Страница 5 из 7
Гибкость мышления
Вводные комментарии: Уровень гибкости мышления оценивается в терминах «пластичность» - «ригидность». Ригидность (от лат. rigidus - жесткий, твердый) означает затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении субъективной программы деятельности человека в условиях, объективно требующих ее перестройки. Пластичность в отличие от ригидности предполагает легкость такой перестройки. Согласно современным нейрофизиологическим данным, уровень гибкости обнаруживает значимые корреляционные связи с таким первичным свойством нервной системы, как подвижность - способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде, которая диагностируется по скорости возникновения и прекращения нервного импульса в ответ на внешний раздражитель. Различают 3 типа гибкости: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоциональную) и мотивационную. Когнитивная гибкость связана с перестройкой восприятия и представлений в изменении ситуации и, как следствие, со своевременным и адекватным принятием решения. Стимульный материал Уровень когнитивной гибкости мышления может быть оценен с помощью методики А.С. Лачинса Цель: Выработка практического навыка оценки уровня когнитивной гибкости. Оснащение: Лист бумаги, ручка, секундомер. Порядок работы: Испытуемому предлагается написать фразу «В поле уж таял снег» четырьмя различными способами (стандартное время для выполнения каждого задания - 1 минута): Способ 1. Инструкция: «После команды "начали" напишите фразу "В поле уж таял снег" столько раз, сколько успеете до команды "стоп"». Способ 2. Инструкция: «После команды "начали" напишите фразу "В поле уж таял снег" печатными буквами столько раз, сколько успеете до команды "стоп"». Способ 3. Инструкция: «После команды "начали" напишите фразу "В поле уж таял снег" столько раз, сколько успеете до команды "стоп" следующим образом: первая и все нечетные буквы должны быть письменными и заглавными, а вторая и все четные - маленькими и печатными». Способ 4. Инструкция: «После команды "начали" напишите фразу "В поле уж таял снег" своим привычным почерком, но при этом повторяйте каждую букву по два раза. Работайте, как можно быстрее до команды "стоп"». Обработка и анализ данных ЬПодсчитывается количество правильно написанных букв в каждом задании: Мь М2, М3, М4. 2.Вычисляется среднее значение для трех заданий:
 |
Если Кгиб лежит в пределах от 0,5 до 1, значит, испытуемый обладает пластичным мышлением, легко и быстро переходит от одной деятельности к другой, оперативно реагирует на изменение входной ситуации, способен принимать адекватные решения. Значения Кгиб меньше 0,6 свидетельствуют о высоком уровне ригидности мышления, то есть низком уровне креативной гибкости. Испытуемый не способен быстро и адекватно реагировать на изменение ситуации, испытывает затруднения в изменении субъективной программы деятельности. Задания для самостоятельной работы 1. Составьте сводную таблицу групповых показателей по данной методике (задание для мониторинговой группы). 2. Определите свой коэффициент креативной гибкости, сравните этот результат с показателями шкал методики Д. Брунера. Практическая работа № 4. Исследование показателей семантической гибкости мышления (тесты Е.П. Торренса [9]) Цель занятия: определение показателей творческих способностей -семантической гибкости и семантической спонтанной гибкости Задачи работы: 1. Оцените уровень развития у Вас данных показателей творческих способностей. 2. Сравните результаты полученные в двух методиках, оцените эффективность данных методов диагностики. 3. Результаты работы отразите в обобщающих выводах.
