Пояснительная записка
Восприятие. Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. Ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии степень ошибки ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека.
Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей и при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок и рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов, называя их неправильно, поскольку пока еще улавливают только случайное или малосущественное сходство с тем, за что они их принимают.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Развитие произвольного внимания. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
Память. Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями. Кроме этого, у детей существенно удлиняется латентный период, при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так, к концу третьего года ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а концу четвертого – то, что было примерно год назад. Наиболее удивительной особенностью человеческой памяти является существование типа амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом.
Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней. В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении сказок, стишков. В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. При этом ребенок научается пользоваться непроизвольно возникающими образами. Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. В период с трех до четырех лет при выраженном стремлении к воссозданию ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. Однако ребенка легко повести за собой в фантастический мир, где присутствуют сказочные персонажи. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. При всей значимости развития активного воображения в общем психическом развитии ребенка с ним связана и известная опасность. У некоторых детей воображение начинает «подменять» действительность, создает особый мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как приводят к аутизму.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза я не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола детенышей животных и т.д.). У старших дошкольников уже не встречается случаев двойного склонения. Появление у детей ориентировки на звуковую форму слов способствует усвоению морфологической системы родного языка. Фонематический слух формируется у ребенка на основе непосредственного речевого общения. Уже к концу раннего детства дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга хотя бы только одним звонким или глухим, твердым или мягким звуком. Таким образом, первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребенок не умеет и к концу дошкольного возраста.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, – перемещение предмета, его использование или изменение. Младшие дошкольники решают подобные задачи при помощи внешних ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно-действенного мышления. В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет можно обозначить, заместить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Однако слово может долго не применяться детьми для решения самостоятельных мыслительных задач. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период, когда они еще только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач. Данная программа направлена на повышение уровня всех познавательных процессов, т.к дети имеющие низкий уровень внимания, мышления, восприятия и памяти часто страдают нервно-психическими расстройствами, имеют плохую социально-психологическую адаптацию, часто бывают изгоями в группе, классе, а все эти факторы являются важнейшими для формирования личности. На основе проведения психодиагностики уровня познавательных процессов, у ряда детей был определен низкий уровень. Данная программа будет проведена для детей 3-5 лет 1 раз в неделю в период с декабря по май. Длительность занятий 30 минут, место проведения кабинет психолога ДОУ. Каждое занятие включает в себя этюды, игры, упражнения. Они короткие, разнообразные, доступные детям по содержанию. В качестве отдыха используются спонтанный танец, подвижные, шумные игры, где много смеха и движений (ими перемежаются основные занятия). Процесс проведения занятий предлагает гибкость и творчество. Занятия проводятся в игровой форме. Для проведения релаксации используется запись природных звуков – пение птиц, шум моря, водопада.
Цель коррекционной программы: Развитие всех познавательных процессов у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи коррекционной работы:
- Развивать внимание, память, мышление, восприятие, речь, воображение.
- Формировать навыки самостоятельной работы и работы в группе.
- Воспитывать самоконтроль у ребенка.
Форма организации: Групповая по 3-5 человек, смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.
Структура занятий. Каждое занятие включает в себя:
- Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей.
- Установление контакта.
- Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.)
- Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
- Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем – сам ритуал прощания, и все вместе (дети с педагогом - психологом) поднимаются в группу и там уже прощаются. При необходимости детям даётся домашнее задание.
Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог – психолог рассказывает, что и как делать, показывает, то есть действует как учитель. На втором же занятии он выступает как уже партнер (совместная деятельность). На третьем – дети действуют самостоятельно. Взрослый – организатор среды.
№ Занятия
|
Структура занятия
|
1 Развитие Мышления
|
- Приветствие. Поздороваемся как здороваются у нас в России. (за руку).
- Игра на установление контакта.
«Какая рука у соседа» Участники стоят или сидят в круге, держась за руки. Каждый участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, тёплая, нежная).
- Упражнения на развитие мышления.
