Психология взрослых людей
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Психология взрослых людей
Гендерные различия взрослых людей
Типы старения
Все страницы

1. Возрастные характеристики взрослого периода

В развитых странах на период взрослости приходится три четверти человеческой жизни. Для более дифференцированного рассмотрения взрослой жизни мы условимся определять три ее периода: взрослость от 25 —30 до 40 — 45 лет; зрелость от 40 — 45 до 55 —60 лет; пожилой возраст и старость, соответственно, от времени выхода на пенсию в 55 —60 лет до 70 — 75 и далее. Мы полагаем, что начало старости как возрастного периода совпадает с физической немощностью и резким угасанием физической и психической активности, поэтому ее границы могут оказаться индивидуально подвижными.

Исследования доказывают, что мозг человека продолжает развиваться до пятидесяти лет, поэтому зрелость следует рассматривать с точки зрения обретения новых психических возможностей, в том числе и интеллектуальных. На психологические характеристики взрослого человека помимо биологических причин влияют этническая принадлежность, социоэкономический статус, место проживания, род занятий и прочие факторы. Интеграция биологических, психологических, социальных и экономических факторов обуславливают различные варианты развития взрослого человека. Нам представляется интересной характеристика возможных вариантов развития, данная В.Н. Дружининым.


Варианты жизни по В.К. Дружинину
1. Жизнь начинается завтра при таком варианте реальная жизнь воспринимается как подготовка, как предисловие к значимой будущей. Человек снисходителен к своим ошибкам, не торопится принимать ответственные решения, многими своими проявлениями напоминает ребенка. Возможны несколько вариантов отношения к собственной жизни:
— человек принимает свой образ жизни и поведения, компенсируя неудовлетворенность надеждой, что все будет наверстано в будущем;
— происходит травматизация (работа в тягость, не устраивают семейные отношения, да и прочие сферы);
— возможен «бунт». Как правило, он возникает у людей с ярко выраженной гедонистической установкой.
2. Жизнь как творчество, а творчество — как побуждение души. У таких людей происходит разделение на внешнюю и внутреннюю жизнь. Важнее — внутренняя жизнь, она приносит удовлетворение.
К внешней относятся с «прохладцей» — «отбывают» на работе, терпят в семье, демонстрируют пренебрежение к должностям и достатку. Власть — главный враг творца, но он «прощает» руководству непонимание. В результате такие люди либо отгораживаются от внешней жизни (богемная жизнь), либо ведут двойную жизнь, в которой преобладает жизнь духовная. Второй вариант чреват синдромом «инкапсуляции», выступающим как пограничное состояние.
3. Погоня за горизонтом (жизнь как достижение). Человек живет внешней жизнью. Ставит перед собой цели и достигает их. Цель требует постоянного напряжения, по достижении утрачивает привлекательность и значимость, появляется новая, таким образом, человек постоянно устремлен в будущее.
Это человек действия, сделавший себя. Люди действия творят карнавалы и войны, они великие созидатели и разрушители, ими движим прогресс.
Они соревновательны и честолюбивы, как правило, обязательны и ответственны. Направленность эгоистическая. На пенсии погружается в воспоминания — мемуары.
4 Жизнь — есть сон (жизнь как уход в иную реальность) . Идеал для таких людей — покой, они живут внутренним содержанием при полной внешней пассивности. Общество их не поддерживает. Уходят в секты, алкоголь, литературу, компьютер, телевизор. Направленность гедонистическая.
5. Жизнь по правилам (жизнь как ритуал). Человеку гарантирован небольшой, но успех. Он живет «как все». Его главные ценности — здоровье, удобства, безопасность, порядок в обществе. Благополучным такой вариант может быть только в стабильном обществе. Направленность эгоистическая. Осмысление каждым человеком своего жизненного варианта должно стать привилегией взрослого периода. Подобное осмысление будет способствовать коррекции мотивации и поведения, и, возможно, сыграет позитивную роль в формировании жизненного пути.
При указанной вариативности жизненного пути возможно выделение неких общих параметров, характеризующих взрослого человека. Прежде всего, для взрослого человека типично достижение профессионального мастерства и оформление карьеры. Замечено, что большая часть научных открытий приходится на период взрослой жизни людей — 35 — 45 лет. Для людей, деятельность которых связана с реализацией интеллектуальной и творческой активности, характерен расцвет соответствующих показателей именно во взрослом периоде. Согласно Б.Г. Ананьеву, интенсивность старения интеллектуальных функций человека находится в обратнопропорциональной зависимости от его одаренности и образования. В этой связи повышение образовательного уровня на протяжении всей жизни будет способствовать сохранности интеллектуальных функций. Более того, получение дополнительного образования взрослым человеком осуществляется с полной мерой осознания потребности в нем и
сопровождается удовлетворением от получения необходимых знаний и умений. Статус взрослого человека связан с ответственностью за других: за собственных родителей, за членов своей семьи, за результаты профессиональной деятельности. Если молодость могла воспользоваться снисходительно-прощающим отношением к промахам, то взрослому возрасту подобное положение дел не присуще. Взрослость — период долженствования. Наряду с задачами совершенствования себя в профессиональной деятельности в это время решаются задачи правильного воспитания детей, создания для них возможности получения качественного образования и развития, определения ими выбора жизненного пути, другими словами — задача быть хорошим родителем. Важной житейской задачей возраста становится улучшение жилищных условий, материального достатка. Особо важной характеристикой взрослого периода жизни становится включение человека во все многообразие общественных отношений: человек становится сознательным субъектом этих отношений, формируя к ним собственное отношение и оказывая на них влияние. Во взрослом периоде оформляется система личностных свойств в ее интеграции с чертами характера. В этой связи актуализируется ге- неративность как желание внести вклад в общественное развитие, повлиять на следующее поколение через собственных детей.
Сказанное характеризует взрослый период как продуктивный. Человек уже имеет ряд результатов своей деятельности, которые становятся критерием его субъектности.
Обобщая сказанное, можно выделить главные моменты, служащие одновременно направлениями развития взрослого человека и критериями его ценности: это — профессионализм, исполнение родительского долга, генеративность и продуктивность. Развитость данных параметров квалифицирует нормативное развитие взрослого человека. Важным критерием взрослости служит способность реагировать на изменения, приспосабливаться к новым условиям, позитивно решать противоречия и трудности, возникающие в жизни.


