выборах, влияющих на процессы решения и на течение событий, которые придают форму стадиям жизни, переходам и поворотным пунктам. Такая дифференциация основывается на социальных значениях возраста и биологических фактов рождения, полового созревания и смерти. Эти значения изменялись на протяжении социально-культурной истории человечества, что хорошо видно при изучении социально признанных возрастных категорий, степеней и классов. Системное изучение жизненного пути и биографический метод заняли в последние годы важное место в психологии развития.
До недавнего времени психологи изучали процессы индивидуального развития так, как если бы эти процессы совершались в неизменном социальном мире, тогда как историки и социологи прослеживали изменения в социальном мире без учета сдвигов в содержании и структуре жизненного пути индивида. Сегодня ясно, что нужно изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. И в свете новой методологической перспективы возрастные различия - не просто следствие универсальных этапов онтогенеза, но результат сложного переплетения траекторий индивидуального психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семейного цикла.
Содержательная характеристика возрастных процессов, свойств и стадий индивидуальной жизни может быть дана либо в системе онтогенеза, субъектом которого является организм, либо в системе жизненного цикла, субъектом которой является средний индивид в единстве его биосоциальных характеристик, либо в системе жизненного пути, субъектом которого является личность. Однако эти системы не рядоположны, ибо жизненный путь личности включает в себя жизненный цикл индивида, а этот, в свою очередь, включает онтогенез. Относительно и различие «биологических» и «социальных» возрастных процессов и свойств. Хотя процессы роста, созревания и старения организма автономны от процессов усвоения, выполнения и оставления личностью определенных наборов социальных ролей, главные психические процессы и свойства являются интегративными и не поддаются делению на биологические и социальные.
Историко-культурный анализ жизненного пути и его отдельных компонентов отнюдь не отрицает онтогенетических инвариант развития в его целом - развития индивида. Но он проясняет и подчеркивает ведущую роль, которую играют во взаимодействии биологического и социального исторические условия. Ничто не может изменить инвариантную последовательность циклов детства, взрослости и старости, но длительность и содержание каждого из них существенно зависят от социальных факторов. Причем эта зависимость имеет не только количественный, что наглядно видно при изучении динамики продолжительности жизни или процессов акселерации, но и качественный характер.
Современная наука уделяет особенно много внимания проблеме качественных сдвигов, скачков, кризисов в развитии.
В биологии и психофизиологии это критические периоды, когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к определенным внешним или/и внутренним факторам, воздействия которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеют особенно важные необратимые последствия. В социологии и других общественных науках этому соответствует понятие «социальный переход» индивида или группы людей из одного социального состояния в другое (например, из детства в отрочество или из категории учащихся в категорию работающих). Специфически этнографический аспект данной проблемы- культурные «обряды перехода» и их частный случай - инициации.
Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются какой-то, подчас болезненной психологической перестройкой, психология развития выработала особое понятие «возрастных кризисов», или «нормативных кризисов развития». Слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности и т.д. Но так как в данной фазе развития подобное состояние статистически нормально, то и кризисы эти называются «нормативными» (понятие нормативного кризиса предложено Э. Эриксоном).
Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком среднем возрасте индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от каких сопутствующих факторов зависят глубина и длительность соответствующего нормативного кризиса и каковы типичные варианты его разрешения.
Но если нас интересует не структура жизненного пути среднестатистического индивида, а биография индивидуальной личности, объективные данные необходимо дополнить субъективными. Периодизация строится здесь по тем событиям, которые стали поворотными пунктами в развитии личности и ее жизненного мира, что предполагает внутреннюю систему отсчета.
Как ни близки все названные понятия в философском смысле, обозначая локализованный во времени скачок, они коренятся в разных системах отсчета и не выводимы друг из друга: критические периоды суть инварианты онтогенеза, возрастные переходы производны от социальной структуры общества, а поворотные пункты относятся к индивидуальному жизненному пути (биографии).
Ни одно психофизиологическое (например, наступление половой зрелости) или социально-психологическое (например, поступление в школу или вступление в брак) событие в жизни индивида не может быть понято, если не соотнести его с:
а) хронологическим возрастом индивида в момент наступления данного события;
б) когортной принадлежностью индивида, определяемой датой его рождения; в) исторической эпохой и календарной датой совершения этого события.
Далеко не одно и то же, вступил ли человек в брак в 18 или в 30 лет; соответствовал ли возраст его вступления в брак среднестатистическим нормам для данного поколения (для этого нужно знать год его рождения) и в какой исторической обстановке произошло это событие, например, во время войны или в мирное время (для этого нужна календарная дата вступления в брак).
Хотя время индивидуальной жизни автономно от социальной структуры и истории, значение и смысл составляющих эту жизнь периодов и событий можно понять лишь в связи с ними.
Американские ученые Л. Р. Шеррод и О. Г. Брим-мл. следующим образом резюмируют современные представления о жизненном пути человека.
1. Развитие является принципиально плюралистическим как в процессе, так и в результате; ни процесс, ни конечный результат развития нельзя считать однонаправленным или ведущим к одному и тому же конечному состоянию.
2. Развитие происходит от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению сохраняется на всем протяжении жизни. Это значит, что развитие человека не ограничивается отдельным периодом его жизни и пережитое в одном периоде не обязательно важнее того, что будет испытано в другие периоды. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни, и развитие в разных областях не обязательно имеет сходные траектории или даже сходные принципы.
