На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Психология взрослых людей - Гендерные различия взрослых людей
Психология взрослых людей - Гендерные различия взрослых людей
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Психология взрослых людей
Гендерные различия взрослых людей
Типы старения
Все страницы

 


3. Гендерные различия взрослых людей


Исследования Левинсона позволили дифференцировать периоды развития у женщин и мужчин: если для мужчин определяющими вехами взросления становится их карьерный рост, то для женщин — стадии семейных циклов; кроме того в карьерном развитии женщины могут запаздывать, выступая «начинающими», «новичками» в деле даже в сорокалетием возрасте. У мужчин достижение профессиональной зрелости происходит уже к тридцатилетнему возрасту. Для женщин более важным, чем достижение профессионального успеха, является получение удовлетворение от личных отношений, для мужчин карьера остается главным приоритетом в течение всей жизни. Замечено, что для женщин, отдавших годы ранней взрослости замужеству и воспитанию детей, как правило, зрелость бывает посвящена достижению профессиональных целей. И напротив, женщины, отдавшие молодость работе, в зрелом возрасте «наверстывают» в области брачно-семейных отношений. Очевидна, таким образом, разнородность жизненных устремлений женщин. Представления мужчин об устройстве собственной жизни более однотипны, они связаны более всего с их карьерным ростом и профессиональными достижениями.
Надо сказать, что жизненные планы женщин более всего обусловлены социальными причинами. Так, если в 1960-е годы в обществе культивировалась асимметричная модель семьи, где мужчина выступал в роли добытчика и распределителя материальных средств, а женщине отводилась роль хранительницы домашнего очага, то и основным женским ориентиром была семья и воспитание детей. Сегодняшние перемены в обществе ориентируют на симметричную семью, женщина становится столь же функциональной в общественном производстве, сочетает карьеру и семью.


4. Психология зрелого периода


В условиях современной цивилизации в 40 — 45 лет у человека наступает зрелость. Это означает, что главные цели человека реализованы, развитие достигло своей высшей планки, и дальнейшая жизнь будет характеризоваться лишь незначительными изменениями психических образований. По мнению Э. Клапареда, зрелый возраст— время остановки развития, период окаменелости. Показательно в этом смысле, что в Комитете по развитию человека Чикагского университета по отношению к зрелому периоду жизни вовсе не сформулированы задачи развития. Вероятно, это обусловлено пониманием зрелости как вершины развития, по достижении которой человеку не к чему стремиться. С подобной оценкой психологии зрелости можно согласиться в плане насыщенности всей предыдущей жизни человека событиями, переживаниями, возмож- 230 ностями и достижениями. Согласовывается с ней ди-
намика физиологических и психических процессов, характеризующая детство, молодость и взрослый период жизни: с наступлением зрелости она объективно и существенно снижается. Однако, многочисленные исследования убеждают, что процесс развития человека не имеет границ. В частности, Э. Эриксон утверждает, что вершины жизни нет, и человек развивается до конца жизни. При этом особенностями психического развития человека на этапе зрелости являются: продолжение освоения социальных ролей, адаптивных для этого возраста и статуса (роль ведущего специалиста, наставника, роль мудрого человека и т. п.); овладение способами поведения, квалифицирующими зрелого человека (взвешенность поступков, аналитичность при принятии решений, высокая ответственность не только за собственные действия, но и за результат действий людей, выполняющих подчиненные функции). Интересную особенность подметили исследователи относительно дружбы в зрелом возрасте — довольно часто в эту пору люди полагаются на друзей более, чем на родственников. При этом женщины этого возраста более всего ценят в дружбе взаимность, а мужчины — сходство опыта, интересов и занятий. Дружеские отношения в этом периоде довольно многомерны; люди дорожат ими больше, чем прежде и стараются сохранять, даже идя на компромиссы. Многолетние контакты с друзьями формируют устойчивые взаимные привязанности, которые проявляются в заботе и взаимопомощи.