2. «Кризис середины жизни» и его проекция на поведение


Личностная зрелость, достигаемая во взрослом периоде жизни, побуждает человека к рефлексии. Анализируя свои жизненные планы, потенциальные возможности и реальные успехи, человек оценивает результативность собственной жизни. Понимание того, что время, отпущенное на достижения, оказалось прожито с меньшим коээффициентом полезности, осознание необратимости времени и упущенных возможностей способны вызвать явление, называемое кризисом середины жизни. По сути, он является кризисом смысла жизни. Переживание этого кризиса может быть довольно драматичным. Собственно, как и всякий кризис, кризис середины жизни связан с обострением противоречий в сознании человека и необходимостью их решать, он может сопровождаться переживанием внутренних конфликтов, разочарованием и смятением.
Наиболее распространенным проявлением кризиса является переживание неприятия собственного соматического старения. Морщины, мышечная дряблость, лысина, седина, увеличение объемов, снижение остроты зрения и появление возрастной дальнозоркости, угасание сексуальности и т. п. становятся огорчительными симптомами прохождения середины жизненного пути. Одних людей эти изменения беспокоят меньше, других — больше. Это зависит от субъективного отношения к старению. Тем не менее, многие стремятся замаскировать или компенсировать эти явления. Женщины могут начать больше внимания уделять своей внешности, включая резервные возможности — косметику, молодящую одежду, диеты. Они могут начать искать искусственного подтверждения своей привлекательности, обращая с надеждой взоры на чужих мужчин. Для мужчин же тревожным сигналом становится снижение потенции. В этой связи они также могут искать подтверждения своим мужским возможностям «на стороне». В сказках стареющие цари- короли ради омоложения то бросаются в кипящее молоко, то посылают за молодильными яблоками, то женятся на молодых царевнах, способных возродить и их молодость. Собственно, поведение и несказочных мужчин во многом аналогично. Про эту мужскую возрастную пору в народе говорят «Седина — в бороду, бес — в ребро». Подобное поведение может приводить к распаду семьи, испытанной временем. Казалось бы, трудности преодолены, дети выращены, материальные проблемы решены — все условия для счастливой семейной жизни. Увы, недостаток понимания нормативности происходящего, возможно, даже связанный с психологической неграмотностью супругов, не позволяет им совместно пережить критический период. Это одна сторона соматического старения. Другая состоит в том, что более или менее заметно начинают проявляться сенсомоторные изменения: появляется возрастная дальнозоркость (снижение зрения сегодня усугублено работой за компьютером), происходит снижение слуха (проявляется в том, что люди начинают разговаривать громче, переспрашивать), притупляются вкусовая, обонятельная и болевая чувствительности, правда, не столь заметно, как зрительная и слуховая. При этом остается очень высокой чувствительность к температурным изменениям. В зрелом возрасте наблюдаются изменения функционирования внутренних органов: замедляется функционирование нервной системы (вследствие чего, в частности, снижаются мнемические способности), скелет утрачивает гибкость, кожа и мышцы начинают терять эластичность, увеличиваются подкожные жировые накопления, существенно уменьшается диаметр коронарных артерий, уменьшается объем легких, вследствие чего люди теряют способность работать так же напряженно, как в молодости. Наиболее гнетущим морфо-функциональным изменением для женщин является менопауза, которая влечет серьезные физические и психологические изменения, главным из них становится окончание детородного периода. Менопауза у женщин обычно наступает в возрасте 48 — 54 лет, хотя может начаться и раньше. Морфологические изменения связаны с тем, что прекращается менструальный цикл, матка несколько сжимается, уменьшаются грудные железы; внешне выражены такие симптомы как приливы жара, головные и суставные боли, сердцебиения. Психическое состояние женщин характеризуется высокой эмоциональной чувствительностью, раздражительностью, плаксивостью, подавленностью. Надо заметить, что на эмоциональное состояние женщины значительное влияние оказывают культурные традиции ее страны. Некоторые исследователи соотносят проблемы переживания менопаузы с европейско-американской тенденцией сохранения молодости. К подобным выводам приводят примеры восточных культур. Так, в некоторых индийских кастах менопауза позволяет женщине приобрести позитивный социальный статус, позволяющий ей участие в общественной жизни. Индийские женщины не отмечают симптомов менопаузы, беспокоящих европейских женщин. Явление «мужской менопаузы» как таковое отсутствует. Однако наблюдения обнаруживают определенные изменения в сексуальной жизни мужчин, сопровождающиеся эмоциональной перестройкой: чувством неуверенности, усталости, подавленности. При этом более вероятными причинами этих состояний считаются трудности на работе, многочисленные семейные проблемы, социальная нестабильность общества.
Другим знаковым явлением кризиса середины жизни может стать явление «опустевшего гнезда». Обретенный взрослыми людьми житейский и родительский опыт может, однако, стать невостребованным: дети взрослеют, начинают жить автономно, при этом дистанцируются от родительского опыта, «наживая» свой. Можно полагать, что «выпорхнувшие из гнезда птенцы» ослабляют актуализацию родителями потребности в принадлежности. Возникает парадоксальная ситуация — в зрелой семье со сложившимися ценностями и отношениями начинается поиск новых смыслов. У родителей вдруг высвобождается время и возникают проблемы с его заполнением. Обнажаются проблемы во взаимоотношениях супругов: в некоторых семьях явственно обнаруживается, что личные отношения утрачены, и семья держалась только на чувстве долга перед детьми. Это время проверки семьи на прочность.
И третья сторона кризиса связана с переживанием профессиональной несостоятельности. Некоторые обнаруживают неудовлетворенность профессиональной карьерой, отсутствие любимого дела, неустроенность взаимоотношений на рабочем месте и т. и. Подобные открытия становятся более травмирующими для мужчин, ибо эмоциональное благополучие большей части женщин связано все же с семьей. Таким образом, названные три сферы могут вызвать кризис середины жизни. Существует мнение, что переживание кризиса обычно свойственно зрелым личностям, способным к объективной самооценке. При этом они несут в себе позитивное начало, ибо способны подвигнуть человека на самосовершенствование. Ряд исследователей, напротив, считают, что кризис середины жизни скорее исключение, чем правило, и переживается людьми несамодостаточными. У большинства же людей, напротив, переход в средний возраст происходит плавно и связан с тем, что на смену юношеским тревогам и мечтаниям приходят реалистичные ожидания и рассудочное отношение к жизни. Нормальное разрешение кризиса связано с обретением мудрости.

