Психология взрослых людей
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Психология взрослых людей
Гендерные различия взрослых людей
Типы старения
Все страницы

1. Возрастные характеристики взрослого периода

В развитых странах на период взрослости приходится три четверти человеческой жизни. Для более дифференцированного рассмотрения взрослой жизни мы условимся определять три ее периода: взрослость от 25 —30 до 40 — 45 лет; зрелость от 40 — 45 до 55 —60 лет; пожилой возраст и старость, соответственно, от времени выхода на пенсию в 55 —60 лет до 70 — 75 и далее. Мы полагаем, что начало старости как возрастного периода совпадает с физической немощностью и резким угасанием физической и психической активности, поэтому ее границы могут оказаться индивидуально подвижными.

Исследования доказывают, что мозг человека продолжает развиваться до пятидесяти лет, поэтому зрелость следует рассматривать с точки зрения обретения новых психических возможностей, в том числе и интеллектуальных. На психологические характеристики взрослого человека помимо биологических причин влияют этническая принадлежность, социоэкономический статус, место проживания, род занятий и прочие факторы. Интеграция биологических, психологических, социальных и экономических факторов обуславливают различные варианты развития взрослого человека. Нам представляется интересной характеристика возможных вариантов развития, данная В.Н. Дружининым.


Варианты жизни по В.К. Дружинину
1. Жизнь начинается завтра при таком варианте реальная жизнь воспринимается как подготовка, как предисловие к значимой будущей. Человек снисходителен к своим ошибкам, не торопится принимать ответственные решения, многими своими проявлениями напоминает ребенка. Возможны несколько вариантов отношения к собственной жизни:
— человек принимает свой образ жизни и поведения, компенсируя неудовлетворенность надеждой, что все будет наверстано в будущем;
— происходит травматизация (работа в тягость, не устраивают семейные отношения, да и прочие сферы);
— возможен «бунт». Как правило, он возникает у людей с ярко выраженной гедонистической установкой.
2. Жизнь как творчество, а творчество — как побуждение души. У таких людей происходит разделение на внешнюю и внутреннюю жизнь. Важнее — внутренняя жизнь, она приносит удовлетворение.
К внешней относятся с «прохладцей» — «отбывают» на работе, терпят в семье, демонстрируют пренебрежение к должностям и достатку. Власть — главный враг творца, но он «прощает» руководству непонимание. В результате такие люди либо отгораживаются от внешней жизни (богемная жизнь), либо ведут двойную жизнь, в которой преобладает жизнь духовная. Второй вариант чреват синдромом «инкапсуляции», выступающим как пограничное состояние.
3. Погоня за горизонтом (жизнь как достижение). Человек живет внешней жизнью. Ставит перед собой цели и достигает их. Цель требует постоянного напряжения, по достижении утрачивает привлекательность и значимость, появляется новая, таким образом, человек постоянно устремлен в будущее.
Это человек действия, сделавший себя. Люди действия творят карнавалы и войны, они великие созидатели и разрушители, ими движим прогресс.
Они соревновательны и честолюбивы, как правило, обязательны и ответственны. Направленность эгоистическая. На пенсии погружается в воспоминания — мемуары.
4 Жизнь — есть сон (жизнь как уход в иную реальность) . Идеал для таких людей — покой, они живут внутренним содержанием при полной внешней пассивности. Общество их не поддерживает. Уходят в секты, алкоголь, литературу, компьютер, телевизор. Направленность гедонистическая.
5. Жизнь по правилам (жизнь как ритуал). Человеку гарантирован небольшой, но успех. Он живет «как все». Его главные ценности — здоровье, удобства, безопасность, порядок в обществе. Благополучным такой вариант может быть только в стабильном обществе. Направленность эгоистическая. Осмысление каждым человеком своего жизненного варианта должно стать привилегией взрослого периода. Подобное осмысление будет способствовать коррекции мотивации и поведения, и, возможно, сыграет позитивную роль в формировании жизненного пути.
При указанной вариативности жизненного пути возможно выделение неких общих параметров, характеризующих взрослого человека. Прежде всего, для взрослого человека типично достижение профессионального мастерства и оформление карьеры. Замечено, что большая часть научных открытий приходится на период взрослой жизни людей — 35 — 45 лет. Для людей, деятельность которых связана с реализацией интеллектуальной и творческой активности, характерен расцвет соответствующих показателей именно во взрослом периоде. Согласно Б.Г. Ананьеву, интенсивность старения интеллектуальных функций человека находится в обратнопропорциональной зависимости от его одаренности и образования. В этой связи повышение образовательного уровня на протяжении всей жизни будет способствовать сохранности интеллектуальных функций. Более того, получение дополнительного образования взрослым человеком осуществляется с полной мерой осознания потребности в нем и
сопровождается удовлетворением от получения необходимых знаний и умений. Статус взрослого человека связан с ответственностью за других: за собственных родителей, за членов своей семьи, за результаты профессиональной деятельности. Если молодость могла воспользоваться снисходительно-прощающим отношением к промахам, то взрослому возрасту подобное положение дел не присуще. Взрослость — период долженствования. Наряду с задачами совершенствования себя в профессиональной деятельности в это время решаются задачи правильного воспитания детей, создания для них возможности получения качественного образования и развития, определения ими выбора жизненного пути, другими словами — задача быть хорошим родителем. Важной житейской задачей возраста становится улучшение жилищных условий, материального достатка. Особо важной характеристикой взрослого периода жизни становится включение человека во все многообразие общественных отношений: человек становится сознательным субъектом этих отношений, формируя к ним собственное отношение и оказывая на них влияние. Во взрослом периоде оформляется система личностных свойств в ее интеграции с чертами характера. В этой связи актуализируется ге- неративность как желание внести вклад в общественное развитие, повлиять на следующее поколение через собственных детей.
Сказанное характеризует взрослый период как продуктивный. Человек уже имеет ряд результатов своей деятельности, которые становятся критерием его субъектности.
Обобщая сказанное, можно выделить главные моменты, служащие одновременно направлениями развития взрослого человека и критериями его ценности: это — профессионализм, исполнение родительского долга, генеративность и продуктивность. Развитость данных параметров квалифицирует нормативное развитие взрослого человека. Важным критерием взрослости служит способность реагировать на изменения, приспосабливаться к новым условиям, позитивно решать противоречия и трудности, возникающие в жизни.


