На главную Лекции и практикум по психологии Экспериментальная психология Виды валидности. Проблема валидности экспериментального исследования.
Виды валидности. Проблема валидности экспериментального исследования.
Лекции и практикум по психологии - Экспериментальная психология

Виды валидности. Проблема валидности экспериментального исследования.

Контрольная работа по дисциплине:
«Экспериментальная психология»

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие валидности, виды валидности
2. Проблема валидности экспериментального исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Под валидностью эксперимента подразумевают все формы экспериментального контроля, обеспечивающие валидный, или достоверный, вывод. Результаты валидного эксперимента служат основанием достоверного вывода.
Чтобы обсуждать адекватность и обоснованность выводов, исследователь должен быть уверен, что полученная в проведенном эксперименте зависимость действительно представляет подразумеваемое в гипотезе отношение между независимой и зависимой переменными, что не произошло – вольной или невольной – подмены изучаемой закономерности. Любое несоответствие означает угрозу правильности или валидности последующих выводов.
Плохой экспериментальный контроль может выступать одним из источников неправильных выводов. Другими словами, невалидный эксперимент приводит к неправильным обобщениям.
Формулирование системы гипотез, оценка валидности эксперимента и реализация выводов являются компонентами общего норматива – избежать угроз валидному выводу.
В данной работе рассмотрена проблема валидности экспериментального исследования.
Целью работы является определение понятия валидности эксперимента, видов валидности, рассмотрение проблемы валидности экспериментального исследования.
Задачи исследования определяются его целью и конкретизируют ее:
- раскрыть сущность понятия валидности эксперимента;
- определить основные виды валидности;
- изучить проблему валидности экспериментального исследования.
Теоретической основой для написания данной работы стали работы отечественных и зарубежных психологов, в частности, Я.Л. Морено, Дж. Кэмпбелла, Р. Готтсданкера, Дж. Гудвина, Н.Г. Малашонка, В.Н. Попкова и других.

