(Ковчина Н. В., Игнатова В. В. Социальная психология. Социальное взаимодействие в профессиональной сфере : сб. заданий, упражнений, ситуаций. Красноярск : СибГТУ, 2015. 81 с.) Цель: выявить потребности личности в общении и совместной деятельности.
Инструкция: поставить необходимый знак напротив каждого утверждения. Ответить «да» (+) или «нет» (-).
Утверждения
Утверждение
|
Ответ
|
1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различных мероприятиях
|
|
2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей
|
|
3. Мне важно четкое и обоснованное распределение функций и обязанностей между участниками совместной деятельности
|
|
4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы
|
|
5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей
|
|
6. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение
|
|
7. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь
|
|
8. Я забываю про заботы, когда я оказываюсь среди товарищей по работе
|
|
9. Мои друзья мне основательно надоели
|
|
10. Когда я делаю работу плохо, присутствие людей меня раздражает
|
|
11. Я буду защищать друзей в конфликтной ситуации, даже если это повредит моей репутации
|
|
12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке
|
|
13. Я принимаю близко к сердцу неприятности своих друзей.
|
|
14 Мне приятно помогать другим, даже если это доставит мне значительные трудности
|
|
15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав
|
|
16. Для меня важнее выполнить порученное дело совместно, а не в одиночку
|
|
17. Я ищу способы, чтобы отказать в неинтересном для меня деле
|
|
18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей
|
|
19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение
|
|
20. Я равнодушен(на) к переменам, происходящим в жизни моих товарищей и коллег
|
|
21. В командной или групповой работе я предпочитаю больше слушать и наблюдать, как другие выполняют задание
|
|
22. Я люблю бывать среди людей
|
|
23. Я долго переживаю ссоры с близкими
|
|
24. Я поддерживаю разговоры с товарищами или другими участниками совместной деятельности на «нерабочие» темы
|
|
25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе
|
|
26. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению во мнении о людях, чем суждениям о них со стороны других людей
|
|
27. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей
|
|
28. По отношению ко мне люди часто неблагодарны
|
|
29. Если у меня срочное дело, я игнорирую посторонние просьбы
|
|
30. В детстве я входил в компанию, которая держалась вместе
|
|
31. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а)
|
|
Обработка и интерпретация результатов
За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл.
Ответы «да» на вопросы: 1, 2, 3, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 22, 23, 24, 26, 27, 30, 31.
Ответы «нет» на вопросы: 4, 5, 6, 9, 10, 15, 17, 20, 21, 25, 28, 29.
Подсчитывается сумма баллов, набранная обучающимися.
Интерпретация полученных результатов осуществляется в соответствии с ключом.
Уровень проявления
|
Суммарный количественный критерий (баллы)
|
Активно-созидательный
|
от 21 балла и выше
|
Формально-исполнительский
|
от 10 до 20 баллов
|
Утилитарно-прагматический
|
до 9 баллов
|
Активно-созидательный уровень характеризуется активным проявлением потребности во взаимодействии с другими, инициативы в совместной деятельности, заметного желания быть и общаться с окружающими людьми, дружелюбия и коммуникабельности по отношению к другим. Формально-исполнительский уровень характеризуется ситуативным проявлением потребности во взаимодействии с другими, инициативы в совместной деятельности и активности, желания быть и общаться с окружающими людьми, дружелюбия и коммуникабельности по отношению к другим, если это требуется со стороны, по совету или при поддержке другого лица. Утилитарно-прагматический уровень характеризуется отсутствием проявления потребности во взаимодействии с другими, инициативы в совместной деятельности и активности, демонстрированием нежелания быть и общаться с окружающими людьми либо взаимодействие только по индивидуальной необходимости; недостатком дружелюбия и коммуникабельности по отношению к другим, либо проявлением этого лишь в личностно-значимых ситуациях. Чем ближе количество баллов к наименьшему, тем вероятней ослабевание потребности в общении и взаимодействии личности с другими. Чем ближе количество баллов к наибольшему, тем более выражена данная потребность.
Источник: Красноперова, Н. А. Психология общения: межличностные отношения и взаимодействие : учеб. пособие / Н. А. Красноперова, В. В. Игнатова ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск, 2018. - 92 с. |