2. «Кризис середины жизни» и его проекция на поведение


Личностная зрелость, достигаемая во взрослом периоде жизни, побуждает человека к рефлексии. Анализируя свои жизненные планы, потенциальные возможности и реальные успехи, человек оценивает результативность собственной жизни. Понимание того, что время, отпущенное на достижения, оказалось прожито с меньшим коээффициентом полезности, осознание необратимости времени и упущенных возможностей способны вызвать явление, называемое кризисом середины жизни. По сути, он является кризисом смысла жизни. Переживание этого кризиса может быть довольно драматичным. Собственно, как и всякий кризис, кризис середины жизни связан с обострением противоречий в сознании человека и необходимостью их решать, он может сопровождаться переживанием внутренних конфликтов, разочарованием и смятением.
Наиболее распространенным проявлением кризиса является переживание неприятия собственного соматического старения. Морщины, мышечная дряблость, лысина, седина, увеличение объемов, снижение остроты зрения и появление возрастной дальнозоркости, угасание сексуальности и т. п. становятся огорчительными симптомами прохождения середины жизненного пути. Одних людей эти изменения беспокоят меньше, других — больше. Это зависит от субъективного отношения к старению. Тем не менее, многие стремятся замаскировать или компенсировать эти явления. Женщины могут начать больше внимания уделять своей внешности, включая резервные возможности — косметику, молодящую одежду, диеты. Они могут начать искать искусственного подтверждения своей привлекательности, обращая с надеждой взоры на чужих мужчин. Для мужчин же тревожным сигналом становится снижение потенции. В этой связи они также могут искать подтверждения своим мужским возможностям «на стороне». В сказках стареющие цари- короли ради омоложения то бросаются в кипящее молоко, то посылают за молодильными яблоками, то женятся на молодых царевнах, способных возродить и их молодость. Собственно, поведение и несказочных мужчин во многом аналогично. Про эту мужскую возрастную пору в народе говорят «Седина — в бороду, бес — в ребро». Подобное поведение может приводить к распаду семьи, испытанной временем. Казалось бы, трудности преодолены, дети выращены, материальные проблемы решены — все условия для счастливой семейной жизни. Увы, недостаток понимания нормативности происходящего, возможно, даже связанный с психологической неграмотностью супругов, не позволяет им совместно пережить критический период. Это одна сторона соматического старения. Другая состоит в том, что более или менее заметно начинают проявляться сенсомоторные изменения: появляется возрастная дальнозоркость (снижение зрения сегодня усугублено работой за компьютером), происходит снижение слуха (проявляется в том, что люди начинают разговаривать громче, переспрашивать), притупляются вкусовая, обонятельная и болевая чувствительности, правда, не столь заметно, как зрительная и слуховая. При этом остается очень высокой чувствительность к температурным изменениям. В зрелом возрасте наблюдаются изменения функционирования внутренних органов: замедляется функционирование нервной системы (вследствие чего, в частности, снижаются мнемические способности), скелет утрачивает гибкость, кожа и мышцы начинают терять эластичность, увеличиваются подкожные жировые накопления, существенно уменьшается диаметр коронарных артерий, уменьшается объем легких, вследствие чего люди теряют способность работать так же напряженно, как в молодости. Наиболее