На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Организация и содержание психолого-педагогического обследования - Перечень психодиагностических методик
Организация и содержание психолого-педагогического обследования - Перечень психодиагностических методик
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Организация и содержание психолого-педагогического обследования
Перечень психодиагностических методик
Организация обследования
Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Все страницы

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Методики изучения внимания, работоспособности:

Методика Б. Бурдона «Корректурная проба»,
«Кольца Ландольта»,
Таблицы Шульте,
Методика Пьерона-Рузера,
«Кодирование» (11 субтест WISC),
Методика Е.Ф. Рыбакова,
Счет по Э. Крепелину,
«Определение отсутствующих деталей» (7 субтест WISC),
«Лабиринты»,
«Перепутанные линии»,
«Графический диктант» Д.Б. Эльконина,
Методика X. Мюнстерберга,
Методика Ф.Д. Горбова,
Нестандартизированные методики («Круг внимания», «Что изменилось»),
Тест Э. Торндайка,
S - тест,
«Поиск образцов»,
«Круги»,
Методика Н.И. Гуткиной «Домик»,
«Матрицы информационного поиска».

Методики изучения зрительного восприятия:

- «Соотнесение по цвету, форме, величине»,
- Методика Т.Н. Головиной,
- Фигуры Поппельрейтера,
- «Узнавание реалистических, перечеркнутых, недорисованных, химерных изображений»,
- Тест Л. Бендер,
- « Разрезные картинки »,
- Доски Э. Сегена,
- «Почтовый ящик» («Коробка форм»),
- Методика К. Кооса,
- «Пирамидка», «Матрешка», «Мисочки»,
- Методика А.Л. Венгера «Включение в ряд»,
- Методика О.М. Дьяченко «Эталоны»,
- Методика В.В. Холмовскои «Перцептивное моделирование».

Методики изучения пространственного гнозиса и праксиса:

- «Зеркальные буквы»,
- « Слепые часы »,
- Тест А. Бентона,
- Фигуры Дж. Тейлора и А. Рея-Остеррица,
- Пробы Т. Хеда,
- «Разрезные картинки»,
- Доски Э. Сегена,
- «Почтовый ящик» («Коробка форм»),
- Методика К. Кооса и ее модификации,
- Конструирование из палочек,
- Методика Н.В. Яшковой «Треугольники»,
- Методика Б.И. Пинского,
- Методика В.В. Холмовскои «Рыбка»,
- Куб Линка.

Методики изучения памяти:

- «Узнавание фигур»,
- «Образная память»,
- Запоминание чисел» (6 субтест WISC),
- «10 слов»,
- «Непроизвольное запоминание места»,
- «Запоминание 2 групп слов»,
- «Воспроизведение рассказов»,
- «Оперативная память»,
- Методика Л.В. Занкова,
- Методика А. Н. Леонтьева,
- «Пиктограмма,
- Тест зрительной ретенции А. Бентона,
- Векслера памяти шкала,
- Тест зрительной и слуховой памяти Р. Мейли,
- Нестандартизированные методики («Чего не стало» и т. п.),
- «Воспроизведение предложений».

Методики изучения воображения:

- Методики Э. Торранса,
- Методики О.М. Дьяченко,
- Методики М.М. Нудельмана.
Методики изучения мышления:
- «Разрезные картинки»,
- Доски Э. Сегена,
- «Предметные и сюжетные вкладки», методика Г.И. Россолимо,
- «Почтовый ящик» («Коробка форм»),
- Методика К. Кооса,
- «Пирамидка», «Матрешка», «Мисочки»,
- Методика А.Л. Венгера «Включение в ряд»,
- Методика О.М. Дьяченко «Эталоны»,
- Методика В.В. Холмовской «Перцептивное моделирование»,
- Методика Б.И. Пинского,
- Матрицы Дж. Равена и их модификации,
- Варианты методики «Классификация геометрических фигур» (лото В.М. Когана, «Систематизация» (Н.Б. Венгер),
- «Обучающий эксперимент» А.Я. Ивановой,
- «Исключение по цвету, форме, величине»,
- Методика Л.С. Выготского «Формирование искусственных понятий» и ее модификации (А.В. Говоркова),
- «Клипец»,
- Пробы Ж. Пиаже,
- «Невербальные аналогии»,
- Методика Н.В. Яшковой «Треугольники»,
- Методика Б.И. Пинского,
- Методика В.В. Холмовской «Рыбка»,
- Куб Линка,
- Методика Р.И. Бардиной «Схематизация» («Полянки»),
- Методика «Повороты фигур»,
- Методика «Дополни набор»,
- «Определение понятий»,
- «Сравнение понятий»,
- «Существенные признаки»,
- «Простые и сложные аналогии»,
- Методика «Классификация» и ее варианты,
- «Исключение из ряда»,
- «Пополнение ряда»,
- «Объяснение сюжета картин»,
- «Сюжетный ряд»,
- «Рассказы»,
- «Метафоры, пословицы, поговорки, загадки»,
- Методика Г. Эббингауза,
- Методика Э. Ф. Замбацявичене,
- «Ассоциативный эксперимент»,
- Методика Л.И. Переслени «Угадайка»,
- «Числовые ряды».

