Страница 2 из 3
1.2. История развития и современное нормативно-правовое регулирование защиты прав супругов, расторгающих брак
Категории «семья» и «брак» имея семейно-правовую природу, выступают однопорядковыми явлениями, имеют внутреннюю природную связь и их необходимо рассматривать в неразрывном внутреннем правовом единстве. Вполне уместным представляется высказанное в доктрине мнение С.С.Алексеева, что «правотворчество в Российской Федерации в настоящее время требует довольно серьезных коррективов, совершенствования, перехода на какую-то новую ступень». Если обратиться к истории вопроса, то регулирование института брачно - семейных правоотношений появилось еще с времен Древнего Рима. В канонах римской юридической культуры брак не был только частным делом, еще меньше - отношениями только в рамках частного права: люди не властны сами, и по собственной прихоти предопределять, каким должен быть брак, чему в нем можно следовать и чего избегать. В римском праве существовал достаточно пестрый контингент субъектов, правовой статус которых регулировался как по вертикали, так и по горизонтали. Самым интересным является правовой статус женщины, который в каждой отрасли римского права имел свои особенности. Кроме того, правовой статус женщины в римском обществе постоянно эволюционировал и был различным на разных исторических этапах. Супружеские правоотношения в Риме длительное время сохраняли свою автономность от государственного регулирования и подпадало под контроль моралистов - цензоров. Особенностью семейно -брачных правоотношений было также и наличие так называемого семейного суда: в пределах своей фамилии домовладелец был и судьей. Следует отметить, что в Древнем Риме разводы, направленные на прекращение супружества, были довольно редким явлением, поскольку институт брака имел магически - религиозные черты. В конце эпохи республики разводы стали довольно частыми. Для этого не нужно было соблюдать формальности, достаточным считалось поведение, которое свидетельствовало о нежелании сохранить брак. В этот период брак зависел только от взаимного желания супругов находиться в нем, исчезновение желания было основанием для прекращения брачных отношений. В постклассическом праве брак трактуется как первоначальное волеизъявление мужчины и женщины. Законодательство императорских времен было направлено против разводов, чем существенно отличалось от классического законодательства. В византийском семейном праве большое значение имело церковное право. Брачно-супружеское законодательство Византии XIV в. состоит из Шестикнижии Константина Арменопула и «Алфавитной Синтагме» Матфея Властаря. Император Константин в 331 году н.э. сделал попытку ввести новые правила для разводов, особенно для разводов в одностороннем порядке, ограничив возможность бракоразводной инициативы тремя моментами (как для женщины, так и для мужчины). Жена могла развестись с мужем, если он был виновен в убийстве, отравлении или осквернении могил. Законодательство Юстиниана тоже оставляло за женщиной право инициировать развод на законных основаниях с целью защиты ее прав, к которым относились: оставление мужем дома, ложное обвинение в супружеской неверности, сводничество либо связь мужа с другой женщиной в доме супругов или вне его. Вполне справедливо, что лица, которые состояли в браке, не могли заключить новый союз до расторжения предыдущего. Также запрещались браки между родственниками. Таким образом, брак по праву Древней Византии являлся моногамным. Супруга приобретала возможность защиты своих прав и расторжения брака в силу определенных оснований. В дальнейшей истории Византии поводы к разводу не менялись. Таким образом, регулирование прекращения брачно -супружеских правоотношений посредством расторжения брака и реализации защитных механизмов, прав супругов находилось в центре внимания законодателей того периода. Нарушение установленных правил наказывалось правовывми и неправовыми механизмами, как государством (имущественные и другие санкции), так и церковью (епитимии, отлучение от причастия и др.). Учитывая влияние Византии на страны Восточной Европы и Россию в религиозной сфере, нормы византийского семейного права проникли в законодательство этих стран. Рецепция была как частичной (Сербия), так и полной (Россия). Вплоть до настоящего времени церковный брак хотя и не является официально признанным институтом, но становится все более популярным, регулируется каноническими нормами, сложившимися в Византии. После принятия христианства на Руси сохранялась языческая практика самовольного прекращения статуса супружества путем расторжения брака. О популярности подобных разводов в христианский период свидетельствует целый ряд источников. Так, по мнению А.