5. Основные изменения психических функций в зрелпм возрасте


Согласно Б.Г. Ананьеву, зрелость физическая, личностная, познавательная и профессиональная по срокам не совпадают, ибо процесс развития гетерохронен. В возрастной период зрелости физические возможности человека приобретают не самые лучшие показатели, тем не менее, могут оставаться еще довольно высокими. Познавательные возможности по многим параметрам ниже, чем в предыдущие возрастные периоды, однако для реализации познания привлекаются приемы, выработанные жизненным опытом. Экспериментально установлено, что зрелые люди имеют высокий уровень проявления аттенционных способностей: они могут концентрировать внимание даже в неблагоприятных условиях, удерживая его на предмете. Хорошие показатели имеет интеллектуальная деятельность: зрелые люди в совершенстве владеют логическими формами мышления, дедуктивной логикой, умственные операции доведены ими до совершенства, хорошо развито рефлексивное мышление. Одновременно они начинают испытывать проблемы с функционированием памяти — наступает возрастная амнезия, выражающаяся как забывчивость в несущественных вопросах. Чаще всего забываются отдельные понятия, запланированные действия, случаются «пропажи» вещей. Подобные сигналы требуют дополнительных форм организации своей деятельности: ведения записей, использование «шпаргалок» на видных местах и т. п. Кульминационного этапа в зрелом возрасте достигает личностное развитие. Автору запомнилась ситуация, когда одна из слушательниц при измерении собственной самооценки получила «зашкаливающий» результат завышенной самооценки. Диагностическая методика была построена на сличении «Я-реального» и «Я- идеального». Совсем не смутившись, слушательница объяснила ситуацию тем, что она всю свою сознательную жизнь «делала» свою личность, и к зрелой поре достигла совершенства. Согласуясь с этой логикой, можно говорить о возможности достижения личностью высокой продуктивности в индивидуальной и общественной жизни, развитии ее способностей, о высоком уровне организации деятельности, устойчивости ценностей, сформированности мотивационно-потребностной сферы и структуры личности в целом. Важнейшим признаком зрелости считается осознание личностью ответственности и стремление к ней. На ответственности зрелых людей зиждется общественная мораль. Зрелые ценности являются эталонными для общества.
Между тем существуют некоторые деструктивные феномены зрелости. Один из существенных — «сгорание на работе». Это явление может сопровождать тех, чей труд связан с оказанием помощи другим людям, кто усердно трудился и отдавал свои силы, не заботясь об отдыхе и здоровье; тех, кто не был мотивирован содержанием своей профессиональной деятельности, или тех, кто был вынужден приспосабливаться к неблагоприятным условиям труда. «Сгорание» может проявляться как эмоциональное истощение, появление равнодушия к результатам деятельности, исчезновение влечений и желаний, причем не только в сфере трудовой деятельности. Распространенными симптомами «сгорания» становятся физическое истощение, психосоматические заболевания, пассивность. При отсутствии возможности смены места работы таким людям следует научиться отделять свою личную жизнь от профессиональной, сформировать новые интересы, способные выступить в качестве компенсаторных мотивов. Задача близких людей — поддержка и понимание. Надо сказать, что она не из простых, ибо довольно часто близкие относят деструктивное поведение другого на свой счет. В данной ситуации незаменимой может оказаться помощь психолога. В качестве особой причины «сгорания» необходимо отдельно отметить угрозу потери работы. Сегодняшние объявления о приеме на работу в абсолютном большинстве приглашают лиц до 35 лет; зрелый возраст становится невостребованным. Опыт и мастерство, обретенные к этому возрасту, мало защищают от возможности сокращения. Ощущение нестабильности выступает фрустрирующим фактором и, в свою очередь, сказывается на работоспособности.
Разумеется, данная проблема должна решаться, прежде всего, на государственном уровне, тем не менее, возможна корректировка состояния и поведения путем дополнительных мотиваторов жизни, находимых в новых видах занятий, «страхующих» человека на случай потери работы.


