Страница 6 из 7
Практическая работа № 5. Исследование психологических типов креативных руководителей и роли креативных способностей в системе управления (по методикам Р. Брэмсона, А. Харрисона и С. Деллингер).
Цель занятия: определите психологические особенности стилей мышления, представленных в данных методиках Задачи работы: 1. Определите свой стиль мышления по данным методикам 2. Сравните психологические характеристики стилей, представленных в данных методиках, оцените креативный потенциал каждого стиля. 3. Результаты работы отразите в обобщающих выводах. Вводные комментарии: Методика Р. Брэмсона и А. Харрисона позволяет определить стиль мышления у руководителя, менеджера. Стиль мышления является комплексной характеристикой и определяет ведущий способ решения профессиональных задач. В методике представлены стили: Синтезатор («с» в бланке дешифраторе), Идеалист («и» в бланке дешифраторе), Прагматик («п» в бланке дешифраторе), Аналитик («а» в бланке дешифраторе), Реалист («р» в бланке дешифраторе). Более подробные описания психологических характеристик стилей представлены в таблице № 8. Следует помнить, что психологические характеристики, представленные в таблице, будут тем диагностичнее представлены в результате, чем более выражен определившийся стиль. Кроме чистых стилей могут определиться еще и смешанные (аналитик-реалист и т.п.) Стимул ьный материал: опросник «стиль мышления» Р. Брэмсона, А. Харрисона (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой) Инструкция: каждый пункт данного опросника состоит из утверждения, за которым следуют пять его возмооюных окончаний. Ваша задача - указать ту степень, в которой каэюдое окончание применимо к вам. На бланке опросника справа от каждого окончания проставьте номера 5, 4, 3, 2, 1, указывающие на ту степень, в которой данное окончание применимо к вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован только 1 раз в группе из пяти окончаний. Далее если два окончания (или более) кажутся одинаково применимы к вам, все-таки постарайтесь их упорядочить. Каждое из окончаний в группе должно получить свой номер. Заполните для тренировки этот образец: Когда я читаю книгу по специальности, я обращаю внимание главным образом на: 1. Качество изложения, стиль 2. Основные идеи книги 3. Композицию и оформление книги 4. Логику и аргументацию автора 5. Выводы, которые можно сделать из книги.... Если вы уверены, что поняли приведенную выше инструкцию, продолжайте работать дальше: (Для удобства обработки свои ответы затем следует перенести в бланк дешифратор, представленный ниже текста опросника) Тест А Когда между людьми имеет место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая: 1) устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто; 2) лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы; 3) лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт; 4) подходит к ситуации наиболее логично и последовательно; 5)излагает аргументы наиболее кратко и убедительно. Б. Когда я начинаю работать над проектом в составе группы, самое важное для меня: 1) понять цели и значение этого проекта; 2) раскрыть цели и ценности участников рабочей группы; 3) определить, как мы собираемся разрабатывать этот проект; 4) понять какую выгоду этот проект может принести для нашей группы; 5) чтобы работа над проектом была организована и сдвинулась с места. B. Вообще говоря, я усваиваю новые идеи, когда могу: 1) связать их с текущими или будущими занятиями; 2) применить их к конкретным ситуациям; 3) сосредоточиться на них и тщательно их проанализировать; 4) понять, насколько они сходны с привычными идеями; 5) противопоставлять их другим идеям. Г. Для меня графики, схемы, чертежи в книгах и статьях обычно: 1) полезнее текста, если они точны; 2) полезны, если они ясно показывают важные факты; 3) полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом; 4) полезны, если они поднимают вопросы по тексту; 5) не более и не менее полезны, чем другие материалы. Д Если бы мне предложили провести какое-то исследование, я , вероятно начал бы с : 1) попытки определить его место в более широком контексте; 2) определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку, или мне потребуется помощь; 3) размышлений и предположений о возможных результатах; 4) решения о том, следует ли вообще проводить это исследование; 5) попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее. Е. Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных проблем, я предпочел бы: 1) встретиться с ними индивидуально и задать каждому свои конкретные вопросы; 2) провести общее собрание и попросить их высказать свое мнение; 3) опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы; 4) встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды; 5) опросить членов организации предоставить мне (желательно в письменной форме) всю относящую к делу информацию, которой они располагают; Ж Вероятно, я буду считать что-то правильным, истинным, если это «что-то»: 1) выстояло против оппозиции, выдержало сопротивление противоположных подходов; 2) согласуется с другими вещами, которым я верю; 3) было подтверждено на практике; 4) поддается логическому и научному доказательству; 5) можно проверить лично на доступных наблюдению фактах. 3. Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет скорее всего: 1) о том, как кому-то удалось разрешить личную или социальную проблему; 2) посвящена дискуссионному политическому или социальному вопросу; 3) сообщением о научном или историческом исследовании; 4) об интересном, забавном человеке или событии.; 5) точным, без доли здмысла, сообщением о чьем-то интересном жизненном опыте. И. Когда я читаю отчет о работе, я обращаю больше всего внимания на: 1) близость выводов к моему личному опыту; 2) возможность выполнения данных рекомендаций; 3) надежность и обоснованность результатов фактическими данными; 4) понимание автором целей и задач работы; 5) интерпретацию данных. К. Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать -это: 1) каков наилучший метод для решения данной задачи; 2) кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена; 3) почему эту задачу стоит решать; 4) какое влияние ее решение может иметь на другие задачи, которые приходится решать; 5) какова прямая, немедленная выгода отрешения данной задачи.. Л. Обычно я узнаю максимум о том, как сделать что-то новое, благодаря тому, что: 1) уясняю для себя, как это связано с чем-то другим, что мне хорошо знакомо; 2) принимаюсь за дело как можно раньше; 3) выслушиваю различные точки зрения, по поводу того как это сделать: 4) есть кто-то, кто показывает мне как это сделать; 5) тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом. М. Если бы мне пришлось проходить испытание или сдавать экзамен, я предпочел бы: 1) набор объективных, проблемно-ориентированных вопросов по предмету; 2) дискуссию с теми, кто также проходит испытание; 3) устное изложение и показ того, что я знаю; 4) сообщение в свободной форме о том, как я применил то, чему научился; 5) письменный отчет, охватывающий историю вопроса, теорию и метод. Н. Люди, чьи особые качества я уважаю больше всего, это вероятно: 1) выдающиеся философы и ученые; 2) писатели и учителя; 3) лидеры деловых и политических кругов; 4) экономисты и инженеры; 5) фермеры и журналисты О. Вообще говоря, я нахожу теорию полезной если она: 1) кажется родственной тем другим теориям и идеям , которые я уже усвоил; 2) объясняет вещи новым для меня образом; 3) способна систематически объяснять множество связанных ситуаций; 4) служит прояснению моего личного опыта и наблюдений; 5) имеет конкретное практическое приложение. П. Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу, я предпочитаю, чтобы в ней: 1) показывались преимущества для меня в зависимости от выбираемой точки зрения; 2) излагались все факты в ходе дискуссии; 3) логично и последовательно обрисовались затрагиваемые спорные вопросы; 4) определялись ценности, которые проповедует автор; 5) ярко освещались обе стороны спорного вопроса и существо конфликта. Р. Когда я читаю книгу, выходящую за рамки моей непосредственной деятельности, я делаю это главным образом вследствие: 1) заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний; 2) указания со стороны уважаемого мной человека на возможную ее полезность; 3) желания расширить свою общую эрудицию; 4) желания выйти за пределы собственной деятельности для разнообразия; 5) стремления узнать больше об определенном предмете. С. Когда я впервые подхожу к какой-то технической проблеме, я скорее всего буду: 1) пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией; 2) искать пути и способы быстро решить эту проблему; 3) обдумывать альтернативные способы ее решения; 4) искать способы, которыми другие, возможно уже решили эту проблему; 5) пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения; Т. Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы: 1) находить существующие методы, которые работают, и использовать их как можно лучше; 2) ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе; 3) открывать новые и более совершенные методы; 4) находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому; 5) разбираться в том, как и почему существующие методы должны работать.
|
|
Обработка результатов Оценка 54 балла - точка неопределенности. Оценки от 49 до 59 баллов - зона неопределенности. Максимальная оценка по суммарной шкале - 90 баллов. Минимальная - 18 баллов. Если вы набрали от 60 до 65 баллов по любому стилю мышления, это означает умеренное предпочтение этому стилю, т.е. при прочих равных условиях вы будете использовать этот стиль больше других. Если вы набрали 66-71 балл, значит, вы оказываете сильное предпочтение такому стилю мышления. Вероятно, вы используете этот стиль последовательно и в большинстве ситуаций. Возможно, что вы даже время от времени злоупотребляете им, используете его там и тогда, где и когда он не обеспечивает лучший подход к проблеме. Особенно часто это может происходить в стрессовой ситуации. Если у вас оценка 72 балла и более, тогда у вас сильное предпочтение данного стиля мышления, это значит, что вы используете его практически во всех ситуациях, даже таких, где он очевидно не является лучшим подходом к проблеме. Если ваша балловая оценка в пределах от 48 до 43, то для вас характерно умеренное пренебрежение этим стилем, т.е. при прочих равных условиях, вы по возможности, будете избегать использовать его для решения значимых для вас проблем. Если вы набрали от 42 до 37 баллов, у вас, скорее всего, игнорирование данного стиля мышления. Наконец, если ваша оценка 36 баллов и меньше, этот стиль вам абсолютно чужд. Вы, вероятно, не используете его практически никогда, даже если он является лучшим подходом к проблеме. Суммарная оценка по всем пяти стилям: С+И+П+А+Р=270 баллов (проверочная сумма).
|
|
|
|
|
|
Задания для самостоятельной работы 1. Определите достоинства и недостатки определившихся у вас стилей мышления. 2. Какому стилю мышления могут соответствовать следующие характеристики: креатив-стратег, креатив-тактик, креатив-коммуникатор, консерватор-интеллектуал, лидер-консерватор
|