На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогическая копилка (практический материал по психологопедагогическому сопровождению развития ребёнка)
Психолого-педагогическая копилка (практический материал по психологопедагогическому сопровождению развития ребёнка)
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психолого-педагогическая копилка (практический материал по психологопедагогическому сопровождению развития ребёнка)
Авторские разработки педагогов-психологов Тульской области по психолого-педагогическому сопровождению развития ребёнка
Психолого-педагогическая программа профилактики конфликтного поведения в школе «Мы вместе»
Авторские упражнения психолого-педагогической программы по развитию аутопсихологической компетентности подростков «Дом моего Я»
Программа тренинга для старшеклассников. Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ
Все страницы

Материалы по психологопедагогическому сопровождению развития ребёнка, использующиеся общеобразовательными организациями Тульской области

В течение двух последних десятилетий во многих образовательных организациях Тульской области созданы службы психолого-педагогического сопровождения обучающихся. В школах и центрах образования приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие данное направление работы. В эпоху инклюзивного образования объектом психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательных учреждениях стали и дети с особыми возможностями здоровья, требующие более серьезного и системного подхода в обучении и развитии. На сегодняшний день в Тульской области накоплен и реализуется опыт психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ как в общеобразовательных школах, так и в специализированных учреждениях для детей с нарушениями в развитии. В рамках данного пособия предлагаем к ознакомлению материалы, успешно используемые с целью психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях нашего региона.


1. Диагностические карты наблюдения за развитием обучающихся


В Тульской области в копилке педагога-психолога Грибоедовой О.И. (МБУ ДО МО Плавский район «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие», г. Плавск) собран опыт использования диагностической методики «Карта наблюдения», в основе которой лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом.
Методика «Карта наблюдений» позволяет обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, позволяет разработать программу индивидуального развития и обучения ребёнка.
Основной задачей в данном исследовании является изучение особенностей состояния сенсорно-перцептивных процессов: зрительного, слухового, тактильного восприятия, конструктивного праксиса, двигательной активности.
Диагностические исследования по «Карте наблюдений» (Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А., 2000) помогут оценить в динамике развитие психических функций и учебных и социально-бытовых навыков ребенка, обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, воспитателя, психиатра, логопеда, родителя и психолога, разработать программу индивидуального развития и обучения каждого ребёнка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Эта методика дает возможность отслеживать эффективность подобной программы на разных этапах развития ребёнка, и, по мере необходимости, вносить коррективы.
В результате диагностики с помощью этой методики составляется психолого-педагогический профиль личности на момент обследования.
Наблюдения и экспертиза происходят в контексте обучающих развивающих заданий.
Анализ психолого-педагогического профиля, комментариев и рекомендаций специалистов школы дает возможность составить заключение, которое включает:
- индивидуальные психологические особенности ребенка;
- сильные стороны личности;
- индивидуальные особенности восприятия;
- зону ближайшего развития;
- рекомендации по наиболее эффективным методам и приемам развития и воспитания;
- наиболее продуктивные виды деятельности. 
Для проведения исследований по карте наблюдений необходимо оборудование: бланки «Карта наблюдений за уровнем развития», «Психологопедагогический профиль».


КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
Фамилия, имя ребенка

0           12                      3

4

5

6

7

8

Восприятие формы и величины

0           12                      3

4

5

6

7

8

Ориентация в пространстве

0           12                      3

4

5

6           7           8

Средний балл по СП-сфере

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. ВНИМАНИЕ

Концентрация внимания

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Устойчивость внимания

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Переключаемость внимания

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний балл по вниманию

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. ПАМЯТЬ

Способность к произвольному запоминанию

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Прочность запоминания

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний балл по памяти

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. РЕЧЬ

Понимание речи

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Чистота речи

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Лексика

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Способность к пересказу и рассказыванию

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний балл по речи

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Импульсивность - реф

лексивность

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тревожность - спокойствий

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Агрессивность -

миролюбие

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мотивация учебной деятельности

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мотивация трудовой деятельности

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тенденция к самостоятельности

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тенденция к ответственности

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тенденция к целенаправленным действиям

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний балл по ЭВС

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Психомоторное развитие

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общая координация движений

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мимика

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний балл по психомоторному развитию

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ Навыки самообслуживания

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Социально-бытовое ориентирование

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний балл по СБ-адаптации

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


10. УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Чтение

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Письмо

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Счет

Средний балл по учебным навыкам

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.

ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.

КОММУНИКАТИВНОСТЬ

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Описание шкал


1. Сенсорно-перцептивная сфера

Восприятие цвета.
0 - полностью выключенная сенсорная система.
1 - ребенок воспринимает мир в цвете.
2 - ребенок понимает разницу между цветами.
3 - ребенок узнает и различает 4 основных цвета - красный, желтый, синий, зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов.
4 - ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета; б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов; в) правильно выбрать заданный цвет из трех цветного ряда.
5 - ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.
6 - ребенок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.
7 - ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки - оранжевый, коричневый, розовый, голубой и др.
8 - понятие о цвете глубоко усвоено и используется в деятельности.
Восприятие формы и величины.
0 - полностью выключенная сенсорная система.
1 - ребенок не понимает различие предметов по форме и величине.
2 - ребенок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности.
3 - ребенок различает, узнает и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.
4 - ребенок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различает понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине.
5 - ребенок может зрительно узнавать и называть форму предметов круг, квадрат, треугольник в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг, овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предметов (3-4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов разной величины одинаковые по величине.
6 - ребенок понимает понятия «форма». Различает предметы по высоте и длине.
7 - ребенок может различать и называть сложные формы - овал, многоугольник. Знает объемные фигуры - цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать из каких фигур состоит сложный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине.
8 - соответствует глубоко усвоенному и используемому в деятельности понятию о форме и величине.
Ориентация в пространстве.
0 - полностью выключенная сенсорная система.
1 - ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельно сделать даже один шаг).
2 - ребенок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди- сзади-, справа- слева), не использует эти понятия в своей деятельности.
3 - ребенок знает какое-либо одно пространственное направление.
4 - ребенок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления.
5 - ребенок может показать направление относительно себя и, при условии развитой моторики, двигаться в этом направлении.
6 - ребенок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади - шкаф, справа - окно).
7 - ребенок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др. Легко и спокойно ориентируется в пространстве.
8 - соответствует свободному ориентированию в пространстве.
Средний балл по сенсорно-перцептивной сфере.
0-2. Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины, и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.
3- 5. Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.
6-8. Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, который глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.
9-10. Очень высокие оценки по этой шкале отмечают особую чувствительность (сенсетивную) к цвету - полутонам и оттенкам, форме - гармоничность формы, к людям и окружающему миру вообще.


2. Внимание
Внимание оценивается по трем параметрам: концентрация, устойчивость, переключаемость внимания. Эти параметры оцениваются в каждом задании (№ 1, 4, 5) 1 баллом. Сумма баллов отражает уровень развития внимания.
0-3 низкий уровень внимания.
4- 6 средний уровень внимания.
7-9 внимание относительно сохранно.


3. Память
0 - ребенок способен запомнить 1-2 знакомых предмета.
1 - способен запомнить 2-3 конкретных объекта.
2 - запоминает 2-3 изображения конкретных предметов.
3-4 запоминает последовательность из 2-3 объектов.
5- 6 запоминает 2-3 линейных изображения предметов.
7-8 запоминает и воспроизводит 4-5 слов.
9-10 способен запомнить фразы, двустишия и воспроизвести по требованию.


