На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика правонарушений Анализ психологических особенностей несовершеннолетних преступников
Анализ психологических особенностей несовершеннолетних преступников
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика правонарушений

А.А. Грушина
магистрант кафедры психологии г. Таганрог, ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»
О.А. Холина канд. психол. наук, доц. ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог

Преступность несовершеннолетних - составная часть делинквентного поведения, но она имеет ряд специфических особенностей, что позволяет ее рассматривать как объект криминологического, социологического, психологического изучения одновременно. Необходимо и важно ее выделять из-за особенностей психического, физического, нравственного развития несовершеннолетних, степени их социальной незрелости. В этот период формирования личности накапливается опыт, также и отрицательный, который может не проявляться внешне или проявиться с запозданием. Поэтому необходимо изучать личностные аспекты подростковой преступности. Так, в работах Петровой Е.Г., Холиной О.А. описан психологический портрет подростков, входящих в «группу риска» по возникновению наркотической зависимости, раскрыты особенности агрессивного поведения [4; 5; 6].


Целью исследования является анализ агрессивных проявлений в поведении несовершеннолетних преступников и их личностных особенностей. Эмпирическую базу исследования составили подразделение по делам несовершеннолетних отдела полиции № 1 и МОБУ СОШ г. Таганрога. В исследовании приняли участие 110 человек в возрасте 15-16 лет - из них 50 несовершеннолетних совершили разные правонарушения, и 60 несовершеннолетних - не совершали.
Методы исследования: тестирование (опросник уровня агрессивности, методика изучения акцентуаций личности, методика «Самооценка», «Методика исследования самоотношения») и статистические методы (U-критерий Манна- Уитни, r-критерий Спирмена).
Исследование проходило в несколько этапов: сначала проведено тестирование несовершеннолетних группы преступников и группы нормы, затем проведена обработка данных с помощью частотного анализа и методов математической статистики, далее сделаны выводы на основании выдвинутых гипотез.
По группе несовершеннолетних получены более высокие результаты по проявлению агрессии. Для них свойственна готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Нужно отметить высокие показатели индекса агрессивности, превышение критического порога которого выявлено у 60% правонарушителей. Достоверно выше показатели физической (Иэмп= 0, р < 0,01) и косвенной агрессии (иэмп= 134, р < 0,01), показатели раздражительности (Иэмп= 0, р < 0,01), обидчивости (Иэмп= 317, р < 0,05), подозрительности (Иэмп= 194, р < 0,01), чувства вины (Иэмп= 310, р < 0,05), вербальной агрессии (Иэмп= 16, р < 0,01), индекс агрессивности (иэмп= 0, р < 0,01).
Было выявлено, что у несовершеннолетних правонарушителей выражены акцентуации: возбудимость, демонстративность и эмотивность. Достоверно с высоким уровнем значимости в группе выше показатели акцентуации по демонстративному типу (U эмп= 181, р < 0,01), эмотивному типу (U эмп= 313, р < 0,05) и по возбудимому типу (U эмп= 221, р < 0,01).
Результаты исследования самооценки показали, что у 67% несовершеннолетних правонарушителей определена низкая самооценка, у 30% - средняя, только у 3% - высокая. Результаты математического анализа подтвердили данные, что в группе несовершенных правонарушителей с высоким уровнем значимости ниже показатели самооценки (Шмп= 167, р < 0,01).
Результаты по «Методике исследования самоотношения» показали, что наиболее высокие результаты в группе правонарушителей получены по шкалам «самообвинение», «внутренняя конфликтность», «закрытость». Что говорит о склонности правонарушителей к самообвинению, интрапунитивным фрустра- ционным реакциям, негативными эмоциями относительно «Я», о наличии сомнений, несогласия с собой, тенденция к рефлексии на общем негативном эмоциональном фоне самоотношения. Достоверно в группе правонарушителей ниже показатели самоуверенности (U эмп= 55,5, р < 0,01), саморуководства (Иэмп= 116, р < 0,01), самоценности (иэмп= 67,5, р < 0,01), самопринятия (иэмп= 117, р < 0,01), и выше показатели самопривязанности (U эмп= 277, р < 0,01), внутренней конфликтности (иэмп= 1, р < 0,01) и самообвинения (иэмп= 7,8, р < 0,01).
Таким образом, была подтверждена гипотеза о том, что личность несовершеннолетних преступников отличается системной совокупностью всех психологических свойств от подростков, которые характеризуются правомерным поведением. Результаты проведенного исследования уточняют, расширяют, конкретизируют данные о развитии преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей в контексте описания личностных качеств: акцентуаций, самоотношения и самооценки. Результаты могут быть использованы инспекторами по делам несовершеннолетних, педагогами- психологами.


Библиографический список
1. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 2017. - 351 с.
2. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - М.: ПЕР СЭ, 2016. - 321 с.
3. Голованов, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Голованов. - Минск: Харвест, 2017. - 324 с.
Петрова, Е.Г., Холина, О.А. Психологический портрет подростков, входящих в «группу риска» по возникновению наркотической зависимости // Вестник ТГПИ. - 2017. - № 2. - С.193-98.
5. Холина, О.А. Феномен агрессивного поведения в студенческой среде // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. № 2. Гуманитарные науки. - 2015. - С. 298-302.
6. Петрова, Е.Г., Холина, О.А. Проблема формирования профессионального самосознания современной молодежи / Е.Г. Петрова, О.А. Холина // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: мат. V Всерос. научно-практич. конф. (14-15 декабря 2017 года) / Южный федеральный университет / под общ. ред. А.В. Черного. - Ростов н/Д. - Таганрог: Изд-во ЮФУ. - 2017. - № 5. - С. 177-179.
Источник: Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы II-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 20 октября 2018 г. - Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. - 311 с. - ISBN 978-5 7972-2585-0

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.