Сказкотерапия: программа дисциплины
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Сказкотерапия: программа дисциплины
Приложения А-Ж
Приложения И-М
Приложения Н - С
Приложения Т- У
Все страницы

1. Цель, задачи, структура и содержание дисциплины

Целью освоения дисциплины «Сказкотерапия» является знакомство студентов с концептуальными представлениями о сказкотерапии.
Задачи освоения дисциплины «Сказкотерапия»:
- сформировать знания о теоретических и методологических основах,
функциях, принципах, формах, методах, содержании и организации
сказкотерапевтических занятий;
- научить теоретически обоснованно разрешать реальные психологические задачи с клиентами разного возраста и проблематики - психодиагностические, коррекционно-развивающие, дидактические и др. - с использованием различных форм и методов сказкотерапии;
- сформировать навык проектирования, организации, проведения сказкотерапевтических занятий и опыт рефлексивного анализа и самоанализа сказкотерапевтических занятий.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и умениям студента
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- знать основные категории и понятия сказкотерапии; основные направления, подходы, теории сказкотерапии; закономерности и структурные компоненты сказкотерапии; основные направления сказкотерапии; возможности использования сказкотерапии в различных направлениях психологической деятельности; психологические особенности работы с различными видами сказок; структуру коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия;
- уметь использовать различные формы работы со сказкой в соответствии с потребностями психологической практики работы с детьми; проводить диагностическое исследование с помощью проективных диагностических методов; осуществлять деятельность в рамках различных направлений сказкотерапии; 
- владеть навыками организации и реализации психодиагностического исследования клиентов, и других направлений деятельности с ними в рамках сказкотерапии.
Знания, умения и навыки, полученные при освоении дисциплины «Сказкотерапия», являются необходимыми для освоения последующих дисциплин:
- Теория и практика личностного консультирования;
- Теория человеческих отношений и переживаний личности;
- Особенности психического развития личности в семье и семейного консультирования;
- Учебная и производственная практика;
- Итоговая государственная аттестация.

 

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕ зачетных единиц (72 часа)

Вид работы

Трудоемкость, часов

В 8 семестре

Всего

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторная работа:

20

20

Лекции (Л)

5

5

Практические занятия (ПЗ)

15

15

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа:

52

52

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)

-

 

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

 

Реферат (Р)

-

 

Эссе (Э)

-

 

Самостоятельное изучение разделов

18

14

Контрольная работа (К)

-

-

Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),

18

18

Подготовка и сдача экзамена

6

6

Вид итогового контроля

зачет

зачет

Таблица 1 - Структура дисциплины


раз
дела

Наименование
раздела

Содержание раздела

1

2

3

1

Введение в сказкотерапию

Тема 1: Общее представление о сказкотерапии

2

Общие
закономерности работы со сказками

Тема 2: Понятие сказки и подходы к типологии сказок Тема 3: Схема психологического анализа сказок Тема 4: Организация процедуры тестирования с помощью сказок

3

Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии

Тема 5: Тесты-рисунки: история, подходы, возможности
Тема 6. Исследование образа семьи Тема 7. Исследование способности противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды Тема 8. Исследование индивидуального образа цели

4

Песочная терапия в
контексте
сказкотерапии

Тема 9: Песочная терапия на современном этапе Тема 10: «Ключи» к пониманию песочных картин

5

Куклотерапия в
контексте
сказкотерапии

Тема 11: Сказочная куклотерапия

6

Техники телесной терапии и их применение в сказкотерапии

Тема 12. Использование телесно-ориентированных техник в практике сказкотерапии.

7

Сказочно-игровая
среда

Тема 13. Создание сказочно-игровой среды..