 


 


3. Гендерные различия взрослых людей


Исследования Левинсона позволили дифференцировать периоды развития у женщин и мужчин: если для мужчин определяющими вехами взросления становится их карьерный рост, то для женщин — стадии семейных циклов; кроме того в карьерном развитии женщины могут запаздывать, выступая «начинающими», «новичками» в деле даже в сорокалетием возрасте. У мужчин достижение профессиональной зрелости происходит уже к тридцатилетнему возрасту. Для женщин более важным, чем достижение профессионального успеха, является получение удовлетворение от личных отношений, для мужчин карьера остается главным приоритетом в течение всей жизни. Замечено, что для женщин, отдавших годы ранней взрослости замужеству и воспитанию детей, как правило, зрелость бывает посвящена достижению профессиональных целей. И напротив, женщины, отдавшие молодость работе, в зрелом возрасте «наверстывают» в области брачно-семейных отношений. Очевидна, таким образом, разнородность жизненных устремлений женщин. Представления мужчин об устройстве собственной жизни более однотипны, они связаны более всего с их карьерным ростом и профессиональными достижениями.
Надо сказать, что жизненные планы женщин более всего обусловлены социальными причинами. Так, если в 1960-е годы в обществе культивировалась асимметричная модель семьи, где мужчина выступал в роли добытчика и распределителя материальных средств, а женщине отводилась роль хранительницы домашнего очага, то и основным женским ориентиром была семья и воспитание детей. Сегодняшние перемены в обществе ориентируют на симметричную семью, женщина становится столь же функциональной в общественном производстве, сочетает карьеру и семью.


4. Психология зрелого периода


В условиях современной цивилизации в 40 — 45 лет у человека наступает зрелость. Это означает, что главные цели человека реализованы, развитие достигло своей высшей планки, и дальнейшая жизнь будет характеризоваться лишь незначительными изменениями психических образований. По мнению Э. Клапареда, зрелый возраст— время остановки развития, период окаменелости. Показательно в этом смысле, что в Комитете по развитию человека Чикагского университета по отношению к зрелому периоду жизни вовсе не сформулированы задачи развития. Вероятно, это обусловлено пониманием зрелости как вершины развития, по достижении которой человеку не к чему стремиться. С подобной оценкой психологии зрелости можно согласиться в плане насыщенности всей предыдущей жизни человека событиями, переживаниями, возмож- 230 ностями и достижениями. Согласовывается с ней ди-
намика физиологических и психических процессов, характеризующая детство, молодость и взрослый период жизни: с наступлением зрелости она объективно и существенно снижается. Однако, многочисленные исследования убеждают, что процесс развития человека не имеет границ. В частности, Э. Эриксон утверждает, что вершины жизни нет, и человек развивается до конца жизни. При этом особенностями психического развития человека на этапе зрелости являются: продолжение освоения социальных ролей, адаптивных для этого возраста и статуса (роль ведущего специалиста, наставника, роль мудрого человека и т. п.); овладение способами поведения, квалифицирующими зрелого человека (взвешенность поступков, аналитичность при принятии решений, высокая ответственность не только за собственные действия, но и за результат действий людей, выполняющих подчиненные функции). Интересную особенность подметили исследователи относительно дружбы в зрелом возрасте — довольно часто в эту пору люди полагаются на друзей более, чем на родственников. При этом женщины этого возраста более всего ценят в дружбе взаимность, а мужчины — сходство опыта, интересов и занятий. Дружеские отношения в этом периоде довольно многомерны; люди дорожат ими больше, чем прежде и стараются сохранять, даже идя на компромиссы. Многолетние контакты с друзьями формируют устойчивые взаимные привязанности, которые проявляются в заботе и взаимопомощи.


