Последствия психотравмы
Психология для всех - Терапия без таблеток

Психотравмы, которые меняют психику человека и отношение к миру

 

Сегодня не существует единого определения этого термина и четких критериев, по которым можно отличить психологическую травму (психотравму) от иных вредоносных факторов.
Однако большинство людей, включая профессиональных психологов, под психологической травмой подразумевают, что человек пережил какое-либо психотравмирующее событие, или на него воздействовали какие-либо внешние или внутренние факторы, которые нанесли ущерб психическому здоровью, лишили душевного равновесия.

Психотравма – это вред, нанесенный психическому здоровью человека неблагоприятными обстоятельствами или действиями людей.

Важно знать: психическая и психологическая травма – это не одно и то же.
Психическая травма – это повреждение (кем-то или чем-то) психики, которое приводит к ее заметному нарушению. Человек перестает узнавать близких, его внимание плавает, речь со странностями, в памяти пробелы, мышление становится спутанным…
При психологической травме нарушений функций психики нет, у человека остается возможность быть адекватным и успешно адаптироваться к среде.


Признаки психологической травмы:


• ощущение потери собственной безопасности и убеждение в наличии угрозы;
• чувство бессилия, беспомощности;
• появление навязчивой тревоги;
• идеи самообвинения и самоуничижения;
• появление суицидальных наклонностей или алкоголизма;
• отрицание произошедшего события;
• чувство обиды, гнева, ярости;
• изнуряющая тоска, ощущение безысходности;
• невозможность сосредоточить внимание;
• неспособность думать о чем-то другом, кроме кризисного события;
• утрата желания действовать;
• невозможность получать удовольствие от приятных событий в жизни;
• добровольный уход от всякого общения;
• стойкое ощущение одиночества, ненужности.

О том, что человек пережил психотравму, могут информировать:
• появление проблем со сном: бессонница, прерывистый сон, ночные кошмары;
• изменение пищевых привычек: навязчивое переедание или полный отказ от пищи;
• скачки давления, сердцебиение, тремор конечностей, обильное потоотделение;
• психосоматические болевые ощущения;
• отсутствие логики в действиях, суетливость, непоследовательность;
• невозможность сконцентрировать внимание и выполнить привычную работу;
быстрая утомляемость, усталость, которая сокращает даже после отдыха;
• плаксивость, сильнае реакции на любой раздражитель;
• двигательное беспокойство, желание куда-то бежать;
• утрата интереса к противоположному полу.


Последствия травмы

посттравматический синдромтравматический синдром (ПТСР);
• склонность к суициду;
зависимости (алкоголь, наркотики и т. п.);
• расщепление личности;
• психосоматические заболевания (по оценкам психологов, от 80 до 100 % психосоматические заболеваний развиваются из психотравм);
• социальные последствия (отсутствие поддержки, общественное мнение, влияние травмы человека на окружающих и т. п.).

Психологическая травма может способствовать развитию пограничных состояний психики, формированию невротических расстройств:
• тревожно-фобические расстройства (навязчивые страхи);
• обсессивно-компульсивные расстройства (навязчивые мысли и ритуальные действия);
• конверсионные расстройства (истерия);
• астенические расстройства (неврастения);
• аффективные расстройства (депрессия).

В медицинской литературе отсутствует понятие психотравмы. Четких критериев нанесения психотравмы нет, но можно вычленить более или менее основательные признаки психотравмы:
Событие, которое оценивается как сильный удар. Это может быть неожиданная потеря очень дорогого человека, изнасилование, неожиданный развод родителей (для ребенка).
Навязчивость воспоминаний. Среднее время угасания навязчивых воспоминаний у здорового человека – три дня. Если же человек возвращается к пережитому снова и снова, спустя неделю, месяц, а то и годы, причем все события видит сквозь призму полученной травмы – это серьезный признак.
Вовлеченность. Человек не разделяет себя и ситуацию, думая о ситуации, думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией.
Остановка развития личности. Человек застревает на том этапе, когда его ничего не беспокоило, он бежит от ситуации, которая его пугает. Тут можно привести в пример, когда вполне взрослый человек ведет себя словно ребенок, отказываясь брать ответственность за что-либо (инфантильность).
Склонность к саморазрушению. Попытки суицида, алкоголизм, наркомания, тяга к правонарушениям.
Блокировка восприятия. Человек ощущает себя как будто туман.
Замораживание чувств. Оцепенение, безучастность.
Осознание себя вне тела. Человек ощущает, что он как бы покинул свое тело, и воспринимает происходящее с ним как наблюдатель со стороны.
Разделение на субличности. Человек чувствует, что в разное время он бывает словно разными людьми, хорошими и плохими, с разными функциями и проявлениями.