Тест «употребление предметов» (Е.П. Торренс)
Вводные комментарии В данном тесте, который входит в батарею заданий теста Е.П. Торренса [9] исследуется еще один показатель творческого мышления, который известный американский исследователь творческой личности Д. Гилфорд назвал «семантической гибкостью» - т.е способностью видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике. Задание обычно дается в свободном временном режиме, но в основном группа заканчивает выполнение одной серии за 5 минут. Инструкция к первому заданию: напишите, пожалуйста, все возможные виды необычного использования хорошо известного вам предмета - книги. При этом привычные способы использования (чтение, подарок) нужно заранее исключить. Работайте в свободном временном режиме. Для повторных испытаний предмет преобразования нужно заменить, например «молоток» или «ботинок». Обработка результатов. Начинается на занятии, необходимо сгруппировать вероятные способы применения предмета в семантические типы (близкие по смыслу способы применения объединяются). Показатель семантической гибкости определяется по количеству предложенных способов необычного применения предмета различающихся семантически. В качестве дополнительного показателя в методике вычисляется также индекс оригинальности каждого способа, который вычисляют так же как и в тесте А.Медника по формуле: Zi=l/r где Zi индекс оригинальности данного способа, г -частота встречаемости данного варианта в данной группе испытуемых Общий индекс оригинальности работы подсчитывается по формуле: Nop=ΣZi/X где Noр - индекс оригинальности работы, X - общее количество ответов испытуемого Ниже приводится таблица процентильных показателей, которые мы получили в эмпирических исследованиях двух групп Хабаровского и Московского педагогических вузов в 1994-1995 г. (таблица № 6) Таблица №6
1
|
0%
|
20%
|
40%
|
60%
|
80%
|
100%
|
2
|
8,5
|
6,5
|
5,5
|
4,5
|
2,5
|
0,5
|
3
|
0,57
|
0,29
|
0,2
|
0,14
|
0,09
|
0,04
|
Где 1 ~ % испытуемых, чей результат превышает данный показатель, 2- средний показатель семантической гибкости испытуемых по результатам двух серий, 3 - среднее значение индекса оригинальности Высококреативными показателями в данной выборке испытуемых были - наличие 6 и более способов использование данного предмета в каждой серии и значение индекса оригинальности более 0,29. Низкокреативными можно считать результаты - меньше 2 версий использования предметов в серии и индекс оригинальности меньше 0,09 Задания для самостоятельной работы: 1. Определите свой коэффициент семантической гибкости, 2. Сравните этот результат с показателями групп Хабаровского и Московского вузов, сделайте вывод. Тест «Решение необычных ситуаций» (ЕЛ. Торренс) Вводные комментарии Данная методика также представлена в батарее тестов Е.П. Торренса и оценивает такой показатель креативности как семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации. В группе желательно провести только первую серию методики, остальные серии оставить для домашней самостоятельной работы. Инструкция: придумайте и напишите как можно больше вариантов решения данной необычной ситуации: 1 серия: Что будет на Земле, если все люди будут легкими как пушинки? 2 серия: Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будете делать? 3 серия: На Земле высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпримите? Показатель семантической спонтанной гибкости определяется по количеству и качеству различных версий придуманных данным испытуемым. Все версии также как и в предыдущем тесте группируются по семантическим типам, дополнительно оценивается уровень оригинальности версии по той же формуле, что и в предыдущем тесте. Дополнительным показателем теста является «разработанность» - которая оценивается по глубине раскрытия версий (определяется группой экспертов) Ниже приводится таблица процентильных показателей, которые мы получили в эмпирических исследованиях двух групп Хабаровского и Московского педагогических вузов в 1994-1995 г. (таблица № 7) Таблица №7
1
|
0%
|
20%
|
40%
|
60%
|
80%
|
100%
|
2
|
4,6
|
3,3
|
2,5
|
2,0
|
1,3
|
0,5
|
3
|
0,67
|
0,34
|
0,22
|
0,16
|
0,10
|
0,04
|
Где 1 - % испытуемых, чей результат превышает данный показатель, 2 - средний показатель семантической спонтанной гибкости испытуемых по результатам двух серий, 3 - среднее значение индекса оригинальности Высококреативными показателями в данной выборке испытуемых были - наличие 3 и более версий решения проблемной ситуациий в каждой серии и значение индекса оригинальности более 0,34. Низкокреативными можно считать результаты - меньше 1 версий решения проблемных ситуаций и индекс оригинальности меньше 0,1
Задания для самостоятельной работы 1. Проведите самостоятельно вторую и третью серию заданий теста в домашних условиях 2. Составьте сводную таблицу групповых показателей по данной методике, проведите экспертную оценку полученных результатов. 3. Определите свой коэффициент семантической спонтанной гибкости. 4. Сравните показатели методики в групповой и индивидуальной формах. 5. Сравните этот результат с показателями групп Хабаровского и Московского вузов, сделайте вывод.
|