На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Методы исследований способности к творчеству - Гибкость мышления
Методы исследований способности к творчеству - Гибкость мышления
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Методы исследований способности к творчеству
Тест-опросник Г. Дэвиса
ТЕСТ А. Медника Диагностика вербальной креативности
Определение типов и качеств творческого мышления
Гибкость мышления
Исследование психологических типов креативных руководителей и роли креативных способностей в системе управления
Психогеометрический тест С. Деллингер
Все страницы
Гибкость мышления

Вводные комментарии:
Уровень гибкости мышления оценивается в терминах «пластичность» - «ригидность».
Ригидность (от лат. rigidus - жесткий, твердый) означает затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении субъективной программы деятельности человека в условиях, объективно требующих ее перестройки. Пластичность в отличие от ригидности предполагает легкость такой перестройки. Согласно современным нейрофизиологическим данным, уровень гибкости обнаруживает значимые корреляционные связи с таким первичным свойством нервной системы, как подвижность - способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде, которая диагностируется по скорости возникновения и прекращения нервного импульса в ответ на внешний раздражитель. Различают 3 типа гибкости: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоциональную) и мотивационную. Когнитивная гибкость связана с перестройкой восприятия и представлений в изменении ситуации и, как следствие, со своевременным и адекватным принятием решения.
Стимульный материал
Уровень когнитивной гибкости мышления может быть оценен с помощью методики А.С. Лачинса
Цель: Выработка практического навыка оценки уровня когнитивной гибкости.
Оснащение: Лист бумаги, ручка, секундомер.
Порядок работы: Испытуемому предлагается написать фразу «В поле уж таял снег» четырьмя различными способами (стандартное время для выполнения каждого задания - 1 минута):
Способ 1. Инструкция: «После команды "начали" напишите фразу "В поле уж таял снег" столько раз, сколько успеете до команды "стоп"».
Способ 2. Инструкция: «После команды "начали" напишите фразу "В поле уж таял снег" печатными буквами столько раз, сколько успеете до команды "стоп"».
Способ 3. Инструкция: «После команды "начали" напишите фразу "В поле уж таял снег" столько раз, сколько успеете до команды "стоп" следующим образом: первая и все нечетные буквы должны быть письменными и заглавными, а вторая и все четные - маленькими и печатными».
Способ 4. Инструкция: «После команды "начали" напишите фразу "В поле уж таял снег" своим привычным почерком, но при этом повторяйте каждую букву по два раза. Работайте, как можно быстрее до команды "стоп"».
Обработка и анализ данных
ЬПодсчитывается количество правильно написанных букв в каждом задании: Мь М2, М3, М4.
2.Вычисляется среднее значение для трех заданий:

гибкость мышления

Если Кгиб лежит в пределах от 0,5 до 1, значит, испытуемый обладает пластичным мышлением, легко и быстро переходит от одной деятельности к другой, оперативно реагирует на изменение входной ситуации, способен принимать адекватные решения.
Значения Кгиб меньше 0,6 свидетельствуют о высоком уровне ригидности мышления, то есть низком уровне креативной гибкости. Испытуемый не способен быстро и адекватно реагировать на изменение ситуации, испытывает затруднения в изменении субъективной программы деятельности.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте сводную таблицу групповых показателей по данной методике (задание для мониторинговой группы).
2. Определите свой коэффициент креативной гибкости, сравните этот результат с показателями шкал методики Д. Брунера.
Практическая работа № 4. Исследование показателей семантической гибкости мышления (тесты Е.П. Торренса [9])
Цель занятия: определение показателей творческих способностей -семантической гибкости и семантической спонтанной гибкости
Задачи работы:
1. Оцените уровень развития у Вас данных показателей творческих способностей.
2. Сравните результаты полученные в двух методиках, оцените эффективность данных методов диагностики.
3. Результаты работы отразите в обобщающих выводах.