Формирование психотравм в детстве

Можно проследить зарождение психотравм в детстве через призму бодинамики (бодинамического анализа) – современного метода телесной психотерапии.
Рассмотрим структуры формирования характера с момента зачатия ребенка до двенадцатилетнего возраста и те ошибки в воспитании, которые могут привести к психотравмам.
1. Структура существования
Занимает период от третьего месяца беременности до момента рождения ребенка. Эта структура связана с травмой рождения ребенка. Так называемая эмоциональная структура существования.
Внутриутробное существование, рождение и время непосредственно после рождения – периоды, наиболее тесно связанные с проблемами существования. При благоприятных обстоятельствах на базовом уровне человек ощущает себя желанным и получившим право на существование.


С. Грофф рассматривает четыре базовые перинатальные матрицы:
1. «Рай». От зачатия до первой схватки – переживание благополучного существования в контакте с матерью. Токсикоз – это отторжение плода как инородного тела, он вызывает негативные переживания.
2. «Изгнание из рая». Период схваток – ощущение тупика, загнанности.
3. «Путь героя». Движение ребенка по родовым каналам – суета, движение, преодоление, спасение.
4. «Триумф». Рождение – встреча победителя с «героем».


В этот период перед ребенком стоит вопрос – быть или не быть. Устойчивый контакт с матерью начинается с трех месяцев беременности. Если она не испытывает любви к ребенку – тот начинает ее «заслуживать», «быть хорошим», «зарабатывать» похвалу.
Травма возникает, если женщина пыталась прервать беременность (потом ребенок не сможет расслабляться, для него покой равен смерти), если ребенок нежеланный, если ребенка отобрали у матери после родов (по разным причинам), роняли его, не брали на руки.
Кесарево сечение приводит к тому, что ребенок не умеет выживать, не способен сопротивляться, он «домашний», испытывает постоянную потребность в поддержке.


Психотравмы этого периода приводят к следующему поведению человека:
• он суетлив, делает много лишнего;
• не умеет получает удовольствие;
• не чувствует радости от жизни, не может расслабиться;
• готов долго страдать;
• ему тяжело сделать первый шаг;
• страдает клаустрофобией, агорафобией, боязнью давления;
• легко начинает дело, но не доводит до конца;
• ментально слишком сосредоточен на страхах, внутренних ощущениях, не знает, что делать с телом, считает мир опасным и боится его;
• эмоционально – слишком горяч, ярко реагирует на любые ситуации, нуждается в обратной связи – устраивает скандалы, сеансы откровенности.


2. Структура потребностей
Формируется в промежуток от рождения до полутора лет. Это период создания устойчивой связи с матерью. Ребенок делает так, как хочет мама, контакт с ней для него важнее еды и сна. Без физиологического контакта ребенок не выживает – это биологическая необходимость.
С рождения до полутора лет условием для развития ребенка – удовлетворение его потребности в заботе, включая кормление, физический контакт, развитие базового чувства доверия к миру. Если базовые потребности не были удовлетворены, ребенок становится отчаявшимся и покорным или резким и недоверчивым.
В год-полтора ребенок осваивает идею «я хочу». Он учится манипулировать взрослыми, занимая позицию «мир мне должен». Взрослый, в отличие от ребенка, который декларирует «хочу, и все», понимает ограничения «позже» или «невозможно».

Как может появиться травма?
• в период грудного вскармливания – отсутствие молока;
• болезнь или отсутствие матери, недостаток контакта с матерью;
• навязанный режим – кормление по расписанию, высиживание на горшке: ребенок в результате не знает, чего хочет, ведь он ест и ходит в туалет не тогда, когда хочет.