- Моряк увидел далекий остров, так взял в руки. (муку, бинокль, очки) -Маша уколола спицей палец, т.к. не умела (стирать, вязать, шить.) -Рабочие не смогли поднять пианино в квартиру, т.к. лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая). -Вода в банке поднялась, потому, что мальчик бросил в неё,(прутик камень, крошки) -Катя отдернула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую, )ручку сковородки. 4. Релаксация. Волшебное перо Описание: Эта поэтичная игра дает детям прекрасную возможность расслабиться и сконцентрировать внимание. Она укрепляет привязанность каждого отдельного ребенка к вам как ведущему группы . Ребята охотно разрешают прикасаться к себе необычным способом. Каждый получает шанс на короткое время без затруднений оказаться в центре внимания. Игра развивает телесное сознание детей — в особенности их тактильное восприятие. Материалы: вам понадобится большое красивое перо. Также вы можете использовать кончики собственных пальцев. Возраст участников: с 3 лет. Инструкция детям:Сядьте в круг на пол. У меня в руках волшебное перо, которым я коснусь разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь, и его прикосновенье подарит вам бодрость и веселье. Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. После этого он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка. (Играя в эту игру первый раз, ошибку на несколько сантиметров вы можете считать вполне хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, вы можете отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место. Помните о том, что дети учатся, наблюдая. Работая с более старшими детьми, через некоторое время вы можете доверить волшебное перо одному или нескольким детям.) 5. Прощание. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
2. Развитие мышления
|
1. Приветствие. Поздороваемся как здороваются у нас в России. (за руку).
- Игра на установление контакта.
«Поменяйтесь местами все те, кто…» Участники сидят на стульях. Ведущий предлагает поменяться местами тем, у кого день рождения зимой. Участники встают со своих мест и бегут на любое свободное место. Ведущий вправе занять свободное место. Тот, кому не хватило места, становится ведущим. Игра продолжается. 3.Упражнение на развитие мышления. (Из книги: « Игры и занятия на интеллектуальное развитие ребенка») Проводится индивидуально. А) стр.22 Найди закономерность и покажи предмет который должен быть вместо знака вопроса. Б) ст23 Найди недостающий фрагмент. В)стр24. Что неправильно нарисовал художник, Как должно быть? 4. Релаксация. Падающее перо Описание: В этой игре вашим помощником будет маленькое пушистое перышко либо иной подобный предмет, легкий и воздушный. Возраст участников: с 3 лет. Инструкция детям: У меня в руке маленькое пушистое перышко. Посмотрите, как мягко оно падает на пол, когда я его отпускаю. Сейчас я отпущу его, а вы считайте вслух: давайте узнаем, сколько времени потребуется перышку, чтобы долететь до пола. Мы можем посчитать вместе: раз… два… три… четыре… пять… Теперь станьте здесь. Представьте, что каждый из вас — маленькое красивое перышко, которое выпало из крыла птицы, пролетевшей над землей. Вы будете медленно и мягко опускаться вниз, на пол, парить как перышко, и при этом считать до пяти. На счете три, вы, вероятно, уже будете почти лежать на полу... Когда вы долетите до пола, полежите там несколько мгновений совершенно расслабленно. Пока вы летите, я буду громко считать вслух. Начали: раз… два… три… четыре… пять… 5. Прощание Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
3. Развитие мышления
|
1. Приветствие. Поздороваемся как здороваются у нас в России. (за руку).
- Игра на установление контакта.
Игра «Слон, пальма, крокодил» Сначала я расскажу вам, как нужно будет изображать три фигуры. «Слон» - левой рукой взять себя за нос, правую продеть в образовавшуюся петлю. Соседи справа и слева изображают уши слона, расставив руки. «Пальма» - встать на цыпочки, руки вверх, кончики пальцев сомкнуты. Соседи справа и слева – «ветви пальмы», машут руками. «Крокодил» - двумя руками человек изображает пасть крокодила соседи изображают внизу расставленными кистями рук лапки крокодила. Теперь я в очень быстром темпе буду называть одну из трёх фигур и при этом показывать на любого из вас. Этот человек должен быстро сориентироваться и изобразить названную фигуру, а его соседи – помочь ему.
- Упражнение на развитие мышления. (Из книги: « Игры и занятия на интеллектуальное развитие ребенка») Проводится индивидуально.