Тема 1. Общее представление о сказкотерапии

1. Предмет, объект, основные направления сказкотерапии.
2. Психологические, культурологические, лингвистические аспекты изучения сказок.
3. Этапы развития научного понимания сказок.
4. Психологический смысл сказок, мифов, притч, легенд.
5. Сказочная метафора в работе психолога.
Основные понятия, сказка, сказкотерапия, миф, притча, легенда, метафора.
Задания:
1. Определите специфику предмета сказкотерапии.
2. Раскройте содержание работы по каждому направлению сказкотерапии.
3. Проанализируйте сказки разных народов мира, соотнесите своеобразие сказок с культурными, национальными особенностями их носителей.
4. Соотнесите понятия «сказка», «миф», «притча», «легенда», определите их общие и специфические признаки, проиллюстрируйте каждое из понятий примером.
5. Объясните психологический смысл понятия «метафора» и раскройте ее роль в работе психолога-сказкотерапевта.

Тема 2. Понятие сказки и подходы к типологии сказок

1. Современная трактовка понятия сказки через призму научнопсихологических теорий.
2. Разнообразные подходы к классификации сказок.
3. Принципы, методические особенности и алгоритмы работы со сказками разных видов.
Основные понятия: авторские сказки, народные сказки, дидактические сказки, психокоррекционные сказки, психотерапевтические сказки, медитативные сказки, принцип осознанности, принцип множественности, принцип связи с реальностью, принцип безусловного принятия внутреннего мира клиента, принцип объективности, принцип результативности.
Задания:
1. Назовите специфику научного понимания сказки в контексте сказкотерапии.
2. Соотнесите различные классификации сказок; дайте определение, перечислите особенности и раскройте алгоритм работы с каждым видом сказки (возраст клиента, проблема клиента, условия организации).
3. Сделайте подборку каждого вида сказок для работы с различными проблемами.
4. Назовите преимущества и трудности работы с народными и авторскими сказками.
5. Перечислите и проиллюстрируйте примерами методические особенности работы со сказкой на разных этапах сказкотерапевтического занятия (приемы, используемые для «разогрева» группы или настройки клиента; приемы, используемые для знакомства с текстом; приемы, используемые для анализа сказки).

Тема 3. Схема психологического анализа авторских сказок

1. Подходы к интерпретации сказки. Особенности интерпретации сказки в сказкотерапии.
2. Ключевые характеристики сказки.
3. Аспекты анализа авторских сказок в зависимости от задач психодиагностики.
Основные понятия: жизненный урок; энергоинформационное поле; основная тема (ценностный, ментальный витальный уровни основной темы); сюжет (жанр, оригинальность, хронология событий); линия главного героя (образ-Я, мотивы, цель, отношения с миром); символическое поле; конфликтное содержание сказки, ресурсное содержание сказки, критерий разрушитель/созидатель.
Задания:
1. Сделать подборку народных и авторских сказок, историй (с указанием их полного наименования и источника) по темам: любви, детско-родительских отношений и отношений в семье, личностного роста, основных жизненных ценностей (сказки с жизненной моралью), дружбы.
2. Сделать подборку народных и авторских сказок, историй (с указанием их полного наименования и источника) по жанрам: авантюрно-приключенческому, мистическому, сентиментально-драматическому, любовно-романтическому, реальнодраматическому, интрапсихическому, морально-нравственному, философскому, история жизни, смешанному.
3. Представить значение не менее десяти символов, встречающихся в сказках с позиции нескольких авторов, например, К.-Г. Юнга и А.Менегетти.
4. Осуществить психологический анализ сказки по схеме:
о Определить энергоинформационное поле сказки. Необходимо
прислушаться к собственным ощущениям и впечатлениям после прочтения сказки; зафиксировать и описать их.
о Определит основную тему сказки. Необходимо задать себе вопрос: о чем эта сказка, чему она учит? Ответ рассмотреть с точки зрения четырех уровней: ценностного, ментального, эмоционального, витального.
о Проанализировать сюжет сказки. Необходимо определить степень
оригинальности сюжета и его жанр, проанализировать последовательность событий.
о Проанализировать линию главного героя. Линия главного героя
рассматривается с четырех сторон: образ себя, образ цели, мотивы поступков героя, отношения с окружающим миром.
о Проанализировать символическое поле сказки. Необходимо выделить наиболее яркие образы и определить их символическое значение на личном и глубинном уровне.
о Составить заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки. Проанализировать ключевые характеристики с позиции отражения конфликтного и ресурсного содержания. Понять соотношение конфликтного и ресурсного аспектов.
о Сформировать перспективные задачи психологической работы с автором. Выявить основную проблему автора и найти ресурсы для работы с ней.