Поведение травмированного человека:
• избегает конфликтов;
• часто проявляет чувство отчаяния и обиды (если отказали – больше не дадут);
• страх – «откажут все равно»;
• четко видит потребности других;
• готов всегда помочь другим;
• очень заботится о других членах семьи;
• не в контакте со своими потребностями (терпит до последнего, но не идет в туалет);
• воспринимает подарки как признак любви;
• мало энергии, вялость;
• много страхов;
• всегда во всем виноват и ищет этому подтверждение;
• обижается и ничего не делает, когда этого требует ситуация;
• путает чувства с желаниями;
• не может ни в чем отказать.


Вторая крайность этого состояния:
• постоянное недоверие;
• вначале говорит «нет», потом думает;
• четко знает чего не хочет;
• любит навязывать свои желания, ему сложно угодить – все не так;
• если любит, то требователен к другому, но не умеет объяснить, чего хочет;
• всегда жалуется на своих партнеров по жизни и бизнесу;
• много энергии;
• бегающий недоверчивый взгляд;
• часто и беспричинно злится;
• много жалуется;
• не любит говорить о своих проблемах;
• готов платить, чтобы с ним работали за компанию.


3. Структура автономии
Формируется в возрасте от 8 месяцев до 2,5 лет. Это структура пересечения с волей. Период симбиоза – поглощения и слияния.
У ребенка появляется интерес к внешнему миру и потребность в собственных границах (для безопасности). Он учится исследовать мир и понимать свои чувства и импульсы как свои и автономные от родителей.
Чем больше ограничений в подвижности – тем хуже для ребенка, ему требуется одновременно свобода и безопасность, когда он изучает пространство.
В это время он сам учится осознавать свое тело: проявляет жестокость, знакомится с чувством боли, тянет все в рот (это тоже способ познания мира), начинает осознанно садиться на горшок.
Малыш учится понимать, что такое хорошо и что такое плохо, изучая реакции родителей. В этот период ребенок усваивает правила:
• когда он хочет быть хорошим и получает от этого удовольствие;
• когда он получает социальные травмы и опыт выстраивания границ;
• когда ребенок учится контактировать с другими;
• когда слышит первое «нет» и «нельзя» из мира;
• когда ребенок учится отходить от мамы, убегая от нее, демонстрирует границы в отношениях и проверяет свои чувства.
Возможные причины травмы:
• запугивание, например, врачами и больницами, вместо защиты и помощи;
• родители пытаются все делать за ребенка;
• ограничение в свободе действий;
• удовлетворение всех желаний ребенка как компенсация нелюбви к нему;
• родители не дают ребенку высказаться, навязывают свое мнение.
Поведение человека при психотравме:
• не может отстоять свои границы;
• не может сказать «нет»;
• общение невербальное, не любит говорить;
• когда говорит – не смотрит в глаза, обидчив;
• в ссорах надувается, молчит и не выясняет отношений;
• любит помогать, лезет без спроса;
• берет на себя инициативу, ответственность и вину;
• боится отказа, не просит поддержки;
• уходит от конфликтов, уходят от компании «по-английски»;
• тщательно, неделями, обдумывает, как и что скажет;
• не может озвучить свои желания.
Обратная сторона:
• избалованный, его считают «любимчиком»;
• захватывает чужое пространство;
• легко идет на контакт первым;
• навязывает свое мнение, динамичен в общении, генерирует идеи;
• ему важно личное пространство;
• боится любви и постоянных отношений;
• устраивает другим проверки;
• легко устанавливает контакт с людьми, много приятелей, но нет лучшего друга;
• считает, что все не так;
• не просит, чтобы не быть должным,
• не любит «халявы», предпочитает за все платить;
• любит задавать вопросы, часто не по теме;
• конфликтен;
• меняет тему разговора на интересную ему.