А)стр25 Покажи какой предмет должен быть вместо знака вопроса. Б)стр26 Догадайся где чья кукла. В)стр27 Какая картинка следующая? Выбери из тех, что внизу. 4. Релаксация. Гамак Описание: Эта игра дает возможность хорошо расслабиться под музыку. Каждый ребенок может понежиться, получив необычный подарок от взрослых. Дети любят подобные игры. Возраст участников: с 3 лет. Материалы: шерстяное одеяло или простыня; спокойная инструментальная музыка. Очень хорошо подходят «Колыбельная» Брамса и «Мечтания» Шумана. Инструкция детям: В некоторых странах люди, когда хотят хорошо и комфортно отдохнуть, используют гамак. Полностью расслабившись, они ложатся в него и мягко покачиваются из стороны в сторону. Сегодня мы сделаем особенный гамак: я постелю на пол одеяло, и один из вас может на некоторое время улечься на него. Один взрослый становится у его головы, а другой — у ног, затем мы немного приподнимаем одеяло, и ребенок медленно раскачивается в гамаке в такт музыки. Все остальные дети стоят вокруг и могут, приветливо улыбаясь, подпевать звучащей мелодии. Через некоторое время мы мягко опускаем ребенка на пол. И гамак освобождается для следующего ребенка. (Присматривайте за ребенком, который качается в гамаке; напевайте мелодию вместе со всеми и ощущайте своим телом ее ритм.) 5. Прощание. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
4. Развитие мышления
|
1. Приветствие. Поздороваемся как здороваются у нас в России. (за руку).
- Игра на установление контакта.
Игра «Печатная машинка» Каждому участнику игры назначается одна из букв алфавита (если играет меньше 33 человек, можно не использовать редко встречающиеся буквы и подобрать слова, где они не используются). Ведущий предлагает представить всем, что они клавиши печатной машинки. На этой удивительной машинке можно печатать слова. Для этого «клавиши» должны по очереди хлопать в ладоши. Возьмём слово «дом». Чтобы его напечатать должен вначале хлопнуть человек, у которого буква «Д», затем тот, у кого буква «О», и наконец, тот, у кого буква «М». Чем быстрее они справятся с заданием, тем лучше. 3. Упражнение на развитие мышления. (Из книги: « Игры и занятия на интеллектуальное развитие ребенка») Проводится индивидуально. А)стр28 Какая картинка нарисована правильно. Объясни,почему ты так думаешь? Б)стр29 Что лишнее ?Объясни почему. В)стр30 Закончи предложения. 4. Релаксация Волшебный воздушный шарик Инструкция детям: Давайте вместе поколдуем и превратимся в воздушные шарики. Каждый скажет мне, какого цвета он хочет быть… Теперь ложитесь на пол. Сейчас вы — ненадутые шарики, вы совсем без воздуха. Я хочу, чтобы по мере того, как я буду вас надувать, вы меняли свою форму и все больше становились похожими на надутые воздушные шарики. Приступаю немедленно: я вдохну в вас немного воздуха, так что вы сразу станете больше и красивее. Каждый раз, когда я вдуваю в вас воздух, чуть-чуть приподнимайтесь. (Выдохните воздух с четким звуком. Дети должны слегка приподняться над полом.)Старайтесь оставаться в этом положении до тех пор, пока я не наполню вас новой порцией воздуха. Я задую в вас немного воздуха, а вы еще чуть-чуть приподнимитесь, чтобы стать побольше. (Громко выдохните) Сохраняйте и эту новую форму, пока я не выдохну еще раз… Теперь я вас опять немного увеличу. (Снова выдохните.) Сейчас я вдохну в вас последнюю порцию воздуха, а вы встаньте прямо. (Снова выдохните.) Теперь вы совсем большие шары. Старайтесь сохранить свою форму, не двигайтесь. Кому-нибудь нужен еще воздух? Я буду обходить вас и наполнять ваши руки дополнительным воздухом до тех пор, пока не увижу красивые, тугие шары. (Обойдите детей.) И тебе я даю еще воздуха… и тебе… Теперь мы можем уменьшить шарики. Слушайте шум воздуха, выдувающегося из шарика. Когда вы услышите этот звук, станьте чуть меньше. Но только когда услышите шум! Если шум прекратится, замрите и не двигайтесь. (Издавайте легкое «сс-с…», чтобы дети поняли, что из них выходит воздух.) Сс-с… теперь вы стали чуть меньше. Сс-с… еще немного меньше. Сс-с… и еще меньше. Сс-с… и еще меньше. Теперь ложитесь на пол. В вас больше не осталось воздуха… Я подойду к каждому из вас и проверю, действительно ли весь воздух из вас вышел. (Переходите от ребенка к ребенку, и если вы видите, что у кого-то остались напряженными плечи или коленки, обратитесь к нему.) Я помогу тебе выпустить отсюда воздух, чтобы ты смог лежать на полу более расслабленно и легко.(Нежно прикоснитесь к нужной части его тела, произнося «сс-с…».) 5. Прощание. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
5. Развитие внимания
|
1. Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). 2. Игра на установление контакта. Игра «Обезьяна» сейчас я попрошу вас кое-что сделать. Если вы будете нарушать задание, хлопните в ладоши и продолжайте выполнение. Упражнение длится 1 минуту. Задание: «Не думать о хромой обезьяне».