В. Арциховского, в новгородской берестяной грамоте № 9 (письмо от женщины Гостяты к родственнику Василию), датируемой XI в., речь идет именно о самовольном расторжение брака: «А ныне водя новую жену пустил же мя, а иную поял». Митрополит Иоанн в своих канонических ответах с отмечал, что «жены отметаються, и свое жены пущають и прилепляються инемъ». Как обоснованно отмечается в научно-исторической литературе, в Древней Руси после принятия христианства супружеские отношения были переданы под юрисдикцию церкви, представители которой исходили из принципа незыблемости евангельских истин, гласивших, что Ева была создана из ребра Адамова, в силу чего составляла с ним единое целое, и их союз не был расторгнут даже после грехопадения. Опираясь на этот тезис, церковь провозглашала брак священным и нерасторжимым. С точки зрения христианства, «только смерть одного из супругов или прелюбодеяние жены освобождали другого супруга от уз брака». Среди юридически достаточных поводов для прекращения правоотношений между супругами на первое место древнерусское законодательство, исходя из интересов публичной власти, поставило недонесение о государственной измене в форме покушения на князя. Однако, необходимо обратить внимание, что согласно ст. 53 Пространной редакции Церковного устава князя Ярослава этот повод для расторжения брака закреплялся только за мужем: «Услышить жена от иных людей, что думати на царя или на князя, а мужу своему не скажеть, а опасли обличиться - розлучити». Невзирая на провозглашенное христианским учением равноправие мужчины и женщины в супружеском правоотношении, церковь закрепляла право требовать соблюдения супружеской верности только за мужем. Даже само прелюбодеяние рассматривалось как плотская связь замужней женщины с посторонним мужчиной. Здесь можно наглядно увидеть нарушение прав супруги и невозможность защиты ее прав. Исходя из положений Эклоги: «Если кто-либо вступил в связь с замужней женщиной, то и он и она подвергнутся отрезанию носа. После же отрезания носа совершившая прелюбодеяние возьмет свои вещи, которые она принесла к мужу (и ничего больше)». В последующие исторические периоды принцип добровольности вступления в супружеский союз и его расторжение получает правовое закрепление в ряде нормативных правовых актов, изданных в эпоху правления Петра I. Так, например, Указом от 6 апреля 1722 г. «Об освидетельствовании дураков» было запрещено вступать в брак с душевнобольными лицами из -за их неспособности к самостоятельному волеизъявлению. Вместе с этим, в данный временной период Сенат и Синод получили право расторгать браки, заключенные насильственно, и приказано вернуть «в мир» постриженных в монахини женщин. Постепенно шел процесс выравнивания статуса супругов, что впоследствии нашло отражение в «Табели о рангах», где было указано в ст. 7, что «замужние жены поступают в ранги по чинам мужей их». Таким образом, как справедливо указывает С.В. Омельянчук с введением христианства в Древней Руси и переходом брачно -семейных отношений под юрисдикцию церкви поводы для развода были четко регламентированы, что, как представляется, говорит о достаточно высоком уровне регламентации данных отношений. Но, несмотря на все старания духовенства, на Руси и после принятия христианства сохранялась языческая практика самочинных разводов. Установив наказания за их совершение, церковь все же вынуждена была признавать законность подобных разводов как оснований прекращения правоотношений супругов. При этом расторжение брака, осуществляемое с согласия церкви, пошлиной в виде штрафов не облагалось, что можно объяснить стремлением духовенства уменьшить число юридических действий в сфере брачно-семейных отношений, осуществляемых вне церковного контроля. В России императорского периода законодателем была ограничена возможность прекращения прижизненного правоотношений супружества в силу того, что в обществе господствовали возведенные в ранг закона религиозные нормы и правила. Свод законов Российской империи запрещал развод, за исключением специально оговоренных основании. В силу установленных ограничений, в Российской империи устанавливались четкие определенные законом основания для прекращения правоотношений супругов путем расторжения брака: 1) в случае доказанного прелюбодеяния одного из супругов или его неспособности к брачной жизни; 2) а также в случае, когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, или же сослан на житье в Сибирь, с лишением всех особенных прав и преимуществ; 3) в случае безвестного отсутствия супруга. В истории развития российского семейного права принцип единства и нерушимости брачных связей и стабильности супружеского союза, нерасторжимости брака выполнял особенную - культурообразующую миссию русской православной семьи. Однако, как представляется, не всегда способствовал обеспечению и защите интересов самих супругов. Необходимо отметить, что в Российской империи закон также оговаривал вопрос в отношении прекращения брачно-супружеских правоотношений со смертью одного из супругов, но при этом уточнял, что вдова (вдовец) была вправе вступить в повторный брак, если то не запрещалось законом, то есть человек за всю жизнь мог вступить в брак не более трех раз. В данный период применялся обычай, исходя из которого, овдовевший супруг не вступал в повторный брак до истечения шести недель с момента смерти прежнего супруга. Д.