1. Понятие валидности, виды валидности

Валидность определяется как понятие, указывающее нам, что именно определенная методика измеряет и насколько хорошо она это делает. Также валидность можно охарактеризовать как комплекс сведений о том, относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы с помощью методики, а также о степени обоснованности выводов при использовании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания. Например, тест называется валидным, если он измеряет то, для измерения чего предназначен.
Основными психометрическими категориями исследования являются валидность и надежность. При этом, надежность методики определяют, как воспроизводимость результатов при повторном исследовании. Говоря о надежности имеют ввиду внутреннюю согласованность частей теста. Валидность, как указывали выше, является отражением в результатах исследования именно того свойства (конструкта), для измерения которого он предназначен. Чтобы измерение имело ценность для психологического исследования, оно должно обладать одновременно и надежностью, и валидностью. Важно понимать, что валидность предполагает надежность, но надежность измерения не предполагает его валидность. Надежные измерения могут не быть валидными, но валидные должны быть надежными.
Важным является упомянуть здесь такую категорию, как репрезентативность или способность выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности.
Таким образом, валидность характеризует степень измерения того, что должно быть измерено, и насколько полученные показатели характеризуют изучаемое нами явление. В исследовательском арсенале имеется целый ряд методов оценки валидности. Чем валиднее исследование, тем ярче выражается в нем то качество, ради которого проводилось исследование. В то же время, не существует какого-либо единичного показателя, с помощью которого устанавливается валидность психологического исследования. В отличие от показателей надежности, нельзя осуществить точные статистические расчеты, подтверждающие валидность методики. Тем не менее, экспериментатор должен представить весомые доказательства в пользу валидности исследования, что требует от него психологических знаний и интуиции.
В процессе психологического эксперимента необходимо оценить внутреннюю и внешнюю валидность. Это главные виды валидности. Другие виды представляют собой подвиды внутренней либо внешней валидности.
Внутренняя валидность отражает действительно ли наблюдаемый эффект является следствием экспериментальной манипуляции. Внутренняя валидность является обязательным условием любого эксперимента.
Внешняя валидность показывает насколько результаты эксперимента могут быть применимы к другим людям и в других ситуациях. Так, эксперименты в области социальной психологии могут подвергаться критике, так как они часто опираются на опыты со студентами-добровольцами, также используются исключительно лабораторные методы в ходе исследования.
Иными словами, под внешней валидностью подразумевается возможность распространить выводы исследования на генеральную совокупность или, в некоторых случаях, на другие условия, совокупности, моменты времени. Под внутренней – отсутствие смещения со стороны внешних переменных, предполагающих возможность альтернативных причинных влияний. При этом не имеет смысла рассмотрение внешней валидности эксперимента, если не достигнута его внутренняя валидность [1].
Кроме внешней и внутренней валидности, существуют такие виды, как операциональная, конструктная, валидность по критерию, диагностическая, прогностическая, экологическая и другие виды.
Операциональная валидность определяет степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе. Оценка операциональной валидности охватывает этап перехода от уже сформулированных экспериментальных и контргипотез к процедурам их методического воплощения. Одна и та же переменная может быть представлена показателями разных методик. Одна и та же мысленная модель эксперимента может быть реализована при достаточно разном операциональном воплощении управляемых и измеряемых переменных.
Конструктная валидность является одним из основных типов валидности, отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах эксперимента. В качестве конструкта могут выступать практический или вербальный интеллект, эмоциональная неустойчивость, интроверсия, понимание речи, переключаемость внимания и т. д. Этот вид валидности определяет область теоретической структуры психологических явлений, исследуемых в эксперимента.
Диагностическая или конкурентная валидность отражает способность теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку. Примером определения диагностической валидности может быть исследование по методу контрастных групп. Проведение теста интеллекта у нормально развивающихся детей и их сверстников с нарушениями в интеллектуальном развитии может выявить глубокие количественные и качественные различия в выполнении заданий сравниваемыми группами. Степень надежности дифференциации детей первой и второй групп по данным теста будет характеристикой диагностической валидности оценки умственного развития, получаемой с помощью данной методики.
Сведения, характеризующие степени обоснованности и статистической надежности развития исследуемой психологической особенности в будущем, составляют прогностическую валидность методики. Заключение об этом типе валидности может быть получено, например, путем сравнения тестовых оценок в одной и той же группе испытуемых спустя определенное время.
Большинство методик, особенно тестов способностей и интеллекта, исследуется на предмет диагностической и прогностической валидности. Два этих типа валидности нередко объединяют в понятие эмпирической валидности.
Экологическую валидность определяют как вид внешней валидности, характеризующий соответствие процедуры и условий лабораторного исследования «естественной» реальности. Так, экологическая валидность подтверждается, если результаты исследования имеют место подтверждения или должного применения их в полевых исследованиях. Проблемой лабороторных исследований есть адекватная переносимость полученных результатов на условия реальной жизни. Но это тоже не является конечным подтверждением результатов, как экологически валидных, потому что предполагает генерализацию также на другие условия и обстоятельства. Часто исследования обвиняются в невысоком экологическом валидном критерии, но вся причина может заключаться в невозможности повторить исследование в реальной жизни.
В литературе описаны и другие виды валидности. Нужно сказать, что соотношение между разными видами валидности часто видятся исследователями в зависимости от их теоретических представлений.

