На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Методы исследований способности к творчеству - Тест-опросник Г. Дэвиса
Методы исследований способности к творчеству - Тест-опросник Г. Дэвиса
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Методы исследований способности к творчеству
Тест-опросник Г. Дэвиса
ТЕСТ А. Медника Диагностика вербальной креативности
Определение типов и качеств творческого мышления
Гибкость мышления
Исследование психологических типов креативных руководителей и роли креативных способностей в системе управления
Психогеометрический тест С. Деллингер
Все страницы

 

Тест-опросник Г. Дэвиса

Вводные комментарии
Тест Г. Девиса представляет собой авторскую модель представлений о креативной личности. Он отличается большой факторной загруженностью вопросов, каждый из которых раскрывает различные качественные стороны творческой личности.
Стимульный материал
Инструкция: ответьте на представленные ниже вопросы. Варианты ответов - «да» или «нет». Даже если вы не можете определенно ответить на поставленный вопрос, попробуйте, тем не менее, склониться либо к положительному, либо к отрицательному варианту ответа.
Тест
1. Я думаю, что я аккуратен(-а).
2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями.
4. Я люблю быть лучшим(шей) в чем либо.
5. Если я имел (а) сладости, то стремился(-лась) сохранить их все у себя.
6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.
7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
8. В детстве я не был(а) особенно популярен(а) среди детей.
9. Я иногда поступаю по-детски.
10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничто не может меня остановить.
11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
12. Я знаю, когда могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
13. Если даже я уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной соглашаются другие.
14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
15. Я очень скучаю.
16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.
17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
18. Я больше предпочитаю знакомые игры, чем новые.
19. Я люблю исследовать, что произойдет, если что-либо сделаю.
20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем делать его.
Ключ
Креативность в тесте Г. Девиса определяется по суммарной совокупности ответов совпадающих с ключом:
ответы «да» на вопросы: 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 ответы «нет» на вопросы: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21 Смысловая нагрузка ответов:
«да»
2 - беспокойство о других
4 - желание выделиться
6 - недовольство собой
7-полный любопытства
8 - непопулярен
9 - регресс в детство
10 - отбрасывание давления
12 - самодостаточность
16 - чувство предназначенности
17 - чувство прекрасного
19 - спекулятивность
«нет»
1-принятие беспорядка
3 - рискованность
5 - альтруизм
11 - любовь к одиночной работе
13 - независимость
14-деловые ошибки
15 - никогда не скучает
18 - стремление к новизне
20 - стремление к риску
21 - потребность в активности
Задания для самостоятельной работы
1. Какие собственные креативные способности определила у вас методика Г. Девиса, все ли полученные результаты согласуются с вашими представлениями о себе и о творческой личности? Сделайте выводы.
2. Составьте сводную таблицу результатов по методике Г. Девиса в вашей группе, сделайте анализ представленных результатов (задания для мониторинговой группы).
3. Какие представления о творческих способностях и специфике личностных проявлений творца присутствуют в методиках Г. Девиса и ЕЕ. Тунник? Какие черты креативной личности в этих методиках сходятся, а какие в них отличаются? Сделайте выводы.

Практическое занятие № 2.

Исследование вербальной и невербальной креативности
Цель работы: исследовать качественные и количественные показатели вербальной и невербальной креативности [методики ЕЛ. Торренса (8) и А. Медника (4)].
Задачи работы:
1. Провести групповые и индивидуальные обследования с помощью тестовых методик Е. Торренса и А. Медника.
2. Осуществить сравнительный анализ методов диагностики, определить достоинства и недостатки данных методов, их специфику и диагностические возможности.
Стимульный материал:
Тест креативности Торренса.
Диагностика невербальной креативности (творческого наглядно-образного мышления и воображения).
Вводные комментарии: Тест состоит из трех частей: нарисуй картинку, завершение фигуры, повторяющиеся линии. Приведены описание, инструкция, стимульный материал, обработка, ключ, интерпретация результатов. Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 г. Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 гг. в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
Инструкция: Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

примечание
завершение фигуры

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумайте название к каждому рисунку (на занятиях выполняется только половина заданий с 1 по 5, остальные будут проводиться в виде самостоятельной работы в домашних условиях).

повторяющиеся линии

Субтест 3. «Повторяющиеся линии», Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.
Обработка результатов. Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».
Ключ к тесту Торренса.
«Беглость» - характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами: 1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым. 2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов. Неадекватными признаются следующие рисунки: рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения, рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название, осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ. 3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ. 4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.
«Оригинальность» - самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами: 1. Оценка за «оригинальность» основывается на
статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл. 2. Оценивается рисунок, а не название! 3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам. Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»: Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.
• Субтест 1 -оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.
Субтест 2 - обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.
1. -цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.
2. - буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).
3. - цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.
4. - буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).
5. -цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.
6. - ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).
7. - цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).
8. - цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.
9. -цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.
10. - цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.
Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.
«Абстрактность названия» - выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2.
Оценка происходит по шкале от 0 до 3.
0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.
1 балл: простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет
делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.
2 балла: образные описательные названия «Загадочная русалка»,
«SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»...
3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия
выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернешься вечером».
«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.
0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.
1 балл: Ррешение превосходит простое замыкание фигуры.
Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов.
2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.
«Разработанность» - отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:
1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка, дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков - все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.
2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе - одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.
3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.
4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.
Интерпретация результатов теста Торренса. Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять. Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу: 30 - плохо 30-34 - ниже нормы 35-39 - несколько ниже нормы 40-60 - норма 61-65 - несколько выше нормы 66-70 - выше нормы >70 -отлично
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте сводную таблицу результатов по данной методике вашей группы (задача для мониторинговой группы)
2. Какие особенности проявлений ваших креативных качеств обнаружила методика Е. Торренса?
3. Пройдите задания второго субтеста под номером 6-10 в домашних условиях. Проведите обработку результатов. Составьте сводную таблицу групповых результатов этой части задания сравните групповые результаты в разных условиях (задание для мониторинговой группы). Как сказывается на результатах тестирования отсутствие временного ограничения и присутствия группы? Сделайте выводы.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.