5. Основные изменения психических функций в зрелпм возрасте


Согласно Б.Г. Ананьеву, зрелость физическая, личностная, познавательная и профессиональная по срокам не совпадают, ибо процесс развития гетерохронен. В возрастной период зрелости физические возможности человека приобретают не самые лучшие показатели, тем не менее, могут оставаться еще довольно высокими. Познавательные возможности по многим параметрам ниже, чем в предыдущие возрастные периоды, однако для реализации познания привлекаются приемы, выработанные жизненным опытом. Экспериментально установлено, что зрелые люди имеют высокий уровень проявления аттенционных способностей: они могут концентрировать внимание даже в неблагоприятных условиях, удерживая его на предмете. Хорошие показатели имеет интеллектуальная деятельность: зрелые люди в совершенстве владеют логическими формами мышления, дедуктивной логикой, умственные операции доведены ими до совершенства, хорошо развито рефлексивное мышление. Одновременно они начинают испытывать проблемы с функционированием памяти — наступает возрастная амнезия, выражающаяся как забывчивость в несущественных вопросах. Чаще всего забываются отдельные понятия, запланированные действия, случаются «пропажи» вещей. Подобные сигналы требуют дополнительных форм организации своей деятельности: ведения записей, использование «шпаргалок» на видных местах и т. п. Кульминационного этапа в зрелом возрасте достигает личностное развитие. Автору запомнилась ситуация, когда одна из слушательниц при измерении собственной самооценки получила «зашкаливающий» результат завышенной самооценки. Диагностическая методика была построена на сличении «Я-реального» и «Я- идеального». Совсем не смутившись, слушательница объяснила ситуацию тем, что она всю свою сознательную жизнь «делала» свою личность, и к зрелой поре достигла совершенства. Согласуясь с этой логикой, можно говорить о возможности достижения личностью высокой продуктивности в индивидуальной и общественной жизни, развитии ее способностей, о высоком уровне организации деятельности, устойчивости ценностей, сформированности мотивационно-потребностной сферы и структуры личности в целом. Важнейшим признаком зрелости считается осознание личностью ответственности и стремление к ней. На ответственности зрелых людей зиждется общественная мораль. Зрелые ценности являются эталонными для общества.
Между тем существуют некоторые деструктивные феномены зрелости. Один из существенных — «сгорание на работе». Это явление может сопровождать тех, чей труд связан с оказанием помощи другим людям, кто усердно трудился и отдавал свои силы, не заботясь об отдыхе и здоровье; тех, кто не был мотивирован содержанием своей профессиональной деятельности, или тех, кто был вынужден приспосабливаться к неблагоприятным условиям труда. «Сгорание» может проявляться как эмоциональное истощение, появление равнодушия к результатам деятельности, исчезновение влечений и желаний, причем не только в сфере трудовой деятельности. Распространенными симптомами «сгорания» становятся физическое истощение, психосоматические заболевания, пассивность. При отсутствии возможности смены места работы таким людям следует научиться отделять свою личную жизнь от профессиональной, сформировать новые интересы, способные выступить в качестве компенсаторных мотивов. Задача близких людей — поддержка и понимание. Надо сказать, что она не из простых, ибо довольно часто близкие относят деструктивное поведение другого на свой счет. В данной ситуации незаменимой может оказаться помощь психолога. В качестве особой причины «сгорания» необходимо отдельно отметить угрозу потери работы. Сегодняшние объявления о приеме на работу в абсолютном большинстве приглашают лиц до 35 лет; зрелый возраст становится невостребованным. Опыт и мастерство, обретенные к этому возрасту, мало защищают от возможности сокращения. Ощущение нестабильности выступает фрустрирующим фактором и, в свою очередь, сказывается на работоспособности.
Разумеется, данная проблема должна решаться, прежде всего, на государственном уровне, тем не менее, возможна корректировка состояния и поведения путем дополнительных мотиваторов жизни, находимых в новых видах занятий, «страхующих» человека на случай потери работы.