2. Проблема валидности экспериментального исследования

Рассматривая проблему валидности экспериментального исследования, необходимо привести определение понятия эксперимент. Эксперимент – это опытное исследование воздействия одного или нескольких факторов (причин) на интересующую исследователя переменную (эффект) [2]. Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.
Экспериментальная ситуация в самом широком смысле состоит из трех компонентов [3]:
а) материальной части, то есть предмета, для исследования которого разрабатывается эксперимент; б) логической части, то есть методов, которые создаются, чтобы проверить валидность гипотезы или универсального закона;
в) отношения между материалом эксперимента и логико-экспериментальной частью процедуры.
Существует три условия, при соблюдении которых с большой долей вероятности можно говорить о наличии причинной связи между явлениями [1]:
1) причина(ы) должна(ы) предшествовать эффекту по времени;
2) причина(ы) должна(ы) быть статистически связана(ы) с эффектом;
3) не должно быть альтернативного объяснения появления эффекта.
Так, соблюдение второго условия говорит о валидности статистического вывода, сделанного по результатам эксперимента, то есть о корректности используемых процедур статистического анализа и оценивания параметров совокупности. Соблюдение третьего условия есть свидетельство внутренней валидности эксперимента. Кроме этого, применительно именно к экспериментальному методу принято говорить о внешней и конструктной валидности. Первая относится к возможностям обобщения выводов на более широкую совокупность, в то время как вторая представляет правильность обозначения причины и эффекта с помощью терминов обыденного языка. При соблюдении всех трех условий, т.е. внутренней валидности, можно уверенно утверждать о причинной связи между признаками. Однако, соблюсти все три условия еще никому не удавалось.
Проблему валидности экспериментального исследования возможно раскрыть с использованием приема Готтсданкера, который предложил рассматривать реально проводимые эксперименты через призму некоего мысленного образца - безупречного эксперимента.
Существует три вида безупречного эксперимента: идеальный, бесконечный и эксперимент по иного соответствия [4].
Идеальным эксперимент был бы тогда, когда в нем удалось бы остановить физическое время. Выполнение этого условия означает, что ни испытуемые, ни условия не изменяются (то есть обеспечивается главное — неизменность всех побочных факторов), изменение допускается только для независимой переменной; и одному и тому же испытуемому в одно и то же время можно предъявлять разные условия независимой переменной (так ткачиха должна была бы работать в наушниках и без них в одно и то же время, студент заучивал бы пьесу одновременно целостным и частичным методами - примеры Готтсданкера).
Бесконечный, т. е. постоянно продолжающийся, эксперимент. Нужен, чтобы накопить достаточно большое количество данных, чтобы их усреднить и получить надежный результат (усреднить и колебания собственных оценок).
Эксперимент полного соответствия - это точное воспроизведение реальной ситуации, то есть выводы эксперимента будут распространяться на точно такую же ситуацию, как и ситуация эксперимента (если студент Готтсданкера хочет выяснить способ более эффективного заучивания сонат, то экспериментировать он должен с сонатами, а не с более простыми для заучивания вальсами).
Безупречный эксперимент нереален, эксперимент полного соответствия не имеет смысла, хотя и является возможным, бесконечный – невозможен и не имеет смысла. Однако, значение идеи безупречного эксперимента состоит в том, что он дает образец для оценки реальных экспериментов и точного определения их недостатков.
В любом реальном эксперименте мы должны стремиться к тому, чтобы получить результаты как можно более близкие к результатам безупречного эксперимента. Чем ближе реальный эксперимент к безупречному, то есть безошибочному по плану и по процедурам, тем более он валиден.
Перечислим основные факторы, которые согласно Д. Кэмпбеллу могут угрожать внутренней и внешней валидности эксперимента.
Угрозы внутренней валидности [1]:
- фон или события, которые происходят наряду с экспериментальным воздействием;
- естественное развитие – это те изменения, которые происходят с испытуемым во времени (например, взросление);
- эффект тестирования - влияния первого измерения на последующие;
- нестабильность инструментария - изменения в результатах, связанные с особенностями инструментария;
- эффект статистической регрессии имеет место, когда группы отбираются на основании крайних значений показателей;
- эффект отбора испытуемых проявляется, когда группы различаются по составу;
- отсев в ходе эксперимента - выбывание испытуемых из эксперимента и его неравномерность по группам;
- взаимодействие факторов, влияющих на внутреннюю валидность (например таких, как факторы отбора и естественного развития).
Помимо перечисленных выше угроз внутренней валидности, выделяется еще один фактор, который существенным образом может повлиять на результат эксперимента – предубеждения экспериментатора. Р. Готтсданкер считает, что если у исследователя есть какие-либо ожидания относительно результатов эксперимента, то они обязательно проявятся при проведении опытов вследствие, например, нежелания учитывать некоторые экспериментальные данные или неодинаковой точности их регистрации. Отметим, что представленный список угроз является неполным, поскольку внутреннюю валидность эксперимента может снизить любой неконтролируемый внешний фактор [2].
Угрозы внешней валидности:
- реактивный эффект - изменение в восприимчивости экспериментального воздействия после проведения предварительного тестирования;