Методики изучения личности:

- Опросники Г. Айзенка,
- Шкала детской «Я - концепции» Пирса-Харриса,
- Семантический дифференциал Ч.Осгуда,
- Методика оценки уровня притязаний В. Хоппе,
- Методика Дембо-Рубинштейн,
- Методика де-Греефе,
- Графические методики: Автопортрет, Дом-дерево-человек, Несуществующее животное (М.З. Друкаревич), Рисунок человека и др.,
- Методики Е.П. Ильина «Определение мотивационнои готовности к школе», «Оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе»,
- Методика оценки мотивации дошкольников к исправлению недостатков речи
(СМ. Валявко),
- TAT, CAT, -ТЮФ,
- Тест фрустрации С. Розенцвейга,
- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса,
- Ориентационная анкета Б. Басе,
- Цветовой тест М. Люшера,
- «Тест руки» Э.Вагнера,
- Опросник САН,
- Опросник А. Басса-А. Дарки,
- Тест Р. Тэммл-М. Дорки-В. Амен,
- Тест школьной тревожности Филипса,
- Методика измерения уровня тревожности Ж. Тейлор,
- Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS),
- Шкала оценки уровня тревоги и тревожности Ч. Спилбергера,
- Опросники Р.Кеттелла,
- Опросник MMPI,
- Опросник ПДО А. Личко,
- Личностный опросник Г. Шмишека для оценки акцентуаций личности,
- Опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду),
- Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

Методики изучения межличностных отношений:

- Социометрия,
- Графические методики: Рисунок семьи, Кинетический рисунок семьи, Рисунок класса и др.,
- Методика Р.Жиля,
- Методика оценки отношения родителей к ребенку и жизни в семье (РАШ),
- Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин),
- Опросник для родителей «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера,
- Опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (И.М. Марковская),
- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири,
- Методика незаконченных предложений,
- Методика диагностики отношения к болезни ребенка (В.Е. Каган, И.П. Журавлева).

 

1.3 Педагогическое обследование

«Школьный анамнез»:
С какого возраста началось обучение в дошкольном учреждении, школе?
По каким программам обучался ребенок?
Какие предметы вызывают особенные трудности?
Каков круг интересов ребенка вне школы?


Показатели для оценки:

  • объем знаний, умений, навыков, которыми должен обладать ребенок на определенном возрастном этапе;
  • запас сведений об окружающем, уровень социально-бытовой ориентировки;
  • познавательная активность, интересы ребенка;
  • степень сформированности деятельности в целом - целенаправлен­ности, организованности, произвольности, способности к планирова­нию действий, осуществлению самоконтроля в процессе работы и т. д.;
  • характер трудностей, испытываемых ребенком при овладении но­выми понятиями, новыми видами деятельности

Структура программы педагогического изучения ребенка с отклонениями в развитии
(поС.Д.Забрамной):

 


Содержание:

Методы:

  • Общие сведения о ребенке.
  • История развития.
  • Семья.
  • Физическое состояние.
  • Особенности познавательной деятельности.
  • Эмоционально-волевая сфера.
  • Особенности личности.
  • изучение документации,
  • посещение семьи,
  • беседа с родителями,
  • беседа с ребенком,
  • изучение письменных работ,
  • наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время, в различных видах деятельности

Социально-педагогическое обследование
Показатели для оценки:

  • состав семьи,
  • уровень образования родителей, общий культурный уровень семьи,
  • материальная обеспеченность, жилищно-бытовые условия проживания ребенка,
  • состояние здоровья родителей, наличие у них вредных привычек, психологические особенности родителей,
  • особенности взаимоотношений в семье,
  • тип семейного воспитания (гипоопека, гиперопека, противоречивое воспитание как типы неправильного воспитания), взаимосвязь типа воспитания и особенностей развития ребенка

 

1.4 Логопедическое обследование

 

Дополнительные анамнестические сведения о речевом развитии ребенка:

  • время начала гуления, лепета, первых слов, фразовой речи,
  • динамика речевого развития,
  • характер речевого окружения ребенка,
  • отношение ребенка к своему речевому нарушению,
  • наличие и результативность логопедической помощи

Оценка уровня развития речи:

  • устной - письменной;
  • импрессивной - экспрессивной

Речевая карта - документ, фиксирующий результаты логопедического обследования

Разделы речевой карты:

Отличительная особенность речевой карты

  • паспортная часть,
  • анамнестические данные,
  • данные о физическом и психическом здоровье ребенка,
  • общая характеристика речи: связная речь, словарный запас, грамматический строй, произносительная сторона, фоне­матический слух, слоговая структура слова, чтение и письмо,

 

- аналитичность:

  • представление обобщенных выводов о состоянии той или иной стороны речи,
  • раскрытие механизмов патологических проявлений,

 

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.