Тема 4. Организация процедуры тестирования с помощью сказок

1. Общие и возрастные особенности сочинения сказок.
2. Направления развития способности к сочинению сказок.
3. Этапы процедуры тестирования с помощью сочинения сказки.
Основные понятия: комфортная среда, «включение руки» клиента, приобщение клиента к информационному пространству метафоры.
Задания:
1. Перечислить условия создания комфортной среды для установления доверительных отношений между психологом и клиентом (с указанием автора и источника).
2. Сделать подборку упражнений для активизации творческих ресурсов человека, для «включения» его руки.
3. Сделать подборку «вводных» притч, сказок, легенд, историй в соответствии с разными проблемами и возрастом клиента.
4. Организовать процедуру тестирования с помощью написания сказки со взрослым человеком и осуществить психологический анализ написанной сказки по схеме (см. предыдущее задание).
5. Организовать процедуру тестирования с помощью написания сказки с ребенком в возрасте 7-12ти лет и составить психологическое заключение по данной сказке, ответив на следующие вопросы:
о Насколько благополучно протекает процесс накопления знаний о жизни?
о Есть ли в сказке явные или скрытые проявления конфликта (через символы или сюжет)?
о Какая тема волнует ребенка? Какие вопросы о жизни ребенок неосознанно
исследует в данный момент?
о Нашел ли он ответ, сочинив историю? Если нет, нужна ли ему помощь - беседа на данную тему?
о Какие потребности у ребенка актуализированы в данный момент (психофизиологические, в безопасности и защите, в любви, в самоуважении, в знаниях, эстетические потребности)?
о Какого рода помощь может оказать ребенку педагог, психолог, родители?
о Есть ли в сказке указания на индивидуальные особенности ребенка, которые должны быть учтены при его обучении и воспитании?

Тема 5. Тесты-рисунки: история, подходы, возможности.

1. Проективные рисуночные тесты: понятие и возможности использования в сказкотерапии.
2. Подходы к интерпретации рисунков.
3. Типология заданий для тестов-рисунков.
4. Основания для психологического анализа рисунков.
5. Теория личности и иерархия потребностей А.Маслоу как концептуальные основания для психологического анализа рисунков в сказкотерапии.
6. Схема показателей и критериев для анализа рисунков (по Т.Д. Зинкевич- Евстигнеевой).
7. Формирование задач психологической работы на основе анализа рисунков (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой).
Основные понятия: проективные тесты; клинический, исследовательский, психологический подходы к интерпретации рисунков; свободные и тематические инструкции, традиционные и нетрадиционные инструкции, личностные и семейные инструкции, символические и моделирующие инструкции; иерархия потребностей по А.Маслоу, их конфликтное и ресурсное содержание.
Задания:
1. Определить понятие проективных рисуночных тестов и сравнить их со стандартизированными тестами.
2. Разобрать и проиллюстрировать примерами клинический, исследовательский, психологический подходы к интерпретации рисунков.
3. Сравнить различные основания для психологического анализа рисунков (например, Хьюлс, Кауфман, Бернс, Маховер, Е.Романова).
4. Освоить схему показателей и критериев для анализа рисунков по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой (см. приложение А).
5. Освоить схему, помогающую в формировании задач психологической работы на основе анализа рисунков по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой (см. приложение Б).

Тема 6. Исследование образа семьи.