- эффект взаимодействия фактора отбора и экспериментального воздействия;
- реакция испытуемых на эксперимент - условия организации эксперимента не позволяют обобщить полученные выводы на людей, подвергающихся такому же воздействию в неэкспериментальных условиях;
- взаимная интерференция экспериментальных воздействий возникает, когда одни и те же испытуемые подвергаются нескольким воздействиям.
Итак, проблемы внутренней валидности логически разрешимы посредством статистического контроля и оценивания. А внешняя валидность не имеет убедительного логического обоснования. «Если имеется внутренне валидный [экспериментальный] план,... – пишет Д. Кэмпбелл, – то эффект продемонстрирован только для тех конкретных условий, которые оказались общими для экспериментальной и контрольной групп, т.е. для предварительно обследованных групп, включающих лиц определенного возраста, интеллекта, социально-экономического статуса, географического региона, взятых в определенный исторический момент, приданной ориентации светил, определенном атмосферном давлении, уровне гамма-излучения и т.д.» [1, с. 72-73].
Иногда считается, что измерение обладает определенной валидностью просто потому, что оно представляется разумным. При измерении интеллекта тест с задачами, требующими размышлений, представляется более подходящим, чем тест, в ходе которого участники должны аккуратно проехать на велосипеде между двумя белыми линиями. Это значит, что решение задач имеют большую очевидную валидность для измерения интеллекта, чем езда на велосипеде. Но только очевидной валидности недостаточно — эксперимент может выглядеть весьма разумным, но при этом не быть валидным. Большинство опросов, которые публикуются в популярных журналах, попадают именно в эту категорию [5, с. 138].
Эксперимент получил всеобщее признание как лучший метод для проверки гипотез, поскольку только в эксперименте, можно выявить раздельное влияние экспериментальных и побочных, сопутствующих факторов [6].
При проведении экспериментов устранение угроз внутренней и внешней валидности является основной задачей исследователя. Мерой качества эксперимента служит степень его приближения к абстрактной теоретической модели — «безупречному эксперименту», обладающему абсолютной внутренней и внешней валидностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глобальной целью любого экспериментального исследования является обобщение полученных результатов и вывода об экспериментальной гипотезе. Однако полное достижение этой цели возможно лишь в мысленном, безупречном эксперименте, невыполнимом на практике. Реальный эксперимент в той или иной мере представляет безупречный, и чем лучше эта репрезентативность, тем выше валидность эксперимента.
Таким образом, повышение валидности экспериментального исследования видится в планировании проведения эксперимента в соответствии с его безупречным образцом. Это является той задачей исследователя, успешность решения которой стоит на первом плане. Планирование проведения эксперимента в соответствии с его безупречным образцом зависит, во-первых, от характера, реальных условий и, во-вторых, от адекватности выбора средств.
Так, источники нарушения валидности экспериментального исследования (прежде всего, ненадежность и смешение), отдаляют реальный эксперимент от безупречного, а способы их контроля, позволяют приблизиться к нему, т. е. обеспечить высокую валидность для обобщения экспериментальных результатов.
Валидность полученных данных можно оценить статистически: например, валидность теста (в корреляционном исследовании) определяется степенью корреляции результатов его выполнения с изучаемым видом деятельности испытуемых.
Внутренняя валидность отражает достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами идеального бесконечного экспериментов. Повышение внутренней валидности связано с устранением результатов действия побочных переменных и с усреднением их изменчивости и нестабильности. Внутренняя валидность — первое и необходимое требование к экспериментальным выводам.
Внешняя валидность - это достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами эксперимента полного соответствия. Повышение внешней валидности обеспечивается достижением соответствия уровней дополнительных переменных в эксперименте уровням этих переменных в изучаемой реальности. Эксперимент, не обладающий внешней валидностью, является неверным. Такой эксперимент не соответствует поставленной гипотезе. С другой стороны, он может быть пригодным для проверки другой гипотезы).



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кэмпбелл, Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. // Дж. Кэмпбелл– М.: Прогресс, 2007. – 390 с.
2. Малошонок, Н.Г. Эксперимент как метод изучения эффективности практик и нововведений в высшем образовании / Н.Г. Малошонок, И.Ф. Девятко // Высшее образование в России. - 2013. - №10. - С.141-151.
3. Морено, Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе // Я.Л. Морено – М.: Академический проект, 2004. – 320 с.
4. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие. Пер. с англ. // Р. Готтсданкер - М.: Издво МГУ, 1982. – 464 с.
5. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование // Дж. Гудвин - СПб.: Питер, 2004. – 558 с.
6. Попков, В.Н. Недостатки в организации экспериментальной части педагогических исследований / В.Н. Попков // ОНВ. - 2014. - №3 (129). - С.119-123.
Выполнил:
студентка 2 курса, специальность «психология» заочной формы обучения второе высшее образование Проверил:
Старший преподаватель,
Е.Г. Тимошенкова
Методист: Минск, 2017

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.