На главную Работа с родителями Приемная семья Психолого-педагогическое сопровождение детей из приёмных семей
Психолого-педагогическое сопровождение детей из приёмных семей
Работа с родителями - Приемная семья

1. Феноменология приёмной семьи в современном обществе.
2. Особенности психического развития приёмного ребёнка.
3. Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению приёмных семей в образовательной организации.


1. Феноменология приёмной семьи в современном обществе


В современных реалиях число детей, воспитывающихся в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей постоянно растёт.
Появляется большое количеств детей - социальных сирот., высокий процент появления которых обусловлен низким социальноэкономическим и морально-нравственным состоянием общества. Это дети, имеющие биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.


К причинам роста численности социальных сирот относятся:
- падение жизненного и культурного уровня;
- отсутствие гражданской зрелости и ответственности общества;
- деградация институтов материнства и отцовства (предпочтение отдается сожительству, внебрачной рождаемости, происходит смена семейных ценностных установок);
- отсутствие своевременной помощи семье со стороны государства в кризисных ситуациях.


В настоящее время государственная политика направлена на передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
на воспитание в семью. Так, динамика социальных отношений характеризуется увеличением числа граждан, желающих создать приемную семью.
Однако, наблюдается тенденция отказа приемных родителей от детей по ряду причин. Такое социальное явление называется вторичным сиротством. То есть, когда новые родители не справляются с воспитанием приемного ребенка, его вновь возвращают в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вторичное сиротство - это социальный феномен отказа от приемных детей усыновителей, опекунов, приемных родителей и патронатных воспитателей. Вариантом может быть также отказ выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от воспитания своих детей. Сиротство во втором и третьем поколении
Законодательством также предусматривается расторжение договора о передаче детей на воспитание в семью досрочно по инициативе родителей или органов опеки и попечительства. По желанию приёмных родителей прекращение действия договора возможно по следующим уважительным причинам: из-за их болезни, изменения имущественного или семейного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений между ними. В случае возникновения в подобной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, возвращения его кровным родителям или усыновления договор расторгается по инициативе отдела опеки и попечительства.
Досрочное расторжение договора о передаче ребенка на воспитание в семью вследствие ее неспособности выполнять все надлежащие функции по воспитанию ребенка объясняется тем, что приемные родители не знакомы с трудностями, связанными с воспитанием ребёнка-сироты, или оставшегося без попечения родителей. Они не имеют достаточного уровня психологопедагогической, социальной подготовленности и личностной компетенции. Отмеченные факторы риска связаны с ошибочным представлением о трудностях, с которыми столкнутся «новые» родители; недостаточной информированностью о возрастных и индивидуальных особенностях ребёнка, направляемого на воспитание в семью. Результатом этого становится или желание ребёнка вернуться в детский дом, заново переживая трудности социализации, или необходимость изъятия ребёнка из приемной семьи.
Среди типичных проблем, характерных для российских приемных родителей и воспитателей, отмечены чувство бессилия, частое использование тезиса о плохой наследственности, позволяющего объяснить имеющиеся у ребенка эмоциональные и поведенческие нарушения. Нередко приемные родители испытывают чувство вины, состояние стресса, связанное с необходимостью соответствовать определенным социальным ожиданиям, чувства горя и глубокого сожаления при уходе из семьи взрослеющих детей, негативное отношение окружающих, не верящих в искренность приемных родителей.
Формирование у приемного ребенка привязанности к новым родителям чрезвычайно важно. Особенно большое значение это имеет для детей, которые определены в замещающие семьи в подростковом возрасте.
Значительное расхождение между ожиданиями ребенка и тем, что он реально наблюдает, осложняет установление тесного эмоционального контакта между приемными родителями и ребенком. Родители ожидают благодарности со стороны ребенка, преданности, признательности, что наблюдается крайне редко. Это порождает у приемных родителей чувство бессилия и отчуждения, заставляет предъявлять к ребенку завышенные требования.
Исследования, проведенные при сопровождении замещающих семей, позволили выделить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются семьи. К их числу относятся:
- развитие кровных детей в условиях замещающей семьи, их эмоционально-личностное благополучие;
- психологическая совместимость или несовместимость приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей;
- возникновение у родителей комплекса вины вследствие неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятельности;
- право родителей расстаться с ребенком и право ребенка покинуть семью в определенных ситуациях.
- проблемы вхождения приемных детей в семью (когда длительность процесса предполагает перестройку взаимоотношений в семье, смену ее социально-психологических ролей);
- супружеских конфликтов и взаимоотношений с
родственниками, кровной семьей ребенка; тайны усыновления (как и когда говорить ребенку, что он усыновлен, и говорить ли вообще), проблемы подмены мотивации.


О.М. Дерябина относит к группе риска замещающие семьи, в которых:
- нет одного из родителей;
- слишком «солидный» возраст приемных родителей;
- отсутствие опыта воспитания собственных детей;
- недостаточную информированность родителей-воспитателей об особенностях данного ребенка;
- неадекватное представление о трудностях, с которыми столкнутся, о психологической нагрузке для всех членов семьи.


Ребенок, пришедший из кровной семьи, уже имеет достаточно полную идентичность. Неопределенность настоящего и будущего заставляет такого ребенка стремиться к прежней идентичности, уходить из новой семьи, проявлять непослушание.
Н.П. Иванова и О.В. Заводилкина отмечают, что необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей. Авторы подчеркивают влияние собственного опыта жизни ребенка на процесс идентификации с семьей. Дети- отказники, не знающие ничего о своем прошлом и о причинах сиротства, с трудом осознают свою идентичность и, приходя в семью, начинают борьбу за собственное Я. Решающим звеном формирования идентичности, по мнению авторов, является наличие одного главного заботящегося взрослого.
Авторы отмечают позитивную динамику развития взаимоотношений детей-сирот с приемными родителями, указывают на высокий темп развития детей в первые месяцы жизни в условиях замещающей семьи, улучшение их речи, расширение кругозора на фоне формирования чувства уверенности и гармонизации межличностных отношений.
Анализируя результаты наблюдений, Н.П. Иванова и О.В. Заводилкина делают вывод, что уже к подростковому, юношескому возрасту развитие приемных детей не отличается от развития детей, растущих в родных семьях. Постоянство отношений с родителями является особенно важным в течение первых 5 лет жизни, дети с частой сменой близких взрослых составляют группу риска, так же, как и дети из детских домов, где никто не несет специальной персональной ответственности за конкретного ребенка, его развитие, воспитание, образованность.
Сопоставимую опасность представляет отказ от детей после их усыновления, неоднократный переход ребенка из детского дома в приемную семью и обратно, а также институциональное внеличностное воспитание. Замещающая семья в России сталкивается с крайне сложной задачей компенсации последствий депривации и травматического опыта у детей-сирот, поэтому другая, не менее важная, задача социально-психологических служб - это организация профессионального сопровождения этих семей психологами, психотерапевтами, педагогами и социальными педагогами, социальными работниками.
Таким образом, очевидным становится факт, что приёмные родители остро нуждаются в систематическом психологопедагогическом сопровождении и помощи со стороны различных органов, ответственных за сохранение благополучия ребёнка, попавшего на воспитание в приёмную семью.
Значительная роль в этом процессе отводится образовательной организации, специалисты которой могут оказать помощь семье в вопросах обучения и воспитания ребёнка, преодолении поведенческих и учебных трудностей, формировании взаимоотношений в детском коллективе.


