Методы исследований способности к творчеству
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Методы исследований способности к творчеству
Тест-опросник Г. Дэвиса
ТЕСТ А. Медника Диагностика вербальной креативности
Определение типов и качеств творческого мышления
Гибкость мышления
Исследование психологических типов креативных руководителей и роли креативных способностей в системе управления
Психогеометрический тест С. Деллингер
Все страницы

2. Методы исследований способности к творчеству

2.1. Диагностическая модель - классификация психологических свойств творческой личности

Моделью творческих качеств в нашем исследовании стала классификация психологических свойств творческой личности, представленная в нашем диссертационном исследовании еще в 1993— 1996 гг. В ней были обобщены некоторые теоретические и эмпирические результаты исследований феномена креативности известные на тот момент времени (в частности, в данной модели обобщались взгляды известных отечественных и зарубежных исследователей творчества А.Я. Пономарева, А.М. Матюшкина, Д.Б. Богоявленской, Е. Торренса, Д. Гилфорда, А. Медника и др.). Кроме того, нами были проведены самостоятельные экспериментальные исследования креативности на выборках студентов Хабаровского и Московского педагогических университетов. Диагностика творческих качеств проводилась в разных формах деятельности -групповой (активные методы обучения - решение проблемных задач, дискуссия, мозговой штурм, деловая игра) и индивидуальной (индивидуальные творческие задания и тесты творческих способностей).


На основании комплексной психодиагностики были выделены две группы студентов - высококреативная (с высокими показателями в индивидуальных и групповых видах творческой деятельности) и низкокреативная (с низкими показателями в аналогичных видах деятельности).
Модель психологических особенностей творческой личности включала:
1. Особенности познавательных процессов:
а) восприимчивость к проблемам, высокая чувствительность, самостоятельность восприятия, его саморегуляция (методика ЕЛ. Торренса);
б) устойчивость внимания, наблюдательность (числовые таблицы Шульте, корректурная проба Бурдона и др.);
в) готовность памяти (способность памяти быстро зафиксировать информацию), хорошо развитая долговременная память, отдаленная ассоциативность памяти (способность удерживать в памяти явления и предметы не связанные очевидной ассоциативной связью) (тест А. Медника);
г) дивергентное мышление (конструктивное, склонное к обобщению, способное выходить за рамки одной категории и видеть в объектах многогранность функций и значимостей), изменчивость и гибкость мышления, умение генерировать большое количество разнообразных идей (продуктивность), беглость и оригинальность мышления, глубина и разработанность творческих идей, широкий подход к проблеме, инкубация противоречий, способность к переносу (перенос способов мыслительной деятельности на другое мыслительное поле), фантазирование (комбинирование, трансформация и интеграция образов под влиянием новой информации), критичность и независимость мышления, рефлексия в творческой деятельности (батарея тестов ЕЛ. Торренса).
2. Мотивационные качества личности:
а) склонность к крскуу ;б)тремление е ковой йнтересной йаботе; ;в любознательность; г) стремление к творческим достижениям, самоактуализации, самопознанию (методика Е.Е. Тунник, Г. Девиса).
3. Эмоционально-волевые качества:
а) развитый самоконтроль и готовность к интенсивному труду; б) самоорганизованность, решительность; в) уверенность в себе; г) настойчивость и последовательность в достижении цели; д) самостоятельность, непосредственность и раскованность в эмоциональной сфере; е) положительный эмоциональный тон при столкновении с новым; ж) способность к эмпатии; з) контроль за чувствами страха и фрустрации (методика Л.И. Рабинович, тест Меграбяна и др.).
4. Эстетические качества:
а) чувство прекрасного; б) художественное восприятие мира; в) артистичность (методика Г. Девиса).
5. Коммуникативные качества:
а) способность к сотрудничеству в творческой деятельности; б) умение публично и аргументированно отстаивать свою точку зрения, убеждать других; в) способность конструктивно разрешать конфликты; г) склонность к игровому взаимодействию с партнерами по общению; д) чувство юмора (методика А. Харисона, Р. Брэмсона, методика С. Деллингер).
*примечание: в скобках указаны авторы методик которые были нами использованы для исследования данных качеств творческой личности. С некоторыми из них вас познакомит практикум по психологии творчества, который мы приводим ниже.
В настоящее время эта модель нами дорабатывается, методом доработки может являться приведенный нами практикум, предназначенный для исследования творческих способностей и анализа существующих методов психодиагностики креативности.

