Функция прогнозирования
Лекции и практикум по психологии - Управление персоналом

6.1. Определение функции прогнозирования

«Руководить — значит предвидеть» — этим известным выражением можно кратко охарактеризовать роль прогнозирования в управленческой деятельности и в функционировании организаций в целом. Основоположник классической школы административного управления А. Файоль под прогнозированием понимал предвидение, являющееся сущностью управления. То есть функция прогнозирования связана со способностью руководителя смотреть вперед, выходить за пределы наличного, оценивать будущее и предпринимать соответствующие подготовительные меры.

Существует два основных подхода к трактовке функции прогнозирования: она либо выделяется как самостоятельная, либо рассматривается в качестве одного из основных этапов реализации другой управленческой функции — планирования. Согласно А.В. Карпову, в психологии управления первая трактовка более приемлема [33]. Прогнозирование значимо и развертывается наиболее интенсивно при определении целей организации и при переходе от цели к этапу разработки планов деятельности организации. Тем самым оно выполняет роль связующего звена, своеобразного мостика между функциями целеполагания и планирования.
Смысл функции прогнозирования в управленческой деятельности состоит в том, что оно является условием перехода от стратегии пассивного реагирования на изменяющиеся внешние условия к стратегии активного упреждения этих изменений и своевременной подготовки к ним, а далее — к мерам по недопущению наиболее негативных из них. Прогнозирование выступает основным средством трансформации пассивной стратегии управления в активную, способом замены «терапевтического» управления «профилактическим». Прогнозирование в управлении приобрело актуальность в связи с распространением в последние десятилетия ситуационного подхода. Центральная идея ситуационизма — положение о том, что любая организация — это открытая система, которая приспосабливается к своей многообразной внешней и внутренней среде; главные причины того, что происходит внутри организации, лежат вне ее. Поэтому решающими для эффективного управления являются такие понятия, как «адаптация» и «внешняя среда». В свою очередь, сама адаптация может быть двух основных типов: ситуативная адаптация при изменении условий внешней среды и перспективная (упреждающая) адаптация, базирующаяся на обнаружении и заблаговременном учете тенденций изменения внешней среды. В этом случае управление во все большей мере строится по типу так называемого опережающего управления — proactive management.
Для раскрытия содержания функции прогнозирования необходимо обратиться к понятию внешней среды организации. Именно она представляет собой основной объект прогнозирования, а ее принципиальная изменчивость есть главная причина существования этой функции в целом. Чтобы выжить и успешно развиваться, организация должна уметь приспосабливаться к этим внешним изменениям, но для этого необходимо их также и прогнозировать.
Внешняя среда имеет два компонента — среда прямого и среда косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации (трудовые ресурсы, поставщики, законы, деятельность учреждений государственного регулирования, потребители, конкуренты). Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые могут не оказывать прямого, немедленного воздействия на деятельность организации, но все же опосредованно сказываются на ней. Это факторы состояния экономики, научно-технических достижений, социокультурные и политические факторы, международные события и др. Трудности прогнозирования в среде, включающей большое число факторов, резко возрастают в связи с тем, что они не изолированы друг от друга, а тесно взаимосвязаны и взаимопереплетены.
Характеристики внешней среды прогнозирования — взаимосвязанность, подвижность, сложность и неопределенность.
Итак, организации и их руководители должны быть в состоянии не только эффективно реагировать на изменения внешней среды, но и уметь прогнозировать ее тенденции, для того чтобы обеспечить выживание организаций и достижение ими поставленных целей.

6.2. Основные типы и способы прогнозирования в управленческой деятельности

В теории управленческого прогнозирования ключевую роль играет понятие плановых предположений. Под ними понимается вероятное окружение (т. е. вся совокупность условий, факторов, обстоятельств), в котором будут реализовываться планы организации. Плановые предположения — это результат прогнозирования, его конечный продукт. Но одновременно плановые предположения — это основа, исходная база, на которой разрабатывается, а в дальнейшем детализируется система планов организации. Они, таким образом, выполняют роль связующего звена между функциями прогнозирования и планирования.
В практике управления целесообразно различать первичные и вторичные плановые предположения. Первичные предположения (прогнозы) носят достаточно общий характер. Они могут быть затем использованы в качестве исходных посылок для следующего шага прогнозирования (вторичного). В ходе этого процесса начальные прогнозы детализируются и конкретизируются. Далее возможна дальнейшая конкретизация — разработка еще более детальных (третичных) плановых предположений. Переход от плановых предположений более общего характера к предположениям более локального и конкретного типа, их последовательная смена во времени составляют основное содержание процесса прогнозирования.