3. Развитие разных людей протекает крайне неодинаково. Межиндивидуальные различия могут включать биосоциальные процессы дифференциации, зависящие от половой, социально-классовой и иной принадлежности. Это значит, что межиндивидуальная изменчивость (вариабельность) может отражать изменчивость процесса развития.
4. Развитие в разных областях жизнедеятельности детерминируется множественными факторами, которые также могут быть взаимосвязаны; оно не сводится к одной-единственной системе влияний, например, биологии (развитие не является простым процессом созревания, развертывания чего-то
заранее данного) или среды(развитие не является простым процессом воспитания и научения).
И наконец, еще один принципиальный вывод и постулат экологической (У. Бронфенбреннер),контекстуальной (Р. Лернер) или популяционной (Д. Физерман) теории развития - признание индивидуальной личности не только продуктом, но и субъектом, творцом своего собственного развития.
Поскольку «индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой», его периодизация неизбежно покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в ходе которых формируются соответствующие возрастные свойства (различия).
То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов) или этапов развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.).
Возрастные свойства отвечают на вопрос, чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста и/или находящийся на данной стадии развития, отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы подразумевают вопрос, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую.
Но хотя термины, в которых психология развития описывает возрастные процессы, уходят своими корнями в биологию и подразумевают, прежде всего, онтогенез, реальная биография, жизненный путь индивида значительно богаче и шире онтогенеза, они включают также историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения»,
Периодизация жизненного пути должна учитывать принципиальную многомерность возрастных свойств и критериев их оценки. Если биологический возраст соотносится со свойствами организма или его подсистем, то социальный возраст — с положением индивида в системе общественных отношений.
Такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный возраст или возраст гражданского совершеннолетия, имеют исключительно социальный смысл.
При этом необходимо различать нормативные и фактические критерии. Юридический брачный возраст, т.е. минимальный возраст, по достижении которого индивид имеет законное право вступать в брак, — совсем не то же самое, что демографические показатели брачности, такие, как вероятность вступления в брак в определенном возрастном интервале, средний возраст вступления в брак и т.д. Соотношение их также исторично.
В современном индустриальном обществе большинство людей вступают в брак значительно позже, чем это допускается законом, тогда как в средневековой Европе или в Индии недавнего прошлого дело обстояло наоборот.
Многомерность возрастных свойств усугубляется неравномерностью и гетерохронностью (асинхронией) протекания возрастных процессов.
Закон гетерохрониости развития универсален и действует как на межличностном, так и на внутриличностном уровне.
Межличностная гетерохронность означает, что индивиды созревают и развиваются неодновременно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития и несовпадении темпов созревания или инволюции отдельных подсистем одного и того же индивида, например, темпов его физического роста и полового созревания, наличии диспропорций между интеллектуальным и нравственным развитием и т.п.
Многомерность возрастных свойств и гетерохронность возрастных процессов делают любую периодизацию жизненного пути и его отдельных этапов условной, допускающей многочисленные вариации и отклонения от статистического среднего, причем эти отклонения статистически нормальны и нередко представляют собой разные типы развития.
Не менее существенны их социально-исторические вариации. По мнению ряда ученых, имеется определенная филогенетическая закономерность, согласно которой в процессе биологической эволюции возрастает значение индивида и его влияние на развитие вида.
Это проявляется в удлинении периода формирования, в течение которого накапливается индивидуальный жизненный опыт, и в увеличении вариативности (морфологической, физиологической и психической) внутри вида.
Это продолжается в человеческой истории. Кроме общего удлинения продолжительности жизни человека по сравнению с другими антропоидами, повышается значение подготовительного этапа жизнедеятельности, происходит удлинение детства как периода первичного обучения и социализации. С другой стороны, возрастает значение старости, поскольку старые особи, передавая накопленный ими опыт более молодым, способствуют увеличению устойчивости и эволюционных возможностей популяции. Б.Г. Ананьев видел в этом пример обратного воздействия жизненного пути на онтогенез. Поэтому, хотя возрастные категории первоначально зародились и часто мыслятся обыденным сознанием как онтогенетические инварианты, их необходимо рассматривать в иной, более сложной системе отсчета.
Итак, сделаем выводы:
1. В науке принято выделять абсолютный (календарный или хронологический) возраст и условный возраст (возраст развития).
2. Основные системы отсчета, в которых психология описывает человеческий возраст: 1) индивидуальное развитие (онтогенез); 2) социальновозрастные процессы и социально-возрастная структура общества; 3) возрастной символизм.
3. В психологии в пределах онтогенеза можно говорить о биологическом, психологическом, социальном возрасте субъекта, а также о субъективном, переживаемом возрасте личности (возрастное самосознание).
4. Понятием возраста объединяются два ряда развития, которые Л. С. Выготский назвал натуральным (развитие организма) и социальным(приобщение индивида к культуре путем обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова).
5. Наиболее емкий и употребительный современный научный термин для описания индивидуального развития - «жизненный путь».
6. Современная наука уделяет особенно много внимания проблеме качественных сдвигов, скачков, кризисов в развитии, с которыми соотносится смена возрастов.

Источник: Личностное развитие: учебное пособие / сост. Э.Н. Янова ; Донской ГАУ. - Персиановский : Донской ГАУ, 2019. - 156 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.