Опросник перцептивной оценки типа стрессоустойчивости
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Опросник перцептивной оценки типа стрессоустойчивости
Игры и упражнения для снятия напряжения
Все страницы

Инструкция. На каждый вопрос теста возможны три варианта ответа: «да», «нет», «не знаю». Не злоупотребляйте ответом «не знаю». Используйте его только в том случае, если вас действительно затрудняет однозначный ответ «да» или «нет».
Опросник

1. Очень ли трудна и напряжена ваша работа?
2. Часто ли вы думаете о работе по вечерам и выходным дням?
3. Часто ли вам приходится задерживаться на работе или дома заниматься делами, связанными с работой?
4. Чувствуете ли вы, что вам постоянно не хватает времени?
5. Часто ли вам приходится торопиться, чтобы справиться со своими делами?
6. Испытываете ли вы нетерпение, когда видите, что кто-то выполняет работу медленнее, чем вы сами бы сделали?
7. Часто ли вы заканчиваете мысль собеседника до того, как он кончит говорить?
8. Если вам приходится ждать кого-нибудь, испытываете ли вы напряжение?
9. Если вы испытываете напряжение или раздражение, трудно ли вам скрыть это?
10. Часто ли вас выводит из терпения ожидание в очереди?
11. Часто ли у вас возникает чувство, что время течет слишком медленно?
12. Предпочитаете ли вы поехать как можно быстрее, чтобы заняться более важными делами?
13. Вы почти всегда ходите и делаете все быстро?
14. Стараетесь ли вы быть во всем первым и лучшим?
15. Считаете ли вы себя человеком очень энергичным, напористым?
16. Считают ли вас энергичным и напористым ваши близкие?
17. Считают ли ваши знакомые, хорошо знающие вас люди, что вы относитесь к своей работе слишком серьезно?
18. Часто ли бывает, что, читая или слушая собеседника, вы продолжаете думать о своих делах?
19. Часто ли ваши близкие просят вас меньше заниматься делами и больше времени уделять семье?
20. Прилагаете ли вы усилия, чтобы победить в игре?

Обработка и интерпретация результатов
На каждый вопрос ответу «да» приписывается 2 балла. Ответу
«нет» ‒ 0 баллов, ответу «не знаю» ‒ 1 балл.
Подсчитайте общее количество баллов, набранных вами в тесте.
Если вы набрали от 0 до 10 баллов, то вы принадлежите к типу Б. Люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и причины их возникновения повергают анализу, делают правильные выводы. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределять время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди типа Б стрессоустойчивы.
Если вы набрали от 10 до 20 баллов, то у вас проявляется склонность к типу Б, но умеренно выраженная. Часто проявляете стрессоустойчивость, но не всегда.
Если вы набрали от 30 до 40 баллов, то вы принадлежите к типу А. Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них быстрая речь. Постоянное напряжение лицевой мускулатуры. Если вы набрали от 20 до 50 баллов. То у вас проявляется склонность к типу А, но умеренно выраженная. Неустойчивость к стрессам проявляется нередко.
Для снятия напряжения, повышения стрессоустойчивости и уверенности в себе, профилактики профессионального «выгорания» педагогических работников и студентов эффективными являются специально разработанные игры и упражнения.


