Черемных А.А., г. Далматово, ГКОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении «Далматовская санаторная школа-интернат» Современное образование предъявляет к педагогическим работникам высокие требования. Каждый педагог должен уметь решать разные нестандартные задачи и ситуации. Многие молодые педагоги в начале своей профессиональной деятельности сталкиваются с различными трудностями. Бывают случаи, когда у начинающего педагога возникают затруднения в вопросах преподавания учебного предмета, во взаимодействии с разными категориями школьников, с коллегами, родителями. В настоящее время актуальной проблемой в системе современного образования является процесс становления и профессионального развития молодого педагога.
Самым важным моментом в становлении молодого педагога является умение поддерживать доброжелательную атмосферу со всеми субъектами образовательного процесса. Также начинающему специалисту необходима помощь в правильной организации учебно-воспитательного процесса. В условиях современной образовательной организации при работе с молодыми педагогами применяют помощь наставника - коуча. Коучинг - это помощь начинающим учителям по устранению и решению проблем, возникающих в период адаптации в образовательной среде. Коучинг предполагает совместную деятельность коуча и начинающего педагога. При таком методе работы задействованы все способности молодого специалиста, внимание уделяется его проблемам в организации учебно-воспитательного процесса. Наставник не передает молодому педагогу знания в готовом виде, а активизирует у него процессы самообразования и саморазвития. Коуч помогает молодому педагогу самостоятельно преодолевать все трудности и проблемы, возникающие в ходе осуществления процесса развития, воспитания и образования современных школьников.
Можно выделить следующие направления повышения профессионального мастерства молодого педагога: 1) углубление научных знаний; 2) повышение психолого-педагогического уровня; 3) повышение научно-методического уровня; 4) формирование профессионально значимых умений и навыков; 5) освоение культуры педагогического общения; 6) развитие способностей работать в коллективе; 7) освоение корпоративных норм поведения.
Углубление научных знаний связано с недостаточным уровнем подготовки молодых педагогов в средних и высших учебных заведениях. Важным элементом повышения качества теоретического материала преподаваемых предметов является самообразование, позволяющее планомерно осваивать содержание процесса обучения. По психологии и педагогике, как и по всем другим наукам, составляющим содержание учебных предметов, молодые специалисты имеют разный уровень подготовки. Начинающему педагогу в повышении психолого- педагогического уровня знаний и умений могут помочь школьные психологи, которые призваны разрешать те или иные проблемные ситуации как в среде обучающихся, так и в среде педагогических работников и родителей [1]. Не менее важным направлением в повышении профессионального мастерства молодого педагога можно считать повышение научно- методического уровня. В образование внедряются различные инновационные технологии, которые призваны повысить учебно-познавательную деятельность школьников. Молодому специалисту нужна помощь методистов, администрации образовательной организации и других учителей. Методические мероприятия школы: педсоветы, работа школьных методических объединений, педагогические клубы, круглые столы - способствуют росту профессионализма педагогов независимо от стажа работы. Формирование профессионально значимых умений и навыков: коммуникативных, организаторских, педагогических, рефлексивных - актуальная задача не только для молодых учителей, но и всех педагогических работников. Новые методики и технологии обучения требуют от педагога умения находить, анализировать и обобщать различную информацию, проводить диагностику уровня развития обучающегося, оказывать ему помощь в развитии навыков осуществления учебной деятельности. Молодые педагоги должны учиться разрабатывать учебные программы, стимулировать способности детей, работать по учебному плану, анализировать свою деятельность, консультировать обучающихся и их родителей. Терпение, целеустремлённость, артистизм, уважительное отношение к детям и взрослым, требовательность к себе и окружающим - качества личности, которые необходимо воспитывать в себе молодому специалисту, чтобы овладеть педагогическим мастерством. Все педагогические работники должны владеть культурой педагогического общения. Учебные заведения дают только представление о нормах коммуникации, а навыки формируются в ходе осуществления профессиональной деятельности. Правильность, точность и чистота, уместность, доступность, выразительность - качества культуры речи. Насколько грамотно владеет речью педагог - настолько грамотно будет говорить и его обучающийся. Для бесконфликтного общения с обучающимися, их законными представителями, коллегами педагогам важно поддерживать спокойный, доброжелательный тон, вырабатывать стиль общения, не вызывающий обиды. Каждый работник должен уметь работать в коллективе. В образовательной организации умение работать в группе, команде приобретает особое значение. Молодые специалисты должны учитывать, что эффективность процесса обучения и воспитания зависит от слаженной работы всего коллектива. Работа в методических объединениях разного уровня, творческих группах, участие в проектах воспитывает уважение к труду своих коллег, умение принимать решения, считаться с мнением других, уважая их интересы.
Педагог - образец для подражания. На стиль поведения педагога реагируют обучающиеся, законные представители, общество. Молодые специалисты должны учитывать, что деятельность педагога интересует многих: законных представителей, Департамент образования и науки, общественные организации и правоохранительные органы. Педагоги при осуществлении деятельности должны руководствоваться федеральным, региональным, местным законодательством, локальными актами школы. Авторитетность педагогического работника зависит от соблюдения установленных норм корпоративной этики, которая содержит определённые требования к его поведению по отношению к себе, коллегам, администрации, обучающимся и их родителям, а также ко всем окружающим.
В заключение хочется дать ряд советов молодым специалистам в целях преодоления профессиональных трудностей, возникающих в первые годы их практической деятельности: 1) не переживать, не отчаиваться при возникновении трудностей, быть уверенным в себе; 2) научиться работать совместно со всеми участниками образовательного процесса; 3) научиться работать с разными категориями детей, применяя при этом различные методы, способы, приемы повышения мотивации и развития учебно - познавательной деятельности школьников; 4) молодой педагог должен иметь желание, стремление к постоянному повышению своего профессионального мастерства; 5) прислушиваться к мнению педагогического коллектива; 6) сохранять эмоциональную стабильность.
Библиографический список 1. Педагогика, психология и образование: состояние и перспективы эволюции в России и за рубежом : сборник материалов Международной научной конференции Россия, г. Москва, 24-25 декабря 2013 г. / [под ред. О. С. Зайцева]. - Киров : МЦНИП, 2013. - 75 с. - 1 электрон. опт. диск (CD- ROM). Алтайский государственный педагогический университет, 2QZ0
Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020. |