2. Особенности психического развития приёмного ребёнка


Основной проблемой развития ребёнка, попавшего в приёмную семью после длительного пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является стойкая депривация, которая оказала и продолжает оказывать значительное
влияние на ход его психического развития.
Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине. В русский язык он пришел из английского — deprivation — и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей» (Энциклопедический словарь медицинских терминов, 1982—1984).
В психологию термин «депривация» вошел благодаря английскому психологу Дж. Боулби. В его знаменитой работе «Материнская забота и психическое здоровье», впервые опубликованной в 1952 году и описывающей, в частности, результаты психологического изучения детей, эвакуированных во время Второй мировой войны, было показано, что дети, в раннем детстве лишенные материнской заботы и любви, испытывают задержку в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Открытие феномена депривации оказалось настолько важным, что породило целое направление в науке, существующее и развивающееся и в настоящее время
К середине XX века стало научно доказанным и общепризнанным, что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, замещающим мать). Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации» (maternal deprivation).
Сегодня все больше научных данных и наблюдений свидетельствуют о том, что от материнской депривации страдают не только дети, оставшиеся без родителей или находящиеся длительное время в больницах, но и многие из тех, кто живет в семье.
Близким по значению понятию материнская депривация в психологии является понятие госпитализм (от англ. hospital — больница), или «больничный синдром», введенное немецкоамериканским психологом Р. Шпицем в 1945 году для описания психического состояния ребенка, помещенного на длительное время в больницу без матери.


В Большом психологическом словаре под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко госпитализм определяется как «глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита общения» и воспитания». Указываются следующие признаки госпитализма:
- запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы,
- резкое отставание в овладении речью,
- эмоциональная обедненность,
- бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.),
- сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели,
- рахит.
Виды депривации, которые в наибольшей степени важны для изучения развития детей, лишенных нормальной родительской заботы.


Сенсорная депривация.


Для описания подобных жизненных условий психологи также пользуются понятием обедненная среда. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.
Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.
Большой вклад в разработку этой проблемы внесли отечественные ученые. Так, Н.М. Щеловановым было установлено, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Н.М. Щелованов писал, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции (он неоднократно наблюдал ее в яслях и домах ребенка), то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.
М.Ю. Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаз и ухо. Например, Б. Лофенфельд установил, что по результатам развития дети с врожденной или рано приобретенной слепотой сходны с депривированными зрячими детьми (детьми из закрытых учреждений). Это проявляется в виде общего или частичного запаздывания развития, возникновения некоторых двигательных особенностей и особенностей личности и поведения


Двигательная депривация.


С двигательной депривацией мы сталкиваемся всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения, например, в результате травм или болезней. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Сегодня широко признано, что тугое пеленание грудных младенцев (свивальник), традиционное для некоторых культур, имеет отрицательные последствия не только медицинского или физиологического характера, но и сугубо психологические.
Существуют данные, что дети, двигательная активность которых в силу медицинских причин в течение длительного времени была сильно ограничена, нередко испытывают состояние депрессии, которое может «прорываться» взрывами ярости и агрессивности (Дж. Прескотт).
Н.М. Щелованов и его сотрудники приводят результаты наблюдений, свидетельствующие о том, что уже на первом месяце жизни младенцы проявляют сильное беспокойство при ограничении движений, вызванном, например, тугим пеленанием. Они обнаружили также, что если ребенок находится в условиях хронической гиподинамии, то у него развивается эмоциональная вялость и возникает компенсаторная двигательная активность — раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев и т. п. Эти движения довольно быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы.
Стереотипное раскачивание из стороны в сторону, которое может продолжаться часами, многие исследователи наблюдали у маленьких детей из закрытых детских учреждений, условиями содержания лишенных возможности нормально двигаться. Этому явлению еще в 30-е годы прошлого века посвятила свое исследование польский психолог Ванда Шуман. По ее мнению, покачивание доставляет ребенку определенные проприоцептивные (идущие от двигательной системы организма) раздражения, которые как-то разнообразят его ощущения.
Если обстановка, воспринимаемая ребенком, чрезмерно статична и «мир не движется вокруг него», то ребенку есть смысл самому двигаться относительно этого мира. К тому же такие движения могут служить средством успокоения, вследствие чего некоторые исследователи относят их, а также такие повторяющиеся движения, как сосание пальца, постукивание, покачивание ногой к числу так называемых «успокоительных привычек».
Однако, считает В. Шуман, этот способ крайне беден, стереотипен, имеет ярко выраженный компенсаторный характер и поэтому не ведет к развитию. Если не организуется специальная педагогическая работа, то интеллектуальное развитие «покачивающихся» детей, совершенно нормальных с анатомической точки зрения, становится близким к интеллектуальному развитию детей, имеющих органические дефекты мозга.
Синдром «раскачивания» в младенческом возрасте изучался и Р.А. Шпицем в сотрудничестве с К. М. Вульф. Они ставили своей задачей установить причины появления и значение трех видов аутоэротической активности (раскачивание, игры с фекалиями и игры с гениталиями) на первом году жизни и обнаружили, что из 170 наблюдавшихся ими в яслях при исправительном учреждении детей 87 в тот или иной период начинали раскачиваться, а остальные подобной наклонности не проявляли.
Подробный анализ показал, что ни врожденные, ни наследственные факторы не влияют на появление этого синдрома. Решающим оказывается так называемый «фактор окружения». В яслях большинство факторов внешнего окружения являлись одинаковыми для всех воспитанников (пища, одежда, игрушки, кровать, гигиенические процедуры, распорядок дня), единственным фактором окружающей среды, который различался, был человеческий, а именно отношение между детьми и их матерями. У эмоционально неуравновешенных матерей дети раскачивались чаще.
Регулярное тестирование экспериментальной группы показало, что раскачивающие дети обладали особым характерным «профилем развития», в то время как профили развития других, не склонных к раскачиванию детей, не обнаружили подобного единства и значительно отличались друг от друга. Независимо от общего уровня развития они отставали в двух сферах: в социальной адаптации и в способности к предметному манипулированию (способность брать игрушки, вещи и т. п.). «В совокупности, — пишет Р. А. Шпиц, — задержка в обеих сферах означает неспособность раскачивающихся детей общаться как с живым, так и с неживым окружением, недостаток инициативы в отношениях с внешним миром» (Р. А. Шпиц, 2000, с. 241). Таким образом, синдром раскачивания можно рассматривать двояко — как показатель глобального неблагополучия ребенка и как своеобразный способ его выхода из неблагоприятной ситуации.