4. Структура воли
Занимает период от 2 до 4 лет (герои и жертвы).
Ребенок учится ощущать свою способность быть сильным. Формируется постановка задач и требуется проявление личной силы, происходит контакт с агрессией.
Это трудное время для родителей – дети злятся, рычат, топают, дерутся, кусаются, все хотят сделать по-своему, всегда говорят «нет» независимо от ситуации, проверяют границы дозволенного, причиняют боль родителям (они показывают силу, а не демонстрируют устрашение). Дети учатся делиться, выражать принятие и непринятие родителей, воспитывают волю для достижения целей в жизни.
Ребенок усваивает правила социума и формирует психотип, получает представление о «я», «ты», «мы». Девиз – «я – личность». Воля устремлена на получение удовольствия без усилий. Правильное формирование структуры воли – «весь мир для меня».
Причины травмы – в детстве не поощряли или запрещали проявлять силу и защищать себя. Если дать ребенку возможность демонстрировать силу и эмоции – поплакать, потопать – психотравмы не будет.
В этот период наказания и поощрения неадекватны. Ребенка нужно «доучить», так как ему на данный момент ничего не нравится и он хочет только играть. Нельзя давать много свободы действия, иначе у ребенка путаются реальность и фантазии, особенно при гиперактивности. Ребенка надо возвращать в реальность.
Типичное поведение человека при психотравме:
• всегда берет вину на себя;
• пессимистичен, с чувством вины и стыда;
• «после драки машет кулаками»;
• работает на многих работах;
• не умеет выбирать, не видит вариантов выбора;
• «хорошая лошадка», усердный исполнитель, даже за счет собственного здоровья;
• легко берет чужую инициативу на себя;
• оправдывается;
• не понимает, когда нужно остановиться;
• за него решают другие;
• живет чужой жизнью;
• щедр на идеи, но не может их воплотить;
• может загнать себя «до смерти»;
• доводит все до абсурда;
• всегда ожидает сопротивления.
Другая сторона поведения при психотравме:
• несомневается в своей правоте;
• часто одинокий и злой;
• понятие о дружбе – формальное;
• демонстрирует силу;
• не способен почувствовать вину;
• обвиняет других и ищет виноватых;
• перекладывает ответственность на другого: «живу ради тебя»;
• ничего не делает сам, привлекает помощников;
• не может «найти себя»;
• «не ной, ты – мужик»;
• устраивает поединки воли: «либо ты, либо я»;
• часто занят в силовых структурах и силовом спорте;
• его девиз – «поменяйте мир вокруг меня»;
• стремится контролировать других, вызывать страх;
• давит животной силой, проявляет агрессию;
• не слышит аргументов и агрессивно доказывает свое мнение.


5. Структура любови и сексуальности
Период формирования – 3–6 лет.
В это время у ребенка случается больше всего психотравм и появляется эдипов комплекc. Происходит осознание половой принадлежности, различие ролей в семье и жизни, развивается чувственность и любовь.
Ребенок знакомится с идеей сексуальности и романтизма, осознает отношения между мужчинами и женщинами. Это период, когда ребенка учат делиться с другими. В его жизни появляется первая дружба и любовь, раннее либидо. Ребенок начинает изучать свой пол, идентифицировать себя с ним, говорить – «Я мальчик, потому что…».
Дети могут получить сильную травму, если видят секс (особенно родительский), если растут с гиперконтролирующими родителями, сталкиваются с высмеиванием чувств и первых увлечений, жестким запретом всего, связанного с сексуальностью.
Вот на каких уровнях можно получить соответствующие психотравмы:
1 – детский сад и высмеивание «красивой девочки»;
2 – начальная школа – первая любовь;
3 – подростковый – сексуальное развитие и первый сексуальный опыт;
4 – старший подростковый – столкновение чувства с реальной жизнью;
5 – юность – выбор постоянного партнера, браки и разводы.
На каждом уровне остается частичка сердца, и со временем наступает пустота.
Поведение при травме:
• романтик в «розовых очках»;
• быстро влюбляется;
• игнорирует сексуальность и часто отвергает секс;
• тяжело принимает несовершенство;
• неосознанно флиртует;
• часто становится жертвой насилия;
• обладает богатым внутренним миром;
• фантазирует об идеальном партнере и отношениях;
• платит за партнера и не принимает оплату за себя;
• соглашается на виртуальные отношения;
• много переживаний и огорчений из-за секса;
• вытесняет собственную сексуальность;
• не прилагает усилий в отношениях;
• перекладывает проблемы на партнера: «если что-то не так – значит, меня не любят».
Противоположное поведение при тех же травмах:
• соблазнитель (человек с «раненым» сердцем);
• все в его жизни строится вокруг секса и физических отношений;
• иногда играет в романтику, чтобы получить секс;
• отношения не затрагивают его сердца;
• платит за то, что может использовать в своих целях;
• как только отношения начинают касаться чувств – разрывает их;
• осознанно флиртует, чтобы найти нового сексуального партнера;
• не имеет друзей среди людей противоположного пола;
• всегда много сексуальных партнеров;
• боится нежности и заботы;
• стремится подчинить партнера своим представлениям;
• девиз – «я всегда найду другого»;
• не выясняет отношений – ему легче уйти, чем поговорить;
• боится брака.