6. Старение как психофизиологическое явление


«Старый возраст почитается только при условии, что он защищает себя, поддерживает свои права, не подлизывается ни к кому, и до последнего дыхания управляет своей областью» (Цицерон).
Старение (геронтогенез) начинается с выхода на пенсию, соответственно для женщин и мужчин в 55 — 60 лет и имеет три этапа: пожилой возраст, собственно старческий и долгожительство. Старение есть генетически нормативный процесс психофизиологических изменений, характеризующихся увяданием большинства функций. У Людмилы Татьяничевой есть строки «...у старости силы не те». Поэтесса отметила главную возрастную особенность — наступление физической слабости в старом возрасте. Старики не способны переносить длительные и напряженные физические и нервные нагрузки, утрачивается работоспособность тканей и органов. Сильно меняется внешний вид: возрастное обезвоживание организма приводит к иссушению кожи — в результате этого кожа перестает выполнять свои важнейшие функции по защите и терморегуляции организма. Существенно замедляется образование нервной ткани, вследствие чего ослабляется чувствительность нервной системы и сенсорных возможностей людей. Очень выразительно подчеркивают физиологическую уязвимость старых людей следующие данные; если рана двадцатилетнего человека заживает в среднем за месяц, а для сорокалетнего на это требуется около двух месяцев, то шестидесятилетнему для выздоровления понадобится более трех месяцев. Или другой пример: людям среднего возраста требуется для хорошей видимости источник света вдвое ярче, чем молодым, а старым — ярче в три раза.
Медики говорят о старении сердечно-сосудистой, иммунной, эндокринной и других жизненно важных систем организма. Вместе с тем есть данные о гетерохронии функционирования различных систем и органов, К тому же все изменения в организме носят индивидуальный характер. В целом отмечена следующая закономерность: чем сложнее та или иная физиологическая структура человека, тем дольше она остается сохранной. В частности, оборонительный рефлекс оказывается более сохранным по сравнению с пищевым. Люди, чья профессиональная деятельность связана с речевой деятельностью, сохраняют до глубокой старости речемыслительные функции. Б.Г. Ананьев указывал, что речемыслительные второсигнальные функции противостоят общему процессу старения и претерпевают изменения значительно позже других психофизиологических функций.
Естественный интерес исследователей вызывали интеллектуальные возможности пожилых людей, их способность продуцировать новые идеи, сохранять ясность мыслей. Ряд авторов убеждены, что возрастных ограничений в интеллектуальной компетентности нет. Другие, напротив, доказывают, что в пенсионном возрасте уровень интеллекта снижается (они аргументируют это утверждение показателями тестов интеллекта). Третьи утверждают, что у пожилых людей актуализируется особая логика, представляющая глубинные пласты мышления: пожилые люди активнее пользуются интуицией, благодаря чему выходят за пределы информации, которой располагают. Тем не менее, нельзя не считаться с фактом, что так называемое слабоумие (как медицинский термин) все же имеет место главным образом среди пожилых людей, страдающих сосудистыми заболеваниями. Оно проявляется в ослаблении памяти, в возрастной амнезии. Однако активно-преобразующее отношение к себе позволяет компенсировать снижающиеся мнемические возможности. Бесценны самонаблюдения Скиннера в поздние годы. Он отмечал дефекты памяти и повышенную утомляемость. При этом он вырабатывал стратегию компенсации этих дефектов, названную им «психологическим протезированием окружения». Так, зонт он вешал на дверь, чтобы не забыть его при выходе из дома, рядом с кроватью ставил магнитофон для записей пришедших в голову мыслей и т. п. В числе признаков утомляемости Скиннер отмечал: ошибки в письме, порицание других за промахи, тенденцию выполнять работу дольше, чем прежде и т. д. Человеку, отмечающему в себе такие особенности, требуется отдых.
В целом исследования (как, впрочем, и житейские наблюдения) подчеркивают влияние на процессы старения индивида его личностных особенностей. Важно отметить большую сохранность собственно человеческих функций как привилегии онтогенетической эволюции человека как вида: к примеру, смысловая память сохраняется значительно дольше, чем память механическая и образная, в прямом смысле слова «выручая» старого человека. Трудности усвоения нового у старых людей в значительной степени компенсируются ассоциативным мышлением, использованием специальных мнемических приемов, сформированных в жизненном опыте. Способность формировать суждения — видовая функция человека, и она дольше всего сохраняется у стариков. Доказано, к тому же, что изменения интеллекта связаны с его исходным коэффициентом: у более интеллектуально одаренных людей они выражены слабее.

 


 