1. Организация процедуры тестирования.
2. Основные инструкции.
3. Психологический анализ «семейной серии рисунков».
Основные понятия: социальный образ семьи; ассоциативный образ семьи,; конфликтный образ семьи; идеальный образ семьи
Задания:
1. Охарактеризовать возможности использования «семейной серии» рисунков в психологической практике.
2. Организовать исследование семьи с помощью соответствующих методик (приложение В).
3. Описать и объяснить результаты исследования, сформулировать перспективные задачи психологической работы с клиентом на основе анализа результатов его рисунков (приложения Г, Д) в соответствии со схемой:
Шаг первый - понимание символического значения инструкций;
Шаг второй - описание рисунка, выделение информативных признаков;
Шаг третий - понимание содержания выделенных информативных признаков;
Шаг четвертый - определение «проблемных» и «ресурсных» потребности клиента, и формулирование задач дальнейшей психологической работы.
4. Заполнить схему психологического анализа рисунков семьи (приложение Е).

Тема 7. Исследование способности противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды

1. Организация процедуры тестирования.
2. Основные инструкции.
3. Психологический анализ рисунков «дождливой серии».
Основные понятия: ресурсы противостояния неблагоприятным воздействиям
Задания:
1. Охарактеризовать возможности использования рисунков «дождливой серии» в психологической практике.
2. Организовать исследование способности противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды с помощью соответствующих методик (приложение Ж).
3. Описать и объяснить результаты исследования, сформулировать перспективные задачи психологической работы с клиентом на основе анализа результатов его рисунков (приложения И, К) в соответствии со схемой:
Шаг первый - сравнить рисунки «Человек» и «Человек под дождем», выявить изменения и понять характер поведения человека в неблагоприятных ситуациях;
Шаг второй - проанализировать сюжет и символизм рисунка «Дождь в сказочной стране» и найти индивидуальные ресурсы противостояния неблагоприятным воздействиям;
Шаг третий - соотнести выявленные трудности с установленными ресурсами и сформулировать перспективные задачи психологической работы с автором рисунков.
4. Заполнить схему психологического анализа рисунков «Человек», «Человек под дождем», «Дождь в сказочной стране» (приложение Л).

Тема 8. Исследование индивидуального образа цели

1. Соотнесение образов цели с группами потребностей по А.Маслоу (приложение М).
2. Возможности методик исследования индивидуального образа цели: «Карта сказочной страны», «Метафорические автопортреты» в психологической практике.
3. «Карта сказочной страны». Организация процедуры тестирования. Основные инструкции. Психологический анализ.
4. «Метафорические автопортреты». Организация процедуры тестирования. Основные инструкции. Психологический анализ.
Основные понятия: группа потребностей; образ цели; степень достижимости цели; уровень самоактуализации; метафорический автопортрет; колдовство;
волшебство; проблемное и ресурсное символическое значение; перспективные задачи психологической работы.
Задания:
1. Организовать исследование индивидуального образа цели с помощью методики: «Карта сказочной страны» (приложение Н).
2. Описать и объяснить результаты исследования, сформулировать перспективные задачи психологической работы с клиентом на основе анализа результатов его рисунков (приложение Н) в соответствии со схемой:
Шаг первый - установить, к какой группе потребностей относится образ цели, актуализированный в данный момент. Для этого нужно соотнести расположение и рассказ о точке цели в «Карте сказочной страны» с таблицей потребностей (приложение М);
Шаг второй - оценить «степень достижимости» заявленной цели. Для этого нужно внимательно изучить маршрут путешествия, установить степень его сложности, какие возможны препятствия, трудности, ловушки, риски; определить способы нейтрализации рисков;
Шаг третий - найти «связки» с образом цели, основанном на самоактуализации. Образ путешествия, пути сам по себе является образом самоактуализации. Необходимо установить субъективное понимание автором карты смысла своего путешествия. На основании этого становится возможным сформировать перспективные задачи психологической работы.
3. Заполнить схему психологического анализа карты сказочной страны (приложение П).
4. Организовать исследование индивидуального образа цели с помощью методики «Метафорические автопортреты» (приложение Р).
5. Описать и объяснить результаты исследования, сформулировать перспективные задачи психологической работы с клиентом на основе анализа результатов его рисунков (приложение Р).
6. Заполнить схему психологического анализа «Метафорических автопортретов» (приложение С). Л).

