Механизм внедрения авторской методики Н.А.Зайцева в образовательный процесс ДУ |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
А.В. Калинкевич В условиях динамически развивающегося общества система дошкольного образования как первая и наиболее важная ступень в становлении и развитии личности ребёнка призвана стать саморазвивающейся системой, имеющей внутренние механизмы собственного непрерывного развития. Это позволяет осуществить выход за рамки сложившихся традиционных моделей дошкольного образования, создавать новые образцы образовательной практики в свете идей гуманистического личностно-ориентированного образования. Коллектив нашего ДУ №3 г.Городка активно работает над обновлением своей деятельности в целях совершенствования качества воспитательно-образовательного процесса и его максимальной ориентации на интересы развития ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, запросы семьи, школы, социума. В рамках преемственности сотрудничества со школой нашего микрорайона в 2000 году мною было проведено анкетирование учителей начальных классов СШ № 2 г.Городка по основным заказам воспитания и обучения будущих школьников. На вопрос «В каких направлениях по подготовке детей к школе ДУ следует вести дальнейшую работу» 4 (66%) учителей высказали пожелание «подобрать такие технологии, чтобы учить детей читать и обучать их математике». Точно такие же высказывания мы слышали от родителей воспитанников по поводу подготовки детей к школе. Родителей современных детей мало интересует физическое развитие, развитие творческих способностей, экологическое воспитание, воспитание гуманности у детей и т.п. Подготовить ребёнка к школе, по мнению многих родителей, - значит научить его читать и писать. Среди всех предлагаемых инноваций методика обучения детей чтению и письму Н.А.Зайцева соответствовала запросам школы и родителей в наибольшей степени. К тому же, среди всех современных технологий и методик, рекомендуемых для ДУ, именно методику Н.А. Зайцева можно с уверенностью назвать здоровьесберегающей. Эта методика строится на основе природосообразных законов развития ребёнка – познание мира в игре, в движении. Ребёнок – активный деятель, которому нужно обследовать, потрогать, увидеть, услышать и т.п. И всё это при полном раскрепощении позы, поведения, столь необходимых маленькому человеку. Обучение «по Зайцеву» - интересная, подвижная, разнообразная игра, в которой энергия ребёнка неиссякаема. Именно при соблюдении этих условий у него возникают стойкие положительные эмоции – прекрасный фон для нормализации и активизации всех функциональных систем организма. Традиционная форма проведения занятия, вербально-фонемный принцип овладения чтением как технология, закрепощающая ребёнка, негативно сказывалась на его психомоторном развитии и здоровье. Большей частью занятия проходили за столом, что приводило к нарушению осанки, гиподинамии, быстрому утомлению детей, рассеиванию внимания. Использование методики Н.А. Зайцева по обучению детей чтению позволяет реализовать следующие возможности:
отказ от фронтальных занятий и проведение их в игровой форме, в движении раскрепощает детей, позволяет им работать без напряжения и усталости;
размещение таблиц выше головы взрослого позволяет сохранить осанку и зрение детей;
постоянное нацеливание на успех способствует сохранению психофизического здоровья ребёнка;
активная двигательная деятельность детей позволяет удовлетворить потребность дошкольников в движении.