гнетущим морфо-функциональным изменением для женщин является менопауза, которая влечет серьезные физические и психологические изменения, главным из них становится окончание детородного периода. Менопауза у женщин обычно наступает в возрасте 48 — 54 лет, хотя может начаться и раньше. Морфологические изменения связаны с тем, что прекращается менструальный цикл, матка несколько сжимается, уменьшаются грудные железы; внешне выражены такие симптомы как приливы жара, головные и суставные боли, сердцебиения. Психическое состояние женщин характеризуется высокой эмоциональной чувствительностью, раздражительностью, плаксивостью, подавленностью. Надо заметить, что на эмоциональное состояние женщины значительное влияние оказывают культурные традиции ее страны. Некоторые исследователи соотносят проблемы переживания менопаузы с европейско-американской тенденцией сохранения молодости. К подобным выводам приводят примеры восточных культур. Так, в некоторых индийских кастах менопауза позволяет женщине приобрести позитивный социальный статус, позволяющий ей участие в общественной жизни. Индийские женщины не отмечают симптомов менопаузы, беспокоящих европейских женщин. Явление «мужской менопаузы» как таковое отсутствует. Однако наблюдения обнаруживают определенные изменения в сексуальной жизни мужчин, сопровождающиеся эмоциональной перестройкой: чувством неуверенности, усталости, подавленности. При этом более вероятными причинами этих состояний считаются трудности на работе, многочисленные семейные проблемы, социальная нестабильность общества.
Другим знаковым явлением кризиса середины жизни может стать явление «опустевшего гнезда». Обретенный взрослыми людьми житейский и родительский опыт может, однако, стать невостребованным: дети взрослеют, начинают жить автономно, при этом дистанцируются от родительского опыта, «наживая» свой. Можно полагать, что «выпорхнувшие из гнезда птенцы» ослабляют актуализацию родителями потребности в принадлежности. Возникает парадоксальная ситуация — в зрелой семье со сложившимися ценностями и отношениями начинается поиск новых смыслов. У родителей вдруг высвобождается время и возникают проблемы с его заполнением. Обнажаются проблемы во взаимоотношениях супругов: в некоторых семьях явственно обнаруживается, что личные отношения утрачены, и семья держалась только на чувстве долга перед детьми. Это время проверки семьи на прочность.
И третья сторона кризиса связана с переживанием профессиональной несостоятельности. Некоторые обнаруживают неудовлетворенность профессиональной карьерой, отсутствие любимого дела, неустроенность взаимоотношений на рабочем месте и т. и. Подобные открытия становятся более травмирующими для мужчин, ибо эмоциональное благополучие большей части женщин связано все же с семьей. Таким образом, названные три сферы могут вызвать кризис середины жизни. Существует мнение, что переживание кризиса обычно свойственно зрелым личностям, способным к объективной самооценке. При этом они несут в себе позитивное начало, ибо способны подвигнуть человека на самосовершенствование. Ряд исследователей, напротив, считают, что кризис середины жизни скорее исключение, чем правило, и переживается людьми несамодостаточными. У большинства же людей, напротив, переход в средний возраст происходит плавно и связан с тем, что на смену юношеским тревогам и мечтаниям приходят реалистичные ожидания и рассудочное отношение к жизни. Нормальное разрешение кризиса связано с обретением мудрости.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.