Страница 5 из 5
2.5. Групповое принятие решения
В совместной деятельности членам группы приходится не только ориентироваться на указания руководителя, но и принимать выработанное совместно решение по тому или иному вопросу. В современных условиях повышенного риска и ответственности в принятии производственных, управленческих решений роль именно коллективного принятия решения заметно возрастает: групповой выбор решения в ряде случаев оказывается менее субъективным, дает возможность выявить больше альтернатив, всесторонне оценить многочисленные варианты, выбрать из них лучшие и устранить слабые. Таким образом, групповое принятие решений - осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи (групповое обсуждение какой-либо проблемы, в результате которого группа принимает определенное решение). Как и индивидуальное, групповое решение может быть эффективным и неэффективным. Эффективность (качество) группового решения определяется такими его параметрами, которые удовлетворяют решению вопроса и обеспечивают реальность его выполнения [40]. По сравнению с индивидуальным решением, групповое имеет определенные преимущества. При этом необходимо учитывать стадию, на которой принимается решение (табл. 29).
Таблица 29 Критерии оценки эффективности принятия индивидуального и группового решения
Критерии оценки эффективности
|
Индивидуальное решение
|
Групповое решение
|
Стадия нахождения решения
|
V
|
-
|
Стадия разработки, проверки правильности решения
|
-
|
V
|
Участники группы не имеют опыта принятия индивидуального решения
|
-
|
V
|
Тип решаемой задачи: трудно формализуемые (творческие) задачи, а также задачи, требующие большого опыта
|
-
|
V
|
Процесс принятия решений в группе может сопровождаться следующими феноменами [2, 17] (рис. 21). Как и любое социально-психологическое явление, групповое решение имеет свои риски (негативное влияние на жизнедеятельность группы). К рискам принятия группового решения относят: - снижение индивидуальной ответственности в принятии решения (феномен «диффузии ответственности»); - отсутствие у отдельных членов группы собственного мнения и высокая склонность к конформизму; - тенденциозный отбор информации и необоснованный оптимизм. Снижению этих рисков могут способствовать: - создание и поддержание деловой атмосферы, обстановки свободного обмена мнениями, невзирая на ранги и авторитеты; - развитие у участников группы навыков и культуры делового общения.
Рис. 21. Феномены группового принятия решения
К основным методам принятия группового решения относят групповое интервью, групповую дискуссию и мозговой штурм с его разновидностями . Эти формы принятия группового решения в целом имеют общую последовательность, что отражено в требованиях к их реализации, но специфичны по целям (табл. 30). Сравнительная характеристика методов группового принятия решений [36]
Таблица 30
Метод принятия группового решения
|
Требования к реализации
|
Цель
|
Групповое интервью
|
- Перед началом группового обсуждения должны быть четко обозначены тема и цель, выделены основные вопросы, по поводу которых должны быть приняты решения.
- Должна быть создана комфортная обстановка, в которой участники могли бы свободно высказываться (отсутствие посторонних, соблюдение правил работы в группе).
- Руководителю важно поддерживать мотивацию к обсуждению у участников, создавать доброжелательную атмосферу и положительный эмоциональный фон, не принимать быстрых оценочных решений, не выслушав до конца и не поняв позицию выступающего, помогать группе прийти к конструктивному решению
|
Сбор разнообразных индивидуальных мнений членов группы по конкретному вопросу и их всесторонняя оценка, определение всего спектра мнений
|
Групповая дискуссия
|
Найти общее групповое решение, предварительно выявив и оценив спектр мнений членов группы
|
Мозговой штурм
|
Поиск новых подходов, продуцирование творческих идей для решения конкретной задачи
|
Групповая дискуссия - совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Структура групповой дискуссии выглядит следующим образом (рис. 22) [14]. Мозговой штурм (брейнсторминг) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.