6. Структура мнений
В период 5–9 лет формируется способность аргументировать и отстаивать собственное мнение, оценивать и взвешивать мнения других людей. Это период социализации.
• ребенок стремится в группу сверстников, уходит от родителей;
• идет изучение правил и прощупывание их границ;
• у ребенка появляется свое мнение, он может что-то объяснить;
• закладываются «правила жизни»;
• ребенок осознает, что в разных группах – разные правила, принимает правила игры в группе;
• становится важной принадлежности к группе, особенно – неформальной;
• ребенок начинает следить за модой, обращает внимание на внешний вид и много времени проводит перед зеркалом
• становятся ценными отличия (внешность, сленг…);
• формируется самооценка.
Травма происходит, когда ребенку не дают высказаться («затыкают рот»), высмеивают его мнения, нарушают личные границы, не дают свободы выбора, обращают внимание на его возраст («Поживешь с мое, поймешь») и пресекают желание быть модным.
Если без грамотной аргументации и доказательств поучать ребенка, как правильно жить и требовать от него не перечить старшим правильности, можно получить следующее травматичное поведение:
• не имеет своего мнения и не может его сформулировать (иметь свое мнение – опасно и страшно);
• выбирает одобренное всеми, имеет мнение «как все»;
• воздерживается от высказывания мнения;
• меняет свое отношение к явлению в зависимости от мнения других;
• недооценивает себя;
• обесценивает свои же действия («Это не я – это мы все»);
• очень методичен (говорит чужими фразами, упорно придерживается теории);
• очень хороший «психолог»;
• пассивно противопоставляет себя остальным;
• не объясняется по поводу опозданий;
• боятся, что другие будут над ним смеяться;
• статус для него не важен;
• должен четко убедиться, что его «принимают» (не подает руки первый, не обнимает).
Обратная сторона медали – агрессивная:
• упрям, всегда доказывает свою точку зрения и требует согласия;
• не меняет своих решений;
• продавливает свое мнение («я и мнение – одно и то же»);
• долго переваривает информацию;
• склонен ничего не слышать и не видеть;
• любую критику считает личной обидой и принимает на свой счет;
• всегда критикует чужое мнение и действия;
• любит, чтобы им восхищались, принимает наигранную лесть и восторг;
• беспокоится, когда с ними сразу соглашаются;
• уважает авторитет;
• ему важно, чтобы другие приняли его;
• чувствует потребность в высоком статусе;
• в переговорах – настырен и упорен;
• рвется к власти, но не умеет договариваться;
• любит спорить и идти на принцип;
• с трудом принимает мнение другого;
• сам любит опаздывать, но другим предъявляет претензии.