6. Старение как психофизиологическое явление


«Старый возраст почитается только при условии, что он защищает себя, поддерживает свои права, не подлизывается ни к кому, и до последнего дыхания управляет своей областью» (Цицерон).
Старение (геронтогенез) начинается с выхода на пенсию, соответственно для женщин и мужчин в 55 — 60 лет и имеет три этапа: пожилой возраст, собственно старческий и долгожительство. Старение есть генетически нормативный процесс психофизиологических изменений, характеризующихся увяданием большинства функций. У Людмилы Татьяничевой есть строки «...у старости силы не те». Поэтесса отметила главную возрастную особенность — наступление физической слабости в старом возрасте. Старики не способны переносить длительные и напряженные физические и нервные нагрузки, утрачивается работоспособность тканей и органов. Сильно меняется внешний вид: возрастное обезвоживание организма приводит к иссушению кожи — в результате этого кожа перестает выполнять свои важнейшие функции по защите и терморегуляции организма. Существенно замедляется образование нервной ткани, вследствие чего ослабляется чувствительность нервной системы и сенсорных возможностей людей. Очень выразительно подчеркивают физиологическую уязвимость старых людей следующие данные; если рана двадцатилетнего человека заживает в среднем за месяц, а для сорокалетнего на это требуется около двух месяцев, то шестидесятилетнему для выздоровления понадобится более трех месяцев. Или другой пример: людям среднего возраста требуется для хорошей видимости источник света вдвое ярче, чем молодым, а старым — ярче в три раза.
Медики говорят о старении сердечно-сосудистой, иммунной, эндокринной и других жизненно важных систем организма. Вместе с тем есть данные о гетерохронии функционирования различных систем и органов, К тому же все изменения в организме носят индивидуальный характер. В целом отмечена следующая закономерность: чем сложнее та или иная физиологическая структура человека, тем дольше она остается сохранной. В частности, оборонительный рефлекс оказывается более сохранным по сравнению с пищевым. Люди, чья профессиональная деятельность связана с речевой деятельностью, сохраняют до глубокой старости речемыслительные функции. Б.Г. Ананьев указывал, что речемыслительные второсигнальные функции противостоят общему процессу старения и претерпевают изменения значительно позже других психофизиологических функций.
Естественный интерес исследователей вызывали интеллектуальные возможности пожилых людей, их способность продуцировать новые идеи, сохранять ясность мыслей. Ряд авторов убеждены, что возрастных ограничений в интеллектуальной компетентности нет. Другие, напротив, доказывают, что в пенсионном возрасте уровень интеллекта снижается (они аргументируют это утверждение показателями тестов интеллекта). Третьи утверждают, что у пожилых людей актуализируется особая логика, представляющая глубинные пласты мышления: пожилые люди активнее пользуются интуицией, благодаря чему выходят за пределы информации, которой располагают. Тем не менее, нельзя не считаться с фактом, что так называемое слабоумие (как медицинский термин) все же имеет место главным образом среди пожилых людей, страдающих сосудистыми заболеваниями. Оно проявляется в ослаблении памяти, в возрастной амнезии. Однако активно-преобразующее отношение к себе позволяет компенсировать снижающиеся мнемические возможности. Бесценны самонаблюдения Скиннера в поздние годы. Он отмечал дефекты памяти и повышенную утомляемость. При этом он вырабатывал стратегию компенсации этих дефектов, названную им «психологическим протезированием окружения». Так, зонт он вешал на дверь, чтобы не забыть его при выходе из дома, рядом с кроватью ставил магнитофон для записей пришедших в голову мыслей и т. п. В числе признаков утомляемости Скиннер отмечал: ошибки в письме, порицание других за промахи, тенденцию выполнять работу дольше, чем прежде и т. д. Человеку, отмечающему в себе такие особенности, требуется отдых.
В целом исследования (как, впрочем, и житейские наблюдения) подчеркивают влияние на процессы старения индивида его личностных особенностей. Важно отметить большую сохранность собственно человеческих функций как привилегии онтогенетической эволюции человека как вида: к примеру, смысловая память сохраняется значительно дольше, чем память механическая и образная, в прямом смысле слова «выручая» старого человека. Трудности усвоения нового у старых людей в значительной степени компенсируются ассоциативным мышлением, использованием специальных мнемических приемов, сформированных в жизненном опыте. Способность формировать суждения — видовая функция человека, и она дольше всего сохраняется у стариков. Доказано, к тому же, что изменения интеллекта связаны с его исходным коэффициентом: у более интеллектуально одаренных людей они выражены слабее.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.