2.2. Практикум по психологии творчества.

Практическое занятие № 1 Исследованию мотивационно-творческих способностей [методики Е.Е. Тунник (3) и Г. Девиса (6)]
Цель работы: Проведите исследование творческих способностей с помощью методик Е.Е. Тунник и Г. Девиса.
Задачи работы:
1. Оцените уровень развития у Вас творческих способностей представленных в данных методиках.
2. Сравните показатели данных методик, определите черты сходства и различия данных методов диагностики, оцените их достоинства и недостатки.
3. Результаты работы отразите в обобщающих выводах.
Вводные комментарии:
Тест содержит шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.
Назначение теста:
Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р), несмотря на ее направленность на юношеский возраст, она не утрачивает своей актуальности и в зрелом возрасте.
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
• Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
• Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
• Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
• Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие дели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Стимульный материал
Инструкция к тесту
Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «X» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «X» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «X» в колонке «В основном неверно», Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «X» в колонке «Не могу решить». Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете.

Тест: Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник)

1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4. Мне не нравится планировать дела заранее.
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
12. Я люблю заводить новых друеей.
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18. Я люблю то, что необычно.
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
29. Я не люблю выступать перед группой.
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
36. Интерссно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37. Интерссно братсся аа головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
38. Меня интерссуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это,
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.

Бланк ответов


№ вопроса

В      основном верно

Отчасти верно

Не            могу решить

В      основном неверно

1.

 

 

 

 

•••

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов теста


Обработка данных теста
При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.
При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.
Ключ к тесту
Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;
• все ответы на данные вопросы в форме «отчасти верно» оцениваются в 1 балл;
• все ответы «не могу решить» на данные вопросы оцениваются в -1
балл и вычитаются из общей суммы.
Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;
• отрицательные ответы: 28;
• все ответы «отчасти верно» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю»-в"1 балл.
Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;
• отрицательные: 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;
• все ответы в форме «отчасти верно» оцениваются в +1 балл, а
ответы «не могу решить» - в -1 балл.
Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45,46;
• отрицательные: 14, 20, 39;
• все ответы «отчасти верно» оцениваются в +1 балл, а ответы «не
могу решить» - в -1 балл.
В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом (в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «не знаю», оцениваемых в -1 балл.
Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.
Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 - к воображению, 13 - к способности идти на риск, 13 утверждений - к фактору сложности.
Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не могу решить».
Если испытуемый дает все ответы в форме «отчасти верно», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не могу решить».
Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «отчасти верно» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не могу решить» (-1 балл).
Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.
Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.
Таблица №4
Нормативные данные для российских и американских исследуемых
по 4-факторному опроснику


Факторы креативности

Среднее, М

Стандартные отклонения, А

Среднее, М

Стандартные отклонения, А

 

Россия

Американские данные

Любознательность

17,8

3,9

16,4

4,3

Воображение

15,6

4,8

16,0

4,7

Сложность

17,2

4,4

14,8

5,1

Склонность к риску

17,0

-

-

-

Суммарный

67,6

16,0

62,1

18,0

Сравнивая российские и американские данные, Е.Е. Туник отмечает, что по опроснику личностных характеристик молено говорить, что по всем факторам: Любознательность, Сложность, Склонность к риску и Суммарный балл - российские средние показатели выше американских, за исключением показателей за Воображение, где выше американские данные (различия статистически значимы, t - критерий Стьюдента).
Задания для самостоятельной работы
1. Сравнить полученные вами результаты по методике Е.Е. Тунник с результатами российской и американской выборок. Представьте свою таблицу групповых показателей по данной методике (задача для мониторинговой группы)
2. Какую индивидуальную специфику проявлений собственной креативности вы установили с помощью данной методики?
3. Представьте аналитические отчеты по результатам исследования.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.