И. Мейер отмечал, что юридической силы данный обычай не имел, но в действительности почти всегда соблюдался. В научном исследовании, проведенным А.Н. Поповой, справедливо обращено внимание на существование в законодательстве Российской империи, как и в современном законодательстве, правовой нормы, предусматривающей при отсутствии одного из супругов в месте своего жительства более пяти лет другому супругу просить расторгнуть брак, а также вступить в новый брак. Рассматриваемые правоотношения следует трактовать как один из возможных путей прекращения статуса супружества, которое направлено на защиту прав лиц при расторжении брака. Как отмечают отдельные авторы, в тех государствах, где разрешался развод как способ прекращения правоотношений супругов с целью защиты их прав, господствовала именно концепция развода-санкции, которая имела место лишь при наличии двух оснований: прелюбодеяния одного из супругов или злонамеренного оставления одного из супругов другим. Эта же концепция - развод-санкция - была единственной в средние века в Византии и России. Причем данные концепции являются достаточно популярными и в современной семейно-правовой доктрине, что как представляется, не противоречит реализуемой в настоящем исследовании концепции расторжения брака как способе защиты брачно -семейных прав. Ключевое различие институтов защиты прав супругов при расторжении брака начала XX в. и начала XXI в. состоит в том, что Свод законов Российской империи прямо запрещал развод по договоренности супругов , устанавливая четкие основания для расторжения брака, в то время как сегодня добровольное согласие супругов, напротив, является основанием для развода в административном порядке. Что соответствует современному представлению о расторжении брака как основании прекращения супружеского правоотношения и способе защиты прав супругов и третьих лиц. До революции 1917 года духовное и правовое начало были в неразрывном единстве, церковь и государство рассматривались во взаимосвязи, регистрация актов гражданского состояния продолжала находиться в руках церкви. Б.Н. Карамзин так пояснил, почему, по его мнению, в России не произошла передача регистрации актов гражданского состояния государственным органам: «С одной стороны, это явление объясняется тем, что в России церковь была чрезвычайно тесно связана с государством, едва ли даже не составляла часть административного аппарата империи; кроме того, православная религия была среди основной массы населения Российской империи, безусловно, главенствующей, и, наконец, запись полупризнаваемых государством «иноверцев» или включалась в книги «православных» церквей, или без особых затруднений контролировалась полицией». Таким образом, для досоветского периода (до Октябрьской революции 1917 г.) законодательство об актах гражданского состояния (метрических книг) отличалось преобладанием религиозных норм, а функция регистрации важнейших жизненных фактов (браков и их расторжения и других) так и не была передана в руки советской власти. Первыми законодательными актами советского периода по вопросам семьи и брака стали Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 18.12.1917 «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния» и Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 19.12.1917 «О расторжении брака», в соответствии с которыми признавались только гражданские браки; светской и общедоступной устанавливалась процедура расторжения брака, имеющая целью прекращения супружеских правоотношений и направленная на защиту прав супругов. В период с 1917 по 1944 гг. наблюдается достаточно либеральный подход законодателя к институту прижизненного прекращения брака для защиты прав супругов путем развода и его процедуре. Для данного времени характерны следующие концепции: развод-соглашение, развод-требование и развод - расторжение. Однако, уже в данный период можно говорить, что прекращение супружеских правоотношений было направлено на защиту прав членов семьи, когда дальнейшее сохранение правоотношения супружества не отвечает интересам, в первую очередь, самим супругов. Однако, Указом от 8 июля 1944 г. была ужесточена процедура прекращения брачно-супружеских правоотношений путем развода. Брак расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. При этом в иске могло быть отказано даже в случае, если оба супруга настаивали на разводе. Сам бракоразводный процесс включал несколько этапов: первый - рассмотрение дела в народном суде, потом - в суде второй инстанции. Таким образом, для данного периода характерно применение прежде всего концепции «развод-констатация». Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. в числе основополагающих задач определил: укрепление советской семьи, всемерная охрана и поощрение материнства, обеспечение счастливого детства. Необходимо отметить, что, по сути, аналогичные принципы характерны для построения и организации супружеских правоотношений и в настоящий период в Российской Федерации. Однако, заявленным задачам укрепления семьи всего советского периода противоречило упрощение процедуры расторжения брака. Несмотря на то что развод считался серьезным общественным проступком, количество разводов возрастало, брачно-семейная мораль советского общества девальвировалась, статус супружества утрачивал свою социально -юридическую ценность. Недопустимость предъявления мужем требования о прекращении статуса супружества и расторжении брака устанавливалась только на время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка без соответствующего на то согласия жены (ст. 31 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г.). Справедливо полагать, что до 1969 г в России преобладали концепции расторжения брака как развода-констатации и развода-расторжения. Начиная с 1996 г. действует Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ), регулирующий брачно-семейные отношения, в том числе по определению супружеских прав и обязанностей, придания им статуса правоотношений и его прекращения путем расторжения брака при жизни супругов. Применительно к данной ситуации, следует согласиться с мнением профессора А.Н. Левушкина, который в отношении современной модели регулирования брачно-семейных отношений указал, что «исследование динамики семейно-правового регулирования в РФ позволяет говорить о новых тенденциях в развитии брачно-семейного законодательства, в частности, не только об изменении традиционных отраслевых институтов, но и о появлении новых институтов и подотраслей, изменении структуры семейного законодательства, свидетельствующих о трансформации всей его системы. Значительным изменениям подвергаются содержание и объем сферы семейно - правового регулирования. Реализуется тенденция расширения предмета семейно-правового регулирования». В продолжение такой трактовки нами и реализуется научный подход к расторжению брака как способу защиты прав супругов. Весьма справедливо утверждение С.Ю. Чашковой, что «признаются семейной жизнью и семейными отношениями фактические брачные отношения между мужчиной и женщиной, равно как и различные нетрадиционные отношения». Вместе с тем, полагаем, что приоритет должен отдаваться тем семейным правоотношениям, которые основаны на традиционном законном браке, в результате заключения которого и складываются супружеские правоотношения. Сегодня абсолютно справедливо одним из основных в науке семейного права является направление, сформулированное и получившее доктринальное обоснование первоначально профессором О.Ю. Ильиной и в дальнейшей реализуемое в трудах А.Н. Левушкина, которое затрагивает различные аспекты, касающиеся регулирования важнейшего социального института современной России - институт брака, который может рассматриваться с разных точек зрения, в том числе и как социально-правовой институт, а также, так таинство - венчание и как правовая категория, урегулированная на законодательном уровне. Безусловно, современное семейное законодательство отличается от законодательства Российской империи. Различия имеют место в том числе и в условиях и порядке прекращения правоотношений супругов при расторжении брака. Данные различия связаны и с укладом жизни страны, и с влиянием религии на жизнь общества, и, кроме того, с историческим фактором развития российского общества. Сегодня отношения по расторжению брака и защите прав супругов в данном правоотношении регулируются, как и в советский период - государством. Представляется, что иного положения быть и не может, однако регулирование таких правоотношений требует определенного пересмотра, с учетом направленности расторжения брака на защиту прав супругов и детей. Вполне естественно, что брак расторгается как в органах ЗАГС, так и в судебном порядке, т.е. путем установления публично -правового режима прекращения правоотношений супружества. Религия в современной России не имеет решающего влияния на право. Это связано с конституционным положением о том, что Россия является светским государством. Исследование эволюции института прекращения правоотношений супругов и расторжения брака в России и странах континентальной правовой семьи позволило О.