Тема 9. Песочная терапия на современном этапе

1. Многообразие взглядов и подходов к песочной терапии. Песочная терапия в России.
2. Личность терапевта и ее влияние на процесс песочной терапии.
3. Общие условия организации песочной терапии. Песочница, песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Магия «переноса».
4. Варианты инструкций для игр с песком. Позиции и стратегии песочного терапевта.
5. Продолжительность и частота консультаций с использованием песочницы.
Основные понятия: перенос, песочница, песок, миниатюрные фигурки, инструкции с диагностической направленностью, «тематические» инструкции, «моделирующие» инструкции (переживание ресурсных состояний, переживание состояния аутентификации, чувственно-смысловое переживание важнейших
жизненных ценностей), психолог как организатор среды или психолог как активный со-участник процесса.
Задания:
1. Описать символическое значение пространственного расположения предметов в песочнице (на основании опыта юнгианских песочных психотерапевтов).
2. Описать символическое значение ландшафта песочной картины (разных типов водоемов - ручьев, рек, озер, прудов, водопадов, моря; равнин - пустынь, долин, садов, лесов, возвышенностей - холмов, гор, сопок; отдельных фрагментов суши, внутри или около водоема - мыса, острова, косы; связующих элементов - мостов, тоннелей, дорог, тропинок; естественных природных углублений - пещер).
3. Описать символическое значение предметов, использующихся в песочной картине.

Тема 10. «Ключи» к пониманию песочных картин

1. Ключевые характеристики песочных картин.
2. Стиль ситуативной коммуникации групповой песочной картины.
3. Варианты фиксации наблюдений.
Основные понятия: энергоинформационное поле, основная идея, сюжет, конфликтное содержание; динамика проявления конфликтного содержания (хаос, конфронтация, консолидация), аутоагрессия, гетероагрессия, ресурсное содержание; символическое поле (символизм пространственного расположения предметов, ландшафта, предметов); стиль ситуативной коммуникации, характер взаимодействия участников группы между собой (сотрудничество, ассимиляция, параллельная игра, конфронтация, борьба за территорию), распределение ролей в группе, стиль поведения каждого участника группы, ценности, объединяющие участников группы.
Задания:
1. Заполнить протокол групповой консультации с использованием песочницы (приложение Т)
2. Заполнить протокол индивидуальной консультации с использованием песочницы (приложение У)

Тема 11. Сказочная куклотерапия

1. Понятие куклотерапии.
2. Виды кукол.
3. Принципы и варианты изготовления кукол.
4. Куклотерапия с «особыми» детьми.
5. Постановка сказок с использованием кукол.
Основные понятия: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «Куклы- рукавички», комбинированная кукла, «Я-кукла».
Задания:
1. Изготовить куклу каждого вида.
2. Представить куклу остальным участникам занятия.
3. Написать сценарий занятия с использованием кукол.

Тема 12. Использование телесно-ориентированных техник в практике сказкотерапии.

1. Подходы к телесно-ориентированной терапии в зарубежной и отечественной психологии.
2. Аспекты использования телесно-ориентированных техник в сказкотерапии.
3. Понятие о психодинамических медитациях как синтезе телесноориентированных техник со сказкотерапией. Приемы, используемые в психодинамической медитации: связанные с перевоплощением; с погружением в различные стихии; с изображением растений; упражнения с тканью.
Основные понятия: классическая телесно-ориентированная терапия, телесноориентированная терапия в контексте сказкотерапии, релаксационный практикум, моделирование ситуаций, связанных с ранним детским опытом, моделирование ситуаций преодоления трудностей, формирование навыков позитивной невербальной коммуникации, спонтанное самовыражение, психодинамические медитации.
Задания:
1. Сделать подборку упражнений для релаксационного практикума.
2. Сделать подборку упражнений для моделирования ситуаций, связанных с ранним детским опытом.
3. Сделать подборку упражнений для моделирования ситуаций преодоления трудностей.
4. Сделать подборку упражнений для формирования навыков позитивной невербальной коммуникации.
5. Сделать подборку приемов для психодинамической медитации, связанных с перевоплощением.
6. Сделать подборку приемов для психодинамической медитации, связанных с погружением в различные стихии.
7. Сделать подборку приемов для психодинамической медитации, связанных с изображением растений.
8. Сделать подборку приемов для психодинамической медитации, связанных с использованием ткани.

