Страница 3 из 5
2.2. Психолого-педагогическая программа профилактики конфликтного поведения в школе «Мы вместе» (автор - Батуричева А. С.,педагог-психолог МБОУ «Центр образования № 32 имени Генерала Ивана Васильевича Болдина» г. Тула)
Цель программы: оптимизация межличностных отношений и развитие благоприятного психологического климата в классе. Задачи программы: - повысить привлекательность межличностного общения в классе для учеников; - повысить уровень групповой сплочённости, способствовать построению позитивных межличностных отношений в классе; - развивать коммуникативные особенности личности, формировать навыки коммуникации и саморегуляции в процессе коммуникации (таблица 7) Возрастной контингент участников программы: обучающиеся 13-15 лет. Сроки реализации программы: 3-4 месяца (15 занятий по 50-60 минут). Тематический план программы: Таблица 7
№ п/п
|
Название занятия
|
Цельзанятия
|
Упражнения
|
1
|
«Знакомство»
|
Познакомить участников группы, создать благоприятную атмосферу, положительный настрой на работу. Принять правила и нормы работы группы
|
«Снежный ком» Групповые правила. Тест К. Томаса «Глаза в глаза» «Кто как выглядит» «Спина к спине» Рефлексия
|
2
|
«Межличностные роли»
|
Изучить межличностные роли и принять их
|
«Согнать со стула» «Комплимент» «Броуновское движение» игра «Построить машину» Рефлексия
|
3
|
«Освоение невербального общения»
|
Повысить уровень эмпатии. Развить навыки невербального общения
|
«Поздоровайся по-своему» «Коллективный счет» «Ассоциации» Игра «Руки» «Сиамские близнецы» Рефлексия
|
4
|
«Развитие базовых коммуникативных умений»
|
Познакомить с приемами общения, оптимизировать межличностное общение в классе
|
«Ритуал приветствия» «Испорченный телефон» «Прорыв». «Коллективная сказка» «Горячий стул». «Свое пространство» Рефлексия
|
5
|
«Совершенствование умений эффективного общения».
|
Совершенствовать умения эффективного общения, коммуникативные навыки и создать доверительные отношения в группе.
|
«Умей объяснять - умей понимать» «Сплетня Иван Ивановича» «Восковая палочка» «Мои ценности» «Отношение» Рефлексия
|
6
|
«Сплочение группы»
|
Сплотить группу, создать в ней теплые, дружеские отношения
|
«Карандаши». «Твое будущее» Большая психологическая игра «Да ну тебя в болото» «Самоанализ» «Твой взгляд» Рефлексия
|
№ п/п
|
Название занятия
|
Цель занятия
|
Упражнения
|
7
|
«Необычный опыт общения»
|
Оптимизировать межличностные отношения в классе
|
«Сигнал» «Мои проблемы» «Телеграммы» Ролевая игра «Конфликты» игра «Испорченный телефон» Рефлексия
|
8
|
«Межличностные отношения»
|
Осознать мотивы межличностных отношений
|
«Любимое занятие» «Оглянись уходя» «Слепой и поводырь» «Мотивы наших поступков» «Чувства без слов» Рефлексия
|
9
|
«Навыки в общении»
|
Оптимизировать межличностные отношения в классе
|
«Начало беседы» «Волшебный щит» «Как сказать нет» «просьба о помощи» Рефлексия
|
10
|
«Наши чувства»
|
Повысить уровень эмпатии
|
Приветствие. «Утро завтрашнего дня». «Имя». «Активное слушание». «Разговор по телефону» «Игра - гимнастика» Рефлексия
|
11
|
«Условия бесконфликтного общения»
|
Оптимизировать межличностное общение в классе
|
«Приветствие» «Эффекты восприятия» Ролевая игра «Барьеры в общении» «Условия бесконфликтного общения» «Договоритесь» Рефлексия
|
12
|
«На пути к гармонии».
|
Развить коммуникативные навыки
|
«Приветствие» «Закончи предложение» «Дорисуй портрет» Игра «Коммуникация» Рефлексия
|
13
|
«Я в мире людей»
|
Повысить привлекательность класса для учеников
|
«Приветствие» «Клубочек» «Доброе животное» Притча «Солнце и ветер» Рефлексия
|
№ п/п
|
Название занятия
|
Цель занятия
|
Упражнения
|
14
|
«Общение и уважение»
|
Повысить эмоциональную значимость явлений и событий, связанных со школой
|
«Приветствие» Тест К. Томаса «Я рад общаться с тобой» «Расшифруй слово» «Подойди ближе» «Слепой и поводырь» Рефлексия
|
15
|
«Подведение итогов»
|
Подвести итоги работы группы, обсудить приобретенный опыт, перенести его в практику реальной жизни
|
«Привет» «Испытание» «Пожелания» «Больше всего мне понравилось...» Беседа, заключительное слово психолога. Рефлексия
|
Ожидаемые результаты программы: - повышение уровня сплоченности класса; - повышение значимости явлений и события, происходящих в школе; - снижение агрессивности, конфликтности в классе; - понимание того, что может послужить причиной конфликта; - умение выбирать способ поведения в конфликтной ситуации; - формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с собеседником; - освоение техник конструктивного решения в межличностных конфликтах. Критерии оценки эффективности программы: - уровень развития коллектива и характер отношений в нем; - сформированность положительных представлений о классном коллективе, о нормах жизни коллектива; высокий уровень самосознания; - для обучающихся характерен благополучный социальный статус, удовлетворенность собственной самооценкой, достижением успехов, гуманным отношением к окружающим; - сформированность культуры чувств, нравственные качества, воспитанность; - снижение количества конфликтных ситуаций в классе. Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения: программа была апробирована на базе МБОУ «ЦО № 32» г. Тулы в феврале-апреле 2018 года.
|