Тест «употребление предметов» (Е.П. Торренс)

Вводные комментарии
В данном тесте, который входит в батарею заданий теста Е.П. Торренса [9] исследуется еще один показатель творческого мышления, который известный американский исследователь творческой личности Д. Гилфорд назвал «семантической гибкостью» - т.е способностью видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике. Задание обычно дается в свободном временном режиме, но в основном группа заканчивает выполнение одной серии за 5 минут.
Инструкция к первому заданию: напишите, пожалуйста, все возможные виды необычного использования хорошо известного вам предмета - книги. При этом привычные способы использования (чтение, подарок) нужно заранее исключить. Работайте в свободном временном режиме.
Для повторных испытаний предмет преобразования нужно заменить, например «молоток» или «ботинок».
Обработка результатов. Начинается на занятии, необходимо сгруппировать вероятные способы применения предмета в семантические типы (близкие по смыслу способы применения объединяются). Показатель семантической гибкости определяется по количеству предложенных способов необычного применения предмета различающихся семантически. В качестве дополнительного показателя в методике вычисляется также индекс оригинальности каждого способа, который вычисляют так же как и в тесте А.Медника по формуле:
Zi=l/r
где Zi индекс оригинальности данного способа, г -частота встречаемости данного варианта в данной группе испытуемых
Общий индекс оригинальности работы подсчитывается по формуле: Nop=ΣZi/X
где Noр - индекс оригинальности работы, X - общее количество ответов испытуемого
Ниже приводится таблица процентильных показателей, которые мы получили в эмпирических исследованиях двух групп Хабаровского и Московского педагогических вузов в 1994-1995 г. (таблица № 6)
Таблица №6

1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

8,5

6,5

5,5

4,5

2,5

0,5

3

0,57

0,29

0,2

0,14

0,09

0,04


Где 1 ~ % испытуемых, чей результат превышает данный показатель, 2- средний показатель семантической гибкости испытуемых по
результатам двух серий, 3 - среднее значение индекса оригинальности
Высококреативными показателями в данной выборке испытуемых были - наличие 6 и более способов использование данного предмета в каждой серии и значение индекса оригинальности более 0,29. Низкокреативными можно считать результаты - меньше 2 версий использования предметов в серии и индекс оригинальности меньше 0,09
Задания для самостоятельной работы:
1. Определите свой коэффициент семантической гибкости,
2. Сравните этот результат с показателями групп Хабаровского и Московского вузов, сделайте вывод.
Тест «Решение необычных ситуаций» (ЕЛ. Торренс) Вводные комментарии
Данная методика также представлена в батарее тестов Е.П. Торренса и оценивает такой показатель креативности как семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации. В группе желательно провести только первую серию методики, остальные серии оставить для домашней самостоятельной работы.
Инструкция: придумайте и напишите как можно больше вариантов решения данной необычной ситуации:
1 серия: Что будет на Земле, если все люди будут легкими как пушинки?
2 серия: Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будете делать?
3 серия: На Земле высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпримите?
Показатель семантической спонтанной гибкости определяется по количеству и качеству различных версий придуманных данным испытуемым. Все версии также как и в предыдущем тесте группируются по семантическим типам, дополнительно оценивается уровень оригинальности версии по той же формуле, что и в предыдущем тесте. Дополнительным показателем теста является «разработанность» - которая оценивается по глубине раскрытия версий (определяется группой экспертов)
Ниже приводится таблица процентильных показателей, которые мы получили в эмпирических исследованиях двух групп Хабаровского и Московского педагогических вузов в 1994-1995 г. (таблица № 7)
Таблица №7

1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

4,6

3,3

2,5

2,0

1,3

0,5

3

0,67

0,34

0,22

0,16

0,10

0,04


Где 1 - % испытуемых, чей результат превышает данный показатель, 2 - средний показатель семантической спонтанной гибкости испытуемых
по результатам двух серий, 3 - среднее значение индекса оригинальности
Высококреативными показателями в данной выборке испытуемых были - наличие 3 и более версий решения проблемной ситуациий в каждой серии и значение индекса оригинальности более 0,34. Низкокреативными можно считать результаты - меньше 1 версий решения проблемных ситуаций и индекс оригинальности меньше 0,1


Задания для самостоятельной работы
1. Проведите самостоятельно вторую и третью серию заданий теста в домашних условиях
2. Составьте сводную таблицу групповых показателей по данной методике, проведите экспертную оценку полученных результатов.
3. Определите свой коэффициент семантической спонтанной гибкости.
4. Сравните показатели методики в групповой и индивидуальной формах.
5. Сравните этот результат с показателями групп Хабаровского и Московского вузов, сделайте вывод.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.