Тема 13. Создание сказочно-игровой среды.

1. Условия организации сказкотерапевтических занятий.
2. Оформление помещения, костюм ведущего, «место превращений» и др.
3. Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.
Основные понятия: сказочно-игровая среда, место превращений, ритуал «входа» в сказку, повторение, расширение, закрепление, интеграция, резюмирование, ритуал «выхода» из сказки.
Задания:
1. Представьте вариант оформления помещения для проведения сказкотерапевтических занятий.
2. Сделайте подборку приемов, которые можно использовать для ритуала «входа» в сказку и для ритуала «выхода» из сказки.
3. Представьте программу коррекционно-развивающих сказкотерапевтических занятий с использованием всех рассмотренных в течении курса форм работы со сказкой.

2. Примерные вопросы к зачету

1. Определение понятия «сказкотерапия». Предмет и объект сказкотерапии.
2. Сказки, мифы, легенды, метафоры: понятие, функции.
3. Возможности и специфика использования сказкотерапии в психологии, педагогике, специальном образовании.
4. Методические особенности психологической работы со сказками. Преимущества и трудности использования разных видов сказок.
5. Художественные сказки (народные, авторские): специфика, алгоритм работы.
6. Дидактические сказки: специфика, алгоритм работы.
7. Психокоррекционные сказки: специфика, алгоритм работы.
8. Психотерапевтические сказки: специфика, алгоритм работы.
9. Медитативные сказки: специфика, алгоритм работы.
10. Схема психологического анализа сказки. Приемы, используемые для анализа сказки.
11. Ключевые характеристики сказки: энергоинформационное и
символическое поля, основная тема, сюжет, линия главного героя.
12. Приемы, используемые для разогрева группы, настройки клиента; приемы, используемые для знакомства с текстом.
13. Диагностика в сказкотерапии с помощью авторской сказки: цели, организация процедуры тестирования. Возрастные особенности авторских сказок.
14. Использование рисуночных тестов в сказкотерапии. Подходы к интерпретации рисунков.
15. Схема показателей и критериев для анализа рисунков в сказкотерапии.
16. Исследование образа семьи с помощью рисунков в контексте сказкотерапии.
17. Исследование способности противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды с помощью рисунков в контексте сказкотерапии.
18. Исследование индивидуального образа цели с помощью рисунков в контексте сказкотерапии.
19. Песочная терапия: общие условия организации, варианты инструкций для игр с песком, позиции и стратегии песочного терапевта.
20. Ключевые характеристики песочных картин: энергоинформационное и символическое поля (символизм пространственного расположения предметов, ландшафта, предметов).
21. Ключевые характеристики песочных картин: основная идея и сюжет.
22. Ключевые характеристики песочных картин: конфликтное и ресурсное содержание песочных картин.
23. Ключевые характеристики песочных картин: стиль ситуативной
коммуникации групповой песочной картины. Варианты фиксации наблюдений.
24. Техники телесной терапии и их применение в сказкотерапии.
25. Сказкотерапия с использованием кукол. Виды кукол, их изготовление, особенности работы.
26. Куклотерапия с «особыми детьми»
27. Условия и приемы создания сказочно-игровой среды.
28. Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

3. Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины

1. Вачков, И.В. Материалы курса «Сказкотерапевтические технологии в работе школьного психолога»: лекции 1-4. / И.В. Вачков. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 60 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Проективная диагностика в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.А. Тихонова. - СПб.: Речь, 2003. - 208 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии/Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б. Кудзилов. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Тренинг по сказкотерапии / под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2007. - 176 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - СПб.: Речь, 2007. - 340 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2008. - 320 с.
7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2008. - 240 с.
8. Дикманн, Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание / Х. Дикманн. - СПб.: Академический проект, 2000 - 256 с.
9. Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А. Черняева. - СПб.: Речь, 2003. - 168 с.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.