Г. Уенковой прийти к вполне оправданному суждению, что «законодательные концепции последовательно строились на принципе свободы развода, нерасторжимости брака, принципе вины и, наконец, взаимном усмотрении самих супругов. Действующее российское семейное законодательство исходит из принципа свободы развода, который реализуется на практике путем взаимного усмотрения супругов на предмет сохранения семьи. Основой правового регулирования расторжения брака, - полагает данный автор, - должна быть нейтральность закона по отношению к разводу; право не должно оказывать влияние на решение супругов о расторжении брака: ни способствовать ему, ни препятствовать. Это касается не только непосредственно норм о разводе, но и всех семейно -правовых институтов, а также норм других отраслей права, могущих оказать прямое или косвенное влияние на решение супругов о расторжении брака». Что касается источников правового регулирования прекращения правоотношений супругов и защиты их прав в Российской Федерации на современном этапе, то общепризнанные принципы и нормы международного права, равно как и международные договоры РФ, - составная часть нашей правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Более того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, то применяются правила международного договора (принцип приоритета международных договоров, ст. 6 СК РФ). «В настоящее время существует объективная потребность в разработке и обосновании новых направлений совершенствования системы семейного законодательства РФ исходя из целей государственной семейной политики и имеющегося социально-правового потенциала». Непосредственному применению в России подлежат, в частности: - Всеобщая декларация прав человека 1948 года; - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года; - Международный пакт о гражданских и политических правах 1996 года; Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 года, Для отношений с гражданами стран СНГ большое значение имеет Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года. Действуют двусторонние договоры по семейным отношениям, в частности, со следующими странами: Польша, Грузия, Молдова, Латвия, Литва, Азербайджан, Кыргызстан, Монголия, Йемен, Куба, Тунис, Кипр, Чехия, Алжир. Решения иностранных судов признаются и исполняются в России, если это предусмотрено международным договором РФ. Необходимо обратить внимание на то, что для семейного права и законодательства характерны весьма существенные различия между правовыми системами различных государств. Это во многом объясняется тем, что на регулирование брачно-семейных отношений значительное влияние оказывают национальные, религиозные особенности, а также социокультурные традиции разных стран. Отсутствие единообразия в содержании и понимании материальных условий приводит к появлению браков, которые, к сожалению, признаются в одном государстве и не признаются в другом. В целом, процесс развития законодательства, регулирующего защиту прав супругов при прекращение супружеских отношений, был долгим и сложным. Вопрос о возможности прекращения супружеских правоотношений путем расторжения брака в зарубежных странах, вполне естественно, что решается по-разному. Обратим внимание, что в отдельных государствах (Испания, Ирландия) развод вообще запрещен. В других же развод допускается, но при наличии строго регламентированных законодательством оснований. При этом взаимное согласие супругов в число таких оснований не включается (например, в Италии). В-третьих странах, развод допускается при наличии легальных условий и оснований, в том числе по взаимному согласию супругов (Англия, Бельгия, Дания, Германия, Норвегия, Российская Федерация). В Швеции установлена максимально либеральная процедура прекращения супружества путем расторжения брака. Судья обязан расторгнуть брак супругов, не требуя при этом доказывания необратимости брака при их обоюдном согласии. В научной литературе по вопросам правового регулирования расторжения брака в зарубежных странах отмечается, что проведенные в 1970 -х гг. реформы законодательства о разводе (Англия, Франция, Норвегия, Дания, Финляндия и др.) привели к серьезной трансформации указанного института. Основной идеей стал отказ от концепции «развод - санкция или кара за виновное поведение супруга» и переход к концепции «развод - констатация неудачи, крушения брака». Такой подход исключал закрепление в законодательстве формальных оснований развода, хотя супруги и связаны определенными требованиями закона, так как в обоснование брака должны привести определенные доказательства. Главная идея реализации реформ в 20 веке в сфере брачно -семейного законодательства за рубежом состояла в переосмыслении самой концепции прекращения брачного правоотношения, отказ от идеи «развод - санкция за