7. Типы старения


Согласно Свенсону, время поздней жизни должно стать «периодом респектабельности». Более ста лет назад канцлер Бисмарк определил границу трудоспособного возраста шестьюдесятью-шестьюдесятью пятью годами, и она была принята многими государствами. Однако большинство «современных стариков» все еще сохраняют дееспособный интеллект, работоспособность, надежный уровень профессиональной компетентности. Согласно исследованиям, около 76% людей пенсионного возраста все еще хотят работать. По их оценкам, работа является для них биологической необходимостью, позволяющей испытывать чувство полезности для других.
Анализ результатов исследований людей пожилого возраста позволяет дифференцировать их на три типа.
Первый тип (и таких людей большинство в нашей стране) нелегко переживает приближение пенсионного возраста. Психологи употребляют применительно к ним понятие «шок отставки». Обусловлен подобный шок тем, что человек утрачивает источник социальной стимуляции, ухудшается его материальное положение — он вынужден отказаться от удовлетворения ряда потребностей. И все же самое угнетающее в явлении отставки — потеря перспективы и планирования времени. Данная категория людей обнаруживает зависимость от занятости на работе: они оказываются не в состоянии переструктуировать свое поведение в освободившееся время и применить свои силы к другим делам. В результате происходит угасание активности, которое ведет к ухудшению самочувствия. Они отчуждаются от своего окружения, их отношение к жизни становится пассивным, они быстро дряхлеют. Некоторая часть этого контингента, ощущая снижение физического самочувствия, начинает активно обращаться к докторам, интересоваться всевозможными рецептами сохранения здоровья. Они ставят себе различные диагнозы и ищут их подтверждения у докторов. Разговаривают на эти темы много и везде. Даже такая активность лучше, чем отсутствие всякой, хотя она довольно обременительна для близких.
Целесообразно выделение причин подобного старения. Они могут состоять и в неумении противостоять трудностям, но это причины субъективного порядка. Наиболее же весомой причиной, вероятно, будет тот стереотип старости, который укоренился в современном нам обществе. Часто он проявляется в отношении к стареющим людям, как к «вышедшим в тираж». Пожилой возраст объективно является возрастом уменьшения возможностей. Надо признать, что к уменьшающимся физическим возможностям добавляется ограниченность материальных средств. К сожалению, это горькая особенность пенсионеров в нашей стране.
Другой тип — люди, планирующие свою жизнь на пенсии, воспринимают «отставку» как высвобождение времени на реализацию новых возможностей, как освобождение от многих социальных ограничений и предписаний. Они сохраняют позитивные установки, планы на будущее, реализуют свои дремавшие склонности. Мы располагаем рядом реальных примеров подобного типажа. Один из них — офицер в отставке, готовился к пенсии заблаговременно: обустраивал подмосковный домик, завел козу (веря в целебные возможности козьего молока) и всерьез занялся деревенским хозяйством. Обратим внимание на то, что он осознавал возможность, по его словам, «скисания» на пенсии, наблюдаемого им у множества своих сослуживцев- отставников, и организовал активность, направленную на профилактику подобного состояния. Другой пример — женщина, имевшая два высших образования, этакая «столичная штучка», имевшая убеждение, что на пенсии работают лишь неумные люди. Она строила планы посвятить освободившееся время посещению театров и музеев. Однако съехала на подмосковную дачу и тоже окунулась в крестьянский быт. В Москву без особой необходимости не появлялась, не имея в этом потребности, да и свободного времени. Наблюдения показывают, что в современной российской действительности менее болезненно люди адаптируются к выходу на пенсию в сельской местности, где им приходится работать, не покладая рук, как до пенсионного возраста, так и по его наступлении.
И.С. Кон выделил следующие социально-психологические типы старости:
— активная творческая старость — уходя на пенсию люди позднего возраста, продолжают оставаться полезными обществу. В нашей стране таких пенсионеров около 36%: они сохраняют потребность трудиться, осознают работу как долг, остаются увлеченными ею. Справедливости ради надо признать, что 60% работающих в современных условиях пенсионеров в качестве ведущих имеют материальные соображения. Тем не менее, их профессиональная деятельность позволяет им не испытывать социально-психологической ущербности. В числе этих людей много творческих и научных работников, достаточно большой процент медиков и учителей, все они, как правило, имеют сильно развитое чувство долга;
— старость, посвященная любимому делу, на которое прежде не доставало времени. Этим делом может стать какое-либо увлечение, самообразование, путешествия;
— старость, реализующая себя в семье, — как правило, женщины могут специально уходить на пенсию для помощи собственным детям в воспитании внуков. Следует заметить, что в современной России эта тенденция ослабевает в связи с развивающимся институтом гувернерства и повышением платежеспособности ряда молодых семей;
— старость, посвященная заботе о собственном здоровье. Для таких стариков типична физическая активность, нереализованность в семье, беспокойство по поводу наступления глубокой старости и стремление ее предотвратить;
— агрессивная старость, недовольная и критикующая всех по праву возраста. Это кризисное течение позднего возраста. Обычно оно сопровождает людей, ощущающих упущенные возможности, с низкой продуктивностью зрелой жизни. Увеличение продолжительности жизни в некоторых странах привело к появлению новых стадий в позднем возрасте человека. В периоды, предшествующие глубокой (дряхлой) старости, люди еще тяготеют к активной социальной жизни, стремятся к расширению круга интересов, к поддержанию межличностного общения. Убедительным примером для россиян служат встречи ветеранов Великой Отечественной войны в праздник Великой Победы. В древнекитайской периодизации поздний возраст назван «осенью», А в осени есть свои неповторимые в другом периоде времени радости и прелести. Задача общества подолгу, а психолога по профессии — помочь людям обрести эти радости.


