На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Методы исследований способности к творчеству - Определение типов и качеств творческого мышления
Методы исследований способности к творчеству - Определение типов и качеств творческого мышления
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Методы исследований способности к творчеству
Тест-опросник Г. Дэвиса
ТЕСТ А. Медника Диагностика вербальной креативности
Определение типов и качеств творческого мышления
Гибкость мышления
Исследование психологических типов креативных руководителей и роли креативных способностей в системе управления
Психогеометрический тест С. Деллингер
Все страницы

Практическая работа № 3 Определение типов и качеств творческого мышления (методики Д. Брунера и А.С. Лачиса)

Цель занятия: определение базовых типов мышления и измерение уровня креативности.
Задачи работы:
L Оцените уровень развития у Вас базовых типов и качеств мышления.

  1. Сравните результаты, полученные в двух методиках, оцените эффективность данных методов диагностики.
  2. Результаты работы отразите в обобщающих выводах.

Профиль мышления.
Вводные комментарии: Тип мышления - это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий доминирующие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.
Можно выделить 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками.

  • Предметное мышление. Неразрывно связано с предметом в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью предметных действий. Существуют физические ограничения на преобразование. Операции выполняются только последовательно. Результатом является мысль, воплощенная в новой конструкции. Этим типом мышления обладают люди с практическим складом ума.
  • Образное мышление. Отделено от предмета в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование: Операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в новом образе. Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума.
  • Знаковое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с гуманитарным складом ума.
  • Символическое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные, отношения между символами. Этим мышлением обладают люди с математическим складом ума.

Согласно Д. Брунеру, мышление можно рассматривать как перевод с одного языка на другой. Следовательно, при четырех базовых языках возникает шесть вариантов перевода:

  1. предметно-образный (практический),
  2. предметно-знаковый (гуманитарный),
  3. предметно-символический (операторный),
  4. образно-знаковый (художественный),
  5. образно-символический (технический),
  6. знаково-символический (теоретический).

В каждой из этих шести пар возможны четыре перехода. Например, в первой паре образуются следующие переходы: 1) предметный переходит в образный, 2) образный переходит в предметный, 3) предметный переходит в предметный, 4) образный переходит в образный. В итоге образуются 24 перехода во всех шести парах. Выделяются следующие факторы мышления:
1) практичность ~ теоретичность, гуманитарность - техничность, художественность - операторность
2) конкретность - абстрактность.
Стимульный материал.
Инструкция: Экспериментатор зачитывает утверждения, а испытуемые в протоколе отмечают свое согласие или несогласие рядом с номером утверждения, соответственно, знаками «+» или «-».
Тест Опросник для определения типов мышления и уровня креативности (Д. Брунера)
1 .Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал.
2.Я люблю составлять программы для компьютера.
З'.Я люблю читать художественную литературу.
4.Я люблю живопись (скульптуру).
5.Я не предпочел бы работу, в которой все четко определено.
6. Мне   проще   усвоить   что-либо,    если   я   имею   возможность манипулировать предметами.
7. Я люблю шахматы, шашки.
8.  Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Я хотел бы заниматься коллекционированием.
10. Люблю и понимаю абстрактную живопись.
11. Я скорее хотел бы быть слесарем, чем инженером.
12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.
13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.
14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.
15. Мне не нравится регламентированная работа.
16. Мне нравится что-либо делать своими руками.
17. В детстве я любил создавать свой шифр для переписки с друзьями.
18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.
19. Мне  трудно   передать   содержание   рассказа   без   его   образного представления.
20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.
21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.
22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.
23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.
24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
25. Люблю фантазировать.
26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.
27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.
28. Мне нравятся уроки литературы.
29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших
много лет назад.
30.Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.
31. Истинно только то, что можно потрогать руками.
32. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
33. Я за словом в карман не лезу.
34.Люблю рисовать.
35. Один и тот же спектакль можно смотреть много, раз, главное - игра актеров, новая интерпретация.
36. Мне   нравилось   в   детстве   собирать   механизмы   из   деталей конструктора.
37.Мне кажется, что я смог бы изучить стенографию.
38.Мне нравится читать стихи вслух.
39.Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.
40.Я предпочел бы быть закройщиком, а не портным.
41. Лучше     сделать     табуретку     руками,     чем     заниматься     ее проектированием.
42. Мне кажется, что я смог бы овладеть профессией программиста.
43. Люблю поэзию.
44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.
45. Мне больше  нравится процесс деятельности,  чем  ее конечный результат.
46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.
47.Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен, что найду необходимые слова.
49. Болыпе люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.
50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.
51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.
52. Я смог бы овладеть языками программирования.
53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.
54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.
55. Сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
56. Я предпочел бы сам отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.
57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
58. Люблю писать письма.
59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.
60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.
61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.
62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.
63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.
64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.
65. Я не хотел бы подчинять свою жизнь определенной системе.
66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности решения.
67. Думаю, что смог бы изучить китайские иероглифы.
68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.
69. Мне кажется, что работа сценариста интересна.
70. Мне нравится работа дизайнера.
71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.
72. Если бы у меня была машина, то изучение дорожных знаков не составило бы труда.
73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.
74. Меня привлекает работа художника-оформителя.
75. Не люблю ходить одним и тем же путем.
Ключ:
1.Столбец - предметное мышление,
2.Столбец - символическое мышление,
3.Столбец - знаковое мышление,
4. Столбец - образное мышление,
5. Столбец - креативность.

Бланк ответов

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

Обработка и анализ данных. В протоколе исследования подсчитывается сумма «+» для каждого фактора (пять вертикальных столбцов):
Шкала оценки выраженности креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала: низкий уровень (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов).
Задания для самостоятельной работы

  1. Сравните уровень развития у вас типов мышления представленных в работе, о чем вам говорит полученный результат?
  2. Составьте сводную таблицу групповых показателей по данной методике (задание для мониторинговой группы).
  3. Сравнить индивидуальные показатели с групповыми, сделать обобщающие выводы.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.