виновное поведение», а также констатация ситуации, когда совместная жизнь становится невозможной. И появление таких концепций, как «развод- лекарство» и «развод-банкротство». Эти концепции с учетом национальных особенностей были определены большинством зарубежных государств, таких как Германия, Италия, Франция. Безусловно, «реформы 70 - 90-х гг. изменили подход законодателей большинства стран к институтам семейного права в целом и к разводу в частности». Развитие общества привело в XX в. к расширению свободы разводов. Европа дольше других стран сопротивлялась этому. Однако в Италии с 1970 г. стал действовать закон, разрешающий расторжение брака по строгому перечню оснований, исключая взаимное согласие супругов. Это так называемый закон Фортуна - Баслини. Основаниями для расторжения брака считаются: - осуждение одного из супругов к серьезному уголовному наказанию; - раздельное проживание супругов не менее пяти лет по условиям сепарации; - неспособность к брачной жизни; - получение развода за границей. Однако, в 2015 году был принят новый закон «О быстрых разводах», согласно которому все желающее полюбовно расторгнуть брачные узы могут подавать заявления о раздельном проживании или разводе не в суд, а в орган ЗАГС муниципалитета. В середине XX в. в Англии была принята целая серия консолидированных и, отчасти, кодифицированных законов, в результате которых произошли существенные изменения в сфере брачно-семейных отношений. К таким можно отнести, Закон о жилище семьи 1967 г., Закон о реформе порядка расторжения брака 1969 г., консолидирующий Закон о брачно-семейных делах 1979 г., консолидирующий Закон о судопроизводстве по брачно-семейным делам 1984 г. и т. д.). С 1971 г. также признано взаимное согласие супругов на развод после двухлетнего раздельного жительства (сепарации, так называемого отлучения от стола или судебного разлучения). Во Франции при разрешении вопросов о расторжении брака руководствуются Гражданским кодексом Наполеона 1804 года, законом от 8 февраля 1995 г. «О судоустройстве и гражданском, уголовном и административном процессе», Гражданским процессуальным кодексом Франции 1975 г. Положения о расторжении брака находят отражение в Гражданском Кодексе Германии, а также Вводном законе к Гражданскому Кодексу. Процессуальные вопросы расторжения брака отражены в законе «О производстве по делам семьи и добровольной юрисдикции». Стоит отметить, что, так же, как и российском законодательстве, в законодательстве европейских стран существуют международные правовые акты, которые регулируют порядок признания процедуры расторжения брака. Таковы, например, Гаагские конвенции - о заключении и признании действительности браков 1978 г.; о признании разводов и решений о раздельном жительстве супругов 1970 г. Конвенция 1970 года применяется к признанию в одном государстве разводов и решений о раздельном жительстве супругов, вынесенных в другом государстве, в результате судебного и иного производства, официально признанного в этом другом государстве и имеющим в нем законную силу. В статье 160 СК РФ указано, что расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Российской Федерации (в органах ЗАГС, либо в судебном порядке). Данное положение соответствует предписаниям Конвенции о порядке расторжения брака, когда каждый из супругов удовлетворяет по существу требованиям внутреннего права, определенного коллизионными нормами государства расторжения. Конвенция 1970 года «О признании разводов и решений о раздельном жительстве супругов» не применяется к установлению вины или к дополнительным предписаниям, объявленным при вынесении решения о разводе или раздельном жительстве супругов; в частности, она не применяется к предписаниям, касающимся имущественных обязательств либо опеки над детьми. Стоит отметить, что в целях унификации законодательства, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам необходимо рассмотреть возможность присоединения России к Конвенции 1970 года «О признании разводов и решений о раздельном жительстве супругов». Это объединит множество правовых норм, связанных единым предметом регулирования - прекращения правоотношений супругов, в один правовой акт, что позволит комплексно регулировать данный порядок в результате расторжения брака по национальному законодательству.