8. Основные стрессоры старости


Кризисные состояния старости — это аномальные реакции людей позднего возраста, проявляющиеся в неспособности к адаптации к изменяющимся условиям жизни. По данным Н.М. Михайловой, среди пациентов геронтологического кабинета старше шестидесяти лет треть страдают депрессивными расстройствами. Как свидетельствуют медики и социальные работники, основными «стрессорами» жизни старых людей в российском обществе стали следующие.
Одиночество — тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, постоянное ощущение покинутости, ненужности. Оно, как правило, возникает в результате утраты существенных жизненных ценностей и супруга. Одиночество человек может испытывать в разные возрастные периоды, но только в старости оно приобретает особо угнетающие формы, сопровождаясь безысходностью, тяжелой фрустрацией. Одиночество — состояние социальное, характеризующееся распадом связей внутреннего мира личности. По мнению некоторых исследователей, закрепившемуся в общественном сознании, одиночество — естественный атрибут и стремление старости. А. Шопенгауэр писал: «На шестом десятке стремление к одиночеству является нормальным и даже инстинктивным». Часто, молодые члены семей думают, что, создавая старикам изолированные условия, они тем самым «не беспокоят» их. Но для многих старых людей подобная тихая жизнь становится ускорителем их увядания и пассивности, сопровождаемых гнетущим чувством покинутости. Мужское и женское одиночество в старости имеет свои особенности. Оно переживается более драматично женщинами, однако они реже усугубляют свое состояние бездействием, тогда как мужское одиночество может сопровождаться ощущением безнадежности будущего и отсутствием стремления что-либо изменить.
Физическое бессилие. Биологическое старение организма сопровождается повышением утомляемости, физической слабостью, неопределенными болями в различных участках тела, а также появлением внешних признаков позднего возраста — морщинистостью, облысением, сутулостью. Часто старые люди убеждены в болезненной природе этих изменений и пытаются от них избавиться с помощью лечения, прибегая к нетрадиционным методам — увлекаются натуропатией, уринотерапией, биоэнергетикой. Выбранному способу оздоровления приписываются свойства панацеи. Они активно обмениваются советами и рецептами, подчеркивая тяжесть и исключительность своего состояния. Повышение внимания, особой сосредоточенности на выявляющихся проблемах здоровья получило название ипохондрической фиксации на старческих недугах. Мысли о наилучших способах предотвращения старения, их проверка на себе, особое внимание к собственному здоровью и внешнему виду составляют основное содержание психической жизни людей позднего возраста. Борьбе со старостью уделяется все свободное время. Довольно часто подобные усилия приносят положительные результаты в виде общего укрепления организма, активизации человека, усилении коммуникаций в связи с обменом опытом относительно способов лечения. Физические нагрузки тренируют организм, сохраняя его функциональность. Убедительным примером может служить система физических занятий известного кардиохирурга Н.М. Амосова: по сути, его жизнь — важный научный эксперимент по преодолению старости с помощью высоких физических нагрузок. Н.М. Амосов пишет в книге «Будь здоров!», что ему удалось «усиленными физическими нагрузками повысить тренированность, а падение мотивов от исчерпания потребностей компенсировать мотивами от убеждений». Очевидно, таким образом, что естественная возрастная особенность — угасание биологических потребностей и снижение мотивации но их удовлетворению может быть компенсирована разумом и волей человека. В отдельных случаях старики злоупотребляют своими недугами, даже преувеличивая их, эксплуатируя чувства близких. Они начинают вести себя эгоистически, стремятся вызвать у собственных детей чувство вины за недостаточное внимание и уход. Подобное поведение получило название эгоистической стагнации. В большинстве случаев оно обусловлено все же патологическими изменениями сознания и со временем усугубляется. Проживание с такими стариками становится очень тягостным, сопровождается конфликтами.
Материальные трудности. О подобном факторе к сожалению приходится говорить особенно применительно к старым людям — гражданам нашей страны. Не секрет, что их пенсионное вспоможение значительно ниже прожиточного минимума. По данным А.Г. Симакова, каждый двенадцатый пожилой москвич голодает. Большие финансовые затруднения ускоряют их отход от активной жизни. Теряются их старые контакты и не образуются новые (лишь 2,9% старых москвичей продолжают контакты с прежними приятелями и знакомыми). Для демонстрации иных возможностей старости хочется привести контрастный пример. Автору довелось однажды присутствовать на выступлении хора, прилетевшего из США. Когда после концерта зрители и артисты вышли во дворик филармонии (это было в Сочи), россияне были изумлены возрастом хористов, а также тем, что некоторые из них держались за инвалидные стойки. При этом они вовсе не чувствовали себя ущербными. Они имели возможность найти средства для перелета через океан, более того, всякий раз на репетицию ездили в другой город. Их государство позволило им распорядиться своим свободным временем по их желанию. И еще одно наблюдение: очень часто приходится встречать в центре Москвы группы пожилых экскурсантов из дальнего зарубежья. Излишне рассказывать о непозволительности подобных путешествий для наших пожилых соотечественников. Особую горечь в этой связи вызывает удел постаревших ветеранов Великой Отечественной войны. Герои-победители по большому счету унижены отсутствием возможности достойного материального уровня жизни.


Существующий в обществе социальный стереотип старости


Понятие геронтофилия означает любовь, почтение к старым людям. Благотворительность, попечительство, присмотр за стариками являются формами геронтофилии. Подчеркнутое уважение к старикам типично для стран Востока и кавказских республик. Геронтофобия — понятие, означающее боязнь старости. Враждебное чувство к ней и боязнь собственной старости, к сожалению, довольно часто встречается в современном обществе. Да и в целом нашу цивилизацию можно считать геронтофобической. Любопытный факт был подмечен нами в оценке студентами возрастной перспективы. При проведении на практических занятиях методики А. Кроника по определению психологического возраста, согласно инструкции, требовалось задумать ожидаемую продолжительность собственной жизни — значительная часть студентов задумывала 45 или 60 лет. При этом возникали комментарии о том, что дальнейшая жизнь бессмысленна и бесполезна. В данной ситуации косвенным образом выражалось отношение молодых людей к пожилым, в том числе и живущим с ними в одной семье. Очевидно, что подобное отношение явилось результатом отсутствия какой бы то ни было repo нтофилической идеологии в обществе.


