На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Объективные и субъективные составляющие ситуаций здоровья и ситуаций болезни
Объективные и субъективные составляющие ситуаций здоровья и ситуаций болезни
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Орлова М. М.

Исследование здоровья как социально-психологического явления становится одним из наиболее актуальных психологических направлений. Создание системных моделей, способных рассмотреть данное явление в различных психологических и социально-психологических контекстах, является актуальным как для теоретических обобщений, так и практического применения.
Феномен здоровья большинство авторов рассматривает как включенный в несколько векторов, это дихотомии: индивидное — общественное, типичное — индивидуальное, осознанное — бессознательное, как самостоятельная цель — как условие реализации других целей, реальное — идеальное, возможность — невозможность, здоровье — болезнь.

В качестве методологической основы такой многомерной модели здоровья и болезни можно рассматривать понятие социально-психологической ситуации. На основе этого подхода нами было разработано и апробировано понятие «ситуация болезни» [Орлова, 1982]. Это понятие включает в себя:


• объективный компонент — болезнь и ее последствия; может рассматриваться как объективно трудная жизненная ситуация и отражать изменившиеся условия психической деятельности больного, психологическую «цену» болезни, степень утраты прежних возможностей личности. Суть — в уменьшении объективных возможностей реализации мотивационной сферы больного в условиях телесной болезни и ее последствий. В данном случае уместно говорить об изменившемся качестве жизни и степени субъективного неблагополучия, изменении социальной и личностной идентичности. При определении типа ситуации болезни необходимо учитывать тяжесть заболевания, его обратимость, социальный статус больного, а также имеющиеся биологические и социальные ресурсы, в частности, образование, профессиональные навыки, материальные, социальные и психологические возможности семьи больного.


• субъективный компонент характеризуется степенью активности самой личности больного, ее направленности, механизмами саморегуляции, особенностями социальной и личностной идентичности
на когнитивном, эмоциональном, мотивационном и поведенческом уровнях.
Формирование идентичности «больной — здоровый человек» заключается в осознании инди видом как самого факта наличия или отсутствия здоровья и объективных условий, влияющих на него, так и социальных возможностей, условием которых может быть здоровье, или утраты этих возможностей, в связи с болезнью, и, наконец, возможностей влиять на эти обстоятельства. Важной особеннос тью этого процесса осознания является не только значение для индивида объективного факта наличия здоровья, но и его смысл для личности. Отношение индивида к своему здоровью в этом смысле выступает важной психологической характеристикой его самосознания. Идентичность «больной — здоровый человек» является биполярной, поскольку существует в системе представлений как о здоровом, так и о больном человеке. Объективные условия определения социального статуса здоровый и больной человек воспринимаются неоднозначно, так как эти условия опосредуются целым рядом социально-психологических и психологических явлений: особенности понимания данной роли в рамках той или иной культуры или субкультуры, субъективной значимости здоровья и болезни в системе мотивов и ценностей конкретного человека. Значимость объективного статуса «больной — здоровый человек» и его социально-психологического опосредования в системе отношений человека подчеркивает психосоциальную природу формирования идентичности «больной — здоровый человек».


Оценка тяжести объективных составляющих болезни лежит в основе классификации ситуаций болезни, которая позволяет выделить следующие типы ситуаций болезни:


• Первая или начальная ситуация болезни характеризуется минимальным, часто преходящим влиянием вызывающих ее патофизиологических и социальных факторов и означает практически полную сохранность возможностей для реализации основных мотивов личности больного.


• Вторая или промежуточная ситуация вызвана уже значительным и постоянным влиянием болезни, в том числе ее социальных последствий. Однако в данном случае еще возможна компенсация вызывающих ее факторов: ликвидация обострения, уменьшение тяжести заболевания в ходе лечения, устранение социальных трудностей. Ситуация в целом характеризуется тем, что в разной степени затрудняет реализацию основных мотивов личности больного.


• Третья, или конечная, ситуация характеризуется крайней выраженностью влияний болезни и ее социальных последствий, существенная компенсация которых уже невозможна. Тяжелое течение
заболевания, длительное пребывание в стационаре, инвалидность, разрыв семейных связей и отсутствие поддержки близких — все это, как правило, делает невозможной реализацию прежде значимых
мотивов.


Классификация учитывает самые общие для большинства здоровых людей стороны их психической деятельности и социальной адаптации и наиболее значимые параметры ее изменений (норма, существенное ухудшение, ломка).

Принцип классификации и смысл, вкладываемый в понятие ситуации болезни, неспецифичны и, по-видимому, имеют универсальное значение в рамках соматической патологии. Объективные факторы болезни, приводя к той или иной ситуации, при всем их значении не всегда определяют характер изменения личности больного. Влияние, оказываемое ими в целом, опосредованно, прежде всего, значимостью для личности тех или иных форм реализации ее мотивов, ограниченных или ставших невозможными в связи с болезнью.

Идентификация себя со здоровым или больным человеком часто не совпадает с медицинским и социальным статусом индивида (совокупность диагноза и инвалидизации) и является результатом отождествления (оценивания, переживания и отношения с этими статусами. Таким образом, субъективное восприятие статуса является когнитивным компонентом иден тичности.

На наш взгляд, «ситуация здоровья», по аналогии с «ситуацией болезни», должна включать в себя:


• объективный компонент — здоровье как медицинский факт и объективно ресурсная жизненная ситуация, отражающая психологическую «цену» здоровья для реализации имеющихся, прежде всего, профессиональных возможностей личности.


• субъективный компонент характеризуется степенью значимости здоровья для реализации ведущих мотивов личности, личной и социальной идентичности.


Нами были выделены три типа ситуаций здоровья в зависимости от его значимости для профессиональной реализации:


• Первая ситуация здоровья — здоровье как условие достижения, наличие профессии, связанной с особыми требованиями к здоровью, ситуация, для которой здоровье является условием профессиональной деятельности.


• Вторая ситуация здоровья — здоровье как отсутствие хронических заболеваний, не имеющее непосредственной значимости для профессиональной деятельности и социальной успешности.


• Третья ситуация здоровья — ситуация, предполагающая социальные ограничения, не связанные с болезнью. Здоровье в таких ситуациях не является фактором, обеспечивающим профессиональную успешность, вместе с тем, может быть адаптационным ресурсом в трудной жизненной ситуации — то есть здоровье как ресурс в ситуации утраты.


Рассмотрение феномена здоровья и болезни как социально-психологических ситуаций представляется реализацией системного подхода и дает возможность исследовать психологические составляющие здоровья и болезни в контексте социальных взаимодействий.
Источник: Здоровая личность: материалы международной научно-практической конференции 21-22 июня 2012 года. — СПб.: СПбГИПСР, 2012.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.