7. Структура солидарности
Формирование отношения ребенка к группе происходит в период от 7 до 12 лет.
Основная задача этого возраста – установить баланс между личными потребностями и потребностями группы, сформировать лидерские качества, интересы, чувство ответственности. Ребенку нужна поддержка родителей. Время, когда ребенок включается в группу, в социум, – второй период социализации:
• формирование своей компании (задача – найти свою «стаю»);
• понятие лидерства;
• создание микрогрупп («с этими – дружу, с этим – нет»).
Проблема этого периода – отсутствие отца в семье. Ребенок сильно привязывается к маме и становится безразличным к группе. В период сепарации – либо гиперопека, либо отвержение, и ребенок не вписывается в социум («мама – лучшая жена»).
• ребенок – революционер (протест против отца);
• солидарность: важно быть частью группы;
• дети начинают прикрывать друг друга,
• родители навязывают детям свои нереализованные детские желания (выбор кружков, занятий и т. п).
Если удается выстроить баланс между личным и общественным – результатом становится способность к здоровой конкуренции: умение договариваться, ориентация на результат в работе.
Поведение при травме, полученной во время формирования структуры:
• убежден, что надо жить «как все», не высовываться (нет поддержки родителей);
• обесценивает себя;
• чувствует потребность слияния с группой;
• «серая мышка»;
• не способен признать свои удачи и свою уникальность и не страдает, если его достижениями пользуются другие;
• плохо воспринимает комплименты;
• стремится к «уравниловке»;
• готов «закопать» свои способности и таланты;
• способствует росту и продвижению других;
• занимает позицию «мы», открыт и дает много хорошего окружающим;
• склонен всех хвалить;
• не любит игры в единственным победителем;
• легко приспосабливается, адаптивный;
• хороший посредник, умеет договариваться и «пиарить»;
• поддерживает идею равенства;
• легко приспосабливается в новой обстановке.
Либо:
• постоянно конкурирует;
• его девиз «быть лучше всех»;
• с трудом воспринимает и долго перерабатывает информацию;
• в любой компании стремится быть лидером;
• задает много вопросов,
• его невозможно перебить;
• имеет «комплекс отличника», хочет сделать все идеально;
• трудоголик;
• любит «критиковать» работу других;
• его легко можно взять «на слабо»;
• создают склоки и искусственную конкуренцию;
• как руководитель не дает расти своим подчиненным,
• любит принимать подарки и неискренние комплименты;
• всегда приписывает успехи себе;
• собственник;
• успешен в соревнованиях;
• «пробивной» и активный, революционер;
• заставляет всех жить по своим правилам;
• хорошие лидерские качества;
• сильно «выгорает» на работе.

Работа с психотравмами

В отношении психологической травмы справедливо утверждение: время – лучший лекарь. Действительно, со временем пережитое горе утрачивает свою остроту, человек возвращается в привычный ритм жизни. Однако для многих процесс восстановления после психологической травмы проходит очень сложно, а вместо желаемого душевного равновесия человек получает невротические либо психические расстройства, требующие лечения.
Всем людям без исключения, которые пережили психотравмирующую ситуацию, необходимо обратиться за врачебной помощью, если спустя три месяца симптомы сохраняются.
Однозначно сигнализируют о необходимости лечения:
• угнетенное состояние и тоскливое настроение;
• раздумья о бесполезности жизни и навязчивые мысли о смерти;
• навязчивый страх одиночества;
• иррациональная тревога, предвкушение неизбежной катастрофы;
• бессонница;
• неконтролируемые вспышки агрессии;
• психосоматика (ощущение беспричинной боли);
• упадок сил и иные проявления астении;
• сексуальная дисфункция;
• приступы панических атак;
• признаки анорексии или булимии – отказ от пищи или неконтролируемое переедание;
• ярко выраженные провалы в памяти;
• двигательное возбуждение (тремор некоторых частей тела);
• нарушение социальной адаптации;
• появление навязчивого поведения.


Лечение психологической травмы требуется экстренно, если человек демонстрирует суицидальное наклонности, страдает от пагубной зависимости: алкоголизма, токсикомании, неумеренной тяги к фармакологическим средствам.
В зависимости от первопричины травмы, ее симптомов, стадий развития невротического расстройства следует с умом подойти к поиску методов устранения заболеваний психики.
В лечении последствий психотравм хорошие результаты дают такие направления психологии и психотерапии, как:
• когнитивно-поведенческая психотерапия;
• гештальт-терапия;
• нейролингвистическое программирование;
• психосугестивная терапия;
• методы провокативной терапии.


Как предупреждать реальные и мнимые психотравмы?
Рецепты просты:
• снять анатомические негативные проявления;
• вести здоровый образ жизни;
• развивать позитивное мировосприятие;
• развивать взрослые аспекты поведения, что в первую очередь значит понимать свою ответственность за происходящее;
• привыкнуть и уметь быть нужным.
Источник: «Психология рядом с нами/ Наталья Кучеренко»: АСТ; Москва; 2018

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.