4. Мышление
0 - ребенок устанавливает тождества конкретных объектов.
1 - ребенок устанавливает отличия конкретных объектов.
2 - ребенок может устанавливать сходства, выделять общие признаки.
3-4 - ребенок делает простейшие обобщения между предметами.
5-6 - ребенок устанавливает обобщенные связи между предметами или он объединяет их по конкретным признакам.
7-8 - ребенок устанавливает последовательность событий, процессов. При работе ребенок действует целенаправленно, замечает ошибки и исправляет их.
9-10 - ребенок может устанавливать элементарные причинноследственные связи.

5. Речь
Примечание. Оценивание по подшкалам «Чистота речи», «Лексика», «Способность к пересказу и рассказыванию» не проводится, если у ребенка есть существенные нарушения речевого аппарата. В этом случае оценивание производится только по подшкале «Понимание речи».
Понимание речи.
0-1. Полное непонимание ребенком обращенной и контекстуальной речи.
2-4. Среднее понимание речи (понимает, но не всегда).
5-8. Достаточно хорошее понимание речи.
9-10. ребенок понимает произнесенную речь.
Чистота речи.
0-1. У ребенка «каша» во рту или немота.
2-4. Речь ребенка недостаточно чистая и внятная, есть логопедические проблемы, слишком быстрый или слишком замедленный темп речи.
5-8. Достаточно внятная соразмерная речь с правильным звукопроизношением.
9-10. Речь ребенка более внятная и чистая, чем у диктора телевидения.
Лексика.
0-1. Ребенок имеет словарный запас, состоящий из одного слова или звукосочетания.
2-4. Речь ребенка довольно скудная (односложные фразы), ошибочное применение слов, затруднения в изменении слов по падежам, ошибки в лицах и временах, не всегда правильное соотнесение слов с предметами и действиями.
5-8. Речь достаточно развитая (употребляет сложные предложения и фразы от 5 слов) и грамматически правильная.
9-10. Речь ребенка не менее красочная, чем у классиков русской литературы, очень богатый словарный запас.
Способность к пересказу и рассказыванию.
0-1. Ребенок неспособен пересказывать и рассказывать.
2-4. Ребенок рассказывает с многочисленными подсказками и наводящими вопросами, теряет сюжетную линию, эффект «заблудившегося рассказчика».
5-8. Ребенок может довольно связно рассказать, держать сюжетную линию и тему, расставлять смысловые акценты и пр.
9-10. Ребенок показывает прекрасное артистическое мастерство рассказчика.


6. Представление о себе
0 - ребенок знает свое имя.
1-2 знает имя и возраст.
3-4 знает имя, возраст и фамилию.
5- 6 знает имя, возраст, фамилию, пол.
7-8 знает имя, возраст, фамилию, пол, состав семьи.
9-10 знает имя, возраст, пол, фамилию, состав семьи, место проживания (город, деревня и т.д.).