Если методика Л.П.Царевой для обучения детей чтению предполагает специально организованные занятия, то методику Н.А.Зайцева можно использовать в любом виде детской деятельности: изобразительной, познавательной, игровой и т.п., во время прогулки, занятий, игр, умывания и т.п. Учитывая все перечисленные преимущества методики Н.А.Зайцева по ускоренному обучению дошкольников чтению и письму перед остальными инновациями, наше ДУ выбрало для использования в работе с дошкольниками именно эту методику. При активной и действенной поддержке РОО мы взялись за апробацию методики Н.А.Зайцева в яслях – саду. Это уже потом, года 3 спустя, мы узнали, что это была не апробация, а внедрение методики в практику работы ДУ, т.к. апробацию эта инновация прошла в России намного раньше. Предстояла подготовка инноваторов. Быстрее всех распознала преимущества внедрения нового воспитатель Марцева Г.А. Вместе с методистом ОО она приняла участие в работе областного семинара в г. Новополоцке по ознакомлению с самой методикой, её особенностями, организацией работы с дошкольниками с применением этой методики. Воспитатель Сорочинская Л.Г. совместно с администрацией ДУ и методистом ОО посетили ДУ № 88 г. Витебска для ознакомления с его опытом работы по методике. В октябре 2000 года Сорочинской Л.Г. посчастливилось стать участницей авторских курсов Н.А. Зайцева «Обучение детей чтению, постановке почерка и начальной математике» в г.Минске, а в апреле 2002 года на курсовой переподготовке по этой проблеме в АПО. Лариса Геннадьевна использовала методику Н.А.Зайцева в работе со своей группой. Но родители детей других возрастных групп выразили желание, чтобы и их дети учились читать по этой методике. Одновременно я проводила диагностику педагогических кадров по вопросам способности педагогов к развитию, выявлению факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов, готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности. Выяснилось, что 20 % педагогов – лидеры инновационной деятельности, 30 % - нейтралы и 20 % - негативисты. Нейтралы пассивны в принятии новшества, а негативисты оказывают ему сопротивление в разной форме, вплоть до открытых высказываний и отрицаний. Предстояла конкретная работа с каждым сотрудником последних двух групп педагогов: ознакомление с целями и задачами, преимуществами методики, первыми успехами детей, одобрение работы родителями. Одновременно оказывалась всемерная поддержка новаторов, моральное и материальное поощрение их работы, рекламирование успехов детей и самой методики среди родителей, учителей школы. Для внедрения инновации была составлена «Комплексная программа внедрения методики Н.А.Зайцева в работу ДУ на 2002 – 2006 годы», «Перспективные планы внедрения методики на каждый год», «Индивидуальные планы внедрения методики Зайцева по ускоренному обучению дошкольников чтению и письму», ежедневно новаторами заполнялись «Дневники наблюдений за детьми», где отмечались успехи детей чтению и некоторые их неудачи. В течение внедрения инновации в практику работы ДУ с педагогами проводилась следующая работа:
изучение научно-педагогической литературы по проблеме;
изучение передового опыта других ДУ;
изучение опыта коллег по теме;
организована индивидуальная работа со всеми участниками педагогического процесса;
подобраны и обсуждены методики диагностики ЗУН дошкольников;
педагоги-новаторы ознакомлены с картами наблюдений за деятельностью педагогов;
творческой группой проведена коррекция учебно-тематических планов;
в течение всего периода использования инновации создавались условия для творчества педагогов.
В 2003 – 2004 учебном году в нашем ДУ работала педагогическая мастерская по теме «Использование методики Н.А. Зайцева в работе с дошкольниками». Руководителями методического объединения являлись заместитель заведующей по основной деятельности А.В.Калинкевич и Л.Г.Сорочинская, воспитатель I категории. Целью занятий педагогической мастерской являлись:
повышение уровня знаний педагогов по проблеме, оказание им действенной помощи в овладевании основами методики Н.А. Зайцева, применение её в работе с детьми;
ознакомление педагогов с передовым педагогическим опытом работы по данной методике;
содействие развитию творческого потенциала педагогов в использовании данной инновации в обучении дошкольников.
Участниками занятий в творческой мастерской были все педагоги ДУ и учитель начальных классов СШ № 2 Щербакова А.Н. План работы методического объединения предусматривал не только изучение теоретических вопросов по основам методики Н.А.Зайцева, её достоинств, учебных приёмов автора, видов письма, обучение детей с дефектами речи, но и практические вопросы: различение кубиков, озвучивание их, простейшие игры с кубиками. На II занятии в октябре 2003 года педагоги занимались моделированием различных видов детской деятельности с применением методики Н.А.Зайцева. В организации работы педагогической мастерской использовались:
лекции – диалоги;
практикумы;
моделирование;
коллективные просмотры;
анкетирование;
методический диалог;
тренинг;
аукцион идей.