Рис. 22. Структура групповой дискуссии
Одной из разновидностей мозгового штурма является электронный мозговой штурм (online brainstorming), который позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки» и «блокирование продуктивности», так как участники анонимно и одновременно высказывают свои идеи [14]. Еще одной разновидностью мозгового штурма является «антиштурм» или негативный мозговой штурм. Участникам предлагается быть как можно более негативными по отношению к принимаемому решению (например, задается вопрос «что нужно сделать, чтобы все испор- тить/провалить?»). После этого сгенерированные негативные идеи служат «толчком» для принятия правильного решения (от обратного). Такая разновидность мозгового штурма может применяться в тех ситуациях, когда группа зашла в тупик в поиске правильного решения, слабо замотивирова- на на принятие решений [14]. Структура мозгового штурма представлена на рис. 23. В командной работе, в работе над проектом, помимо индивидуальной работы по выполнению отдельных заданий членами группы в соответствии с выполняемой ролью, всегда необходимо интегрировать индивидуальные усилия в решение общей задачи. В зависимости от новизны и проблемности, групповая задача может быть решена в результате совместного обсуждения вопроса на основе выработанных индивидуальных точек зрения на поставленный вопрос.
|
Рис. 23. Структура и последовательность мозгового штурма
Банк заданий к 5 параграфу 2 главы Задание 2.5.1. Вопросы для собеседования 1. Приведите примеры ситуаций, когда необходимо принять групповое решение. 2. Какие феномены обнаруживаются в результате группового решения задачи? Отметьте элементы общности между ними. 3. Почему групповая сплоченность может выступать как негативный фактор при принятии решений группой? 4. Какие решения отличаются большей эффективностью: групповые или индивидуальные? 5. Назовите основные методы, применяемые в процессе принятия групповых решений. 9. Раскройте содержание общих характеристик, присущих групповому интервью, мозговому штурму и групповой дискуссии. 10. В чем заключается преимущество мозгового штурма по сравнению с индивидуальной работой? 11. Назовите отличие группового интервью от групповой дискуссии. 12. Назовите отличие мозгового штурма от групповой дискуссии. 13. Назовите разновидности мозгового штурма и специфику их реализации.
Задание 2.5.2. Темы для обсуждения на групповом дистанционном опросе Команда 1. Раскройте содержание и приведите примеры проявления феномена групповой поляризации. Команда 2. Раскройте содержание и приведите примеры проявления феномена сдвига к риску. Команда 3. Приведите примеры ситуаций, когда более эффективны индивидуальные решения по сравнению с групповыми. Команда 4. Приведите примеры ситуаций, когда более эффективны групповые решения по сравнению с индивидуальными.
Задание 2.5.3. Игры, моделирующие групповое принятие решения [28] Инструкция. Группе предлагается игра (на выбор преподавателя), в ходе которой может быть смоделирована ситуация принятия группой решения на основе предварительно выработанных индивидуальных решений. Темы игр: - «Воздушная катастрофа в пустыне»; - «Авиакатастрофа в тундре»; - «Кораблекрушение»; - «Утро на даче». Общий план игры реализуется в 5 этапов (рис. 24).
Рис. 24. Этапы игр, моделирующих групповое принятие решения
Задание 2.5.4. Анализ видеоматериалов проведения групповых обсуждений [36] Ход занятия. Накануне занятия студенты получают домашнее задание: найти видеопримеры разных форм принятия группового решения: группового интервью, групповой дискуссии, мозгового штурма. Просмотр видеоматериалов (аудиторно или дистанционно) и их анализ проводится по следующему плану: • положительные аспекты в поведении участников обсуждения; • ошибки в поведении участников обсуждения; • положительные аспекты в поведении руководителя группового обсуждения; • ошибки в поведении руководителя группового обсуждения. После обсуждения в процессе групповой работы следует сформулировать правила проведения группового интервью, мозгового штурма, групповой дискуссии.
Таблица 31
Сводная таблица заданий по 4 параграфу 2 главы
Аудиторные занятия
|
Онлайн занятия
|
Самостоятельная работа
|
Задание 2.5.1
|
Задание 2.5.2
|
Задание 2.5.4
|
Задание 2.5.3
|
Задание 2.5.4
|
|
Истратова О. Н. Эффективное общение в профессиональном становлении личности : учебное пособие / О. Н. Истратова, И. С. Лабынцева, Ю. К. Дуганова ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. - 155 с.
|