7. Эмоционально-волевая сфера
Импульсивность - рефлексивность.
0-1 соответствует крайней импульсивности: внимание ребенка крайне рассеяно, он не удерживает в памяти ни одного элемента задания, мгновенно переключается с одного на другое, не регулирует свое поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции. Ребенок крайне неуправляем, асоциален.
2 ребенок чрезмерно эмоционален, неусидчив, плохая саморегуляция поведения.
3-5 характеризует «среднюю» степень импульсивности, внимание недолго удерживается на задании, может забывать отдельные элементы задания, недостаточно внимательно слушает, может иногда проявлять неадекватные эмоциональные реакции.
6- 8 отражают достаточно выраженную рефлексивность: сосредоточенность, усидчивость, вдумчивость, направленность внимания вовнутрь, хорошую саморегуляцию поведения, глубокое восприятие, интроверти- рованность.
9-10 отражают крайнюю степень рефлексивности: замкнутость на себя и своих внутренних процессах, малый интерес к происходящему вовне, глубокую интроверсию.
Тревожность - спокойствие.
0-1 отражают крайнее внутреннее напряжение, тревогу, страхи. Весь внутренний мир ребенка наполнен страхами и тревогами, он боится самостоятельно браться за что-либо, боится сделать шаг, демонстрирует параноидальные состояния.
2 характеризует достаточно высокий уровень внутренней напряженности, тревоги, проявляющейся в суетливых беспорядочных действиях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (покачивания, тремор, истерики и пр.)
3-5 отражают средний уровень тревожности, достаточную сбалансированность процессов возбуждения и торможения.
6-8 показывают спокойную миролюбивую натуру, сбалансированность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реакции.
9-10 отражают крайнюю степень спокойствия, неэмоциональность, некоторую эмоциональную черствость, отсутствие сопереживания.
Агрессивность - миролюбие.
0-1 характеризуют крайнюю агрессивность ребенка: он совершает только разрушительные действия по отношению к себе и другим.
2 отражает высокий уровень агрессивности: ребенок постоянно задирает других, ругается, дерется, разрушает, портит все, что создают другие. Иногда он может быть покладистым, если ему что-либо нравится или он в чем-то заинтересован.
3-5 отражают средний уровень агрессивности. Ребенок ситуативно задирает других, может драться или ругаться, если его «задели», Однако он довольно отходчив, может переключить свое внимание ни что-то другое. Идет на сотрудничество и перемирие.
6-8 характеризуют миролюбивость, покладистость, доброжелательность. Иногда могут наблюдаться ситуативные адекватные агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих.
9-10 крайнее проявление покладистости: беспрекословное выполнение указаний других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм.
Мотивация учебной деятельности.
0-1 полное нежелание ребенка ходить в школу и учиться, агрессивное отношение к школе и преподавателям, полное отрицание учебного процесса и всего, что с ним связано.
2 отрицательное отношение к школе, учебному процессу, преподавателям и одноклассникам.
3-5 характеризуют отношение к школе от прохладно-равнодушного до отношения как необходимости, которую нельзя избежать.
6-8 позитивное отношение к школе, положительный эмоциональный и волевой настрой на учебную деятельность, на общение с преподавателями и одноклассниками.
9-10 ребенок относится к школе как к сверхценности, «днюет и ночует» в школе, старается не только выполнять школьные задания, но и брать, как можно больше поручений домой. Тяжело переживает даже недолгие перерывы в общении с преподавателями и одноклассниками.
Мотивация трудовой деятельности.
0-1 полное нежелание ребенка трудиться в школе и дома, отвращение к домашним обязанностям, крайняя леность, деструктивное реагирование на призывы выполнять какую-либо работу.
2 показывает неприязненное отношение ребенка к трудовым поручениям, отказ от работы, избегание поручений.
3-5 достаточно прохладное отношение к трудовой деятельности желание при первой же возможности «улизнуть» от выполнения задания, выполнение задания «лишь бы отделаться». Ребенок не получас удовольствия от процесса труда.
6-8 характеризуют положительную мотивацию трудовой деятельности, желание помогать другим, радость от результатов своего труда любовь к различным видам трудовой деятельности.
9-10 гиперлюбовь к труду: это трудоголики, которые не могут расслабиться и отвлечься от работы, они постоянно чем-то заняты, делает работу через «не могу», стремятся взять на себя как можно больше работы, не доверяют работу другим из-за опасения, что другие сделают работу хуже.
Тенденция к самостоятельности.
0-1 полная беспомощность и дезадаптированность ребенка, страх самостоятельно сделать хотя бы шаг.
2 беспомощность и несамостоятельность ребенка, постоянное ожидание помощи со стороны, отказ от самостоятельного выполнения задания.
3-5 средний уровень самостоятельности ребенка, выполнение заданий при наличии поддержки и подсказки, опасается самостоятельно исследовать что-то новое, на улице старается держаться поближе к взрослому или тому, кто может его защитить. Пробует выполнять задания самостоятельно при поддержке педагога.
6-8 высокий уровень самостоятельности ребенка, желание независимо действовать, тенденция взять на себя «шефство» над более слабыми, помогать тем, кто не способен справиться с ситуацией, предложение своих творческих решений.
9-10 гиперсамостоятельность на грани нигилизма: может отрицать способы действий и мнение других, непринятие каких-либо советов или помощи.
Тенденция к ответственности.
0-1 полная безответственность и моральная опущенность, безразличие к себе и другим, отсутствие значимых других и пр.
2 низкий уровень ответственности: ребенку ничего нельзя поручить, он небрежен и неаккуратен, создает ситуации, в которых окружающие чувствуют себя крайне дискомфортно, безразличен к общему злу, ему «ни до чего нет дела».
3-5 средний уровень ответственности. Ребенок старается быть аккуратным, не совершать деструктивных поступков, помнит о том, что поручено и пр.
6- 8 высокий уровень ответственности у ребенка, он показывает предельную личностную зрелость, ответственность за себя и общее дело, за самочувствие значимых других, сформированность у ребенка понятий о чести и порядочности, осознание того, что судьба его зависит от собственных действий и поступков.
9-10 характеризуют гиперответственность, ощущение, что он, как атлант, держит на себе весь мир, острое чувство вины, если что-то не получается, неврастения, завышенные требования к себе.
Тенденция к целенаправленным действиям.
0-1 полное отсутствие целенаправленных действий, беспорядочность действий, «скользящее внимание».
2 беспорядочные, часто бесполезные действия, не соответствующие характеру и цели задания.
3-5 средний уровень целенаправленности действий. Действия ребенка соответствуют цели задания только тогда, когда он очень заинтересован. В этом случае он даже может довести дело до конца.
6-8 ребенок умеет доводить дело до конца, получает удовлетворение от проделанной работы и результата. Может выбирать оптимальную стратегию действий и поведения, не переключается с одной работы на другую, не закончив дела.
9-10 крайняя целенаправленность, «зацикленность», навязчивость.