После выполнения предлагается поделиться чувствами по поводу этого упражнения. Спросить участников, которые ни разу не хлопнули в ладоши, как им удалось выполнить задание.
- Упражнение на развитие внимания.
А)стр4 посмотри внимательно на рисунок и постарайся найти всех насекомых. Б)Найди отличия у двух картинок. В) Найди 2-х одинаковых котят. 4. Релаксация. «Путешествующий шарик» Инструкция детям: Я хочу пригласить вас поиграть в игру, которая называется «Путешествующий шарик». Сядьте тесным кругом на пол. Как только я включу музыку, начинайте передавать друг другу воздушный шарик, пока он не пройдет круг… Теперь отодвиньтесь чуть-чуть назад, чтобы круг стал шире. Снова передавайте шарик по кругу, но на этот раз в другом направлении. Пусть он сделает еще один круг. Это уже немного сложнее… Опять отодвиньтесь еще немного назад и сделайте круг еще шире. Ложитесь на живот, вытяните ноги, руки и снова передавайте шарик по кругу. Не бросайте его соседу, а протягивайте. Вы чувствуете, как шарик заставляет вас тянуться? (Дайте кругу расшириться так, чтобы дети все еще могли передавать шарик. Для детей постарше — от 4 до 5 лет — хорошо провести другой вариант этой игры. В этом случае ребята начинают игру, сидя спиной к центру круга. Здесь круг должен увеличиваться медленней, а в третий раз, чтобы передавать шарик, дети могут лечь на спину.) 5. Прощание Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
6. Развитие внимания.
|
1. Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). 2.Игра на установление контакта. «Послушай и угадай» Включается аудиозапись природных звуков. Участникам предлагается закрыть глаза и слушать. Затем определяют, на что похожи звуки. 3.Упражнения на развитие внимания. А) стр 7 Рассмотрите внимательно рисунок и постарайся найти всех мышек, которые спрятались от кота. Б)стр8 Выбери из фигур справа такую же фигуру, как в рамке на рисунке слева. В)стр9 Найди на картинке предметы, изображенные внизу. 4 Релаксация. Мороженое Инструкция детям: Станьте ровно и поднимите руки над головой. Выпрямитесь. А сейчас каждый из вас должен представить, что он — вафельный стаканчик со своим любимым мороженым. Какого вы вкуса?.. А цвета?.. Вы очень вкусные; представьте, что кто-то начал вас медленно есть. Это очень хорошо, вас медленно, очень медленно едят! Почувствуйте, как вы становитесь все меньше и меньше. Почувствуйте, как все больше и больше таете, и в конце концов от вас не остается ничего, что можно было бы еще съесть. Совсем медленно вы можете опуститься на пол, чтобы показать мне, что этот прекрасный вафельный стаканчик целиком и полностью съеден… И когда вы ляжете на пол, то можете отдохнуть, помечтать и подождать, пока я не скажу всем вам, что вы можете снова встать. 5. Прощание Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
7. Развитие внимания
|
1. Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). 2.Игра на установление контакта. «Кто пройдёт лучше» Участники встают в шеренгу напротив ведущего и имитируют ходьбу по разным поверхностям, которые предлагает ведущий (по льду, снегу, грязи, горячему песку, луже). 3.Упражнение на развитие внимания. А)стр11 помоги цыпленку добраться до петушка. Пройди лабиринт. Б)стр10Рассмотри внимательно рисунок и постарайся найти всех лягушек, которые спрятались от цапли. В)стр12 Съедобное не съедобное. 4. Релаксация. Я рядом с тобой Инструкция детям: Ложитесь на пол там, где вы чувствуете себя хорошо и уютно, и закройте глаза. (Если нет ковра или коврового покрытия, дети могут лечь на шерстяные одеяла или небольшие матрацы.) Пока вы лежите с закрытыми глазами, я буду ходить по комнате — так тихо, как только смогу. Я буду подходить к кому-нибудь из вас вплотную, а потом отходить. Когда я перестану говорить, в комнате станет совсем тихо. Попробуйте почувствовать, когда я подхожу к вам близко. Если вы почувствуете, что я очень близко к вам, поднимите вверх одну руку. А когда вам покажется, что я опять отошла, опустите руку вниз. Не открывайте глаз! (Очень медленно ходите по комнате и подходите к детям. Подходите к одним и тем же ребятам с разных сторон.) 5. Прощание. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
8. Развитие внимания
|
Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). 2.Игра на установление контакта. «Какая рука у соседа» Участники стоят или сидят в круге, держась за руки. Каждый участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, тёплая, нежная). 3.упражнения на развитие внимания. Дорисуй у каждого листочка веточку, а у домика окошко (корректурная проба для дошкольников.)
- Релаксация.
Макароны Инструкция детям: Станьте все вместе вплотную друг к другу и опустите руки вниз. Представьте, что вы — пучок макарон, которые подают на обед. Вы в кастрюле с водой. Сейчас я включу плиту, и макароны начнут вариться. Макароны варятся и делаются все мягче и мягче. Они медленно, очень медленно опускаются на дно кастрюли легким красивым клубком… А когда я крикну «Кетчуп!», вы можете снова встать, осмотреть свои ладони, руки и ноги и почувствовать, какие вы замечательные. 5. Прощание. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
9. Развитие памяти.
|
1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). 2.Игра на установление контакта. «Утка, утка, гусь» Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих задача – быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься свободному месту. Замечание: Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия реверансы должны выполняться четко и громко.
- Упражнение на развитие памяти.
А) стр13 Рассмотри рыбок. Запомни в каком аквариуме плавает аждая из них. А теперь переверни страничку. Б) стр15 Рассмотри картинку. Постарайся запомнить, что держит в руках каждый ребенок. А теперь переверни страничку. 4. Релаксация. Могучий лев Инструкция детям: Встаньте на колени на пол и положите руки на ноги. Сейчас вы можете превратиться в великолепных львов: сильные когти… хвост с коричневой кисточкой… могучая голова с громадной пастью и блестящими зубами… Широко откройте свои львиные глаза. Теперь распахните львиную пасть и высуньте львиный язык. Очень устрашающе!.. Но можно сделать еще кое-что… Издайте негромкий, но мощный львиный рык; он, вероятно, звучит, как далекий гром или рычание большой, очень большой собаки. А сейчас попытайтесь издать действительно страшный рык. Рычите на меня страшным рыком… Теперь порычите на своих соседей с одной, а потом с другой стороны от вас… Закройте глаза и постарайтесь почувствовать свою львиную морду и львиный язык… Опять откройте глаза и еще раз порычите на меня… на ребят с левой стороны… на ребят с правой стороны… Не закрывайте львиную пасть. Закройте глаза, еще раз почувствуйте свои львиные глаза, морду и язык… А теперь закройте свою пасть. Оближите львиным языком львиные губы, сильно потрясите головой… и откройте глаза. 5. Прощание. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
10. Развитие памяти.
|
1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). 2.Игра на установление контакта. «Поварята» Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.
- упражнения на развитие памяти.