Сформулируем основные выводы по данному параграфу. 1. Следует сделать вывод, что основные вопросы, возникающие в связи с установлением и реализацией защиты прав супругов, расторгающих брак, во все исторические периоды за рубежом и на Руси были не простыми и достаточно противоречивыми. Безусловно, что на протяжении длительного периода развития российского общества и государства, формирования традиционной модели семьи, прекращение супружества в результате расторжение брака совершалось в исключительных случаях и лишь по строго определенным основаниям, что соответствовало христианской идеологии и православной модели российской семьи. Государство всегда консервативно относилось к данной процедуре. Вполне естественно и объяснимо, что органы государственной власти стремились к сохранению семьи, выступали против прекращения супружеского статуса и расторжения брака, порой искусственно обеспечивая существование супружеского правоотношения, брачного союза, что порождало нарушение прав супругов, а никак не их защиту. 2. Россия и европейские государства в регулировании вопросов защиты прав супругов при реализации процедуры расторжения брака шли одним путем, что объясняется существованием ряда общих исторических особенностей развития данной сферы брачно-семейных правоотношений. Изучение становления и развития института прекращения супружеских правоотношений в результате расторжения брака в России и европейских странах в разные исторические периоды дает основания утверждать, что несмотря на серьезные различия нормотворческого опыта регулирования правоотношений по расторжению брака в России и в странах Европы схожи, основывались на религиозно-правовых принципах и нормах. Так, например, в европейских странах долгое время на супружеские правоотношения оказывала влияние римская католическая церковь. В России же институт супружества и брака, его прекращения до революции 1917 года находился под влиянием русской православной церкви, что позволяло обеспечивать стабильность брачно- супружеского правоотношения. Однако такая ситуация не обеспечивала прав супругов, навязывание статуса супружества, его насильственное сохранение нарушало права и интересы супругов при нахождении в таком браке. Само расторжение брака в тот исторический период, к сожалению, не было направлено на защиту прав супругов, третьих лиц. 3. По результатам рассмотрения проблематики данного параграфа можно сделать вывод, что нормативную основу регулирования брачно -семейных отношений составляют: Дигесты и Новеллы Юстиниана (530-533 гг.), «Эклога» (начало VIII в.), «Прохирон» (IX в.), «Эпанагога» (IX в.), «Василики» (начало X в.), Конституция императоров Феодосия II и Валентиниана 449 г., Шестикнижие Константина Арменопула (XIV в.), церковные уставы князей Владимира и Ярослава (Х - Х1 вв.), Указ Петра I от 6 апреля 1722 г. «Об освидетельствовании дураков», «Табель о рангах» 1722 г., Свод законов Российской империи (Свод законов гражданских) 1832 г., Декрет от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», Декрет от 19 декабря 1917 года «О расторжении брака», Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16 сентября 1918 г., Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г., российские правовые акты: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, иные кодифицированные нормативно -правовые акты, федеральные законы, в частности, Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 4 ноября 1950 г.), Конвенция стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (заключена в Минске 22 января 1993 г.), Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (заключена в Кишиневе 7 октября 2002 г.), Конвенция ООН «О согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков» (заключена в Нью-Йорке 10 декабря 1962 г.), Конвенция «О заключении и признании действительности браков» (заключена в Гааге 14 марта 1978 г.), Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН); Конвенция «О признании разводов и решений о судебном разлучении супругов» (Заключена в г. Гааге 01.06.1970), двусторонние договоры с участием Российской Федерации, итальянский закон Фортуны-Баслини 1970 г., законы Великобритании «О жилище семьи» 1967 г., «О реформе порядка расторжения брака» 1969 г., консолидирующий Закон «О брачно -семейных делах» 1979 г., консолидирующий Закон «О судопроизводстве по брачно-семейным делам», Вводный закон к Гражданскому Кодексу Германии 1896 г., закон «О производстве по делам семьи и добровольной юрисдикции» 2008 г., Германское Гражданское Уложение (Гражданский кодекс) 1896 г., Гражданский Кодекс Франции (Кодекс Наполеона) 1804 г. и некоторые другие. 5. Обосновано, что установленная российским законом процедура расторжении брака с целью защиты прав супругов переносит в юридическую плоскость разнообразие и сложность моральных, религиозных и политических процессов, складывающихся в различные исторические периоды. Как следствие, концепция расторжения брака во многом изменилась как во времени, так и в пространстве, и современное действующее российское семейное право реализует идею прекращения правоотношений супругов путем развода в трактовке способа защиты семейных прав супругов исходя из цели государственного регулирования семейных правоотношений на основе принципа невмешательства во внутренние дела семьи.
|