8. Психомоторное развитие
Мелкая моторика руки.
Объект наблюдения - движение пальцев и кистей рук.
0-1 практически полностью парализованы кисти рук и пальцы.
2 ребенок может только шевелить пальцами, но не может делать пальцами захвата предметов, не может удержать даже достаточно легкий не мелкий предмет.
3-5 средний уровень развития мелкой моторики: ребенок может захватывать крупные предметы, начинает рвать и вырезать, может сжимать и разжимать резиновые предметы (от мягкого резинового мяча до эспандера) и пр.
6-8 хорошее состояние мелкой моторики: ребенок может писать, рисовать, вырезать, плести и пр.
9-10 мелкая моторика фокусника: необычайная гибкость и ловкость пальцев и суставов.
Общая координация движений.
0-1 соответствуют возможностям практически парализованного тела.
2 ребенок самостоятельно не передвигается, полный инвалид.
3-5 среднее состояние двигательных возможностей. Ребенок может передвигаться с помощью взрослого и самостоятельно. Может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью. Может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения (поднять и развести руки, присесть, отвести ногу назад, наклонить голову и пр.). Может пройти на цыпочках.
6-8 хорошее состояние двигательных возможностей и координации движений. Ребенок легко передвигается, бегает, прыгает, катается на велосипеде, занимается спортом и пр.
9-10 координация движений и двигательные возможности спортсменов и акробатов.
Мимика.
0-1 соответствуют «каменному» лицу.
2 чрезвычайно малая подвижность лица. Ребенок может только совершать движения глазами и ртом. Не улыбается.
3-5 средняя подвижность лица. Ребенок может улыбаться, вращать глазами, поднимать брови, поджимать губы.
6-8 хорошо развитая мимика, умение выразить адекватную эмоциональную реакцию на лице. Оттенки улыбки. Может мимически выражать основные эмоциональные состояния (радость, печаль, удивление, испуг, горе, замешательство, восторг, пренебрежение, сомнение и д.).
9-10 артистическая мимика. Ребенок может без слов все выражать мимикой.