А)стр17.рассотри витрину магазина игрушек. Запомни в каком порядке на полках расположены игрушки. Переверни страничку. Б)стр19 Рассмотри картинку. Запомни все, что на ней изображено. Закрой книжку и расскажи все, что запомнил. 4. Релаксация. Праздничные свечи Инструкция детям: Как начинается день вашего рождения? Стоят ли на вашем дне рождения горящие свечи? Печет ли для вас мама пирог? А сколько свечей для вас ставят?.. Поднимите один палец и представьте, что это свеча с праздничного пирога на вашем дне рождения. Очень нежно задуйте ее. Теперь поднимите два пальца и задуйте две свечи. Чтобы отметить ваш следующий день рождения, вероятно, вам потребуется вдвое больше свечей. Высоко поднимите все пальцы и представьте, что это десять праздничных свечей. Задуйте их всех. Дуйте очень сильно! Закройте глаза, представьте еще несколько свечей и задуйте их. Почувствуйте, как воздух выдувается из вашего рта… Теперь откройте глаза. Представьте легкую травинку. Возьмите ее двумя пальцами. Очень нежно дуйте на травинку, так чтобы она согнулась вперед… Положите руки на колени и дайте им передохнуть. 5. Прощание. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
11.Развитие памяти.
|
1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). 2.Игра на установление контакта. «Комплименты» Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Предупреждение: Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами. 3. упражнения на развитие памяти. А) стр20 запомни слова. Повтори их. Б)стр20 запомни пары слов. Назови их второе слово каждой паре. 4. Релаксация Пальцы прячутся Инструкция детям: Сядьте на пол, протяните руки вперед и пошевелите пальцами, как сороконожка ногами. Очень быстро поработайте пальцами в воздухе, вверх, вниз, в одну сторону, в другую сторону… А теперь хорошенько спрячьте пальцы в кулачках, так чтобы никто не смог их увидеть. Они должны полностью скрыться. Никто не должен их больше видеть! Мы сможем их найти, только если позовем сыщика. Теперь выпустите свои пальцы наружу. Покажите им весь белый свет, чтобы они сказали: «Мы уже бывали здесь прежде!» Потяните растопыренные пальцы, превращая каждую кисть в красивую звездочку… Теперь поднимите руки высоко вверх и скажите потолку нашей комнаты: «Добрый день, это я». Помашите другому ребенку обеими руками и скажите: «Привет, это я». Теперь положите руки на колени и дайте им перевести дух; пусть отдохнут ваши мизинцы; пусть отдохнут безымянные пальцы; средние пальцы пусть отдохнут; пусть отдыхают указательные пальцы; и, наконец, пусть отдохнет ваш красивый гибкий большой палец. 5. Прощание. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
12. Развитие памяти.
|
1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). 2.Игра на установление контакта. «Ворона» Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев: «Ворона сидит на крыше, Ощипывает она свои крылышки. Сирлалала, сирлалала!» Затем очень быстро и неожиданно: «А кто раньше сядет?» Затем: «А кто раньше встанет?» Кто опоздал выполнить команду выбывает из игры. 3.Упражнение на развитие памяти. А) стр21 Запомни ряды слов и повтори. Б)стр21 Повтори предложения. 4.Релаксация. Праздничные свечи Инструкция детям: Как начинается день вашего рождения? Стоят ли на вашем дне рождения горящие свечи? Печет ли для вас мама пирог? А сколько свечей для вас ставят?.. Поднимите один палец и представьте, что это свеча с праздничного пирога на вашем дне рождения. Очень нежно задуйте ее. Теперь поднимите два пальца и задуйте две свечи. Чтобы отметить ваш следующий день рождения, вероятно, вам потребуется вдвое больше свечей. Высоко поднимите все пальцы и представьте, что это десять праздничных свечей. Задуйте их всех. Дуйте очень сильно! Закройте глаза, представьте еще несколько свечей и задуйте их. Почувствуйте, как воздух выдувается из вашего рта… Теперь откройте глаза. Представьте легкую травинку. Возьмите ее двумя пальцами. Очень нежно дуйте на травинку, так чтобы она согнулась вперед… Положите руки на колени и дайте им передохнуть. 5. Прощание. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
13. Развитие речи
|
1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). 2.Игра на установление контакта. «Гнездышко» Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел ведущий. 3.Упражнения на развитие речи. А) стр42 скороговорки Б)стр43 Посмотри на картинки. Найди слова которые звучат похоже. Какими звуками они отличаются. 4. Релаксация Волшебное перо Инструкция детям: Сядьте в круг на пол. У меня в руках волшебное перо, которым я коснусь разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь, и его прикосновенье подарит вам бодрость и веселье. Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. После этого он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка. (Играя в эту игру первый раз, ошибку на несколько сантиметров вы можете считать вполне хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, вы можете отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место. Помните о том, что дети учатся, наблюдая. Работая с более старшими детьми, через некоторое время вы можете доверить волшебное перо одному или нескольким детям.) 5.Пощание. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
14. Развитие речи.