Социальная депривация.


Возникает как у взрослых, так и у детей в условиях изоляции от общества. Экстремальная форма социальной депривации возникает у человека в условиях тюрьмы, концентрационного лагеря.
Чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. В книге И. Лангмейера и З. Матейчека приводится множество выразительных примеров того, к чему может привести социальная изоляция ребенка. Это и так называемые «волчьи дети», и знаменитый К. Хаузер из Нюрнберга, и, к сожалению, не единичные трагические случаи из жизни современных детей, которых взрослые по каким-то причинам годами держали взаперти — в чуланах, подвалах, закрытых комнатах, не давая им возможности что-либо видеть и с кем-либо общаться. Все эти дети не умели говорить, плохо или совершенно не ходили, непрестанно плакали, всего боялись. Самое страшное, что, когда эта пытка одиночеством кончалась, они оказывались в нормальном мире и ими интенсивно начинали заниматься профессионалы — врачи, психологи, педагоги, — то даже при самом самоотверженном, терпеливом и умелом уходе и воспитании такие дети за редким исключением на всю жизнь оставались ущербными.
Даже в тех случаях, когда благодаря подвижнической работе происходило развитие интеллекта, сохранялись серьезные нарушения личности и общения с другими людьми. На первых этапах «перевоспитания» дети испытывали очевидный страх перед людьми. Впоследствии боязнь людей сменялась непостоянными и слабо дифференцированными отношениями с ними. В общении таких детей с окружающими бросалась в глаза назойливость и неутолимая потребность в любви и внимании. Проявления чувств характеризовались, с одной стороны, бедностью, а с другой стороны, острой аффективной окрашенностью. Этим детям были свойственны взрывы эмоций — бурной радости, гнева и одновременно — отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У них практически отсутствовали высшие чувства, связанные с глубоким переживанием искусства, нравственных коллизий.
Й. Лангмейер и З. Матейчек считают описанное проявление одним из наиболее важных диагностических показателей «депривации учрежденческого типа».
Таким образом, для преодоления социальной депривации зрелый человек может найти опору в себе самом, в своем внутреннем мире, то для ребенка, не имеющего пока богатого внутреннего мира и зрелых личностных структур, возможным выходом оказывается единение с себе подобными, формирующее «чувство Мы».
Чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Многочисленные исследования показывают, что люди, перенесшие в детстве социальную депривацию, обычно продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.
Таким образом, рассмотренные виды психической депривации часто сопутствуют материнской депривации. Результатом депривационного синдрома становится задержка психического развития, трудности в усвоении учебной программы, неспособность ребёнка к конструктивному построению отношений с общественными взрослыми (педагогами и воспитателями) и близкими взрослыми (приёмными родителями), а также сверстниками, в том числе одноклассниками, братьями и сёстрами. Указанные трудности требуют огромного терпения и высокого профессионализма педагогов при реализации системы психолого-педагогического сопровождения приёмной семьи и ребёнка.


3. Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению приёмных семей в образовательной организации


Деятельность специалистов образовательной организации по сопровождению замещающей семьи строится в соответствии с принципами непрерывности, системности, цикличности. Сопровождение проходит поэтапно, последовательно и в соответствии с динамикой функционирования приемной семьи.
Система сопровождения замещающей семьи складывается из времени нахождения ребенка в замещающей семье, количества детей, состоящих в курируемых семьях, частоты посещений замещающих семей, выявления динамики изменений ребенка в замещающей семье, базовых показателей адаптации ребенка в семье.
Для сопровождения замещающих семей специалистами службы сопровождения создается комплекс диагностических методик, позволяющих оценить ситуацию в семье. В этот комплекс входят разные методики, которые необходимы специалистам (психологам, социальным педагогам, администрации).
Основным методом оценки является метод наблюдения. В ходе психолого-педагогического сопровождения замещающих семей могут быть использованы беседы, анкеты, опросники, проективные методики. На основе подбора методов и методик, комплекса диагностического изучения может быть создана диагностическая программа мониторинга развития ребенка в замещающей семье.
По результатам диагностической работы будут составляться индивидуальные психокоррекционные и развивающие программы оказания помощи и поддержки детям и родителям в замещающей семье.
Индивидуальная программа комплексного сопровождения замещающей семьи основывается на комплексной диагностике потребностей ребенка, ресурсных возможностях замещающей семьи. Программа состоит из следующих этапов реабилитации приемного ребенка:
- подготовительно-прогностического,
- непосредственной реабилитации приемного ребенка в замещающей семье,
- социальной адаптации приемного ребенка после его воспитания в замещающей семье.
Индивидуальная программа комплексного сопровождения замещающий семьи разрабатывается как комплекс мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации реабилитационных мер, направленных на восстановление утраченных социальных связей и интеграцию ребенка в социум.