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Достань звезду»
Данное упражнение помогает справиться со стрессом, снять напряжение, активизирует эмоциональный фон участников. При проведении упражнения можно включить расслабляющую, спокойную музыку. Ведущий говорит: «Представьте себе, что мы стоим на поляне. Над нами ‒ темное ночное небо, ярко светят звезды. Они кажутся нам очень близкими. Вся поляна залита мягким, голубым светом. Люди верят в то, что когда падает звезда, нужно загадывать желание и оно непременно сбудется. Может попробовать и достать звезду самим. Выберите на небе самую яркую звезду. Она похожа на вашу мечту? Глубоко вдохните, затаите дыхание и постарайтесь дотянуться до звезды. Это совсем не просто. Тянитесь изо всех сил, напрягайте руки и встаньте на носочки. Еще совсем немного и мы ее достанем… Есть! Она у вас в руках! Положите свою звезду в красивую коробочку и порадуйтесь. Думаю, что у вас есть и другие желания. Выберите новую звезду, вдохните и тянитесь к новой цели.
«Потягивание»
Исходное положение ‒ стоя, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак, большие пальцы внутри ладоней. Кулаки прижаты книзу живота. Поднять кулаки к плечам и прогнуться к спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки, постепенно напрягая все тело. Вернуться в исходное положение, выполняя движения в обратном порядке.
«Перекат напряжения»
Напрягите до предела правую руку. Постепенно расслабьте ее. Полностью переведите напряжение на левую руку. Затем. Постепенно расслабляя ее, переведите напряжение на левую ногу, правую ногу, спину, шею и т.д.
«Тяжелый камень»
Представьте, что на пути лежит большой тяжелый камень, его надо сдвинуть. Потолкали его руками, уперлись в него всей ступней и толкаем, с большим усилием сдвинули его, расслабили руки, тело, ноги.
«Путешествие на облаке»
Эта игра помогает вернуться в рабочее состояние, справиться со стрессом. В качестве сопровождения желательно использовать спокойную инструментальную музыку. Ведущий говорит: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Пригните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинаем путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Вы чувствуете, как ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако поднесет в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно «увидеть» это место и как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (30 секунд). Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место. Поблагодарите ваше облако за прекрасное путешествие и понаблюдайте, как оно медленно растет в воздухе. Будьте бодры и внимательны.
Игра «Тряпичная кукла и солдат»
Эта игра помогает расслабиться в ситуации сильного напряжения.
Инструкция. Встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг было свободное место. Полностью выпрямитесь в струну, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы ‒ очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд). Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом…(10 секунд). Теперь опять тряпичной куклой…. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины...Теперь стряхните воду с волос… Теперь ‒ с верхней части ног и ступней…
«Радуга»
Участники встают в круг, закрывают глаза, делают глубокий вдох. Произнося «Ах!», представляя, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. Выдыхая, они съезжают с нее, как с горки, вниз, при этом произносят «Ха!». Повторяется 4‒5 раз.
«Дирижер»
Упражнение, которое помогает улучшить настроение. Встаньте. Потянитесь и приготовьтесь слушать музыку. Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками. Как будто вы дирижируете оркестром… Отлично! Двигайте теперь еще и локтями, и всей рукой целиком… Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка течет через все тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по-новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Музыкантам нравится играть под вашим руководством и они все время смотрят на вас… Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
«Вещи, дарящие радость»
Инструкция. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Теперь вспомните о тех вещах, которые когда-то дарили вам радость и хорошее настроение. Выберите что-нибудь, что вам кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно, это будут капли дождя на лепестках розы, возможно ‒ уютное тепло вашей постели, возможно ‒ освежающий прыжок в прохладу реки или озера жарким днем…Припомните свои чувства в мгновения счастья (1 минута). Теперь пусть образ этого события (или предмета), подарившего вам радость и хорошее настроение, начнет постепенно бледнеть, пока совсем не растает. Но не забудьте само ощущение радости, храните его. Теперь потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза.
«Штанга»
Исходное положение ‒ стоя. Ведущий говорит: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Они напряжены. Тяжело! Начинаем поднимать штангу, отрывать ее от пола. Тяжело! Руки устали. Бросаем штангу (руки резко опускаются вдоль туловища). Они расслаблены. Не напряжены, отдыхают. Упражнение сопровождается стихотворением:
Мы готовимся к рекорду, Будем заниматься спортом. Штангу с пола поднимаем Крепко держим… И бросаем! Наши мышцы не устали И еще послушней стали!

«Водопад»
Инструкция. Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните… Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабился ваш лоб, затем рот, расслабились мышцы шеи. Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по груди и по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами… (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад за то, что он вас так чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
«Обезьянка расчесывается»
В течение 1,5‒2 минут правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука от правого виска к левой части затылка.
«Почувствуй землю»
Когда вы злитесь или гневаетесь, постарайтесь встать всей стопой на пол и представить себя скалой или деревом.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.