|
1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). 2.Игра на установление контакта. «Передай мячик» Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил – выбывает. Замечание: Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза. 3. Упражнения на развитие речи. А)стр44 назови словосочетания ласково. Б)Посмотри на картинки. Составь предложения из этих слов. 4. Релаксация. Гамак Материалы: шерстяное одеяло или простыня; спокойная инструментальная музыка. Очень хорошо подходят «Колыбельная» Брамса и «Мечтания» Шумана. Инструкция детям: В некоторых странах люди, когда хотят хорошо и комфортно отдохнуть, используют гамак. Полностью расслабившись, они ложатся в него и мягко покачиваются из стороны в сторону. Сегодня мы сделаем особенный гамак: я постелю на пол одеяло, и один из вас может на некоторое время улечься на него. Один взрослый становится у его головы, а другой — у ног, затем мы немного приподнимаем одеяло, и ребенок медленно раскачивается в гамаке в такт музыки. Все остальные дети стоят вокруг и могут, приветливо улыбаясь, подпевать звучащей мелодии. Через некоторое время мы мягко опускаем ребенка на пол. И гамак освобождается для следующего ребенка. (Присматривайте за ребенком, который качается в гамаке; напевайте мелодию вместе со всеми и ощущайте своим телом ее ритм.) 5.Пощание. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
15. Развитие речи
|
1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). 2.Игра на установление контакта. «Утка, утка, гусь» Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих задача – быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься свободному месту. Замечание: Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия реверансы должны выполняться четко и громко. 3. Упражнения на развитие речи. А) стр46 Составь рассказ по картинке. Б) Стр 48Послушай рассказы. Попробуй пересказать каждый из них. 4. Релаксация. Путешествующий шарик Инструкция детям: Я хочу пригласить вас поиграть в игру, которая называется «Путешествующий шарик». Сядьте тесным кругом на пол. Как только я включу музыку, начинайте передавать друг другу воздушный шарик, пока он не пройдет круг… Теперь отодвиньтесь чуть-чуть назад, чтобы круг стал шире. Снова передавайте шарик по кругу, но на этот раз в другом направлении. Пусть он сделает еще один круг. Это уже немного сложнее… Опять отодвиньтесь еще немного назад и сделайте круг еще шире. Ложитесь на живот, вытяните ноги, руки и снова передавайте шарик по кругу. Не бросайте его соседу, а протягивайте. Вы чувствуете, как шарик заставляет вас тянуться? (Дайте кругу расшириться так, чтобы дети все еще могли передавать шарик. Для детей постарше — от 4 до 5 лет — хорошо провести другой вариант этой игры. В этом случае ребята начинают игру, сидя спиной к центру круга. Здесь круг должен увеличиваться медленней, а в третий раз, чтобы передавать шарик, дети могут лечь на спину.) 5.Пощание. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
16. Развитие речи
|
1.Приветствие. Поздороваемся как в Германии.(за руку при этом смотрим друг другу в глаза). 2.Игра на установление контакта. «Поварята» Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение. 3.Упражнения на развитие речи. А) стр48. Послушай рассказы. Попробуй пересказать каждый из них. Б) Послушай считалки. Запомни и расскажи их. Какие еще считалки ты знаешь? 4. Релаксация Макароны Инструкция детям: Станьте все вместе вплотную друг к другу и опустите руки вниз. Представьте, что вы — пучок макарон, которые подают на обед. Вы в кастрюле с водой. Сейчас я включу плиту, и макароны начнут вариться. Макароны варятся и делаются все мягче и мягче. Они медленно, очень медленно опускаются на дно кастрюли легким красивым клубком… А когда я крикну «Кетчуп!», вы можете снова встать, осмотреть свои ладони, руки и ноги и почувствовать, какие вы замечательные. 5.Пощание. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) -улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.
|
Педагог-психолог: Баузер Татьяна Викоровна. |