В качестве показателей адаптации ребенка при передаче в замещающие семьи можно использовать следующие:
1. Физиологическая адаптация проявляется в том, что ребенок меньше болеет; происходит нормальная прибавка в весе и росте; у ребенка восстанавливается сон, исчезают ночные кошмары; ребенок ест твердую пищу; появляются навыки самообслуживания (пользуется вилкой и ложкой, самостоятельно ест и одевается); психомоторное развитие соответствует норме; подвижность, ловкость, самостоятельность, активность.
2. В эмоциональном плане ребенок становится более уравновешенным, спокойным, меньше плачет, проявляет ласковое отношение к членам семьи, обнимает, целует их; утром ребенок просыпается в хорошем настроении; у него преобладает приподнятое настроение, открытость, уверенность и терпеливость. Ребенок не испытывает трудностей в определении и выражении своих чувств и эмоциональных состояний (грусти, гнева, печали, радости, обиды); понимает чувства окружающих людей.
3. Речевая адаптация ребенка выражается в том, что ребенок ищет общения, не испытывает трудностей в общении; пополняется словарный запас; пробелы в экспрессивной речи заполняются эффективными жестами; построение правильных законченных предложений; хорошее вербальное выражение своих мыслей и чувств, ощущений и желаний; отличное понимание обращенной речи и соответственная реакция на инструкции; улучшение произношения; потребность глубоко рассуждать с взрослыми на серьезные темы.
4. Социальная адаптация ребенка может состоять из следующих составляющих: Семейная адаптация проходит взаимно: члены семьи также проходят процесс привыкания к ребенку. У ребенка не наблюдаются явные признаки нарушения привязанности (устанавливает визуальный контакт, готов к тактильным контактам). Ребенок внимательно слушает родителей, отвечает на улыбку, реагирует на свое имя, становится ласковым и спокойным, успокаивается, когда его берут на руки. Постепенно у ребенка появляется устойчивая привязанность к родителям, он отвечает на их знаки внимания, грустит без них и встречает их в хорошем настроении, с улыбкой на лице.
Ребенок легче расстается с родителями, перестает плакать по этому поводу, готов остаться один дома. Увеличивается активность ребенка в различных занятиях (чтение, музыка), особенно в спортивных. Важно участие в играх со своими братьями и сестрами, существующее между ними соперничество является нормальным сиблинговым.
Успешность взаимодействия с окружающими зависит от того, доверяет ли ребенок взрослым людям и сверстникам, изменяет ли ребенок свое поведение при общении со знакомыми и незнакомыми людьми, принимает ли ребенок участие в детских играх (в песочнице, на качелях). Ребенок играет со своими братьями и сестрами; проявляет в играх самостоятельность и лидерские качества, не выказывает враждебности и желания все держать под своим контролем. Время включения в общение и игру со сверстниками в детской группе постоянно уменьшается, у него появляются новые друзья; стремиться посещать детскую группу и адаптируется к ее режиму.
Контроль над действиями и отношение к нормам зависят от того, насколько ребенок послушен и считается с запретами и ограничениями, умеет ли контролировать себя. Ребенок может объяснить последствия своих поступков и реакции на них окружающих, уровень социальной компетентности соответствует возрастным нормам.
Ребенок с удовольствием ходит в садик или школу, знает и принимает все правила и элементы повседневной жизни в семье и воспитательном учреждении, соблюдает гигиенические нормы, режим и правила придают уверенность. Для качественного сопровождения замещающих семей каждый специалист должен видеть базовые показатели адаптации ребенка и отслеживать их.


Психологи и педагоги могут опираться на следующие базовые показатели адаптации ребенка в замещающей семье:
1. Принятие и усвоение семейных правил, традиций.
2. Включенность в социально-бытовую жизнь семьи.
3. Включенность в систему внутрисемейных отношений.
4. Позиция по отношению к системе воспитательных воздействий.
5. Психологическое благополучие.


Таким образом, основные задачи психолого-педагогического сопровождения приёмных семей состоят в следующем:
1. Повысить родительскую компетентность и психологические ресурсы приемных родителей и опекунов;
2. Оказать психологическую и педагогическую помощь детям и подросткам из приемных и опекунских семей в преодолении проблем в их развитии и налаживании детско-родительских отношений.
3. Разработать и внедрить механизмы сотрудничества образовательной организации с приёмными родителями.


Мероприятия для каждой отдельной семьи подбираются индивидуально в зависимости от сложности ситуации: консультации психологов, семинары и тренинги для приёмных родителей, индивидуальные и групповые занятия с детьми.
Дети, нуждающиеся в замещающей семейной заботе, к сожалению, существовали всегда и, по всей вероятности, будут существовать еще очень долго. Организация профессиональных форм замещающей семейной заботы является вкладом государства в свое светлое будущее. Но независимо от статуса семейной заботы (профессиональная, непрофессиональная семья) каждая семья, которая принимает ребенка, пережившего травму раннего отделения от матери, воспитывавшегося в депривационных условиях, потерявшего базисное доверие к миру (список потерь можно продолжить до бесконечности), нуждается в хорошо отлаженной системе психолого-педагогической помощи со стороны образовательной организации. Эта помощь должна носить комплексный и системный характер и представлять собой слаженную работу педагогов, психолога, дефектолога (при необходимости) и социального педагога образовательной организации.
Источник: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие для студентов направления подготовки «Образование и пед. науки» / Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики, Каф. психологии развития и пед. психологии ; сост. Е.А. Быкова, С.В. Истомина, Е.А. Шерешкова. - Шадринск : ШГПУ, 2022. - 122 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.