9. Психические заболевания в старческом возрасте


Установлено, что с увеличением возраста повышается частота психических нарушений. Ряд исследователей, в том числе русский психиатр П. Ковалевский,
считал сенильную деменцию естественным завершением человеческой жизни. Поданным Национального института психического здоровья США, как минимум, 15% людей старше 65 лет нуждаются в психиатрической помощи. Женщины нуждаются в подобной помощи примерно в два раза больше, чем мужчины.
Деменция старых людей квалифицируется нарушением ориентировки, памяти, способности понимания и сообразительности, а также поверхностностью и несдержанностью аффектов, длительными нарушениями настроения, снижением этических потребностей, обострением деструктивных личностных особенностей (обостряется эгоцентризм, алчность, скопидомство). Общим для всех видов атрофических деменций старческого возраста является их незаметное начало и необратимость атрофического процесса.
Центральное место в процессе распада психической деятельности занимают нарушения памяти — со временем может развиться полная мнемическая дезориентация, достигающая степени полного неузнавания. Характерна потеря автоматизированных действий (привычек) — таких как одевание, приготовление пищи ит. п. В завершении появляется физический и психический маразм — его симптомами являются сосательные и хватательные автоматизмы, различные неврологические проявления. Все это сопровождается чувством болезни, осознанием собственной психической несостоятельности. Ранее принято было считать, что главной причиной деменции любого вида являются возрастные сосудистые изменения, однако современные исследования ставят под сомнения единственность подобной причины. Исследователи обращают внимание на обусловленность деменций лекарственной терапией. При этом особую опасность могут представлять транквилизаторы, от которых у пожилых и старых людей, принимающих их долго, может развиться наркотическая зависимость. Установлено, что длительное применение антиаритмичных и антигипертензивных средств деструктивно влияет на интеллектуальную деятельность людей. В этой связи важно информационное и психологическое сопровождение стариков- приверженцев лекарственной терапии.
Названные «стрессоры» обычно выступают вместе, угнетающим образом влияя на состояние людей позднего возраста.


Краткое содержание и выводы


■ Развитие взрослого человека определяется преимущественно социальными и культурными факторами, оно не связано с физическим ростом и интенсивным приобретением когнитивных навыков. Каждый период взрослой жизни все же имеет свои характерные задачи и особенности.
■ Задачами среднего возраста становятся достижение абсолютной гражданской и социальной ответственности, достижение профессионализма и достижение карьерного роста, оформление достойного жизненного уровня (своего и своих близких), принятие ответственности за социальный и профессиональный выбор детей, достижение гражданской и социальной зрелости, нормальное разрешение «кризиса середины жизни», оформление надежных дружеских связей.
■ На период взрослости приходится кризис 40 лет — «кризис середины жизни». По сути, он является кризисом смысла жизни. Если человек не удовлетворен в этом возрасте тем, что имеет, он стремится совершить кардинальные изменения в жизни (может возникнуть другая семья, другая профессия).
■ Таким образом, средний возраст — это время критического анализа и оценки взрослыми людьми своей жизни. Одних этот анализ удовлетворяет, для других становится болезненным. Незначительность своих достижений является знаковой особенно для мужского переживания кризиса.
■ Уделом пожилого и старческого возраста становится приспособление к уменьшению физической и трудовой активности, приспособление к материальным ограничениям, обеспечение адекватных возрасту жизненных условий, реализация компенсаторных психологических механизмов.
■ В старости наблюдается ослабление общей чувствительности, повышаются пороги ощущений, ухудшается память, замедляются обменные процессы, появляется эгоцентрическая речь. Все изменения закономерны, но могут иметь разную выраженность у различных людей, что зависит от их образования, характера профессиональной деятельности, требующей или не требующей интеллектуальной активности. Исследователи дифференцируют несколько путей старения.
1. Доживание — тяжело переживается кризис ухода на пенсию, утрачиваются социальные связи, люди не находят им адекватной замены, смысл жизни теряется. В таком случае биологические механизмы старения проявляются в полной мере.
2. Продолжение привычной активной жизни. Сохраняются творчество, работа, семейные отношения. Психологическая старость не наступает, да и биологическое старение не столь откровенно.
3. Нахождение нового смысла жизни, что обеспечивает сохранение активности при смене занятий, сохранение психологического времени.
■ При этом следует осознавать, что распространенные в наши дни «стереотипы старости» применимы лишь к конечным этапам пенсионного возраста. На первых же этапах «молодые старики» сохраняют работоспособность и приносят реальную пользу своим близким и обществу. Они, как правило, имеют позитивный жизненный опыт и столь же позитивное отношение к своей жизни в пенсионный период. Улучшение условий жизни в передовых странах, можно считать, отодвинуло наступление старости в привычном смысле слова, превратив период геронтогенеза в «теплую осень».
■ К современным людям пришло понимание, что хронологический возраст не имеет сегодня прежнего смысла ни для самого человека, ни для окружения. Главную роль в возрастном поведении играет социальный и психологический возраст.

Источник: Першина Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2020. — 256 с— («Gaudeamus»).

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.