Выбор конкретного материала для изучения педагогами в методическом формировании осуществлялся на диагностической основе. С этой целью на первом занятии в сентябре использовалась шкала самооценки, которая позволила выявить затруднения воспитателей в использовании методики Н.А.Зайцева в своей профессиональной деятельности. На последнем занятии в мае было проведено повторное анкетирование участников методобъединения с целью получения обобщённого мнения о результивности занятий педагогической мастерской. Обработанные данные свидетельствовали об эффективности занятий с педагогами. На основе итогов анкетирования осуществлялась корректировка планов работы на следующий год, уточнялось содержание методической работы, определился стиль управления, взаимодействия и поведения. К началу занятий в школе педагогического мастерства я распечатала примерные игры, дифференцированные задания использования кубиков Н.А.Зайцева в детской деятельности с учётом уровня их подготовленности. Это позволило воспитателям возрастных групп использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей чтению. Участники методического формирования в течение учебного года следили за печатными методическими новинками по проблеме в журнале «Пралеска», занимались самообразованием по теме. Открытые коллективные просмотры организации различных видов детской деятельности с применением методики Н.А.Зайцева для своих коллег организовали воспитатели Лабовка И.А., Минова И.А., Сорочинская Л.Г. Педагоги ДУ высоко оценили мастерство этих воспитателей. С 2003 – 2004 учебного года принято решение педсовета об использовании методики не только в работе со старшими дошкольниками, но и в остальных возрастных группах, кроме малышей, локально, только её элементы. Л.Г. Сорочинская работает по методике из года в год, используя методику полностью. Она же возглавляет в ДУ и консалтинг по внедрению инновации в работу с дошкольниками разных возрастных групп, проводит занятия кружка по обучению детей чтению. Во время инновационной деятельности в ДУ сложилась определённая система работы с родителями воспитанников. На первом родительском собрании в сентябре педагог рекламирует методику Н.А.Зайцева, раскрывает её цели и задачи, рассказывает о специфике обучения детей по ней чтению, играет с родителями в простейшие игры с кубиками Н.А.Зайцева, призывает родителей к сотрудничеству и в результате получает их согласие на использование методики Зайцева в работе с их детьми. В прошлом году в нашем ДУ была разработана и используется серия занятий семинара-практикума для родителей по методике Н.А.Зайцева для обучения детей чтению дома по индивидуальным складовым таблицам. На протяжении учебного года члены семей воспитанников наблюдают и оценивают успехи своих детей в освоении программного материала с помощью новой методики, фрагменты занятий и других видов детской деятельности с применением новшества. В конце учебного года родителям детей, которые обучались с применением методики Н.А. Зайцева, предлагаем анкеты для оценки работы педагогов и успехов своих детей. Обычно родители остаются довольными результатами нашей работы и выражают желание, чтобы эта методика использовалась в работе с их детьми и дальше. ДУ старается устанавливать приемственность в обучении детей по данной методике с СШ № 2 г.Городка. Для этого мы приглашаем учителей, набирающих 1-ые классы, в детский сад на семинары, просмотры занятий с использованием методики. В конце 2003 года мы совместно провели представление методики Н.А. Зайцева коллективу школы, участвовали в конкурсе на лучшую школу. Мы рады, что в школе нашего микрорайона также используют методику Зайцева. Надо отметить, что обучение детей чтению проводится на диагностической основе: ЗУН по чтению детей определяются в начале учебного года, в январе, в конце учебного года. На основе полученных данных вносятся изменения в планирование, содержание работы воспитателя, планируется индивидуальная коррекционная работа с дошкольниками, пересматриваются используемые методы и приёмы. Следует отметить, что в конце каждого учебного года остаётся некоторое количество дошкольников, владеющих навыком чтения на уровне ниже среднего. Это объясняется следующим: каждый год в процесс инновации включаются другие педагоги, ещё не работавшие ранее по методике; результаты чтения детей в этих группах несколько ниже; использование методики с детьми групп «Почемучки» (мл.) не предусматривает обучение их чтению предложений; они читают только свои имена и некоторые слова, обозначающие родственников. Источник: "Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы" Витебск Редакционная коллегия: В.И.Жук, Н.А.Сердюкова, С.И.Тарарышко |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |