На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Организация и содержание психолого-педагогического обследования
Организация и содержание психолого-педагогического обследования
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Организация и содержание психолого-педагогического обследования
Перечень психодиагностических методик
Организация обследования
Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Все страницы

1 Содержание обследования


1.1 Медицинское обследование

 

 

Направления обследования

Содержание

1. Сбор анамнеза

—  семейный анамнез (сведения о семье и наследственности),
—  личный анамнез

2 Соматическое обследование

обследование терапевта/педиатра (по показаниям)

выявление особенностей физического развития, соматического здоровья:
-    наличия хронических очагов инфекций и заболеваний,
-    наличия пороков развития органов и систем, играющих большую роль в снижении толерантности к физическим, учебным и иным нагрузкам

3. Неврологическое обследование

обследование   невролога/невропатолога (1 раз в год, чаще - по показанииям)

выявление возможных отклонений со стороны нервной системы:
— органических поражений - следствий перинатального поражения, перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм, наследственных причин,
-    функциональных расстройств - результата дезин
теграции, дисфукций различных мозговых структур

4. Нейрофизиологическое обследование
(функциональное )

дополняет    неврологическое   (для   уточнения диагноза)

-       электроэнцефалография   (ЭЭГ)   -  регистрация биотоков мозга для оценки функционального состояния мозга (для обнаружения очагов судорожной активности, повышенной судорожной готовности);
-     эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) - ультразвуковое обследование для диагностики органического поражения головного мозга (опухоли, гематомы и др.), оценки внутричерепного давления;
-     реоэнцефалография  (РЭГ)  -  оценка характера
мозгового кровотока (наличие сосудистых изменений и др.);
-     краниография - рентгенограмма черепа для выяснения костных повреждений (врожденные дефекты костей черепа, раннее расхождение/заращение черепных швов);
-     компьютерная томография (КТ), ядерно-магнитный резонанс (ЯМР)

5. Отоларингологическое обследование, при
необходимости - фониатрическое

обследование  оториноларинголога,  при  необходимости - фониатра
(1   раз  в  год,   чаще  -по показаниям)

характеристика состояния уха, носа, носоглотки; обследование слуха, в т. ч. аудиологическое обследование

6. Офтальмологическое обследование

обследование      окулиста (1 раз в год, чаще -по показаниям)

оценка функций зрения:
-     глазодвигательные функции,
-     реакция зрачков на свет,
-     острота зрения,
-     поля зрения,
-     цветоразличение

 

7. Психопатологическое обследование

обследование    психиатра (1 раз в год, чаще -по показаниям)

оценка психического статуса, дифференциальная диагностика психического состояния

При необходимости дополнительное обследование: генетика, хирурга, эндокринолога, стоматолога (хирурга, ортодонта), физиотерапевта, врача ЛФК и др.

Медицинская  диагностика  проводится   с  учетом   функциональных  классов   (ФК),   принятых Всемирной организацией здравоохранения и характеризующих разные степени нарушения жизнедеятельности человека, в том числе - его способности к обучению, самостоятельному передвижению, общению и др.:
ФК 0 - отсутствие нарушения жизнедеятельности (0 %),
ФК 1 - легкое нарушение (от 1 до 25 %),
ФК 2 - умеренно выраженное нарушение (от 26 до 50 %),
ФК 3 — выраженное нарушение (от 51 до 75 %),
ФК 4 - резко выраженное нарушение (от 76 до 100 %)

Соответствие кодов МКБ-10 и психолого-педагогических описаний

Медицинский диагноз (по МКБ)

Психолого-педагогическая нозологическая группа

I. (F70-F79) — Умственная отсталость:

Интеллектуальная недостаточность:

F70 - умственная отсталость легкой степени

легкая

F71 - умственная отсталость умеренная

умеренная

F72 - умственная отсталость тяжелая

тяжелая

F73 - умственная отсталость глубокая

глубокая

F78 - другие формы умственной отсталости

 

F79 - умственная отсталость неуточненная

 

II. (F80-F89) — Расстройства психологического развития

 

F80 - специфические расстройства развития речи и языка:

 

F80.0 - специфические расстройства речевой артикуляции

Дислалия

F80.1 - расстройство экспрессивной речи

Моторная алалия

F80.2 - расстройство рецептивной речи

Сенсорная алалия

F80.3 - приобретенная афазия с эпилепсией

Детская афазия

F80.9 - расстройства развития речи и языка неуточненные

Неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного патогенеза)

F81 — специфические расстройства развития учебных навыков:

 

F81.0 - специфическое расстройство чтения

Дислексия

F81.1 - специфическое расстройство спел-лингования

Дисграфия

F81.2 - специфическое расстройство арифметических навыков

Дискалъкулия

F81.3 - смешанное расстройство учебных навыков

Задержка психического развития психогенного происхождения

F81.9 - расстройство развития учебных навыков неуточненное

Задержка психического развития вследствие психофизического инфантилизма (конституционального происхождения)

F83 - смешанные специфические расстройства психологического развития

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

 

III. (R47-R49) — Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу

 

R47.0 - дисфагия и афазия

Афазия

R47.1 -дизартрия, анартрия

Дизартрия, анартрия

R49.0 - дисфония   .

Дисфония

R49.1 - афония

Афония

R49.2 - открытая гнусавость и закрытая гнусавость

Открытая и закрытаяринолалия

F98 — другие эмоциональные расстройства и  расстройства  поведения,  начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

 

F98.5 - заикание

Заикание

F98.6 - речь взахлеб

Тахилалия

F84 — общие расстройства психологического развития

 

F84.0 - детский аутизм F84.1 - атипичный аутизм

Искаженное психическое развитие

F84.5 - синдром Аспергера

 

F84.8 - другие общие расстройства развития

Задержка  психического развития  соматогенного происхождения или вследствие минимальной мозго вой дисфункции

IV. (Н60-Н95) — Болезни уха и сосцевидного отростка

 

Н90 - кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха двусторонняя:
Н90.0 - Кондуктивная потеря слуха двусторонняя

Глухие дети (ранооглохшие; позднооглохшие)

Н90.3 - Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя

 

Н90.5 - Нейросенсорная потеря слуха неуточненная.     Врожденная    глухота    БДУ. Снижение   слуха:   центральное   сенсорное. Нейросенсорная глухота.

Слабослышащие с грубым недоразвитием речи

Н90.6 - Смешанная кондуктивная и нейросенсорная тугоухость двусторонняя

Слабослышащие с относительно развитой речью

 

1.2 Психологическое обследование

 

Назначение

Психологический анамнез

Получение сведений об уровне умственного развития ребенка, его личностных особенностях:
•    выявление особенностей психофизического развития,
•      установление  нарушений  психического развития (характера, степени выраженности и структуры)
•      выявление  сохранных,   потенциальных и компенсаторных возможностей ребенка,
• определение оптимальных условии обучения, воспитания и социальной адаптации

•    социокультурный уровень родителей, их личностные
особенности,
•    особенности протекания беременности и родов в психологическом плане (нежелательность беременности, наличие тревоги, конфликтных отношений в семье и др.) с
учетом физиологических факторов,
•    моторное, психоэмоциональное развитие и поведение ребенка в первый год жизни (в том числе - эмоциональные реакции, комплекс оживления, наличие страхов раннего
возраста и др.),
• особенности развития ребенка и условия воспитания в раннем и дошкольном возрасте (в том числе - особенности протекания «кризиса 3 лет», адаптированность в детском учреждении, особенности игровой деятельности и др.),
• уровень готовности к школьному обучению, особенности адаптации к регулярному обучению, проявления школьной дезадаптации,
• интересы ребенка, круг его общения и др.

Психологическая диагностика лиц с недостатками речи (по Т.Н. Волковской)

 

Цель:    выявление    совокупности    характеристик,    определяющих    психологические особенности

 

Задачи психодиагностики:

Диагностически значимые показатели психологической характеристики:

1. Изучение уровня коммуникативно-языковой компетентности

— практические коммуникативные умения (проявления инициа
тивы в разговоре, умение поддержать тему беседы, наличие логи
ческого соответствия собственных высказываний высказываниям
собеседника и пр.) и особенности коммуникативного поведения
(контактность, общительность; поведенческие реакции во время
общения, ситуации, вызывающие коммуникативные трудности;
использование паралингвистических средств общения),
-    уровень средств общения (языковых средств на уровне экс
прессивной и импрессивной речи)

2. Изучение особенностей когнитивных процессов

Уровень сформированности:
-     восприятия,
-     памяти,
-     мышления,
-и др.

 

3. Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы

-       самооценка,
-    эмоциональная лабильность и другие особенности темпера
мента

4. Выявление личностных реакций на речевое расстройство

-     фобии,
-     тревожность,
-     агрессивность,
-     замкнутость,
-     истерические реакции и др.

5. Выявление позитивного потенциала личности

Лучшие адаптивные характеристики человека

Нейропсихологическое обследование

 

используется для оценки высших психических функций

В соответствии с моделью подразделения   мозга   на   три   основных          структурно-функциональных   блока   (А.Р.   Лурия) нейропсихологический      анализ дает следующую информацию:
1) о состоянии энергетического обеспечения    психической   деятельности или регуляции уровня активности мозга,

Используется структурно-динамическая система методик (проб), взаимосвязанных между собой и направленных на оценку:
-     зрительного гнозиса (по реальным объектам, контурным изо
бражениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и
цифр),
-     соматосенсорного гнозиса (с помощью проб узнавания объек
тов на ощупь, на прикосновение),
-     слухового гнозиса (при узнавании мелодий, при локализации
источника звука, повторении ритмов),

 

2) о возможностях операциональной деятельности приема, переработки и хранения слуховой, зрительной, кинестетической и пол и модальной, в том числе зрительно-пространственной, информации,

3) о состоянии процессов программирования, регуляции и контроля над протеканием психической деятельности - всех произвольных действий, в том числе серийной организации движений и действий

- произвольных движений (при выполнении действий по инструкции, при установке позы, а также оценке координации, результатов копирования, рисования, предметных действий, адекватности символических движений),
- памяти на слова, картинки, рассказы,
- речи (через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций),
- письма букв, слов, фраз,
- чтения букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов,
- системы счета,
- интеллектуальных процессов (понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать),
- произвольного и непроизвольного внимания

При изучении лиц с нарушениями речи вследствие локальных поражений мозга нейро-психологический синдромалъный анализ позволяет:

  • определить зону поражения мозга, соответствующую синдрому нарушения высших психических функций (поставить топический диагноз),
  • отдифференцировать нарушенные психические процессы от сохранных,
  • наметить пути и методы восстановительного обучения (Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель и др.).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.