9. Социально-бытовая адаптация
Навыки самообслуживания.
Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания:
- личная гигиена;
- одевание и раздевание;
- прием пищи.
0-2 делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно.
3-5 может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержку.
6-8 справляется самостоятельно.
9-10 справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.
Социально-бытовое ориентирование.
Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:
- знание и определение частей тела человека;
- знание своего адреса и членов семьи;
- знание частей помещения;
- знание условий своего быта и умение в них ориентироваться;
- ориентация на улице;
- знание элементов и особенностей флоры и фауны;
- ориентация во времени (дни недели-времена года-часы);
- усвоение социальных норм и правил поведения и пр.
0-2 не знает частей тела, не ориентируется на улице и дома, не ориентируется в других областях. Знает только мести приема пищи.
3-5 знает части тела, может их показать на себе или кукле. Ориентируется в составе семьи, знает назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, пыль и пр.). Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и проезжую часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает некоторые растения и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего.
6-8 пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает что и где находится (необходимое для его жизни и жизни близких: поликлиника, почта и пр.). Может обратиться за помощью к представителям социальных служб, достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Переносит освоенные умения и навыки в незнакомую ситуацию. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять, может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Осознает то, что происходит вокруг него и может справиться с неожиданными ситуациями, может самостоятельно перемещаться по городу, может выполнять различные поручения, делать покупки. Может как-либо обозначить свое имя на бумаге, документе.
9-10 социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого дееспособного человека.


10. Учебные навыки
В данном разделе оценивается уровень учебных достижений ребенка по чтению, письму и счету. Каждый пункт (чтение, письмо, счет) оценивается по отдельной 10-балльной подшкале. Общая шкала содержит среднюю оценку по подшкалам.
Чтение.
0-1 имитирует чтение, держа и листая книгу.
2-3 соотносит картинку и подпись.
4-5 знает некоторые буквы и подбирает их к картинкам.
6-7 читает отдельные слоги и показывает картинку, в названии которой есть этот слог.
8-9 узнает и читает заученные слова (мама, папа, сок, нос).
10 - сливает слоги самостоятельно и простые слова с помощью.
Письмо.
0-1 держит карандаш, проводит по бумаге, имитируя письмо.
2- 3 проводит любые линии, ориентируясь на разлиновку в тетради.
4-5 обводит простые по написанию буквы.
6-7 пишет по обводке любые буквы и цифры.
8-9 пишет (печатает) самостоятельно несколько букв.
10 - списывает с печатных букв, слогов рукописные графемы.
Счет.
0-2 имеются представления об устойчивости числового ряда при счете.
3- 4 понимание принципа присчета по-одному
5 - понимание итога счета на конкретном материале.
6 - понимание, что любая совокупность объектов может быть сосчитана.
7 - умение считать объекты в пределах 10.
8 - узнает цифры и соотносит их с количеством пальцев и предметов.
9 - изображает некоторые цифры как результат счета.
10 - решает задачи на сложение и вычитание по конкретной ситуации в пределах 2-5.


11. Трудовые умения и навыки
0-2 ребенок ничего не умеет делать.
3- 5 ребенок может выполнять элементарные трудовые операции: убирать игрушки, вытирать доску, накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, убирать на место после работы предметы труда, стирать и гладить кукольное белье, подметать пол, делать влажную уборку (самостоятельно и с помощью).
4- 5 умеет работать с ножницами, клеем, может раскатать тесто.
6- 8 ребенок обладает специфическими трудовыми навыками по домоводству (приготовление пищи, шитье, вышивание), может что-либо полезное мастерить своими руками, собирать что-либо из отдельных комплектующих и пр.
9-10 индивидуальная специализация по наиболее предпочтительному виду деятельности.


12. Коммуникативность
0-2 явная интровертированность, замкнутость, аутичность.
3 тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в контактах.
4-6 бывает, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах.
7- 8 экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и не знакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с незнакомыми людьми и пр.
9-10 крайняя экстраверсия

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.