Существуют и иные типы (способы) прогнозов.
Например, плановые предположения как результат индивидуальных усилий руководителя, а также совместной деятельности какой-либо группы в составе организации (например, группы советников, экспертов по прогнозированию). Различают также долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные плановые предположения.
В зависимости от характера решаемых в процессе прогнозирования задач, сферы его применения используют следующие виды прогнозирования:
— экономическое прогнозирование применяется для предсказания общего состояния экономики или состояния конкретной организации;
— технологическое прогнозирование направлено на возможное предсказание того, разработку каких новых технологий можно ожидать в будущем; когда это может произойти; какие экономические последствия это повлечет за собой;
— прогнозирование сбыта имеет широкую сферу действия, связано со всем спектром проблем, возникающих в связи с реализацией продукции организации, и часто рассматривается как главный и основополагающий тип прогнозирования для деятельности любой организации;
— прогнозирование развития конкуренции направлено на предсказание возможных изменений стратегии и тактики конкурентов;
— социальное прогнозирование направлено на предсказание изменений в социальных установках людей и состояния общества в целом.
Все основные типы прогнозирования тесно взаимосвязаны между собой, поскольку эффективный прогноз в какой-либо из сфер обязательно требует учета информации во всех иных сферах.
Сложность функции прогнозирования привела к тому, что в настоящее время во многих организациях существуют специализированные подразделения, деятельность которых полностью посвящена этой задаче. В широком социальном контексте прогнозирование — это специализированная область, в которой разработаны специализированные методы прогнозирования, используемые в управленческом прогнозировании.
Эти методы включают три основные группы: неформальные, количественные и качественные методы прогнозирования. Наиболее развиты методы двух последних групп. Основными распространенными количественными методами прогнозирования являются методы анализа временных рядов (метод проецирования тренда) и каузального (причинно-следственного) моделирования. Метод анализа временных рядов (АВР) основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Иначе говоря, выявляются тенденции прошлого, и далее они как бы продлеваются на будущее. Каузальное моделирование (КМ) — способ прогноза посредством анализа статистических зависимостей между прогнозируемым фактором и другими переменными. Качественные методы более многочисленны, но менее точны (метод «жюри», метод совокупного мнения сбытовиков, метод ожидания потребителя, метод экспертных оценок, а также дедуктивные методы).
Одним из наиболее эффективных способов реализации прогностической функции является так называемое многовариативное — полисценарное прогнозирование. Принцип полисценарного прогнозирования состоит в следующем. Параллельно создается несколько альтернативных систем плановых предположений. Внутри каждой из них отдельные плановые предположения должны быть обязательно согласованы как по содержанию, так и по хронологии развертывания. Это так называемые сценарии (scripts). Причем они, как правило, базируются на категории контролируемых плановых предположений. Тот или иной сценарий принимается затем как основной в зависимости от того, как будут развертываться внешние события, образующие категорию неконтролируемых плановых предположений. Наконец, результаты развертывания сценариев сопоставляются и определяется наиболее приемлемый из них. Как правило, выделяются три основных типа сценариев:
♦ оптимистический — основан на предположении, что экономические и социальные перспективы будут благоприятны;
♦ реалистический — базируется на предположении, что экономические и социальные перспективы останутся на прежнем уровне;
♦ пессимистический — строится на предположении, что экономические и социальные перспективы будут неблагоприятны.
Тем самым многовариативный, или полисценарный, подход к прогнозированию рассматривается как средство, позволяющее частично решить основную задачу прогнозирования — задачу оптимального сочетания жесткости прогнозов и их гибкости, изменяемости под влиянием принципиально непредсказуемых ситуационных факторов внешней среды.
Таким образом, функция прогнозирования является комплексной, сложной и высокозначимой для управленческой деятельности, для деятельности организаций в целом. Поэтому она требует от руководителя мобилизации всех его интеллектуальных ресурсов, всех его психологических возможностей. Для характеристики психического процесса прогнозирования применяются такие понятия, как опережающее отражение, вероятностное прогнозирование, антиципация. Поэтому он является психологической основой для реализации прогностической функции в деятельности руководителя.


Краткие выводы
Функция прогнозирования значима в процессе управления и наиболее важна при определении целей организации, при переходе от цели к этапу разработки планов деятельности организации. Тем самым прогнозирование выступает в роли связующего звена между функциями целеполагания и планирования.
Особую актуальность прогнозирование в управлении приобрело в последние годы в связи с распространением ситуационного подхода. Основная идея ситуационного подхода в том, что любая организация — это открытая система, а главные причины того, что происходит внутри организации, находятся вне ее, то есть во внешней среде. Именно внешняя среда организации представляет собой основной объект прогнозирования. Чтобы выжить и успешно развиваться, организация должна уметь прогнозировать изменения внешней среды и, соответственно, приспосабливаться к ним.
В реализации функции прогнозирования определяющую роль играет понятие плановых предположений. Плановые предположения — это и основа для планов организации, и результат прогнозирования, его конечный продукт. В прогнозировании разработаны и используются специальные методы управленческого прогнозирования. Одним из эффективных способов реализации прогностической функции является полисценарное (многовариативное) прогнозирование. Выделяют три основных типа сценариев: оптимистический, реалистический, пессимистический.

Вопросы для закрепления материала
1. Охарактеризуйте роль и сущность функции прогнозирования в процессе управленческой деятельности.
2. Раскройте содержание понятия «внешняя среда организации».
3. Выделите основные компоненты структуры внешней среды организации.
4. Назовите характеристики внешней среды прогнозирования.
5. Какие виды и типы прогнозирования существуют в управленческой деятельности?
6. Перечислите виды прогнозирования в зависимости от сферы применения и характера решаемых в процессе прогнозирования задач.
7. Назовите методы прогнозирования, которые используются в управленческом прогнозировании.
8. Объясните специфику полисценарного прогнозирования и сценарного подхода к прогнозированию.
9. Назовите основные типы сценариев в полисценарном прогнозировании.
10. Какими профессионально важными качествами должен обладать менеджер для эффективной реализации прогностической функции?

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.