На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Профессионал и коллектив - Групповое принятие решения
Профессионал и коллектив - Групповое принятие решения
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профессионал и коллектив
Развитие команды
Управление группой: лидерство и руководство
Внутригрупповые конфликты
Групповое принятие решения
Все страницы



 

2.5. Групповое принятие решения


В совместной деятельности членам группы приходится не только ориентироваться на указания руководителя, но и принимать выработанное совместно решение по тому или иному вопросу.
В современных условиях повышенного риска и ответственности в принятии производственных, управленческих решений роль именно коллективного принятия решения заметно возрастает: групповой выбор решения в ряде случаев оказывается менее субъективным, дает возможность выявить больше альтернатив, всесторонне оценить многочисленные варианты, выбрать из них лучшие и устранить слабые.
Таким образом, групповое принятие решений - осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи (групповое обсуждение какой-либо проблемы, в результате которого группа принимает определенное решение). Как и индивидуальное, групповое решение может быть эффективным и неэффективным.
Эффективность (качество) группового решения определяется такими его параметрами, которые удовлетворяют решению вопроса и обеспечивают реальность его выполнения [40]. По сравнению с индивидуальным решением, групповое имеет определенные преимущества. При этом необходимо учитывать стадию, на которой принимается решение (табл. 29).


Таблица 29
Критерии оценки эффективности принятия индивидуального и группового решения

Критерии оценки эффективности

Индивидуальное
решение

Групповое решение

Стадия нахождения решения

V

-

Стадия разработки, проверки правильности решения

-

V

Участники группы не имеют опыта принятия индивидуального решения

-

V

Тип решаемой задачи: трудно формализуемые (творческие) задачи, а также задачи, требующие большого опыта

-

V

 

Процесс принятия решений в группе может сопровождаться следующими феноменами [2, 17] (рис. 21).
Как и любое социально-психологическое явление, групповое решение имеет свои риски (негативное влияние на жизнедеятельность группы). К рискам принятия группового решения относят:
- снижение индивидуальной ответственности в принятии решения (феномен «диффузии ответственности»);
- отсутствие у отдельных членов группы собственного мнения и высокая склонность к конформизму;
- тенденциозный отбор информации и необоснованный оптимизм.
Снижению этих рисков могут способствовать:
- создание и поддержание деловой атмосферы, обстановки свободного обмена мнениями, невзирая на ранги и авторитеты;
- развитие у участников группы навыков и культуры делового общения.

принятие решений



Рис. 21. Феномены группового принятия решения

К основным методам принятия группового решения относят групповое интервью, групповую дискуссию и мозговой штурм с его разновидностями . Эти формы принятия группового решения в целом имеют общую последовательность, что отражено в требованиях к их реализации, но специфичны по целям (табл. 30).
Сравнительная характеристика методов группового принятия решений [36]


Таблица 30

Метод принятия группового решения

Требования к реализации

Цель

Групповое
интервью

  1. Перед началом группового обсуждения должны быть четко обозначены тема и цель, выделены основные вопросы, по поводу которых должны быть приняты решения.
  2. Должна быть создана комфортная обстановка, в которой участники могли бы свободно высказываться (отсутствие посторонних, соблюдение правил работы в группе).
  3. Руководителю важно поддерживать мотивацию к обсуждению у участников, создавать доброжелательную атмосферу и положительный эмоциональный фон, не принимать быстрых оценочных решений, не выслушав до конца и не поняв позицию выступающего, помогать группе прийти к конструктивному решению

Сбор разнообразных индивидуальных мнений членов группы по конкретному вопросу и их всесторонняя оценка, определение всего спектра мнений

Групповая
дискуссия

Найти общее групповое решение, предварительно выявив и оценив спектр мнений членов группы

Мозговой штурм

Поиск новых подходов, продуцирование творческих идей для решения конкретной задачи



Групповая дискуссия - совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Структура групповой дискуссии выглядит следующим образом (рис. 22) [14].
Мозговой штурм (брейнсторминг) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

структура дискуссий

Рис. 22. Структура групповой дискуссии

Одной из разновидностей мозгового штурма является электронный мозговой штурм (online brainstorming), который позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки» и «блокирование продуктивности», так как участники анонимно и одновременно высказывают свои идеи [14].
Еще одной разновидностью мозгового штурма является «антиштурм» или негативный мозговой штурм. Участникам предлагается быть как можно более негативными по отношению к принимаемому решению (например, задается вопрос «что нужно сделать, чтобы все испор- тить/провалить?»). После этого сгенерированные негативные идеи служат «толчком» для принятия правильного решения (от обратного). Такая разновидность мозгового штурма может применяться в тех ситуациях, когда группа зашла в тупик в поиске правильного решения, слабо замотивирова- на на принятие решений [14]. Структура мозгового штурма представлена на рис. 23.
В командной работе, в работе над проектом, помимо индивидуальной работы по выполнению отдельных заданий членами группы в соответствии с выполняемой ролью, всегда необходимо интегрировать индивидуальные усилия в решение общей задачи. В зависимости от новизны и проблемности, групповая задача может быть решена в результате совместного обсуждения вопроса на основе выработанных индивидуальных точек зрения на поставленный вопрос.

мозговой штурм



Рис. 23. Структура и последовательность мозгового штурма

Банк заданий к 5 параграфу 2 главы
Задание 2.5.1. Вопросы для собеседования
1. Приведите примеры ситуаций, когда необходимо принять групповое решение.
2. Какие феномены обнаруживаются в результате группового решения задачи? Отметьте элементы общности между ними.
3. Почему групповая сплоченность может выступать как негативный фактор при принятии решений группой?
4. Какие решения отличаются большей эффективностью: групповые или индивидуальные?
5. Назовите основные методы, применяемые в процессе принятия групповых решений.
9. Раскройте содержание общих характеристик, присущих групповому интервью, мозговому штурму и групповой дискуссии.
10. В чем заключается преимущество мозгового штурма по сравнению с индивидуальной работой?
11. Назовите отличие группового интервью от групповой дискуссии.
12. Назовите отличие мозгового штурма от групповой дискуссии.
13. Назовите разновидности мозгового штурма и специфику их реализации.


Задание 2.5.2. Темы для обсуждения на групповом дистанционном опросе
Команда 1. Раскройте содержание и приведите примеры проявления феномена групповой поляризации.
Команда 2. Раскройте содержание и приведите примеры проявления феномена сдвига к риску.
Команда 3. Приведите примеры ситуаций, когда более эффективны индивидуальные решения по сравнению с групповыми.
Команда 4. Приведите примеры ситуаций, когда более эффективны групповые решения по сравнению с индивидуальными.


Задание 2.5.3. Игры, моделирующие групповое принятие решения
[28]
Инструкция. Группе предлагается игра (на выбор преподавателя), в ходе которой может быть смоделирована ситуация принятия группой решения на основе предварительно выработанных индивидуальных решений.
Темы игр:
- «Воздушная катастрофа в пустыне»;
- «Авиакатастрофа в тундре»;
- «Кораблекрушение»;
- «Утро на даче».
Общий план игры реализуется в 5 этапов (рис. 24).

этапы игр

Рис. 24. Этапы игр, моделирующих групповое принятие решения

Задание 2.5.4. Анализ видеоматериалов проведения групповых обсуждений [36]
Ход занятия. Накануне занятия студенты получают домашнее задание: найти видеопримеры разных форм принятия группового решения: группового интервью, групповой дискуссии, мозгового штурма.
Просмотр видеоматериалов (аудиторно или дистанционно) и их анализ проводится по следующему плану:
• положительные аспекты в поведении участников обсуждения;
• ошибки в поведении участников обсуждения;
• положительные аспекты в поведении руководителя группового обсуждения;
• ошибки в поведении руководителя группового обсуждения.
После обсуждения в процессе групповой работы следует сформулировать правила проведения группового интервью, мозгового штурма, групповой дискуссии.


Таблица 31


Сводная таблица заданий по 4 параграфу 2 главы

Аудиторные занятия

Онлайн занятия

Самостоятельная работа

Задание 2.5.1

Задание 2.5.2

Задание 2.5.4

Задание 2.5.3

Задание 2.5.4

 


Истратова О. Н. Эффективное общение в профессиональном становлении личности : учебное пособие / О. Н. Истратова, И. С. Лабынцева, Ю. К. Дуганова ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. - 155 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.